УИД 19OS0000-01-2021-000014-75
Дело N 3а-36/2021
Решение
именем Российской Федерации
г. Абакан 9 апреля 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
с участием прокуроров Кузнецовой Н.В., Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Базиева Юрия Михайловича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия пункта 1069 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п, установил:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п (далее - Приказ N 020-203-п) определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в который под пунктом 1069 внесен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>
Базиев Ю.М., являющейся собственником названного нежилого помещения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 1069 Перечня недействующим со дня принятия, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Пешков А.А., действующий на основании части 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования поддержал по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО8 возражала относительно заявленных требований, пояснила, что спорное нежилое помещение включено в перечень на 2019 год на основании документов технического учета, а именно на основании Технического плана помещения от 7 апреля 2017 г., в котором помещение указано как офис.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здания, строения, сооружения (статья 401 НК РФ).
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 НК РФ, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусмотрены налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407 "Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Хакасия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения" (пункт 1) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества; направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по Республике Хакасия; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
13 декабря 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ N 020-203-п "Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Приказ подписан исполняющим обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия и опубликован 26 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, порядок принятия и опубликования не нарушен.
Пунктом 1069 в Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Из материалов дела видно, что нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Базиеву Ю.М.
Согласно выписке из ЕГРН от 9 марта 2021 г. в качестве назначения названного объекта недвижимого имущества указано нежилое помещение, наименование - помещение, вид жилого помещения - данные отсутствуют.
Нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, находится в многоквартирном доме с кадастровым номером N, который в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не включен. В свою очередь многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома с объектами соцкультбыта.
27 апреля 2020 г. административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия с заявлением об исключении нежилого помещения с кадастровым номером N из Перечня объектов недвижимого имущества.
22 октября 2020 г. заместителем Министра в адрес административного истца направлен ответ об отказе в исключении спорного нежилого помещения из Перечня, в связи с тем, что согласно документам технического учета, наименование указанного выше объекта - офис.
Обращаясь в суд, административный истец ссылается на то, что документально спорный объект не может быть отнесен к категории объектов, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Нежилое помещение непригодно для эксплуатации в целях, определенных ст. 378.2 Налогового кодекса, поскольку находится в ненадлежащем для этого состоянии (не произведен ремонт), а соответственно, какая-либо деятельность в помещении фактически не осуществляется.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций".
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в форме:
1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;
2) Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия "Центр государственной кадастровой оценки" в форме обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.
Из смысла приведенных норм следует, что действующим законодательством установлено два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: по предназначению в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов; или по фактическому использованию.
Следовательно, для проверки оснований включения спорного нежилого помещения в Перечень достаточно установления соответствия этого помещения хотя бы одному из названных критериев.
Судом установлено, что обследование спорного помещения на дату его включения в Перечень с целью установления вида фактического использования не проводилось.
Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, был включен административным ответчиком в оспариваемый Перечень на основании документов технического учета, а именно на основании Технического плана помещения от 7 апреля 2017 г., в котором помещение учтено как офис.
В порядке межведомственного взаимодействия в Минимущество РХ был направлен Технический план помещения от 7 апреля 2017 г., который составлен, в том числе на основании следующих исходных данных:
1) постановление администрации г. Абакана от 5 мая 2014 г. N 829 "О переводе жилого помещения в нежилое", согласно которому переведена принадлежащая на праве собственности Базиеву Ю.М. квартира N N, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенная в многоквартирном доме N N по <адрес> в нежилое помещение с перепланировкой и переустройством под офис;
2) уведомление ДГАЗ администрации г. Абакана от 6 мая 2014 г., в котором указано о переводе жилого помещения в нежилое помещение в целях использования помещения в качестве офиса;
3) заключение о присвоении объекту адресации адреса от 30 января 2017 г. - объектом адресации является офис;
4) акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 3 апреля 2017 г., в котором установлено, что предъявлен к приемке в эксплуатацию офис, который решением приемочной комиссии принят в эксплуатацию.
Другие сведения, свидетельствующие об ином назначении спорного помещения на момент его включения в Перечень, у административного ответчика отсутствовали, обратного суду не представлено.
В силу приведенных обстоятельств не имеют правового значения доводы административного истца о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования названного объекта недвижимости, поскольку для включения объекта недвижимости в перечень достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд находит несостоятельным довод представителя административного истца о том, что в техническом плане отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости как офисе.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с пунктом 11 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" обязательному включению в состав технического плана независимо от вида кадастровых работ подлежат следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении (в случаях, предусмотренных пунктом 9 Требований); 4) заключение кадастрового инженера (в случае подготовки технического плана в отношении линейного сооружения, расположенного более чем в одном кадастровом округе); 5) чертеж (кроме случая подготовки технического плана в отношении помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса); 6) план этажа (этажей), План части этажа (этажей), план здания, сооружения, план части здания, сооружения (кроме случая подготовки технического плана в отношении машино-места, объекта незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса); 7) Приложение.
Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения. В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения, в том числе сведения о наименовании проектной документации, об утверждении такой документации и при наличии - о внесении в такую документацию изменений, влияющих на результат кадастровых работ (пункт 20 этого же Приказа).
Как видно из Технического плана от 7 апреля 2017 г. на странице 2 в разделе "Исходные данные" перечислены документы, которые содержат наименование спорного нежилого помещения - офис.
Поскольку указанное в Техническом плане свидетельствует о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, по своему назначению представляет собой офис, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании его недействующим в части пункта 1069 не имеется.
На основании части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
в удовлетворении административного искового заявления Базиева Юрия Михайловича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия пункта 1069 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
В мотивированной форме решение составлено 13 апреля 2021 г. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 апреля 2021 г. N 3а-36/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1069 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. приказом Минимущества Республики Хакасия от 13.12.2018 N 020-203-п"
Текст решения опубликован не был