Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Стратегия
развития физической культуры и спорта в Республике Хакасия на период до 2030 года
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 11 октября 2021 г. N 157-п)
I. Общие положения
В современном мире спорт и здоровый образ жизни наряду с экономическим развитием находятся в числе ключевых показателей качества жизни граждан, рассматриваются и являются важным аспектом социальной занятости населения. Сфера физической культуры и спорта выступает в качестве одной из перспективных площадок, способствующих прочной социальной консолидации общества, независимо от возраста и социального статуса, формированию нации единого будущего. Спорт становится символом общенационального единства, солидарности и выступает в качестве одного из важнейших аспектов формирования основ патриотизма, чувства гордости и солидарности со своей страной.
Занятия физической культурой и спортом являются одним из наиболее доступных и эффективных механизмов оздоровления населения, его самореализации и развития, средством борьбы против асоциальных явлений. Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Хакасия.
Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Хакасия на период до 2030 года (далее - Стратегия) предусматривается создание необходимых условий для развития сферы спорта и физической культуры в качестве основы развития здоровой нации. При этом основной акцент в рамках Стратегии ставится на развитие массового спорта как средства профилактики заболеваний и негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, патриотическом, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.
В настоящее время в Республике Хакасия отсутствует стратегический документ, определяющий приоритеты развития отрасли физической культуры и спорта. Опыт реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 554 (с последующими изменениями) (далее - Программа), показывает востребованность системного документа, определяющего долгосрочное видение развития отрасли и преемственность государственной политики.
В Стратегии использован опыт других субъектов Российской Федерации, направленный на продвижение политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие жителей республики, повышение их качества жизни через реализацию мероприятий по развитию массового спорта. Важнейшим условием постановки целей и задач развития отрасли являются проработка эффективных механизмов межведомственного взаимодействия, а также поощрение всех форм совместного сотрудничества заинтересованных сторон - федеральных государственных органов, региональных властей, неправительственного сектора и частных структур.
Основные направления Стратегии - развитие массового спорта и здорового образа жизни, переход экономики отрасли на интенсивный путь развития, сохранение и укрепление имиджа Республики Хакасия как спортивного региона в Российской Федерации, усиление взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных представителей отрасли физкультуры и спорта.
В Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации единой государственной политики в области развития физической культуры и спорта в Республике Хакасия на период до 2030 года и механизмы решения поставленных задач.
Стратегия направлена на:
развитие физической культуры и спорта как стратегического ресурса инновационного развития сегмента экономики Республики Хакасия, повышение качества жизни населения, здоровья населения, развитие меценатства, благотворительности, государственно-частного партнерства, а также повышение уровня престижа профессии тренера, работника сферы физической культуры и спорта в Республике Хакасия;
обеспечение диверсификации сферы спорта высших достижений, повышение конкурентоспособности спорта Республики Хакасия за счет инвестирования в человеческий капитал, новых подходов к формированию спортивного резерва, инновационного, научного и методического обеспечения путем создания "умной" инфраструктуры и реализации долгосрочных социально значимых проектов.
Стратегия призвана обеспечить выполнение базовых показателей развития физической культуры и спорта: создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Республики Хакасия вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, иметь доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повышать конкурентоспособность Республики Хакасия на всероссийском и международном уровне.
Стратегия разработана на основе:
Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";
приказа Министерства спорта Российской Федерации от 25.11.2019 N 971 "Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019 - 2024 гг.";
приказа Министерства спорта Российской Федерации N 141, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 167, Министерства просвещения Российской Федерации N 90 от 09.03.2021 "Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года";
приказа Министерства спорта Российской Федерации N 86, Министерства просвещения Российской Федерации N 59 от 17.02.2021 "Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года";
Закона Республики Хакасия от 08.11.2010 N 102-ЗРХ "О физической культуре и спорте в Республике Хакасия";
Закона Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года";
анализа предложений органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований Республики Хакасия, региональных и местных общественных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.
Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, обеспечение возможностей жителей республики систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности спортсменов Республики Хакасия на российской и международной спортивной арене.
Стратегия служит основой для разработки государственных, муниципальных программ в Республике Хакасия, социальных проектов, перспективных и краткосрочных прогнозов развития физической культуры и спорта и соответствующих законодательных инициатив.
