Заключение Счетной палаты РФ от 27 июля 2021 г. N ЗСП-171/03-01
на проект федерального закона N 1193617-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1193617-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 30 июня 2021 г. N 318).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, уточняются особенности обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащие передаче в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", и уточняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - резидент ОЭЗ) в случае его передачи иному резиденту ОЭЗ.
Кроме того, законопроектом предлагаются увеличение срока применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ОЭЗ до 10 лет и продление на неопределенный срок возможности их применения путем исключения предельного срока применения названных тарифов.
Законопроектом предусматривается восстановление сумм, не уплаченных в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов и ставок земельного налога, в случае исключения резидента ОЭЗ из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации.
При этом обязанность по восстановлению к уплате сумм, не уплаченных в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов и ставок земельного налога, распространяется только на резидентов, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области после дня вступления в силу федерального закона.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного медицинского страхования. При этом устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования напрямую зависит от поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В этой связи вопрос об отмене предельного срока применения пониженных тарифов страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования снижающихся доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, до рассмотрения вопроса об отмене предельного срока применения пониженных тарифов целесообразно провести оценку наступивших социально-экономических последствий и бюджетного эффекта от деятельности уже зарегистрированных резидентов ОЭЗ.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта непосредственно не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем реализация законопроекта повлечет увеличение выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и необходимость их компенсации за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, отсутствует обоснование распространения обязанности по восстановлению к уплате страховых взносов и земельного налога только на резидентов, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области после дня вступления в силу федерального закона, и освобождения от указанной обязанности резидентов ОЭЗ, включенных в указанный реестр до указанной даты.
Также в материалах к законопроекту отсутствует обоснование неначисления пени на суммы страховых взносов, подлежащих восстановлению к уплате.
На основании изложенного законопроект требует доработки ко второму чтению.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.