В связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Мурманской области от 30.06.2021 N 2658-01-ЗМО "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки применения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Мурманской области.
2. Внести в постановление Правительства Мурманской области от 23.10.2013 N 617-ПП "Об оценке и экспертизе регулирующего воздействия нормативных правовых актов Мурманской области" (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 17.06.2021 N 371-ПП) следующие изменения:
2.1. В пункте 2 слово "инвестиционной" заменить словами "иной экономической".
2.2. В пункте 3 слова "Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области" заменить словами "Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области".
2.3. В Положении о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Мурманской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденном вышеназванным постановлением:
2.3.1. В наименовании и по всему тексту слово "инвестиционной" заменить словами "иной экономической".
2.3.2. В пункте 1.1.1:
- абзацы третий - пятый изложить в редакции:
"- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению;
- вводят положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
- вводят положения, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджета Мурманской области.";
- абзац шестой исключить.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
Порядок
оценки применения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 8 октября 2021 г. N 732-ПП)
1. Порядок оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Мурманской области (далее - порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), а также в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Мурманской области от 30.06.2021 N 2658-01-ЗМО "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Мурманской области" в целях обеспечения единого подхода к оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Мурманской области, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
2. Настоящий порядок применяется исполнительными органами государственной власти Мурманской области, уполномоченными Правительством Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 20.08.2021 N 588-ПП "Об исполнительных органах государственной власти Мурманской области, уполномоченных осуществлять оценку применения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Мурманской области" (далее - уполномоченные органы).
3. Цели оценки применения обязательных требований установлены пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ.
4. При оценке применения обязательных требований такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
5. Оценка применения обязательных требований может проводиться по заявлению субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Мурманской области, общественных объединений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исполнительных органов государственной власти Мурманской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области, саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
6. Оценка применения обязательных требований осуществляется уполномоченным органом в соответствии с утверждаемым им перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - перечень).
Нормативные правовые акты Мурманской области, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет более 4 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом проекта доклада, за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты Мурманской области, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом проекта доклада, за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты Мурманской области, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом проекта доклада, за 1 год до окончания срока действия.
7. Перечень, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, в соответствии с указанным перечнем.
8. Уполномоченные органы проводят оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3 настоящего порядка, и готовят проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
9. Проект доклада готовится по регулируемым уполномоченным органом сферам осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением сфер регулирования, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
10. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
1) результаты мониторинга применения обязательных требований;
2) результаты анализа осуществления контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики;
4) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования;
5) позиции исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта Мурманской области на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
11. В проект доклада включается следующая информация:
1) общая характеристика обязательных требований;
2) оценка применения обязательных требований;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
12. Общая характеристика обязательных требований должна включать следующие сведения:
1) цели введения обязательных требований;
2) перечень нормативных правовых актов Мурманской области и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов;
3) сведения о внесенных в нормативные правовые акты Мурманской области изменениях (при наличии);
4) сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований;
5) период действия нормативных правовых актов Мурманской области и их отдельных положений (при наличии);
6) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
7) основные группы субъектов регулирования, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
13. Оценка применения обязательных требований проводится на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности и должна содержать следующую информацию:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
2) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
3) оценка фактических расходов и доходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативными правовыми актами Мурманской области обязанностей или ограничений;
4) информация о динамике ведения предпринимательской деятельности в соответствующей сфере;
5) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий;
6) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативными правовыми актами функций, полномочий, обязанностей и прав органов государственной власти Мурманской области;
7) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами Мурманской области обязательных требований, в случае если нормативными правовыми актами Мурманской области установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений;
8) количество и содержание обращений субъектов регулирования в уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
9) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Мурманской области и актов Мурманской области, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
10) анализ влияния социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований на деятельность субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
14. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт Мурманской области;
2) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в нормативный правовой акт Мурманской области;
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов Мурманской области, содержащих обязательные требования, их положений.
15. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Мурманской области или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов Мурманской области, содержащих обязательные требования, их положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (положительным влиянием на снижение рисков, в целях превенции которых установлены соответствующие обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
2) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах Мурманской области;
3) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований;
4) отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований;
5) наличие в нормативных правовых актах Мурманской области неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований правоприменительными органами;
8) противоречие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
9) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
16. В целях публичного обсуждения проект доклад размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) не позднее 1 марта с одновременным извещением субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах Мурманской области (далее - субъекты регулирования).
17. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
18. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект доклада с учетом результатов его публичного обсуждения и в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения, размещает сводку предложений и проект доклада на официальном сайте.
19. Уполномоченный орган в срок до 1 июня направляет на рассмотрение доработанный (при необходимости) доклад, подписанный руководителем уполномоченного органа, в коллегиальный орган, координирующий контрольную (надзорную) деятельность на территории Мурманской области (далее - коллегиальный орган), созданный распоряжением Губернатора Мурманской области от 04.05.2021 N 134-РГ "О рабочей группе по вопросам реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с одновременным размещением доклада на официальном сайте.
20. Коллегиальный орган рассматривает доклад на своем заседании.
Относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, коллегиальный орган принимает решение:
о возможности продления срока действия нормативного правового акта Мурманской области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов Мурманской области, имеющих срок действия);
о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Мурманской области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Мурманской области;
о необходимости признания нормативного правового акта Мурманской области (его отдельных положений) утратившим силу;
о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта Мурманской области.
21. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Мурманской области, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей в случае принятия коллегиальным органом решения, предусмотренного абзацем шестым пункта 20 настоящего порядка.
Оценка фактического воздействия в отношении нормативного правового акта Мурманской области, устанавливающего обязательные требования, проводится уполномоченным органом, подготовившим доклад, в порядке, определенном постановлением Правительства Мурманской области от 23.10.2013 N 617-ПП "Об оценке и экспертизе регулирующего воздействия нормативных правовых актов Мурманской области".
По результатам оценки фактического воздействия в отношении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, соответствующее заключение направляется уполномоченным органом в срок, не превышающий 20 дней с даты получения такого заключения, в коллегиальный орган для рассмотрения.
22. Коллегиальный орган рассматривает заключение на своем заседании.
Относительно каждого рассмотренного в ходе заседания нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, коллегиальный орган принимает решение:
о возможности продления срока действия нормативного правового акта Мурманской области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов Мурманской области, имеющих срок действия);
о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Мурманской области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Мурманской области;
о необходимости признания нормативного правового акта Мурманской области (его отдельных положений) утратившим силу.
При отсутствии случаев, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 15 настоящего порядка, принимается решение о целесообразности продления срока действия нормативного правового акта Мурманской области, устанавливающего обязательные требования, без внесения в него изменений.
При выявлении одного или нескольких случаев, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 15 настоящего порядка, принимается решение о целесообразности продления срока действия нормативного правового акта Мурманской области, устанавливающего обязательные требования, с внесением в него изменений или о нецелесообразности продления срока действия нормативного правового акта Мурманской области, устанавливающего обязательные требования, и его отмене.
23. Уполномоченный орган размещает доклад, заключения и решения, принятые по результатам их рассмотрения, на официальном сайте в сроки, не превышающие 20 рабочих дней с даты принятия решения коллегиальным органом.
24. Уполномоченным органом разрабатывается проект нормативного правового акта Мурманской области (при необходимости) для реализации решений, принятых коллегиальным органом в соответствии с пунктами 20 и 22 настоящего порядка, в сроки, не превышающие 30 дней с даты принятия решения коллегиальным органом.
25. В случае оценки применения обязательных требований, установленных законами Мурманской области, доклад, заключение и принятые по ним решения в порядке и сроки, установленные Законом Мурманской области от 30.06.2021 N 2658-01-ЗМО "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Мурманской области", направляются в Мурманскую областную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 8 октября 2021 г. N 732-ПП "О Порядке оценки применения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Мурманской области, и о внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 23.10.2013 N 617-ПП"
Вступает в силу с 8 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 8 октября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 октября 2021 г. N 5100202110080008, в газете "Мурманский вестник" от 12 октября 2021 г. N 151