Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 сентября 2021 г. N 3а-584/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. N 66а-115/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38,
установил:
решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38 утвержден Генеральный план городского округа Казань Республики Татарстан.
Данное решение вместе с Генеральным планом опубликованы в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 6 марта 2020 года, спецвыпуск. Генеральный план городского округа Казань размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) 6 марта 2020 года.
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (далее также Общественная организация), используя полномочия, предоставленные абзацем восьмым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 2.1, 2.2 Устава данному общественному объединению, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Генерального плана городского округа Казань.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на несоответствие Генерального плана городского округа Казань нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По мнению Общественной организации, органом местного самоуправления при планировании в оспариваемом нормативном правовом акте мероприятий территориального планирования в части транспортной инфраструктуры нарушены требования земельного, градостроительного и природоохранного законодательства.
Так, административный истец полагает, что строительство мостового перехода в створе улицы Чистопольская, от улицы Чистопольской до улицы Новаторов предполагает установку опоры под него на одном из островов в акватории реки Казанки, которые относятся к особо охраняемым природным территориям. Строительство проездов N 1, N 15, N 51, N 29, N 99 в районе жилых массивов "Дербышки", "Нагорный", Экопарк "Дубравный" окажет негативное воздействие на окружающую среду упомянутых жилых массивов, Советского и Приволжского районов города Казани и ухудшит качество жизни их жителей. Предусмотренная Генеральным планом городского округа Казань реализация Федерального проекта, в рамках которого предусмотрено строительство высоко скоростной магистрали, предполагающего трассировку через город Казань данного объекта транспорта, прохождение его через лесопарк "Лебяжье", а также комплексная застройка природной территории вдоль реки Казанки по улице Гаврилова повлекут сильное негативное воздействие на окружающую среду города, уменьшат уровень озелененности и, как следствие уменьшат его природный каркас, снизят биоразнообразие перечисленных территорий агломерации.
Общественная организация просит признать не действующим Генеральный план городского округа Казань в части проектирования магистралей N 1, N 15, N 51, проездов N 29, 59, трассировки через лесопарк "Лебяжье" города Казани высокоскоростной магистрали - 2 "Казань - Москва", планирования строительства многоэтажной жилой застройки в береговой зоне реки Казанки по улице Гаврилова, строительства мостового перехода в створе улицы Чистопольской от улицы Чистопольской до улицы Новаторов.
В судебном заседании представитель административного истца Железно-Липец А.А., Авхадиев М.Ф. административный иск поддержал.
Представитель Казанской городской Думы Садреев А.А. административный иск не признал.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 3 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Казанская городская Дума была вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана городского округа Казань.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение об их результатах (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 июля 2014 года N 3650 принято решение о подготовке проекта генерального плана городского округа Казань. Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 10 мая 2014 года N 26 (257).
Постановлением Мэра города Казани от 11 июля 2019 года N 139 назначены общественные обсуждения по проекту Генерального плана городского округа Казань (опубликовано вместе с оповещением о начале общественных обсуждений в городе Казани в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" спецвыпуск от 18 июля 2019 года). Общественные обсуждения по проекту данного документа градостроительного планирования были проведены в период с 18 июля 2019 года по 29 августа 2019 года, о чем был составлен протокол от 22 августа 2019 года N 217, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 23 августа 2019 года, опубликованное в спецвыпуске официального печатного издания "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 29 августа 2019 года.
При этом проект генерального плана городского округа размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) 24 сентября 2019 года.
Министерством экономического развития Российской Федерации, Кабинетом Министров Республики Татарстан представлены сводные заключения о согласии с проектом Генерального плана городского округа Казань. Данный проект документа градостроительного планирования был согласован с органами местного самоуправления Верхнеуслонского, Высокогорского, Зеленодольского, Лаишевского, Пестречинского муниципальных районов Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о нарушении органом местного самоуправления в оспариваемом нормативном правовом акте при изложении мероприятий территориального планирования в части транспортной инфраструктуры требований земельного, градостроительного и природоохранного законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа, функциональных зон городского округа, в которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, подпункт "б" пункта 1, пункт 3 части 5).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, их основные характеристики, местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального и местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4).
Генеральным планом городского округа Казань предусмотрены мероприятия по развитию и размещению в Казани объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения, к числу которых отнесено строительство сети проездов - улиц, дорог непрерывного движения (в том числе магистралей N 1, N 15, N 51, проездов N 29, 59), включая федеральные проекты (ВСМ-2 "Казань - Москва" и другие), строительство новых мостов, транспортных развязок и подземных пешеходных переходов улично-дорожной сети (раздел 2.3).
Вместе с этим данный документ градостроительного планирования не является нормативным правовым актом, регулирующим вопросы проектирования и строительства конкретных объектов транспортной инфраструктуры, линейных объектов, в том числе не устанавливает их технических характеристик и точного местоположения. Указанные вопросы подлежат регламентации в проектах детальной планировки отдельных территорий на основании документов градостроительного планирования и зонирования, а также в проектной документации упомянутых объектов (часть 1 статьи 26, статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, доводы административного истца о негативном воздействии мероприятий по планируемому в оспариваемом Генеральном плане развитию улично-дорожной сети на окружающую среду жилых массивов Советского и Приволжского районов города Казани и ухудшение качества жизни их жителей, следует признать несостоятельными.
Вопреки доводам Общественной организации естественные природные территории, а именно заливные луга вдоль берега реки Казанки, в том числе по улице Гаврилова, в Генеральном плане городского округа Казани отнесены к зоне природных территорий с целью сохранения природных комплексов, уникальных природных участков и объектов, условий обитания редких видов диких животных и растений. На большей части территории по улице Гаврилова распространяет свое действие постановление Исполнительного комитета города Казани от 19 мая 2021 года N 1244 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения - рекреационной местности "Парк "Савиново".
Суд отмечает, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Одновременно суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 постановления от 26 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана городского округа Казань в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 сентября 2021 г. N 3а-584/2021
Вступило в законную силу 19 января 2022 г.
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. N 66а-115/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения