г. Калуга |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А83-10437/2022 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Леоновой Л.В. |
|
Смотровой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Индустрия развитие" (ОГРН 1149102172702; ИНН 9102064810) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от ИФНС России по г. Симферополю (Республика Крым, г. Симферополь, ул. им. Матэ Залки, 1/9) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия развития" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 по делу N А83-10437/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Индустрия развития" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о замене административного штрафа на предупреждение по постановлениям от 23.07.2021 N N 91022117300114400004; 91022117300036300004; 91022117300276000004; 91022117300089100004; 91022117300024800004; 91022117300225700004; 91022117300256200004; 91022117300265800004; 91022117300218600004; 91022117300239500004; 91022117300285200004; 91022117300068400004; 91022117300195600004; 91022117300293600004; 91022117300126600004; 91022117300186200004; 91022117300241600004; 91022117300108600004; 91022117300202200004; 91022117300131500004; 91022117300097700004; 91022117300078800004; 91022117300170800004; 91022117300048400004; 91022117300059100004; 91022117300164500004; 91022117300148900004, 91022117300156500004, 9102211730017500005 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной ИФНС России по г. Симферополю проверки соблюдения ООО "Индустрия развитие" требований валютного законодательства Российской Федерации было установлено, что во исполнение обязательств по трудовым договорам в нарушении требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" общество из кассы выплатило заработную плату наличными денежными средствами работникам - нерезидентам Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении общества были составлены протоколы об административном правонарушении, и постановлениями инспекции о назначении административного наказания от 23.07.2021 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафов на общую сумму 3296724 руб. 21 коп.
Не согласившись с данными постановлениями, ООО "Индустрия развитие" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Факты выплаты обществом нерезидентам - иностранным гражданам заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках, установлены судами и подтверждены материалами дела.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, в том числе соблюдение административным органом процедуры привлечения к ответственности, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также отсутствие оснований для применения статьи 2.9, статей 4.1.1, ч.2 ст.3.4 КоАП РФ установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы общества о применении положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу 24.07.2022, в соответствии с которым размер ответственности за совершенное обществом правонарушение снижен, а также применение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", установившим, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, были рассмотрены судами и правильно отклонены.
Поскольку в силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ во всех случаях размер штрафа применительно к юридическим лицам подлежит исчислению от каждой суммы незаконной операции по выплате денежных средств, то количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении общества постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам одной проверки не нарушило права и законные интересы общества, поскольку не повлияло на размер ответственности.
При этом судами обоснованно учтено, что заявителем штраф в полном объеме оплачен по состоянию на 24.12.2021, что в соответствии с положениями пункта 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", исключает применение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы общества, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а выражают лишь несогласие с выводами судов, в связи с чем отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 по делу N А83-10437/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индустрия развития" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ во всех случаях размер штрафа применительно к юридическим лицам подлежит исчислению от каждой суммы незаконной операции по выплате денежных средств, то количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении общества постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам одной проверки не нарушило права и законные интересы общества, поскольку не повлияло на размер ответственности.
При этом судами обоснованно учтено, что заявителем штраф в полном объеме оплачен по состоянию на 24.12.2021, что в соответствии с положениями пункта 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", исключает применение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2023 г. N Ф10-2740/23 по делу N А83-10437/2022