В целях разработки проекта решения городской Думы "О городском бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Дзержинске, утвержденным постановлением городской Думы от 30 октября 2008 года N 389, Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Структурным подразделениям администрации города (субъектам бюджетного планирования городского бюджета) при составлении проекта решения городской Думы "О городском бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
3. Департаменту информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте администрации города.
4. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
И.о. главы города |
О.В. Палеева |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Дзержинска
Нижегородской области
от 08.10.2021 N 2983
Основные
направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 9 Положения о бюджетном процессе в городе Дзержинске, утвержденного постановлением городской Думы города Дзержинска от 30 октября 2008 года N 389, с целью определения основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и более активного использования преимуществ новых технологических решений.
Бюджетная и налоговая политика органов местного самоуправления города Дзержинска на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года и Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года N 889, Стратегией социально-экономического развития городского округа город Дзержинск до 2030 года, утвержденной решением городской Думы города Дзержинска от 30 января 2020 года N 830.
I. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики органов местного самоуправления в 2018 - 2021 годах
Бюджетная и налоговая политика городского округа город Дзержинск в 2018 - 2020 годах была направлена на решение задач, связанных с обеспечением устойчивости и сбалансированности городского бюджета.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением администрации от 23 мая 2017 года N 1618.
Динамика основных показателей городского бюджета за 2018 - 2020 годы
тыс. рублей
|
2018 год |
Темп роста, % |
2019 год |
Темп роста, % |
2020 год |
Темп роста, % |
Доходы: |
4 651 098,4 |
99,5 |
5 764 174,8 |
123,9 |
6 302 321,2 |
109,3 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы |
1 819 413,9 |
99,4 |
2 072 189,5 |
113,9 |
2 212 879,7 |
106,8 |
Безвозмездные поступления |
2 831 684,5 |
99,6 |
3 691 985,3 |
130,4 |
4 089 441,5 |
110,8 |
Расходы |
4 785 291,3 |
99,1 |
5 794 839,7 |
121,1 |
6 305 284,0 |
109,0 |
Дефицит |
- 134 192,9 |
105,1 |
- 30 664,9 |
22,9 |
-2 962,8 |
9,7 |
Доходы городского бюджета в 2020 году поступили в размере 6 302 321,2 тыс. рублей и увеличились за 2018 - 2020 годы на сумму 1 651 222,8 тыс. рублей или на 35,5%.
Основной причиной увеличения доходной части городского бюджета, относительно уровня 2018 года, явились:
1) рост поступлений налоговых доходов. В частности поступления по НДФЛ в 2020 году составили 1 374 962,8 тыс. рублей, что на 384 100,3 тыс. рублей или на 38,8% превышает объем поступлений НДФЛ в 2018 году. Также, в соответствии с Законом Нижегородской области от 06 декабря 2011 года N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" с 01 января 2020 года для местных бюджетов был установлен норматив отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 20%. Поступления в городской бюджет по данному налогу в 2020 году составили 125 228,8 тыс. рублей;
2) рост поступлений межбюджетных трансфертов. В 2020 году рост поступлений межбюджетных трансфертов составил относительно 2018 года 1 217 669,4 тыс. рублей или 142,2%, в том числе:
- общий объем дотаций, поступивших в городской бюджет в 2020 году, составил 738 309,8 тыс. рублей, что на 379 473,9 тыс. рублей или более чем в 2 раза превышает объем дотаций, выделенных городскому бюджету в 2018 году;
- общий объем субсидий, поступивших городской бюджет в 2020 году составил 920 347,7 тыс. рублей, что на 534 779,9 тыс. рублей или более чем в 2 раза превышает объем субсидий, выделенных городскому бюджету в 2018 году;
- общий объем субвенций в 2020 году составил 2 107 981,1 тыс. рублей, рост относительно 2018 года составил 37 899,5 тыс. рублей или 1,8%;
- объем иных межбюджетных трансфертов, поступивших в городской бюджет в 2020 году составил 334 642,1 тыс. рублей, что на 265 516,1 тыс. рублей или более чем в 4 раза больше, чем объем средств, поступивших в 2018 году.
Расходы городского бюджета в 2020 году исполнены в объеме 6 305 284,0 тыс. рублей и увеличились за 2018 - 2020 годы на сумму 1 519 992,7 тыс. рублей или на 32%.
Наибольший удельный вес в расходах городского бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - более 70% в общем объеме расходов.