Используемые в настоящей Стратегии понятия применяются в, тех же значениях, что и в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
2. Оценка состояния сферы физической культуры и спорта Республики Хакасия
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений.
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года определены основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" установлен перечень основных мероприятий по направлениям развития физической культуры и спорта, их ресурсное обеспечение, определены основные целевые ориентиры, характеризующие динамику отрасли физической культуры и спорта на период до 2024 года, и рекомендованы для применения в субъектах Российской Федерации.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26.12.2019 N 1117 "Об утверждении перечня базовых видов спорта" для Республики Хакасия утверждены четыре базовых вида спорта - спортивная борьба, настольный теннис, легкая атлетика, дзюдо.
На территории Республики Хакасия расположены 13 муниципальных образований, в том числе 8 муниципальных районов и 5 городских округов.
Численность населения Хакасии, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам 2020 года составила 241 258 человек, или 48,2% от общей численности населения Республики Хакасия в возрасте 3- 79 лет.
Структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. В 2020 году большинство занимающихся спортом преимущественно составляли жители в возрасте от 3 до 29 лет - 159 251 человек, что составило 90,0% от общей численности данной возрастной категории. Численность граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2020 году составила в Республике Хакасия 62 562 человека, или 30,0% от общей численности населения этой возрастной категории, в группе населения старшего возраста (женщины в возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте 60-79 лет) - 18 661 человек, или 16,3%.
Однако органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта Республики Хакасия фиксируется имеющийся недостаток ресурсов (материально-технической базы, кадровой обеспеченности) для дальнейшего роста показателя. В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302, к 2024 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в Республике Хакасия должна составить 55,9% от общей численности населения.
По итогам 2020 года в Республике Хакасия доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, составила 22,6% (6039 человек). Распределение по возрастам в данной категории занимающихся физической культурой и спортом также неоднородно: 96,4% от общего количества занимающихся составляют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. При этом очевидна проблема кадровой обеспеченности адаптивной физической культуры и спорта: в сельской местности численность штатных работников в области адаптивной физической культуры и спорта составляет 6 человек (всего по республике - 58 человек). Кроме того, несмотря на требования к обеспечению доступности вводимых в эксплуатацию в последние годы спортивных сооружений для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ни один спортивный объект в республике не предназначен для использования всеми группами инвалидов и маломобильными группами населения.
В Республике Хакасия в сфере физической культуры и спорта работает 31 организация, в том числе:
28 организаций, осуществляющих спортивную подготовку: 23 спортивные школы, 3 спортивные школы олимпийского резерва, 1 центр спортивной подготовки, 1 училище (техникум) олимпийского резерва;
3 детско-юношеские спортивные школы;
а также действуют 45 аккредитованных региональных спортивных федераций по 46 видам спорта.
В 2021 году Министерством спорта Республики Хакасия совместно с органами местного самоуправления Республики Хакасия проведен анализ состояния спортивной инфраструктуры. В среднем износ объектов спорта составляет порядка 50%.
Развернутый анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Республике Хакасия представлен в приложении 1 к Стратегии.
При анализе современного состояния отрасли физической культуры и спорта Республики Хакасия выявлены следующие проблемы.
В соответствии с федеральным законодательством разработка и реализация единой политики в области физической культуры и спорта осуществляется при непосредственном участии федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, результат которой оценивается через целевые ориентиры (показатели) развития физической культуры и спорта, установленные на федеральном уровне, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Критерии целевых показателей определяются посредством сбора и обработки статистических данных, полученных из первичных источников (физкультурно-спортивных организаций), осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях республики.
В силу особенностей материально-технического, кадрового, социально-экономического развития муниципальных образований прослеживаются существенные отклонения в значениях показателей от установленных целевых ориентиров на республиканском и федеральном уровне, что приводит к дезориентации при планировании деятельности и формировании единой государственной политики в области физической культуры и спорта в Республике Хакасия.
Уровень износа функционирующих в республике спортивных объектов, совершенствование нормативной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, образования, в области безопасности, требований к уровню доступности услуг для маломобильных групп населения и инвалидов, технологическое развитие спортивного инвентаря и оборудования для эффективной подготовки спортсменов высокого класса определяют необходимость развивать спортивную
инфраструктуру, строительства новых объектов спорта, в том числе с применением механизмов государственного частного партнерства.
