Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30.09.2021 N 11
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - региональный государственный надзор).
1.2. Предметом регионального государственного надзора являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
1.3. Органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство).
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица) являются:
1.4.1. Министр природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, являющийся главным государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды (далее - главный государственный инспектор).
1.4.2. Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики в должностные обязанности, которого в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному экологическому контролю, являющийся заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды (далее - заместитель главного государственного инспектора).
1.4.3. Начальник отдела охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и регулирования обращения с отходами Министерства (далее - старший государственный инспектор).
1.4.4. Консультанты отдела охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и регулирования обращения с отходами Министерства (далее - государственные инспектора).
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий являются (далее - уполномоченные должностные лица):
1.5.1. Министр природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, являющийся главным государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды.
1.5.2. Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являющийся заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды.
1.6. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.7. К объектам регионального государственного надзора относятся:
1.7.1. Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
1.7.2. Здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
1.8. Учет объектов надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Уполномоченный орган при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты регионального государственного надзора к одной из следующих категорий риска:
2.2.1. Средний риск.
2.2.2. Умеренный риск.
2.2.3. Низкий риск.
2.3. Объекты регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся к следующим категориям риска:
2.3.1. К категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заказников, памятников природы.
2.3.2. К категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы.
2.3.3. К категории низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах: охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей.
2.4. Объекты регионального государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3. настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного надзора к категории риска:
2.4.1. Постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа.
2.4.2. Обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объекты регионального государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом 2.4.1 настоящего пункта к категориям значительного, среднего, умеренного риска подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
2.5. Объекты регионального государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям умеренного и низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.2. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.3. Доклад о правоприменительной практике надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий готовится Министерством, в срок 1 раз в год, утверждается Министром (либо лицом его замещающим) и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
3.4. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.5. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно, в сроки, определенные Министром (заместителем Министра), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- (видео-) запись. Консультирование осуществляется без взимания платы.
3.6. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.7. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий. Письменное консультирование осуществляется по запросам контролируемых лиц, поступившим в письменной форме в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.8. В случае поступления 2 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
3.9. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а так же в отношении объектов регионального государственного надзора, отнесенных к категориям значительного риска не позднее, чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
3.10. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, Министр (заместитель Министра) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
3.11. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор, указанный в подпункте 1.4.3, 1.4.4 пункта 1.4 настоящего Положения, незамедлительно направляет информацию об этом Министру (заместителю Министра), которые являются уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования, особо охраняемых природных территорий проводятся следующие виды плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.2. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта регионального государственного надзора.
4.3. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
4.4. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
4.5. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
4.6. В составе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
4.7. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 3.11 настоящего Положения, в отношении объектов регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в зависимости от присвоенной категории риска, осуществляется со следующей периодичностью:
категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
категории среднего риска - не чаще чем 1 раз в 4 года и не реже, чем 1 раз в 6 лет;
категории умеренного риска - не чаще чем 1 раз в 5 лет и не реже, чем 1 раз в 6 лет.
В отношении объектов надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.8. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 3.11, 4.1 - 4.5 настоящего Положения.
4.9. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также в случае применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении его меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
4.10. Для фиксации должностными лицами, указанными в пункте 1.4. настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований, используются фотосъемка и/или аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
4.12. Досмотр осуществляется должностными лицами, указанными в пункта 1.4 настоящего Положения, в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их исполнения выдается Министром (заместителем Министра) в соответствии с главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
6. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) их должностных лиц
6.1. Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае поступления жалобы к должностному лицу Министерства, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении, указанное должностное лицо в течение 3 суток со дня поступления жалобы направляет ее со всеми материалами дела главному государственному инспектору.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, направляющее жалобу на постановление о назначении административного наказания, в обязательном порядке, указывает в своей жалобе свои данные (фамилия, имя, отчество), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, суть жалобы, собственноручная подпись, подтверждение своих доводов (документы, материалы).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается главным государственным инспектором в десятидневный срок со дня ее поступления в Министерство со всеми материалами дела.
6.2. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении главный государственный инспектор выносит одно из следующих решений:
6.2.1. Об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения.
6.2.2. Об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение, в отношении которого вынесено постановление.
6.2.3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействий) возраста, предусмотренного статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, ранее вынесенного постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
6.2.4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применения административного наказания.
6.2.5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.
Оригинал решения по жалобе направляется заявителю по почте (с уведомлением о вручении).
Обжалование решений по результатам рассмотрения жалобы по постановлению о привлечении к административному наказанию осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.