Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Унинского района
от 07.10.2021 N 346
Муниципальная программа
"Развитие культуры, спорта и молодежной политики" на 2022 - 2026 годы
22 октября 2021 г.
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры, спорта и молодежной политики" на 2022 - 2026 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Муниципальное учреждение "Управление культуры администрации Унинского муниципального округа Кировской области", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинская Центральная библиотека", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский Центр культуры и досуга", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский историко-краеведческий музей", муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" пгт Уни, муниципальное казенное учреждение "Финансово-хозяйственный отдел учреждений культуры Унинского муниципального округа" |
Соисполнители муниципальной программы |
Муниципальное учреждение "Администрация Унинского муниципального округа Кировской области" |
Наименование подпрограмм |
Отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
Удовлетворение общественных потребностей различных социально-возрастных групп населения Унинского муниципального округа в сохранении и развитии историко-культурных ценностей, народной традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, социально-культурной активности населения, организация его художественного образования, просвещения, активного и полезного досуга и отдыха. |
Задачи муниципальной программы |
- Повышение качества услуг, оказываемых учреждениями культуры. - Эстетическое, художественное воспитание и образование населения. - Организация досуговой деятельности. - Сохранение и развитие исторических и культурных традиций Унинского муниципального округа. - Популяризация здорового образа жизни, вовлечение населения в спортивно-массовую работу. - Поддержка молодежного самоуправления, вовлечение молодежи в организацию полезного досуга и активного отдыха. |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
- количество посещений учреждений культуры на одного жителя муниципального округа в год; - доля детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, по отношению к общему количеству детей в муниципальном образовании в возрасте от 5 до 18 лет за год; - количество культурно-массовых мероприятий на территории муниципального округа в год; - количество спортивных мероприятий на территории муниципального округа в год; - количество молодежных мероприятий на территории муниципального округа в год. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Реализация муниципальной программы рассчитана на 2022 - 2026 годы без подразделения на этапы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Финансирование Программы планируется за счет средств бюджета муниципального округа. Необходимый объем финансирования в 2022 - 2026 гг. составит 156203,625 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 31268,717 тыс. рублей; 2023 год - 31233,727 тыс. рублей; 2024 год - 31233,727 тыс. рублей (прогнозная); 2025 год - 31233,727 тыс. рублей (прогнозная); 2026 год - 31233,727 тыс. рублей (прогнозная). |
1. Общая характеристика сферы культуры, спорта и молодежной политики Унинского муниципального округа. Основные проблемы. Прогноз развития.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов в сфере культуры, спорта и молодежной политики является муниципальное учреждение "Управление культуры администрации Унинского муниципального округа Кировской области".
В структуре управления - специалист по физической культуре и спорту и специалист по работе с молодежью.
МУ "Управление культуры администрации Унинского муниципального округа" - главный распорядитель бюджетных средств, направляемых муниципальным образованием Унинский муниципальный округ на развитие отрасли культуры.
Финансовую деятельность сферы культуры осуществляет муниципальное казенное учреждение "Финансово-хозяйственный отдел учреждений культуры Унинского муниципального округа". ФХО, являясь самостоятельным юридическим лицом, подчиняется главному распорядителю бюджетных средств.
Основные направления развития сферы культуры в муниципальном округе являются:
- культура,
- физкультура и спорт,
- молодежная политика.
Культура.
Сфера культуры в Унинском муниципальной округе представлена 4 учреждениями культуры:
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский Центр культуры и досуга",
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинская Центральная библиотека",
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский историко-краеведческий музей",
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" пгт Уни.
Штатная численность работников сферы культуры Унинского муниципального округа за последние три года составила:
|
всего штатных единиц |
в т.ч. по учреждениям |
|||
клубные учреждения |
библиотеки |
музей |
детская школа искусств |
||
2018 |
57 |
24 |
14,5 |
2,5 |
16 |
2019 |
52,43 |
22,75 |
14,25 |
2,5 |
12,93 |
2020 |
52,18 |
22,75 |
14 |
2,5 |
12,93 |
Посещаемость учреждений культуры в 2020 году составила 112 153 человек.
Доля детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, по отношению к общему количеству детей в муниципальном образовании в возрасте от 5 до 18 лет в 2020 году составила 13,6%
Количество культурно-массовых мероприятий на территории муниципального образования в 2020 году составило 2003.
Количество спортивных мероприятий на территории муниципального образования в 2020 году - составляет 18.
Количество молодежных мероприятий на территории муниципального образования в 2020 году - 24.
Физическая культура и спорт.
Физкультурно-массовая работа - это не только организация мероприятий. Это, прежде всего, пропаганда здорового образа жизни.
Данная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на исполнение полномочий по обеспечению условий для развития в муниципальном округе массовой физической культуры и спорта.