На рынке физкультурных, спортивных и оздоровительных услуг основная доля по-прежнему приходится на бюджетные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области образования, физической культуры и спорта, других смежных отраслей, финансируемые за счет средств государственного и (или) муниципального бюджетов. В связи с этим возникают риски бюджетного недофинансирования организации соревновательного процесса, развития материально-технической базы, кадрового потенциала, пропаганды физической культуры и спорта и двигательной активности среди населения, организации безопасности и антитеррористической защищенности.
Несоответствие уровня квалификации тренерского состава, отвечающего за подготовку спортивного резерва, современным требованиям к развитию видов спорта приводит к недостаточно качественной подготовке спортивного резерва.
Неэффективная организация медицинского контроля связана с извлечением из штатных расписаний физкультурно-спортивных организаций медицинских работников и неотрегулированным межведомственным взаимодействием с организациями здравоохранения, имеется потребность в специалистах по направлению "спортивная медицина", а также в медико-биологическом и научно-методическом сопровождении деятельности физкультурно-спортивных организаций. Проблемы медицинского контроля в большей степени выражены в муниципальных районах республики.
На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях носит преимущественно локальный характер, что не позволяет существенно улучшить межмуниципальное и межведомственное взаимодействие, повысить качество государственных услуг, предоставляемых субъектам физической культуры и спорта в Республике Хакасия.
В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства.
Количество спортивных клубов при образовательных организациях не соответствует организованному в республике и в целом в Российской Федерации соревновательному пространству.
3. Ключевые проблемы отрасли
На основе анализа текущей ситуации определены следующие проблемы отрасли:
в Республике Хакасия не завершено формирование спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативную правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
недостаточная интеграция социально уязвимых слоев населения в массовый спорт и физическую культуру;
слабое использование потенциала государственно-частного партнерства;
недостаточное информационное сопровождение, включая популяризацию здорового образа жизни;
слабо развитая спортивная инфраструктура в сельской местности;
дефицит квалифицированных кадров, в том числе в сфере спортивного менеджмента и бизнеса, а также по адаптивной физкультуре;
низкая оснащенность спортивным инвентарем, особенно в сельской местности.
В Республике Хакасия для решения задач в области физической культуры и спорта на муниципальном и республиканском уровнях применяется программно-целевой метод планирования и ресурсного обеспечения. Применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, основными из которых являются административные риски, в том числе риск выстраивания алгоритма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Хакасии на основе софинансирования за счет средств бюджета государственных программ Республики Хакасия, направленных на развитие физической культуры и спорта, а также финансовый риск, характеризующийся:
недостаточностью финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Хакасия, обусловленной инфляционными процессами и дефицитом финансовых ресурсов. Наличие этого фактора может привести к невозможности достижения целевых ориентиров Стратегии по отдельным направлениям;
сокращением объемов финансирования Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия, связанным с возможным изменением социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения задач Стратегии.
4. Цели и задачи Стратегии
Стратегия определяет основные направления, а также пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2021-2030 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Хакасия, механизмы и способы формирования потребности населения в здоровом образе жизни и регулярных занятиях спортом, повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения, развития национальных видов спорта в Республике Хакасия.
Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы оптимизации управления развитием физической культуры и спорта.
Основной целью Стратегии является формирование эффективной модели государственной политики в области физической культуры и спорта, призванной мобилизовать спортивный потенциал республики в качестве объединяющего начала и главной движущей силы интенсивного развития массового спорта и спорта высших достижений.
