город Калуга |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А83-7014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Подоляк Сергея Васильевича (ОГРНИП 319911200025300, ИНН 910703548137) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (ОГРН 1149102106801, ИНН 9107003258) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А83-7014/2021,
УСТАНОВИЛ:
ИП Подоляк С.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 23.09.2020 N 2-т "О расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", которым в одностороннем порядке заключенный с ИП Подоляком С.В. договор на размещение НТО N 111, N 112, N 37, N 127 расторгнут (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 решение суда первой инстанции от 22.11.2022 отменено. Заявленное требование ИП Подоляка С.В удовлетворено. Признано недействительным постановление Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 23.09.2020 N 2-т "О расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым обратилась в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
12.04.2019 между Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым и ИП Подоляком С.В. заключен договор N ИП-16, по условиям которого предпринимателю предоставлено право на срочное платное размещение с 28.05.2019 по 01.05.2030 на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение (в с. Штормовое, район от перекрестка ул. Ленина с ул. Набережной до перекрестка ул. Ленина с ул. Пляжной) в соответствии со схемой размещения НТО для продажи продуктов питания в заводской упаковке, товары курортного спроса - торговых киосков:
N 111 - на земельном участке площадью 10 кв. м киоск квадратной формы, размером 3мх3 м, на переднем фасаде двухстворчатый проем, N 112 на земельном участке площадью 30 кв. м киоск прямоугольной формы размером 6х3 м, на переднем фасаде одностворчатый и двухстворчатый проемы, N 37 на земельном участке площадью 20 кв. м киоск Г-образный прямоугольник 6мх6мх3 м, на переднем фасаде одностворчатый и двухстворчатый проемы, на правом боковом фасаде два смежных одностворчатых проема, N 127 на земельном участке площадью 10 кв. м киоск прямоугольной формы размером 6мх3 м, на переднем фасаде одностворчатый и двухстворчатый проемы.
23.09.2020 Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым принято постановление N 2-т "О расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым".
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не приведено и не доказано какие нормы действующего законодательства Российский Федерации нарушены заинтересованным лицом, в связи с чем суд пришел к выводу о законности принятого постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, целями закона являются (в том числе) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность; настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; такая схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 (в ред. от 30.06.2020), предусмотрено, что договор на размещение НТО досрочно расторгается по соглашению сторон, а также решением соответствующей администрации муниципального образования в случае (в том числе) самовольного увеличения площади НТО более чем на 10%.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление мотивировано тем, что в результате мониторинга соблюдения условий договора установлено нарушение ИП Подоляком С.В. условий договора на размещение НТО.
Конкретные нарушения условий договора в названном постановлении не указаны.
Вместе с тем, при рассмотрении дела представлен составленный 10.09.2020 от имени заместителя главы Администрации Гузун Л.В. и депутата Штормовского сельского совета Евсеенко С.В. с участием заявителей Федотова Г.Г. и Нечепоренко С.Я. акт визуального осмотра территории размещения НТО с приложением фото.
Из акта следует, что в связи с поступившими 20.08.2020 обращениями граждан о нарушении условий договора на размещение НТО N 111, N 112, N 37, N 127 осуществлен выход на место и установлено самовольное увеличение занимаемой площади более чем на 10%: организована летняя площадка, установлены столы для посетителей, навес, осуществлено бетонирование площадки, визуально торговые места и площадка используются как объект общественного питания.
Приложенным к акту фото зафиксирован факт размещения в один ряд НТО прямоугольной формы, имеющих проемы с поднятыми роллетами, в открытых пролетах занавески, на одном НТО размещена вывеска с надписью "НАШЕ КАФЕ".
Исследовав представленные в дело доказательства, судом апелляционной инстанцией установлено, что акт и фото не содержат сведений о произведенных замерах, фактической площади НТО, примененных средствах измерения, фото не позволяет определить принадлежность этих НТО ИП Подоляку С.В. Также на фото отсутствуют изображения расположения столиков для посетителей или иного необходимого для оказания услуг общественного питания оборудования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что администрацией надлежащих доказательств увеличения площади НТО не представлено. Представленный акт визуального осмотра с фото не содержит обстоятельств, свидетельствующих о таком увеличении; в акте не приведены данные о характеристиках осмотренных НТО, их фактических площадях.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно признал постановление администрации недействительным.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А83-7014/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, целями закона являются (в том числе) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность; настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; такая схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2023 г. N Ф10-3127/23 по делу N А83-7014/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5909/2022
14.07.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3127/2023
30.03.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5909/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7014/2021