На территории муниципального образования функционирует 15 объектов для занятий физической культурой и спортом. Практически все они находятся в учреждениях образования:
- 8 спортивных залов (культурно-спортивный комплекс д. Астрахань; 7 спортивных залов общеобразовательных учреждений муниципального округа);
- 1 футбольное поле МБУДО ДЮСШ пгт Уни;
- 1 хоккейная коробка МБУДО ДЮСШ пгт Уни;
- 1 спортивная площадка д. Сибирь;
- 1 детско-юношеская спортивная площадка с. Елгань;
- 1 сооружение для стрелковых видов спорта (тир 25 м.) КОГОБУ "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни";
- другие спортивные сооружения (спортивный зал КОГОБУ "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни", спортивный зал МБУДО ДЮСШ пгт Уни).
Работу по развитию физической культуры и спорта в районе организуют 1 специалист по физической культуре и спорту управления культуры, 9 тренеров детско-юношеской спортивной школы и 9 учителей физкультуры общеобразовательных учреждений. Основными организаторами спортивно-массовой работы являются управление культуры и управление образования.
В первом полугодии 2021 года организованно 14 спортивных мероприятий, в которых приняли участие 562 человека. За этот период наши спортсмены приняли участие в 9 межрайонных и областных соревнованиях.
Молодежная политика.
Муниципальная программа разработана с учетом комплекса мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленных на создание организационных условий для самореализации молодежи муниципального округа.
В муниципальном образовании на 01.01.2020 насчитывается 920 человека молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
На территории муниципального образования реализуются следующие направления государственной молодежной политики:
1) Самоуправление (развитие молодежного самоуправления на территории муниципального образования через организацию деятельности советов молодежи);
2) Патриотизм (патриотическое воспитание молодежи);
3) Волонтёрство (вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность);
4) Творчество (вовлечение молодежи в творческую деятельность);
5) Социальная работа (работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении);
6) Здоровый образ жизни (формирование у молодежи здорового образа жизни и вовлечение в занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодежной среде);
7) Общественные организации (поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями);
8) Медиа (вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации).
Основные проблемы отрасли культуры, спорта и молодежной политики Унинского муниципального округа.
Основная проблема учреждений культуры и спорта на сегодняшний день - слабая материально-техническая база (далее МТБ):
- устаревшая компьютерная техника, не способная поддерживать современное программное обеспечение, отвечающее требованиям законодательства;
- большинство зданий требуют текущего и капитального ремонта;
- отсутствие здания для круглогодичного занятия физкультурой и спортом в пгт Уни;
- печное отопление в библиотеках муниципального округа;
- высокий процент изношенности музыкальных инструментов;
- отсутствие интернета в сельских библиотеках (либо отсутствие средств на его оплату) не позволяет использовать в работе современные технологии, интернет-ресурсы;
- изношенность книжных фондов библиотек, отсутствие подписки на периодические издания;
- более 30 лет не менялась мебель в домах культуры и библиотеках.
Эти проблемы напрямую связаны с недостаточным финансированием учреждений.
Не менее серьезная проблема сферы культуры - кадровая:
- нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры;
- старение кадров, отсутствие молодых специалистов учреждений культуры;
- острая нехватка квалифицированных тренерских кадров в ДЮСШ, низкая заработная плата тренеров.
Еще одна серьезная проблема - сокращение населения, в том числе молодежи.
Обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности. Эта проблема становится самой главной для всех учреждений культуры, так как большинство из них остаются невыполнимыми не только по причине отсутствия средств, но и технически.
Прогноз развития сферы культуры, спорта и молодежной политики.
Одним из путей решения выше перечисленных проблем является участие учреждений культуры в инвестиционных программах и конкурсных проектах (таких как ППМИ, "Местный дом культуры"), за счет которых осуществляется ремонт зданий учреждений культуры, обновляется оборудование. Решение этой задачи непосредственно связано с повышением качества услуг населению.
Кроме того, являясь бюджетными, учреждения культуры часть проблем, связанных с МТБ и соблюдением норм пожарной безопасности, решают за счет внебюджетных источников - дополнительных платных услуг. Как правило, это проблемы, не требующие крупных материальных затрат. Основная часть доходов, получаемых от платных услуг, расходуется на обеспечение рабочего процесса учреждений и проведение мероприятий. Таким образом, эффективное использование средств, полученных от платных услуг, также позволит учреждениям культуры улучшить условия их деятельности.
