Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1193660-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1193660-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (части уточнения полномочий Российской Федерации в области ветеринарии), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" разработан в рамках обеспечения реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Продукция агропромышленного комплекса относится к указанным несырьевым неэнергетическим товарам, а условия международной торговли продукцией АПК животного происхождения являются предметом регулирования в рамках требований Всемирной торговой организации (ВТО). При этом основополагающим принципом в данной сфере является исполнение ветеринарных требований стран-импортеров.
Законопроектом предусматривается обеспечение исполнения обязательств Российской Федерации, принятых при присоединении к ВТО, в части осуществления ветеринарного контроля за организациями и лицами, вывозящими и (или) планирующими вывозить подконтрольные товары в государства-импортеры.
Статьей 1 законопроекта уточняются предусмотренные статьей 3 Закона о ветеринарии полномочия Российской Федерации, касающиеся утверждения порядка проведения обследования объектов - земельных участков, зданий, строений, сооружений, с использованием которых осуществляется деятельность по содержанию и выращиванию животных, производству, переработке и (или) хранению подконтрольных товаров, вывозимых в государства-импортеры, на соответствие ветеринарным требованиям государств-импортеров либо ветеринарным требованиям иных государств, признаваемых государствами-импортерами, в том числе оформления результатов такого обследования, информирования лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, применительно к видам подконтрольных товаров, о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры.
Соответствие объектов ветеринарным требованиям будет устанавливаться по результатам их обследования. Обследование объектов будет проводиться в соответствии с Порядком проведения обследования объектов, в том числе оформления его результатов, и информирования владельцев объектов о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В законопроекте приводится также понятие "обследование объектов", под которым понимается комплекс мероприятий, проводимый должностными лицами Россельхознадзора в целях оценки соответствия объектов ветеринарным требованиям, в который входит осмотр объектов и анализ документов о виде деятельности, структурных и технологических характеристиках объекта, производственных потоках, об осуществлении производственного контроля для обеспечения соответствия объектов и производимых ими подконтрольных товаров ветеринарным требованиям, об эпизоотической ситуации на территории размещения объекта и в местах происхождения сырья, используемого для производства подконтрольных товаров.
Законопроектом предусматривается, что обследование объектов будет осуществляться на безвозмездной основе по заявлениям лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, применительно к виду подконтрольного товара и государствам-импортерам.
По результатам обследования объекты будут признаваться соответствующими либо не соответствующими ветеринарным требованиям.
В случае если обязательные требования Российской Федерации соответствуют ветеринарным требованиям, обследование объектов проводиться не будет.
При получении информации от компетентного органа государства-импортера о несоответствии подконтрольных товаров, вывезенных из объектов, ветеринарным требованиям Россельхознадзор будет информировать владельца объекта о возможности или невозможности дальнейшего вывоза подконтрольных товаров из объекта в соответствующее государство-импортер.
Информация об объектах, результатах их обследования, условиях, а также о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры будет содержаться в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии в соответствии со статьей 4.1 Закона о ветеринарии.
Кроме того, Россельхознадзор на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет размещать ветеринарные требования, а также информацию (в случае ее получения) о признании государством-импортером соответствия обязательных требований Российской Федерации ветеринарным требованиям.
Вместе с тем, следует отметить, что проектируемое понятие "ветеринарные требования" является некорректным как в их силу добровольности, так и в силу их принадлежности, и нуждается в уточнении (например, "ветеринарные требования государств-импортеров").
Кроме того, согласно пункту 7 проектируемой статьи 4.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" информация о результатах обследований, а также сведения о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры должна содержаться в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии. В связи с этим необходимо внести корреспондирующие изменения в абзац 5 пункта 3 статьи 4.1 указанного закона, в котором перечисляется информация, содержащаяся в данной системе.
Также следует отметить, что проектируемой статьей 2 определено, что обследованию не подлежат объекты, информация о соответствии ветеринарным требованиям которых размещена в Федеральной государственной информационной системе до дня вступления закона в силу. Учитывая, что обследование проводится в заявительном, добровольном порядке (часть 1 проектируемой статьи 4.2), из проекта неясно может ли владелец такого объекта обратиться за проведением обследования повторно, например, в связи с изменением ветеринарных требований государств-импортеров.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться Россельхознадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Россельхознадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется.
Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и считает, что они позволят отечественным производителям гарантировать соблюдение требований государств-импортеров и тем самым повысить свой экспортный потенциал. В свою очередь, это положительно повлияет на динамику беспрепятственного продвижения подконтрольных товаров отечественного производства на рынки государств-импортеров.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1193660-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.