Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1226031-7 "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края", внесенному Законодательным Собранием Приморского края
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1226031-7 "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края", внесенный Законодательным Собранием Приморского края, и сообщает следующее.
Проект федерального закона предусматривает упразднение Лазовского районного суда Приморского края с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Партизанского районного суда Приморского края.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту штатная численность действующего в настоящее время на территории Приморского края Лазовского районного суда составляет три единицы. В связи с малым составом суда затруднительно выполнить требования норм процессуального законодательства, в частности о рассмотрении уголовных дел коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, о последствиях отвода судьи, о направлении вышестоящей судебной инстанцией дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Вместе с тем, в связи с малой численностью населения, проживающего в Лазовском районе Приморского края, также возникают трудности с формированием коллегии присяжных заседателей.
При этом, данные по нагрузке судей указанного районного суда свидетельствуют о неэффективности введения в нем дополнительных единиц судей, так как в этом случае нагрузка на каждого из судей будет значительно ниже средней по краю. Кроме того, увеличение штатной численности судей в указанном районном суде потребует изыскания дополнительных помещений, повлечет другие дополнительные расходы бюджетных средств на материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов, что также представляется нецелесообразным.
В случае принятия законопроекта, упразднение Лазовского районного суда с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Партизанского районного суда Приморского края позволит равномерно распределить нагрузку на судей последнего, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения.
Помимо указанного, при разработке данного законопроекта были приняты во внимание и учитывались численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов, участков мировых судей.
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов из упраздненного суда будет частично передана в Партизанский районный суд Приморского края.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать соблюдению статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Создание более крупного по своему составу суда общей юрисдикции позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел, введение которой является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия.
Предлагаемые к объединению суды общей юрисдикции находятся в соседних (смежных) районах Приморского края.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Партизанского районного суда законопроектом предусматривается образование постоянного судебного присутствия в село Лазо Лазовского района на базе упраздняемого районного суда.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого Лазовского районного суда не только позволит обеспечить доступность органов судебной власти для населения указанного района и избавит от необходимости расширения площадей здания, занимаемого в настоящее время Партизанским районным судом Приморского края, но и обеспечит возможность с наименьшими финансовыми и временными потерями передвигаться судьям и участникам судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за собой ограничение доступности правосудия для граждан.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть практику юридико-технического оформления, сложившегося при принятии аналогичных норм в отношении реорганизуемых судов и отдельно создаваемых в них судебных присутствий.
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает целесообразным поддержать представленную законодательную инициативу, поскольку ее принятие позволит совершенствовать судебную и организационную деятельность судов общей юрисдикции Приморского края, обеспечить необходимый уровень доступности осуществления правосудия в вышеуказанных населенных пунктах, что будет способствовать более эффективному отправлению правосудия в данном субъекте Российской Федерации в целом.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края", внесенный Законодательным Собранием Приморского края, принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.