Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
администрации области
от 12.10.2021 N 749
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Положением об управлении по развитию промышленности и торговли Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 01.08.2018 N 218, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор).
1.2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с осуществлением регионального государственного контроля (надзора).
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.4. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является управление по развитию промышленности и торговли области (далее - Управление).
Должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
начальник Управления;
должностные лица отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные лица):
начальник отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления;
заместитель начальника отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления;
консультант отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления;
главный специалист-эксперт отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления;
ведущий специалист-эксперт отдела лицензирования, декларирования и контроля Управления.
1.5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений Управления о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является начальник Управления.
1.6. Управление обеспечивает учет объектов регионального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля (далее - реестр).
Управление осуществляет учет следующих объектов контроля (надзора):
деятельность, действия (бездействия) организаций и индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения (далее - обязательные требования);
здания, помещения, сооружения, территории, оборудование и устройства, которыми организации и индивидуальные предприниматели владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
Получение сведений об объектах контроля осуществляется Управлением ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца:
из информации "Личного кабинета" Управления, расположенного на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, полученной должностным лицом Управления, ответственным за ведение реестра;
из информации государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученной должностным лицом Управления, ответственным за ведение реестра.
Ведение Реестра осуществляется должностными лицами Управления. Актуализация реестра (внесение объектов контроля, либо внесение изменений об объектах контроля в реестр) осуществляется в течение 5 дней со дня получения Управлением соответствующих сведений.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Управлением, и размещается на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Управления) в течение 10 дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами Управления в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности".
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Управление для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объекта контроля к одной из предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения категорий риска осуществляется Управлением ежегодно при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), приведенными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен Управлением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся Управлением в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Управление может проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением обеспечивается подготовка проекта ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - проект доклада), который в срок до 15 февраля текущего года размещается на официальном сайте Управления для публичного обсуждения с указанием срока публичного обсуждения и адресов электронной почты для направления предложений и замечаний.
3.5. По истечении срока публичного обсуждения проекта доклада Управление составляет перечень поступивших предложений и замечаний с указанием мнения Управления по каждому предложению и замечанию и размещает перечень на официальном сайте Управления.
3.6. Управление осуществляет доработку проекта доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
3.7. Доклад о правоприменительной практике за предшествующий календарный год утверждается начальником Управления до 01 марта каждого года и размещается на официальном сайте Управления в течение 7 рабочих дней со дня его утверждения.
3.8. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Управления о состоянии регионального государственного контроля (надзора).
3.9. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.10. Контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Управление возражение в отношении предостережения.
3.11. Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме, но должны содержать в себе следующую информацию:
наименование контролируемого лица;
сведения об объекте регионального государственного контроля (надзора);
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
фамилию, имя, отчество (при наличии) направившего возражение;
дату направления возражения.
3.12. Контролируемое лицо вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Возражение рассматривается Управлением в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения Управление принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение; отказывает в удовлетворении возражения, в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного контролируемым лицом возражения.
Управление осуществляет учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в журнале учета объявленных предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.13. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) осуществляется должностным лицом Управления по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
3.14. Консультирование осуществляется должностным лицом Управления по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.15. Время консультирования при личном обращении устанавливается начальником Управления и должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в здании Управления в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте Управления.
3.16. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
содержание обязательных требований;
периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок обжалования решений должностных лиц Управления, их действий (бездействий).
3.17. В письменной форме консультирование осуществляется по всем вопросам, предусмотренным пунктом 3.16 настоящего Положения, в случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования.
3.18. В случае консультирования должностными лицами Управления в письменной форме ответ контролируемому лицу направляется в течение 30 дней со дня регистрации его запроса.
3.19. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления письменного разъяснения, подписанного начальником Управления.
3.20. Учет консультирований осуществляется в журнале консультирования.
3.21. Профилактический визит проводится должностным лицом
Управления в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видеоконференцсвязи.
3.22. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3.23. Управление обязано предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
3.24. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.25. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
3.26. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица Управления, проводящего обязательный профилактический визит, может быть продлен срок проведения обязательного профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
4. Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия
4.1. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами:
документарная проверка;
выездная проверка;
контрольная закупка;
мониторинговая закупка;
инспекционный визит.
4.2. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.3. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
4.4. В ходе контрольной закупки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
эксперимент.
4.5. В ходе мониторинговой закупки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
эксперимент;
инструментальное обследование;
истребование документов.
4.6. В ходе выборочного контроля допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
4.7. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.8. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:
наличие у Управления сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными постановлением администрации области, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения управления об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, Управлением проводятся такие контрольные (надзорные) мероприятия, как выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, инспекционный визит.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим, четвертым настоящего пункта, вид внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяется в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Тамбовской области (в служебной командировке, в связи с ежегодным отпуском);
применения административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При предоставлении указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Управлением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.10. При проведении перечисленных в абзацах третьем - шестом пункта 4.1 настоящего Положения контрольных (надзорных) мероприятий, в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо Управления использует фотосъемку, аудио- и видеозапись для фиксации доказательств.
4.11. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Управления самостоятельно.
4.12. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Управлением обеспечивается сохранность информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи в течение 3 лет после завершения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.13. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
4.14. Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств (фотоаппаратов, видеокамер, а также мобильных устройств, телефонов, смартфонов, планшетов), имеющихся в распоряжении должностных лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
4.15. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
4.16. Эксперимент проводится в случаях проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных абзацами четвертым, пятым пункта 4.1 настоящего Положения.
4.17. Срок проведения эксперимента определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка, и проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), объектов контроля.
4.18. Решение о дате и времени выезда на объект торговли или в предприятие общественного питания принимается должностным лицом Управления самостоятельно. В назначенные дату и место должностное лицо осуществляет выезд по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
4.19. По прибытии должностное лицо Управления устанавливает факт осуществления (неосуществления) деятельности контролируемого лица.
4.20. В случае осуществления деятельности контролируемого лица, должностное лицо Управления создает ситуацию для совершения сделки по розничной продаже алкогольной или спиртосодержащей продукции либо розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, имитирующих нарушение обязательных требований. Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта.
4.21. Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором указываются:
время и место проведения эксперимента;
описание эксперимента;
описание результата эксперимента;
подписи должностных лиц, проводивших эксперимент;
отметка об ознакомлении с протоколом о проведении эксперимента представителя субъекта проверки, присутствующего при эксперименте (в случае такого присутствия).
5. Обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Правом на обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба на решения Управления, действия (бездействия) должностных лиц Управления, рассматривается начальником Управления.
Жалоба подлежит рассмотрению начальником Управлением в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Управление вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Управлением, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Управление, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
По итогам рассмотрения жалобы Управление принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение Управления полностью или частично;
отменяет решение Управления полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц Управления незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Пункт 5.2 вступает в силу с 1 января 2023 г.
5.2. Судебное обжалование решений Управления, действий (бездействий) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.