Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1207299-7 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о сроках применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в пункт 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предоставив Правительству Российской Федерации право изменения трехлетнего срока, установленного Кодексом в отношении территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), расположенных за пределами Дальневосточного федерального округа, в течение которого резиденты указанных ТОСЭР, приобретая такой статус, одновременно получают право на применение ими в течение 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.
При этом измененный Правительством Российской Федерации срок в отношении отдельных ТОСЭР не может быть позднее 31 декабря 2024 года.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его положения разработаны в соответствии с пунктом 1 раздела I Перечня основных мероприятий программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 года N 556-р, а также пунктом 5 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 года N АБ-П50-4208 об обеспечении выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N Пр-487 (подпункт "д" пункта 1) по итогам совещания по вопросам развития угольной отрасли, состоявшегося 2 марта 2021 года.
Действующей в настоящее время редакцией пункта 10.1 статьи 427 Кодекса предусмотрено право применения пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента в течение 10 лет всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР. Исключение составляют резиденты ТОСЭР, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резиденты свободного порта Владивосток, получившие соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года.
Идея рассматриваемой законодательной меры Комитетом поддерживается. Представляется, что ее реализация будет способствовать проведению системной и комплексной работы по поддержке инвестиций и ускорению социально-экономического развития моногородов и закрытых административно-территориальных образований.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить, что вопросы создания и функционирования ТОСЭР регулируются Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". В частности, согласно статье 3 указанного Федерального закона ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации, которое принимается в форме постановления и должно содержать ряд необходимых положений (перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности; минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОСЭР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности; описание местоположения границ ТОСЭР и т.д.). В связи с тем, решение Правительства Российской Федерации о продлении срока получения статуса резидента ТОСЭР в целях применения им пониженных тарифов страховых взносов предлагается отражать в решении о создании соответствующей ТОСЭР, Комитет полагает необходимым проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Кроме того, в связи с тем, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по изменению срока, установленного абзацем пятым пункта 10.1 статьи 427 Кодекса, представляется, что указанная норма также нуждается в редакционной правке.
По законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
К законопроекту поступило 20 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За принятия законопроекта высказались 50 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отрицательных отзывов не поступало.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1207299-7 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.