Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Межрегиональной инспекции ФНС России (далее - Инспекция) по вопросу отнесения нефтепродукта, производимого с применением технологического процесса селективной очистки, к средним дистиллятам и сообщает следующее.
Определение средних дистиллятов в целях признания их подакцизным товаром установлено подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Одновременно данным подпунктом определено, что высоковязкие продукты, соответствующие установленным требованиям, средними дистиллятами не признаются.
В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса высоковязкими продуктами признаются, в частности, смеси углеводородов, полученные в результате применения хотя бы одного из следующих технологических процессов:
каталитическая депарафинизация;
гидроизодепарафинизация;
депарафинизация селективными растворителями;
деасфальтизация пропаном;
селективная очистка;
обезмасливание парафинов.
При этом высоковязкие продукты, полученные в результате перечисленных процессов должны соответствовать одной или нескольким из следующих физико-химических характеристик:
- кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистокса и более;
- температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.
Таким образом, в целях применения главы 22 "Акцизы" Кодекса высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии, полученные в результате применения хотя бы одного из технологических процессов, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса, и обладающие одной или несколькими физико-химическими характеристиками высоковязких продуктов.
В указанном письме Инспекции отражено следующее.
Нефтеперерабатывающим заводом в постоянный технологический регламент "Атмосферно-трубчатая установка АТ" (далее - АТ) с апреля 2020 года внесены изменения, согласно которым действующий технологический регламент дополнен пунктом 4.2.15 "Блок селективной очистки дизельной фракции".
Назначение блока селективной очистки (БСО) - извлечение из дизельной фракции н-парафинов с целью снижения температуры застывания дизельной фракции на выходе с установок АТ-5, АТ-3, АТ-4 на 3 градуса Цельсия после процесса селективной очистки (с минус 12 до минус 15 градусов Цельсия).
В соответствии с указанным пунктом, процесс селективной очистки осуществляется с применением цеолита в качестве адсорбента. Данный процесс основан на поглощении цеолитом СаА-БС (молекулярными ситами) молекул н-парафинов за счет своих полостей. Процесс селективной очистки протекает при рабочей температуре дизельной фракции до 130 градусов Цельсия в адсорберах А-1, А-2, А-3, А-4 и 90 градусов Цельсия в адсорберах А-5, А-6.
Дизельная фракция от установок АТ-5 после очистки поступает на охлаждение в аппарат воздушного охлаждения ВХ-4. Очищенная и осушенная дизельная фракция с блока селективной очистки поступает на блок депрессорно-диспергирующих присадок для снижения низкотемпературных свойств и далее на хранение в резервуарный парк.
В результате прохождения через блок селективной очистки качественная характеристика "Температура застывания" дизельной фракции, полученной в результате ректификации и смешения тяжелых и легких дизельных фракций, на выходе с установок АТ снижается на 3 градуса с минус 12 до минус 15 градусов Цельсия. Однако качественные характеристики как до введения блока селективной очистки, так и после остались идентичными прежним: температура вспышки, определяемая в открытом тигле, не ниже: 82 градусов Цельсия; температура застывания, не выше: минус 36 градусов Цельсия, соответствующими неизменному стандарту организации.
Налоговым органом проанализированы паспорта качества "Топлива низкозастывающего", согласно которым установлено, что наличие в продукте депрессорно-диспергирующей присадки было не изменено, количество в массовых процентах составляло 0,030%. Из чего следует, что ввод блока селективной очистки никак не повлиял на процесс производства "Топлива низкозастывающего" и его качественные характеристики.
Таким образом, с учетом разъяснений, полученных от российских технологических университетов, к области изучения которых отнесены вопросы переработки нефти, Инспекцией сделан вывод о том, что данный технологический процесс демонстрируется организацией исключительно для минимизации налоговых обязательств по акцизу.
ФНС России по результатам рассмотрения позиции Инспекции и представленных материалов рекомендует Инспекции рассмотреть вопрос с позиции наличия в действиях организации состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 54.1 Кодекса, в части искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и, как следствие, об объекте налогообложения акцизом.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС подготовила разъяснения по вопросу отнесения нефтепродукта, производимого с применением технологического процесса селективной очистки, к средним дистиллятам.
Если технологический процесс селективной очистки демонстрируется организацией исключительно для минимизации налоговых обязательств по акцизу, то налоговой инспекции следует рассмотреть вопрос об искажении сведений об объекте налогообложения акцизом.
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2021 г. N СД-4-3/14461@ "Об акцизе на средние дистилляты"
Текст письма опубликован не был