Для достижения заявленной цели к 2030 году субъектам физической культуры и спорта Республики Хакасия необходимо обеспечить сбалансированный комплекс мероприятий и решить первоочередные задачи Стратегии:
настроить эффективное взаимодействие субъектов физической культуры и спорта, направленное на формирование единых подходов в управлении, создании нормативной правовой базы отрасли физической культуры и спорта, и обеспечение кадрового потенциала;
укрепить материально-техническую базу отрасли, в том числе путем строительства новых, реконструкции и капитального ремонта действующих спортивных сооружений;
реализовать дифференцированный подход к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых видов спорта;
создать условия для развития массовой физической культуры и спорта, спортивной инфраструктуры, постоянного обновления программ и современных технологий в области фитнеса по месту жительства граждан, в образовательных организациях, на предприятиях и учреждениях;
обеспечить развитие национальных видов спорта в Республике Хакасия, включая создание региональной спортивной федерации по национальным видам спорта, разработку правил по национальным видам спорта, проведение соревнований, а также внедрение мероприятий по развитию национальных видов спорта в программы дошкольных и общеобразовательных организаций Республики Хакасия;
осуществлять активное вовлечение в спортивную жизнь республики граждан, независимо от возраста и социального статуса, в том числе старшего поколения, посредством пропаганды здорового образа жизни;
повысить конкурентоспособность спорта Хакасии, создав условия для успешного выступления спортсменов республики на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, поддерживать региональные спортивные сообщества, формировать общереспубликанские спортивные бренды, повышать статус спортивных федераций Республики Хакасия;
наполнить событиями спортивную жизнь на селе посредством проведения на общественных началах спортивных акций, любительских чемпионатов, конкурсов;
сформировать на основе межведомственного подхода общереспубликанскую систему физкультурно-спортивного воспитания населения;
развивать адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт, физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая развитие системы спортивно-адаптивных школ;
содействовать оздоровлению населения средствами физической культуры (в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий (цифровая трансформация) в сфере физической культуры и спорта.
5. Общие подходы и принципы реализации Стратегии
Реализация цели и приоритетных задач развития спорта и физической культуры в Республике Хакасия будет осуществляться на основе следующих подходов:
формирование и реализация скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта, системность и комплексность развития отрасли;
межотраслевое и межведомственное взаимодействие, обоснованность и приоритетность принимаемых решений, координация деятельности заинтересованных государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, общественных, научных и образовательных организаций, экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативной правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах.
Основные принципы Стратегии:
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической культуры и спорта прежде всего для сохранения здоровья и активного долголетия, обеспечения физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом;
неразрывность - гармоничное существование всех видов физической активности, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимодополняемость, а также активная интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта, формирование согласованных интересов и равного сотрудничества работников, работодателей, государства и бизнеса, направленных на устойчивое развитие сферы физической культуры и спорта;
признание спортивной сферы в качестве важнейшего ресурса для повышения качества жизни населения;
поощрение многообразия спортивной активности, равная поддержка развития массового спорта и спорта высших достижений;
уважение свободы выбора спортивного направления и добровольное участие в спортивной жизни республики;
ориентация на лучшие отечественные и мировые практики в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития отрасли;
измеримость результатов;
учет интересов и потребностей всех основных групп населения, обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом научно-технологического и цифрового развития;
обеспечение надежного функционирования объектов спорта, механизмов и систем защиты участников занятий физической культурой и спортом, спортивных состязаний и других массовых спортивных мероприятий.
Обозначенные принципы станут основой всей проводимой политики, включая совершенствование нормативной правовой базы, программ развития отрасли, разработку планов действий.
Необходимыми условиями эффективной реализации такого подхода являются создание благоприятной среды, обеспечивающей возможность для жителей Республики Хакасия вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре.
6. Механизм реализации Стратегии
Эффективность решения приоритетных задач развития физической культуры и спорта обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, общественных и некоммерческих организаций с комплексным использованием правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со Стратегией.
Участниками данного процесса являются субъекты физической культуры и спорта Республики Хакасия, каждый из которых выполняет строго определенную роль в развитии физической культуры и спорта, а также решает установленный набор задач, при эффективном межведомственном взаимодействии образует единый механизм системы физического воспитания населения, становления спортсменов высокого класса, развития спорта высших достижений.
Общее управление реализацией Стратегии осуществляется Министерством спорта Республики Хакасия, которое осуществляет координацию деятельности всех участников Стратегии, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий в рамках Стратегии, а также по целевому и эффективному использованию средств федерального и республиканского бюджетов, бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия и внебюджетных источников.
Реализация Стратегии осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия. Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, муниципальных образований республики, внебюджетных источников.
