Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства
Кировской области
от 13.10.2021 N 539-п
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Кировской области
1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Кировской области (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) с учетом требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Кировской области (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее - министерство).
4. Лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
министр промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее - министр);
заместитель министра, к компетенции которого относятся вопросы осуществления регионального государственного контроля (надзора);
начальник отдела лицензирования министерства промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее - отдел);
заместитель начальника отдела;
ведущий консультант отдела;
консультант отдела;
главные специалисты-эксперты отдела.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченные должностные лица министерства), являются:
министр;
заместитель министра, к компетенции которого относятся вопросы осуществления регионального государственного контроля (надзора).
6. Под контролируемыми лицами понимаются юридические лица независимо от форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Кировской области (далее - контролируемые лица).
7. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
8. Учет объектов контроля осуществляется министерством посредством сбора, обработки, анализа и учета информации, содержащейся в государственных информационных системах, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
9. Региональный государственный контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных федеральным и региональным законодательством в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
10. Лица министерства, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), пользуются правами, установленными статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также следующими правами:
выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящего Положения (далее - обязательные требования);
запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемого лица информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
принимать меры по привлечению контролируемых лиц к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
приостанавливать действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Кировской области (далее - лицензия);
направлять в арбитражный суд материалы для решения вопроса об аннулировании лицензии;
направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего Положения.
11. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения министерство осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой приказом министра программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
12. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
13. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
14. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению министерством и его лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
По итогам обобщения правоприменительной практики министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится министерством ежегодно. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
15. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Министерство рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу о согласии с возражениями или о несогласии с возражениями в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
16. Консультирование контролируемых лиц осуществляется лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора):
в письменной форме, если поступившее письменное обращение содержит просьбу предоставить ответ в письменном виде, при этом ответ направляется по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанным в обращении;
в устной форме при обращении по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование проводится по вопросам:
применения обязательных требований;
о необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований;
особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора).
По вопросам, указанным в абзаце пятом пункта 16 настоящего Положения, проводится письменное консультирование путем направления письменного ответа контролируемому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
Учет консультирований осуществляет министерство. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства, по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений.
17. Профилактический визит проводится лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, а также по вопросам:
содержания нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменений в действующие нормативные правовые акты, а также о сроках и порядке вступления их в силу, применяемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля;
применения сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в течение 1 года с момента начала их деятельности.
Профилактические визиты проводятся по согласованию с контролируемыми лицами.
Министерство направляет контролируемому лицу уведомление о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, лицо, уполномоченное на проведение профилактического визита, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу министерства для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Продолжительность проведения профилактического визита не превышает 1 рабочий день.
18. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение, подписанное уполномоченным должностным лицом министерства.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, указываются сведения, установленные пунктами 1 - 14 части 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
19. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 21 настоящего Положения, лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается лицом министерства, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), самостоятельно. В обязательном порядке фото- и видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;
при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных) действий.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. При проведении аудио- и видеозаписи в начале и конце записи лицом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор), делается уведомление о дате, месте, времени начала и окончания проведения записи.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
20. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
21. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с частью 5 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. В связи с этим категории рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории рисков) для объектов контроля, критерии отнесения объектов контроля к категориям рисков, виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска не устанавливаются.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
контрольная закупка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится контрольное (надзорное) мероприятие в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия).
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия) принимается с учетом перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного настоящим постановлением.
При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - индикаторы риска нарушения обязательных требований), министерством используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
22. Основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
наличие у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
23. Указанные в пункте 21 настоящего Положения контрольные (надзорные) мероприятия проводятся лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в порядке, предусмотренном главой 13 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
24. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте не может превышать 1 рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ лиц министерства, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с абзацами с третьего по пятый пункта 22 настоящего Положения и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
25. Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений министерства.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
При проведении документарной проверки министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены министерством от иных органов.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
26. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного контролируемого лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с абзацами с третьего по пятый пункта 22 настоящего Положения и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
27. В ходе проведения контрольной закупки в качестве контрольного (надзорного) действия осуществляется осмотр.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Внеплановая контрольная закупка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с абзацами с третьего по пятый пункта 22 настоящего Положения и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
28. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании заданий, утвержденных уполномоченными должностными лицами министерства, включая задания, содержащиеся в планах работы министерства.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия осуществляются посредством анализа данных об объектах контроля, которые предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах.
29. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
30. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), осуществляется в досудебном порядке в соответствии с положениями статей 40 - 42 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.