Реализация муниципальной программы, осуществление её мероприятий позволит осуществить:
- сохранение нематериальных культурных и исторических ценностей и развитие традиционных национальных культур на территории муниципального округа;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, спортивных и молодежных мероприятий и, как следствие, повышение качества услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры, привлечение населения муниципального округа к активному, организованному досугу и отдыху;
- формирование у населения муниципального округа здорового образа жизни, вовлечение в спортивные мероприятия различных слоев населения: детей, подростков и молодежи, ветеранов, трудящихся, людей с ограниченными возможностями здоровья, развитие семейного спорта;
- развитие молодежного самоуправления, формирование социальной активности молодежи, поддержку творческой молодежи и развитие волонтерского движения (добровольчества), а также мероприятия по работе с молодыми семьями.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере развития культуры, спорта и молодежной политики Унинского муниципального округа, цели задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы "Развитие культуры, спорта и молодежной политики Унинского района", сроки реализации муниципальной программы
Приоритетными направлениями развития сферы культуры Унинского муниципального округа являются:
сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;
содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;
повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
популяризация здорового образа жизни, организация спортивно-массовой работы;
содействие формированию у молодежи активной жизненной позиции, участию в реализации государственной молодежной политики.
Муниципальная программа "Развитие культуры, спорта и молодёжной политики" разработана с учетом основных положений государственной политики в сфере культуры.
2.1. Цели и задачи муниципальной программы.
2.1.1. Цель муниципальной программы:
удовлетворение общественных потребностей различных социально-возрастных групп населения Унинского муниципального округа в сохранении и развитии народной историко-культурных ценностей, традиционной народной культуры, поддержка любительского художественного творчества, социально-культурной активности населения, организация его художественного образования, просвещения, активного и полезного досуга и отдыха.
2.1.2. Задачи Программы:
2.1.2.1. Повышение качества услуг, оказываемых учреждениями культуры.
2.1.2.2. Эстетическое, художественное воспитание и образование населения.
2.1.2.3. Организация досуговой деятельности.
2.1.2.4. Сохранение и развитие исторических и культурных традиций Унинского муниципального округа.
2.1.2.5. Популяризация здорового образа жизни, вовлечение населения в спортивно-массовую работу.
2.1.2.6. Поддержка молодежного самоуправления, вовлечение молодежи в организацию полезного досуга и активного отдыха.
2.2. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
2.2.1. Количество посещений учреждений культуры на одного жителя в год. Показатель определяется по формуле:
П = СП/Н, где
П - количество посещений на 1 жителя в год
СП - сумма посещений муниципальных учреждений культуры в год (по данным статистической отчетности)
Н - средняя численность населения муниципального округа за отчетный год.
2.2.2. Доля детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, по отношению к общему количеству детей в муниципальном округе в возрасте от 5 до 18 лет. Определяется согласно сведениям ежегодных отчетов детской школы искусств по формуле:
Д = О/К х 100%, где
Д - доля детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры по отношению к общему количеству детей в муниципальном округе в возрасте от 5 до 18 лет,
О - численность учащихся детской школы искусств в возрасте от 5 до 18 лет,
К - общее количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципального округа.
2.2.3. Количество культурно-массовых мероприятий на территории муниципального округа в год. Определяется данными годовой отчетности учреждений культуры.
2.2.4. Количество спортивных мероприятий на территории муниципального округа. Определяется данными отчетов специалиста по физической культуре и спорту.
2.2.5. Количество молодежных мероприятий на территории муниципального округа. Определяется данными отчетов специалиста по работе с молодежью.
2.3. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
2.3.1. В качественном выражении:
- создание условий, обеспечивающих равную доступность услуг, предоставляемых населению муниципального округа в сфере культуры;
- повышение качества услуг, предоставляемых населению муниципального округа в сфере культуры.
2.3.2. В количественном выражении к концу 2026 года повышение контрольных показателей в Унинском муниципальном округе составит:
- количество посещений учреждений культуры на одного жителя в год составит - 50,7;
- доля детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, по отношению к общему количеству детей в муниципальном округе в возрасте от 5 до 18 лет за год составит 14,15%;
- количество культурно-массовых мероприятий в год на территории муниципального округа - 3 835;
- количество спортивных мероприятий в год на территории муниципального округа - 65;
- количество молодежных мероприятий в год на территории муниципального округа - 65.
2.4. Сроки реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие культуры, спорта и молодёжной политики" действует с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года.