В целях координации деятельности по реализации Стратегии при Правительстве Республики Хакасия создается координационный орган с привлечением заинтересованных исполнительных органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных организаций и иных субъектов физической культуры и спорта. Для учета мнений всех заинтересованных организаций в реализации Стратегии при подготовке проектов решений Правительства Республики Хакасия, органов исполнительной власти Республики Хакасия, обеспечения скоординированной и согласованной деятельности субъектов физической культуры и спорта в Республике Хакасия утверждается положение о координационном органе, персональный и количественный состав координационного органа.
Спортивные федерации Республики Хакасия для консолидации усилий, а также снижения издержек по развитию соответствующего вида спорта (видов спорта), могут объединять усилия в рамках создаваемых объединений спортивных федераций.
Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Республики Хакасия оказывают поддержку субъектам физической культуры и спорта, независимо от организационно-правовых форм, в пределах полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством.
При этом базой для организации физического воспитания населения, развития массовой физической культуры и спорта, формирования спортивного резерва, развития спорта высших достижений являются такие организации, как центры спортивной подготовки, спортивные федерации, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства, учреждения, организации, предприятия, независимо от форм собственности, имеющие в своем управлении спортивные сооружения и предоставляющие услуги в сфере физической культуры и спорта, спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, культурно-спортивные комплексы, школьные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы, в том числе клубы по месту жительства, иные юридические лица, в составе которых имеются специализированные структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация дополнительных общеобразовательных программ в сфере физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки, а также спортивные классы в общеобразовательных организациях и спортивные секции.
Министерство спорта Республики Хакасия организует работу по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с общероссийской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным на медико-биологическое и медицинское обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Республики Хакасия.
Механизмы управления системой физической культуры и спорта на уровне Республики Хакасия основываются на принципах единства системы управления, координации и методического обеспечения, разграничения полномочий и ответственности между субъектами физической культуры и спорта, программно-целевого подхода, социальной ответственности и открытости.
Управление реализацией программ и мероприятий, разрабатываемых и принимаемых в рамках Стратегии, осуществляется в соответствии с механизмами управления и реализации указанных программ и мероприятий, предусмотренными нормативными документами об их утверждении.
В рамках реализации Стратегии предусмотрена корректировка Программы, разработка дополнительных подпрограмм Программы, а также отдельных проектов в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии.
Реализация Стратегии может осуществляться путем заключения соглашений (договоров) между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления Республики Хакасия, а также иными субъектами физической культуры и спорта в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Республики Хакасия, правовыми актами муниципальных образований Республики Хакасия.
Период реализации Стратегии разделен на три этапа:
первый этап - 2021 - 2024 годы;
второй этап - 2024 - 2027 годы;
третий этап - 2027 - 2030 годы.
На первом этапе предполагается заложить институциональные и экономико-правовые основы реализации поставленных задач, включая принятие соответствующей нормативной правовой базы, внесение корректировок в стратегические программные документы в отрасли спорта, и обеспечить реализацию первоочередных мер по развитию сферы физической культуры и спорта, которые будут предусмотрены в плане мероприятий на период до 2030 года.
На втором этапе предполагается реализация наиболее приоритетных мероприятий, влияющих на принципиальную возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий функционирования всей системы, которые будут способствовать поставленным задачам и достижению запланированных результатов.
На третьем этапе предполагается обеспечение для большей части населения в шаговой доступности организационных и инфраструктурных условий для занятий физической культурой и спортом, включая адаптивный спорт, обеспечение дальнейшего развития механизмов межотраслевого взаимодействия, осуществление перехода к управлению сферой физической культуры и спорта на базе единой цифровой платформы.
7. Межведомственное взаимодействие
В Стратегии межведомственное взаимодействие рассматривается как разновидность социального взаимодействия. Сторонами взаимодействия выступают социально ориентированные субъекты (органы исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственные им организации, учреждения, некоммерческие организации и иные организации), достигающие своих целей посредством определенных профессионально специализированных мер и действий.
Основными путями и средствами оптимизации межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы при решении приоритетных задач физической культуры и спорта являются:
обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой;
научно-методическое обоснование комплексной работы;
четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы;
предоставление субъектам полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами, обеспечение квалифицированными кадрами;
организация единого информационного пространства;
создание стратегии совместных действий;
оптимизация работы межведомственного координирующего совета и иные.
