Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 октября 2021 г. N 9/1
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1248303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях защиты социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности) (внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, Н.А. Журавлевым, И.Ю. Святенко)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 1248303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
С 1 июня 2020 г. Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 12-ФЗ) были внесены изменения, гарантирующие неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов физических лиц от обращения на них взыскания в ходе исполнительного производства.
В частности, частью 5.1 статьи 1 Федерального закона N 12-ФЗ предусматривается, что лицо, выплачивающее гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения или на которые не может быть обращено взыскание, обязано указывать в расчетных документах соответствующий код вида такого дохода.
Благодаря этому в настоящее время судебные приставы могут однозначно установить, на какие средства должников-граждан нельзя обращать взыскание (нельзя списывать).
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается использовать аналогичный механизм защиты денежных средств, имеющих социальное значение, при списании кредитором с банковского счета должника денежных средств в счет исполнения обязательств последнего по договору потребительского кредита (займа).
С этой целью авторами законопроекта предусматривается необходимость получения дополнительного согласия заемщика на каждое списание денежных средств, являющихся единовременными социальными выплатами, предусмотренных частью 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 1 (далее - социальные выплаты).
В отношении периодических социальных выплат устанавливается право заемщика обратиться к кредитору с заявлением о возврате таких денежных средств, а кредитор в течение трех рабочих дней обязан возвратить такие денежные средства на банковский счет заемщика.
Отмечая социальную направленность проектируемых норм, Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. По мнению Комитета, содержащиеся в статье 101 Федерального закона N 229-ФЗ социальные выплаты могут быть подразделены на:
- регулярные, например, пенсии по случаю потери кормильца, денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов и другие;
- единовременные, например, за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений, единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и другие;
- выплаты, которые в зависимости от конкретной ситуации могут иметь как единовременный, так и регулярный характер.
В настоящее время в соответствие с Положением Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" выплатам, осуществляемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, присваивается код вида дохода 2 (так называемая "маркировка").
Поскольку все виды доходов, соответствующие части 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ, в настоящее время маркируются одной цифрой, кредитор не имеет возможности определить, какой характер имеет каждая конкретная выплата - единовременный, регулярный.
При этом Комитет обращает внимание, что в случае разделения маркирования платежей по принципу регулярные/единовременные существенные проблемы возникнут при администрировании присвоения кода назначения платежей для тех видов платежей, которые могут иметь и регулярный, и разовый характер в зависимости от ситуации.
2. Проектируемыми нормами предусмотрен механизм возврата социальных выплат на основании заявления заемщика в течение 14 календарных дней со дня списания кредитором денежных средств с банковского счета заемщика.
При этом в проектируемом пункте 22.4 статьи 1 указано, что если заемщик после возврата списанных ранее кредитором причитающихся ему социальных выплат в течение 7 дней исполнил свои обязательства по договору потребительского кредита (займа), то задолженность не считается просроченной в течение указанного срока.
В связи с этим Комитет считает необходимым конкретизировать в законопроекте начало и окончание срока, в течение которого задолженность заемщика по договору потребительского кредита (займа) не считается просроченной, а также уточнить период, в течение которого кредитором не начисляются пени, штрафы на просроченную задолженность заемщика.
3. Проектом федерального закона также предусматривается обязанность кредитора возвратить ранее списанные с банковского счета заемщика в счет погашения задолженности по потребительскому кредиту (займу) денежные средства, являющиеся доходами от единовременных социальных выплат, поступивших на банковский счет заемщика с 1 января 2021 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение семи календарных дней со дня получения заявления от заемщика.
В связи с этим требует урегулирования вопрос, каким способом кредитор будет осуществлять возврат ранее списанных в счет погашения задолженности по договору потребительского кредита денежных средств, являющиеся доходами от единовременных социальных выплат, которые поступили в период с 1 января 2021 г. и до вступления в силу норм законопроекта, в случае если все договорные отношения между кредитором и заемщиком уже прекратились, в том числе был закрыт банковский счет (банковские счета) последнего.
4. Дополнительно Комитет отмечает целесообразность обсудить срок вступления в силу законопроекта с учетом технологических и методологических (бухгалтерский учет, пересмотр графиков платежей) возможностей кредитных организаций, в том числе с учетом регуляторных и финансовых рисков.
Учитывая все вышеизложенное, Комитет считает целесообразным принятие законопроекта N 1248303-7 в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 денежные суммы, выплачиваемые:
- в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца;
- в качестве алиментов;
- в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия гражданам, имеющим детей;
- средства материнского (семейного) капитала;
- единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и другие;
2 1 - перевод денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона N 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания;
2 - перевод денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются;
3 - перевод денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.