Обеспечено своевременно и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе обеспечено сохранение целевых показателей по заработной плате работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Начиная с 2019 года, реализуются мероприятия в рамках 5 национальных проектов, на которые в 2020 году было направлено 331 579,8 тыс. рублей федеральных, областных и местных средств.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, а также краткосрочных бюджетных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области. Привлечен областной бюджетный кредит в сумме 30 000,0 тыс. рублей под ставку 0,1% годовых сроком до 3 лет.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2018 - 2020 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение городского бюджета в программном формате на основе муниципальных программ городского округа город Дзержинск;
- реализация 17 муниципальных программ города, охватывающие все социально значимые сферы;
- проведение оценки эффективности муниципальных программ, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- формирование и реализация адресной инвестиционной программы;
- ежегодное формирование муниципальных заданий в отношении муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями города;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении городского бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях города посредством информационно-коммуникационной сети Интернет;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении городского бюджета и по проекту городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности органов местного самоуправления и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения городского бюджета.
Исполнение городского бюджета в 2021 году осуществляется более высокими, чем в 2020 году темпами, несмотря на экономические последствия, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Поступление доходов в городской бюджет за январь - август 2021 года составило 4 207 638,3 тыс. рублей или 64,2% к уточненному годовому плану и превышает уровень 2020 года на 437 201,2 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 1 720 006,8 тыс. рублей, что составляет 69,3% к уточненному годовому плану и выше уровня 2020 года на 448 057,3 тыс. рублей.
По итогам 8 месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы городского бюджета недополучены к уточненному годовому плану в сумме 762 045,2 тыс. рублей.
До конца 2021 года ожидается выполнение плана по доходам не менее чем на 100%.
Благодаря разработанному по поручению Губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина министерством финансов Нижегородской области Плану по снижению муниципального долга бюджета города Дзержинска на 2021 - 2030 годы в 2021 году впервые снижен муниципальный долг на 93 655,2 тыс. рублей с 1 403 500,0 тыс. рублей до 1 309 844,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Нижегородской области в сумме 70 000,0 тыс. рублей и 23 655,2 тыс. рублей за счет собственных средств городского бюджета от экономии по расходам на обслуживание муниципального долга. Кроме того, 03 сентября 2021 года получен областной бюджетный кредит в сумме 506 936,6 тыс. рублей под ставку 0,1% годовых сроком на 5 лет на погашение кредитов от кредитных организаций.
II. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика городского округа город Дзержинск в 2022 - 2024 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в городской бюджет всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в городской бюджет.
Основными направлениями налоговой политики городского округа город Дзержинск определены:
- увеличение налогового потенциала за счет налогового стимулирования деловой активности городского округа город Дзержинск, привлечения инвестиций, реализации эффективных инвестиционных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
- муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам городского бюджета;
- участие в работе в АИС "Налоговая мобилизация" по выявлению объектов недвижимости и земельных участков с целью увеличения поступления местных имущественных налогов в городской бюджет;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых к принятию с 2022 года следующих изменениях законодательства:
- на 2022 - 2024 годы норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей установлен на уровне 2021 года в размере 74,9%;
- планируется с 1 января 2022 года для организаций, заключивших соглашения о защите и поощрении капиталовложений, ввести механизм налогового вычета по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу (если стороной соглашения является, в том числе, муниципальное образование Нижегородской области);
- с 1 июля 2021 года по 1 июля 2031 года действуют пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Нижегородской области, основным видом экономической деятельности которых является разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, при условии, если за соответствующий налоговый период не менее 70% дохода составил доход от осуществления указанного вида экономической деятельности, и если размер средней заработной платы налогоплательщика за соответствующий налоговый период составил не менее 55 000,0 рублей;
- планируется внесение изменений в Закон Нижегородской области от 06 декабря 2011 года N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" в части установления с 01 января 2023 года для местных бюджетов дифференцированных нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
На местном уровне с 01 января 2022 года планируются следующие изменения:
- увеличение базовой ставки арендной платы за муниципальное имущество по договорам аренды, заключенным с применением Методики расчета арендной платы, утвержденной постановлением городской Думы города Дзержинска от 11 июля 2007 года N 230 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Дзержинска";
- увеличение арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, заключенным без применения Методики расчета арендной платы, в соответствии с планируемым на 2022 год среднегодовым индексом потребительских цен. Изменение планируется путем принятия постановления администрации города Дзержинска "Об изменении в 2022 году размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом";
- установление коэффициентов индексации на соответствующий год арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Дзержинск, на уровне планируемого на 2022 год среднегодового индекса потребительских цен.
