город Калуга |
|
26 июля 2023 г. |
Дело N А64-8902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от Чурилова Сергея Егоровича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чурилова Сергея Егоровича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.02.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по делу N А64-8902/2022,
УСТАНОВИЛ:
Чурилов Сергей Егорович (далее - Чурилов С.Е.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - управление) от 25.10.2022 N 77-зпп об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Чурилов С.Е. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.10.2022 в адрес управления поступило заявление Чурилова С.Е. по вопросу привлечения АО "Почта России" к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ за нарушение прав потребителя услуг почтовой связи при пересылке почтового отправления с почтовым идентификатором РПО N 11519167009727.
Определением Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 25.10.2022 N 77-зпп в возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в отношении АО "Почта России" отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ с учетом пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Не согласившись с указанным определением, Чурилов С.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого определения в связи с тем, что у управления при поступлении 05.10.2022 заявления Чурилова С.Е. отсутствовали правовые основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), поскольку в данном заявлении не содержалось исключительных оснований предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336) для их проведения.
Суд апелляционной инстанции признал выводы Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении необоснованными и преждевременными, а вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению Чурилова С.Е. ошибочным. Однако, принимая во внимание, что срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования оставлено судом апелляционной инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции к следующим выводам.
Статья 30.1 КоАП РФ закрепляет право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, как и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (определений) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, как и дел об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности определяется исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ).
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (далее - Приказ N 98-п) установлен порядок, регулирующий возврат почтовых отправлений.
Из информации официального сайта АО "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений, усматривается, что РПО N 11519167009727 - 17.01.2022 было принято в отделении почтовой связи 115191 Москва, 19.01.2022 прибыло в место вручения в отделение почтовой связи 107031 Москва, а 18.02.2022 возвращено отправителю по иным основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", установлен мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок, проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
По мнению административного органа, дело об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" может быть возбуждено только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.
Вместе с тем, пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что для целей данного Федерального закона производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях не относятся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Таким образом, нормы Федерального закона N 248-ФЗ не распространяются на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения в области... страхового законодательства, законодательства о защите прав потребителей..., осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7 КоАП РФ).
Из совокупности императивных норм (части 1 статьи 1.1, части 1 статьи 28.3, статей 28.7, 23.49 КоАП РФ, пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ, во исполнение которого и издано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 не следует, что доказательства по делу об административном правонарушении могут быть установлены должностными лицами только по результатам проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), на ограничение проведения которых и направлено постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336. Наоборот, доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются и оцениваются исключительно в соответствии с нормами КоАП РФ (статья 26.2 КоАП РФ), при этом результаты проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, могут быть использованы в качестве указанных в части 2 статьи 26.2 КоАП РФ "иных доказательств", но не являются обязательными.
При поступлении обращения гражданина уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами или иными федеральными законами (в том числе, КоАП РФ) может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений.
Исходя из вышеизложенного, при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, административный орган обязан рассмотреть его в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал выводы управления о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием правовых оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий как немотивированные и преждевременные, как и вывод суда первой инстанции о законности принятого управлением определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ошибочным.
Из материалов дела следует, что оспариваемое определение вынесено управлением по результатам рассмотрения заявления Чурилова С.Е., в котором указано на наличие в деянии АО "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, обсуждаться не может.
В силу положений статьи 4.5 КоАП давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае днем совершения административного правонарушения является 18.02.2022, поскольку в указанную дату АО "Почта России" был осуществлен возврат РПО отправления отправителю с нарушением установленного порядка.
В связи с нарушением АО "Почта России" прав потребителя услуг почтовой связи при пересылке почтового отправления, а именно: почтовым работником был осуществлен возврат РПО N 11519167009727, при этом на лицевой стороне оболочки почтового отправления указано "В", без указания индекса ОПС места возврата, адрес и индекс получателя перечеркнуты. РПО N 11519167009727 было возвращено отправителю без указания соответствующей причины возврата, что является нарушением установленного Приказом N 98-п порядка возврата почтовых отправлений, АО "Почта России" могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, в течение годичного срока давности привлечения к административной ответственности, то есть до 18.02.2023.
Вместе с тем с учетом изложенных выше правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок привлечения к административной ответственности АО "Почта России" истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого определения от 25.10.2022 N 77-зпп незаконным, в связи с чем правомерно оставил без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного Чуриловым С.Е. требования.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены полно и всесторонне, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нормы права по отношению к установленным обстоятельствам применены правильно.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.02.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по делу N А64-8902/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 4.5 КоАП давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения.
...
В связи с нарушением АО "Почта России" прав потребителя услуг почтовой связи при пересылке почтового отправления, а именно: почтовым работником был осуществлен возврат РПО N 11519167009727, при этом на лицевой стороне оболочки почтового отправления указано "В", без указания индекса ОПС места возврата, адрес и индекс получателя перечеркнуты. РПО N 11519167009727 было возвращено отправителю без указания соответствующей причины возврата, что является нарушением установленного Приказом N 98-п порядка возврата почтовых отправлений, АО "Почта России" могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, в течение годичного срока давности привлечения к административной ответственности, то есть до 18.02.2023."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2023 г. N Ф10-3163/23 по делу N А64-8902/2022