Механизмы межведомственного взаимодействия позволяют создать условия, координировать действия субъектов межведомственного взаимодействия с целью обеспечения доступности, охвата и качества системы физической культуры и спорта Республики Хакасия на уровне сельских поселений, муниципального района и городского округа.
Механизмы межведомственного взаимодействия субъектов физической культуры и спорта Республики Хакасия направлены на:
обеспечение прав субъектов взаимодействия;
достижение организационно-управленческой технологичности (принципы обратной связи, информационного обмена, согласованности интересов, участия в межведомственной координации);
координацию взаимообусловленных действий (согласование деятельности по функциям, времени, в пространстве);
обеспечение конечно-целевой направленности (цель определяет способ и характер управленческих действий, специфику взаимодействия).
Этапы межведомственного взаимодействия организаций образования, культуры, физической культуры и спорта по развитию сети дополнительных общеобразовательных программ:
1) разработка программы расширения социальных связей учреждений с учетом образовательной политики региона;
2) создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей Стратегии;
3) разработка нормативной правовой и совершенствование организационно-управленческой базы для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия;
4) создание и реализация межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач;
5) создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с помощью внедряемых в деятельность сферы физической культуры и спорта информационно-коммуникационных (цифровых) технологий;
6) создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физической культурой и спортом на сельских территориях Республики Хакасия.
8. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения республики, что в конечном счете положительно скажется на улучшении здоровья ее жителей. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва позволит стабильно побеждать на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Основными направлениями Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и информационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. В результате реализации Стратегии к 2030 году планируется достигнуть следующих результатов развития отрасли:
увеличение количества лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
расширение сети учреждений и организаций физкультурно-спортивной направленности;
повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области физической культуры и спорта;
обеспечение стабильной подготовки спортсменов в спортивных сборных командах Республики Хакасия и спортивных сборных командах Российской Федерации;
системный мониторинг развития отрасли, включая оценку вовлеченности населения в спортивную жизнь республики, удовлетворенность качеством и доступностью спортивных услуг;
реализация эффективной модели популяризации занятий физической культурой и спортом, ориентированной на основные целевые группы, населения и обеспечивающей активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
популяризация пользы физической активности будет способствовать проведению регулярных массовых соревнований, участие в которых станет формой активного отдыха жителей республики (ежегодно будет обеспечено проведение физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий);
укрепление системы подготовки профессиональных тренерских кадров, преодоление кадрового дефицита в отрасли за счет подготовки специалистов в республиканских учебных заведениях;
формирование узнаваемых брендов спорта Республики Хакасия;
укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в сельских территориях;
разработка механизма мотивирования специалистов сферы физической культуры и спорта для работы в сельских территориях.
Достижение поставленных результатов приведет к созданию благоприятных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики Республики Хакасия.
Реализация Стратегии будет способствовать созданию системы совместного решения задач, стоящих перед органом исполнительной власти Республики Хакасия в области физической культуры и спорта, министерствами и ведомствами Республики Хакасия, задействованными в проведении физкультурно-оздоровительной работы с различными категориями населения, и общественными физкультурно-спортивными объединениями, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Необходимым условием реализации Стратегии является создание и внедрение республиканской системы физической культуры и спорта - совокупности информационно-телекоммуникационных систем, сетей, баз данных, технологий их внедрения и использования, обеспечивающих необходимое взаимодействие организационных структур Министерства спорта Республики Хакасия, других ведомств и организаций при выполнении возложенных на них функций. Важным результатом реализации Стратегии станет преобразование рабочих процессов государственного управления в сфере физической культуры и спорта для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия.
Принятие Стратегии позволит мобилизовать спортивный потенциал Республики Хакасия, выстроить целостную и системную работу в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Реализация Стратегии предполагает налаженную систему контроля, регулярную проверку и оценку хода ее реализации (оценка промежуточных результатов) как со стороны руководства Министерства спорта Республики Хакасия, так и независимыми экспертами, а также возможность корректировки элементов Стратегии в зависимости от меняющихся условий существования отрасли.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа результатов мероприятий по реализации Стратегии и соответствия этим результатам достигнутых целевых показателей реализации Стратегии, предусмотренных приложением 2 к Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.