III. Основные направления бюджетной политики
В условиях, когда экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) до конца не преодолены, основной задачей бюджетной политики на 2022 - 2024 годы является обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, в том числе за счет применения модельного подхода:
- к формированию прогноза поступления доходов в соответствии с Методикой расчета прогноза поступлений по налоговым и неналоговым доходам городского бюджета, утвержденной приказом департамента финансов от 11 июня 2020 года N 34о/д, а также основанного на прогнозе социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов);
- обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств;
- к уровню муниципального долга, направленного на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на городской бюджет в соответствии с Методикой расчета модельного муниципального долга городского округа город Дзержинск на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом департамента финансов от 09 июля 2020 года N 37о/д.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов для обеспечения софинансирования национальных проектов;
- оптимизации и приоритизации расходов, осуществляемых в рамках адресной инвестиционной программы;
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- повышения качества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ), вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг путем использования механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг;
- оптимизации закупочной деятельности заказчиков городского округа;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- усиления финансовой дисциплины.
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности муниципального управления, а именно:
- повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого структурными подразделениями администрации города;
- реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, раскрытие финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе.
В целях более активного использования преимуществ новых технологических решений, достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы планируется реализация комплекса мер, направленного на обеспечение цифровой трансформации:
- развитие информационных технологий и интеграции информационных ресурсов в сфере управления муниципальными финансами;
- переход на электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения государственных и муниципальных контрактов.
IV. Основные подходы к формированию городского бюджета
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам городского бюджета будет принят прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов), предусматривающий динамику развития экономики городского округа в среднесрочной перспективе и изменение основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов городского бюджета продолжится работа по:
- повышению результативности деятельности администраторов доходов городского бюджета, направленной в первую очередь на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед городским бюджетом;
- повышению эффективности использования производственного и налогового потенциалов, стимулированию инвестиционной деятельности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- проведению оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам, сокращению неэффективных налоговых льгот;
- организация эффективного межведомственного взаимодействия при проведении работ в АИС "Налоговая мобилизация" по выявлению и устранению несоответствий в едином государственном реестре недвижимости с целью верификации данных и включению этих объектов в налоговый оборот;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
Бюджетная политика городского округа город Дзержинск в части расходов на 2022 - 2024 годы в первую очередь будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:
- обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- обеспечение софинансирования за счет средств местного бюджета государственных программ и национальных проектов;
- реализация следующих жилищных программ:
а) переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
б) обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями;
в) поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий;
г) обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в городе Дзержинске;
- формирование комфортной городской среды;
- приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования;
- реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Основные параметры городского бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по сохранению объема муниципального долга на экономически безопасном уровне.
V. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения на 2022 - 2024 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 06 декабря 2011 года N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" и направлены на исполнение Соглашения о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Дзержинск Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, планируется усилить работу по внедрению новых подходов к межбюджетным отношениям в Нижегородской области путем участия в постоянно действующей комиссии по вопросам межбюджетных отношений в Нижегородской области, созданной при Министерстве финансов Нижегородской области.
VI. Политика в области управления муниципальным долгом
Долговая политика городского округа город Дзержинск в 2022 - 2024 годах будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения городского бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств города.
Основными задачами реализации долговой политики города являются:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости с учетом всех возможных рисков;
- повышение эффективности муниципальных заимствований городского округа город Дзержинск, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет частичного замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о муниципальных заимствованиях с реальными потребностями городского бюджета в привлечении заемных средств;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге.
В целях обеспечения сбалансированности городского бюджета и поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне объем муниципальных заимствований и муниципальных гарантий на 2022 - 2024 годы будет ограничен предельными нормативами муниципального долга, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о порядке управления муниципальным долгом, утвержденным постановлением городской Думы города Дзержинска от 01 октября 2008 года N 374.
VII. Повышение эффективности управления исполнением городского бюджета
Организация исполнения бюджета городского округа город Дзержинск будет ориентирована на повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами городского бюджета, а также строгого соблюдения бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- повышение качества прогнозирования кассового плана;
- дальнейшее применение механизма казначейского сопровождения по целевым средствам;
- совершенствование процедуры управления ликвидностью на едином счете городского бюджета, повышение качества прогнозирования кассового плана с использованием принципа сбалансированности поступлений и перечислений из городского бюджета, обеспечение непрерывности и своевременности кассовых выплат;
- обеспечение ритмичности исполнения городского бюджета и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг.
VIII. Политика в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок
Деятельность администрации города Дзержинска в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из городского бюджета, а также соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из городского бюджета;
- стандартизацию контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего муниципального финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности;
- совершенствование порядка реализации результатов контрольных мероприятий с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 8 октября 2021 г. N 2983 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 12 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 12 октября 2021 г. N 87