Сведения о динамике целевых показателей эффективности реализации целей и задач муниципальной программы до 2026 года приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
В рамках данной программы разбивка на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Перечень задач, которые решаются муниципальной программой "Развитие культуры, спорта и молодёжной политики" на 2022 - 2026 годы, и отдельных мероприятий, направленных на их решение:
Задачи |
Наименование мероприятия |
Повышение качества услуг, оказываемых учреждениями культуры. |
Отдельное мероприятие "Организация управления сферой культуры Унинского муниципального округа" Отдельное мероприятие "Развитие финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры Унинского муниципального округа" |
Эстетическое, художественное воспитание и образование населения. |
Отдельное мероприятие "Развитие дополнительного образования в сфере культуры" |
Организация досуга населения. |
Отдельное мероприятие "Библиотечное обслуживание населения Унинского муниципального округа" Отдельное мероприятие "Организация культурно-досуговой деятельности" |
Сохранение и развитие исторических и культурных традиций Унинского муниципального округа. |
Отдельное мероприятие "Организация музейной деятельности на территории Унинского муниципального района" Отдельное мероприятие "Проведение социально значимых и иных мероприятий муниципального, регионального и межрегионального уровней в соответствии с уставной деятельностью муниципального образования "Унинский муниципальный округ" |
Популяризация здорового образа жизни, вовлечение населения в спортивно-массовую работу |
Отдельное мероприятие "Развитие физической культуры и спорта на территории Унинского муниципального округа" |
Поддержка молодежного самоуправления, вовлечение молодежи в организацию полезного досуга, активного отдыха |
Отдельное мероприятие "Реализация молодежной политики на территории Унинского муниципального округа" |
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры. |
Отдельное мероприятие "Ремонт здания МБУК "Унинский ЦКД" " в рамках проекта "Местный дом культуры" Отдельное мероприятие "Приобретение светового оборудования для "МБУК "Унинский ЦКД" " в рамках проекта "Местный дом культуры" |
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2022 г. - Постановление Администрации Унинского муниципального района Кировской области от 22 октября 2021 г. N 359
4.1. Финансирование муниципальной программы "Развитие культуры, спорта и молодежной политики" планируется за счет средств бюджета муниципального округа.
Пункт 4.2 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Администрации Унинского муниципального района Кировской области от 22 октября 2021 г. N 359
4.2. Ответственные исполнители муниципальной программы:
муниципальное учреждение "Управление культуры администрации Унинского муниципального округа Кировской области",
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинская Центральная библиотека",
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский Центр культуры и досуга",
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Унинский историко-краеведческий музей",
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" пгт Уни,
муниципальное казенное учреждение "Финансово-хозяйственный отдел учреждений культуры Унинского муниципального округа".
Соисполнителем муниципальной программы является муниципальное учреждение "Администрация Унинского муниципального округа Кировской области".
Необходимый объем финансирования на 2022 - 2026 годы составит 156203,625 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 32158,007 тыс. рублей (прогнозная);
2023 год - 33747,487 тыс. рублей (прогнозная);
2024 год - 33947,487 тыс. рублей (прогнозная);
2025 год - 33297,487 тыс. рублей (прогнозная);
2026 год - 33297,487 тыс. рублей (прогнозная).
При определении объемов ресурсного обеспечения программы использовались расчетный и нормативный методы оценки затрат.
Объемы расходов на выполнение мероприятий программы ежегодно уточняются в процессе исполнения муниципального бюджета на очередной финансовый год.
Объемы и источники финансирования будут ежегодно корректироваться исходя из имеющихся возможностей бюджетов всех уровней.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлена в Приложении N 2 к муниципальной программе.
Нумерация раздела изменена с 1 января 2022 г. - Постановление Администрации Унинского муниципального района Кировской области от 22 октября 2021 г. N 359
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы, описание мер управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы был проведен анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:
Правовые риски.
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации муниципальной программы. Это может привести к увеличению планируемых сроков реализации муниципальной программы. Для уменьшения воздействия правовых рисков необходимо своевременное принятие управленческих решений, своевременное внесение соответствующих изменений в правовые акты муниципального и локального уровней.
Финансовые риски
Финансовые риски относятся к наиболее опасным. Любое сокращение финансирования со стороны федерального, областного и местного бюджетов повлечет неисполнение мероприятий программы, и как следствие, ее не выполнение в целом.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов программы.
Кадровые риски
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом квалифицированных специалистов в сфере культуры, что снижает эффективность работы учреждений культуры.
Снижение влияния данной группы рисков может произойти только через привлечение молодых кадров в сферу культуры района, частично - через обучение имеющихся кадров. Привлечению молодых специалистов в район может способствовать программа, принятая на муниципальном или региональном уровне.
Законодательные риски.
В период реализации муниципальной программы могут изменяться как федеральное, так и областное законодательство, что повлечет за собой изменения в нормативные правовые акты управления культуры и подведомственных ему учреждений. Это может привести к корректировке поставленных целей.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений и дополнений в действующую нормативную базу сферы культуры Унинского муниципального округа, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование муниципальной программы.
Главными мерами по управлению любого вида рисков являются своевременно принятые управленческие решения и корректировка мероприятий муниципальной программой с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.