Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 13 октября 2021 г. к N 1, п. 3.1
по проекту федерального закона N 1238549-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части не подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам, выполняемым автобусами специальных служб и отдельных государственных органов) - внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1238549-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
С 1 марта 2019 года Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" было отменено разграничение требований, предъявляемых к пассажирским перевозкам, которые в силу производственной необходимости осуществляют непосредственно сами организации, и к коммерческим перевозкам, преследующим в качестве цели извлечение прибыли.
В результате лицензированию стала подлежать деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не только в коммерческих целях, но и перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд организаций. Вместе с тем, согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" из данного положения сделано изъятие в части перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Законопроектом предлагается распространить действие указанного изъятия в части освобождения от необходимости получения лицензии на занятие деятельностью по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами также в отношении ряда специальных служб и федеральных органов государственной власти. В частности, к числу последних проектируется отнести органы прокуратуры Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его управления в субъектах Российской Федерации, органы федеральной фельдъегерской связи, таможенные органы Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Упомянутые государственные структуры в своей деятельности используют автобусы в целях решения задач и реализации полномочий, возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, согласно Федеральному закону N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации возложено осуществление организационного обеспечения деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Принципиальных замечаний по концепции законопроекта не имеется.
Комитет поддерживает и считает целесообразным предложенный Правительством Российской Федерации подход в части расширения перечня освобождаемых от необходимости прохождения процедуры лицензирования ведомственных организаций ряда органов государственной власти.
Вместе с тем, Комитету не до конца понятна логика разработчиков законопроекта при определении критериев отбора соответствующих государственных структур, в отношении которых законопроектом предлагается введение конкретной преференции. К сожалению, в пояснительной записке не представлены количественные показатели объема годовой потребности в использовании автобусов для перевозки пассажиров и иных лиц, обосновывающие наличие экономической целесообразности постоянного содержания предназначенного для удовлетворения собственных нужд ведомственного парка автобусов (не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров) и штата аттестованных водителей по сравнению с привлечением для этих целей на договорной основе профессионального коммерческого перевозчика, обладающего соответствующими транспортными средствами и всеми необходимыми разрешительными документами.
Исходя из изложенного, Комитет поддерживает представленную Правительством РФ концепцию законопроекта N 1238549-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.