Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1212907-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1212907-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам совещания о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности 20 мая 2020 г. о принятии при необходимости решений, касающихся установления возможности осуществления на принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения сбыта произведенной ими продукции и пункта 6 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие федеральные законы: Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с земельным законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не вправе на принадлежащих им земельных участках сельскохозяйственного назначения размещать стационарные торговые объекты и осуществлять в них торговлю произведенной продукцией, поскольку это является нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем в настоящее время у фермеров и сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеется потребность в реализации произведенной продукции не на рынках и ярмарках (ввиду их удаленности), а непосредственно на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых была произведена сельскохозяйственная продукция, поскольку это позволяет существенно снизить издержки, связанные со сбытом произведенной продукции.
К основным принципам земельного законодательства, закрепленным в Земельном кодексе РФ, относятся принципы учета и охраны земли как природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Сфера обращения товаров, то есть сбыта, не входит в понятие сельскохозяйственного производства. Определенное в Земельном кодексе РФ целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения не включает торговлю (сбыт продукции) как вид деятельности.
Включение торговой деятельности в дополнение к целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения будет создавать риски выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота и, как следствие, застройки таких земель стационарными торговыми объектами.
Законопроект направлен на создание правовых оснований для обеспечения возможности реализации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сбыта произведенной ими продукции (без расширения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения) на принадлежащих им земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи законопроектом предлагается статью 19 Закона о КФХ дополнить пунктом 4, в соответствии с которым реализация фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции собственного производства на принадлежащим фермерскому хозяйству земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для осуществления деятельности фермерского хозяйства, допускается с использованием помещений, расположенных в зданиях, строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, а также в нестационарных торговых объектах, размещаемых без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка. Одновременно вносится аналогичная норма в пункт 2 статьи 4 Закона о кооперации в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Кроме того, вносится корреспондирующее изменение в пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ.
Действующее законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей и законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения содержат исчерпывающие требования к объектам торговли как в нежилых помещениях жилых домов, так и в нестационарных объектах торговли.
В законопроекте предусматриваются бланкетные (отсылочные) нормы, в соответствии с которыми требования к помещениям, в которых допускается реализация фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции собственного производства, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Контроль за соблюдением указанных обязательных требований осуществляется органами государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках имеющихся полномочий.
Ответственность за нарушение обязательных требований и последствия их несоблюдения установлены действующим законодательством Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроектом не вводятся новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется.
Вместе с тем отдельные проектируемые положения требуют доработки с учетом следующего.
Положения проекта в части допустимости размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и используемых фермерскими хозяйствами или кооперативами, необходимо соотнести с требованиями статьи 39 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающими размещение таких объектов исключительно в соответствии со схемой, утверждаемой уполномоченным органом местного самоуправления.
Учитывая, что в проекте идет речь о недопустимости нарушения почвенного слоя при размещении нестационарных торговых объектов и необходимости соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращаем внимание на статью 42 Земельного кодекса РФ, возлагающую на лиц, использующих земельные участки, обязанность не допускать негативное воздействие на почвы, а также соблюдать требования санитарно-гигиенических и иных правил (см. также статью 8 Федерального закона N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", статью 24 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Используемую в проекте формулировку "земельный участок, не относящийся к пашне" следует соотнести с формулировкой "земельный участок, занятый пашнями", содержащейся в пункте 11 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1212907-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.