Заключение Счетной палаты РФ от 28 июня 2021 г. N ЗСП-157/03-01
на проект федерального закона N 1184603-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 1184603-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается введение механизма налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога (далее - налоговый вычет), подлежащих уплате участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), в целях возмещения затрат, понесенных участником СЗПК в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии ведения раздельного учета.
Согласно предлагаемым изменениям в результате применения налогового вычета вышеуказанные налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, который является предметом СЗПК, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля, предельный объем налоговых вычетов налогоплательщика определяется на основании расчета объема возмещения, предусмотренного Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), и указывается в специальном уведомлении, которое направляется в ФНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях начала применения налоговых вычетов налогоплательщиками.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечено, что введение механизма налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, подлежащих уплате участником СЗПК, не приведет к нарушению сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку предоставление налогового вычета будет осуществляться в рамках новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации участниками СЗПК. Законопроект предусматривает возможность возмещения затрат за счет вновь сформированных налогов от реализации новых инвестиционных проектов, что исключит проблему возникновения выпадающих бюджетных доходов в случае расширения условий налогового возмещения в рамках СЗПК.
Вместе с тем указанный тезис не учитывает того обстоятельства, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2022 года, а положения законопроекта не содержат никаких ограничений на применение налогового вычета инвесторами, заключившими СЗПК до вступления в силу указанного закона.
Таким образом, реализация предлагаемых законопроектом положений повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расчет, размер и источники компенсации которых в материалах к законопроекту не отражены.
Кроме того, с учетом положений абзаца третьего пункта 4.3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому положения актов законодательства о налогах и сборах, вступившие в силу после даты включения в реестр, предусмотренный Федеральным законом N 69-ФЗ, сведений о заключении с налогоплательщиком (плательщиком сборов) соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, полагаем целесообразным, в целях исключения судебных споров, указать в законопроекте, что предлагаемые изменения в части возможности применения налогового вычета по налогу на прибыль организаций распространяются только на налогоплательщиков, заключивших СЗПК после вступления в силу соответствующих изменений о предоставлении мер государственной поддержки, в том числе в виде налогового вычета, внесенных в Федеральный закон N 69-ФЗ.
На основании изложенного законопроект требует доработки ко второму чтению.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.