Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 октября 2021 г. к решению Комитета N 1/4
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1135194-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Банка России полномочиями по установлению прямых количественных ограничений) внесен депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, а также И.Б. Дивинским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1135194-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается ввести в систему макропруденциального регулирования, применяемого Банком России, новый инструмент - прямые количественные ограничения максимально допустимой доли отдельных видов кредитов (займов) в общем объеме кредитов (займов) указанного вида, предоставленных кредитной организацией или микрофинансовой организацией в течение текущего квартала.
Законопроектом устанавливается, что виды кредитов (займов), к которым могут быть установлены прямые количественные ограничения, характеристики указанных кредитов (займов), а также порядок применения прямых количественных ограничений в отношении указанных кредитов (займов), будут определяться нормативным актом Банка России.
Кроме того проектируется возможность дифференциации установления количественных ограничений: в зависимости от значений характеристик кредитов (займов), от вида микрофинансовых организаций, от видов лицензий, выдаваемых банкам, и (или) отнесения кредитных организаций к системно значимым, а также предусматривается ответственность за несоблюдение прямых количественных ограничений, установленных Банком России.
Комитет отмечает, что реализация концепции законопроекта позволит обеспечить выполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по экономическим вопросам от 28.09.2021 N Пр-1835.
Комитет, поддерживая в целом необходимость принятия мер, направленных на регулирование темпов кредитования с целью минимизации системных рисков финансовой системы Российской Федерации, полагает необходимым отметить следующее.
1. В соответствии с проектируемым определением под прямыми количественными ограничениями понимается "максимальная допустимая доля отдельных видов кредитов (займов) в общем объеме кредитов (займов) указанного вида".
По мнению Комитета, указанная норма представляется неясной и требует уточнения.
2. Действующей редакцией статьи 43 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) определяется, что применять такой инструмент государственной денежно-кредитной политики как прямые количественные ограничения в отношении рефинансирования кредитных организаций и проведения кредитными организациями отдельных банковских операций Банк России вправе только после консультаций с Правительством Российской Федерации;
Законопроектом указанную статью предлагается признать утратившей силу и проектируемой новой статьей 45.6 определить, что прямые количественные ограничения будут устанавливаться Банком России на основании решения Совета директоров.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 45.1 Федерального закона N 86-ФЗ политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации Банк России разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, по мнению Комитета, исключение консультативной функции Правительства Российской Федерации при применении Банком России столь значимого для стабильности функционирования финансового рынка инструмента представляется недостаточно обоснованным.
3. Заявленной авторами законопроекта целью введения нового макропруденциального инструментария является снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации посредством предотвращения накопления рисков заемщиками и замедления чрезмерного роста необеспеченного потребительского кредитования.
При этом следует отметить, что в настоящее время действующим законодательством предусмотрен комплекс мер, позволяющих Банку России эффективно регулировать кредитный рынок: это и ограничение предельного значения полной стоимости кредита, и расчет показателя долговой нагрузки заемщика, право установления в соответствии со статьей 45.2 Федерального закона N 86-ФЗ в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы), а также прямые количественные ограничения на проведение отдельных операций, предусмотренные действующей редакцией статьи 43 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
Учитывая изложенное, полагаем что целесообразность введения нового регулирования требует дополнительного обоснования.
4. Проектируемыми нормами устанавливается, что виды кредитов (займов), их характеристики, а также порядок применения прямых количественных ограничений в отношении указанных кредитов (займов), будут определяться нормативным актом Банка России, а также определяется, что "прямые количественные ограничения могут быть дифференцированными".
Вместе с тем законопроектом не определено кем, на каком правовом основании и в каком порядке предполагаемая дифференциация будет проводиться.
По мнению Комитета, указанный подход предоставляет Банку России необоснованно широкую дискрецию полномочий, предполагая избирательность норм.
5. Законопроектом вводится ответственность за несоблюдение кредитными организациями и микрофинансовыми организациями прямых количественных ограничений - Банк России вправе установить повышенные значения надбавок к коэффициентам риска и (или) применить меры административного воздействия (в частности, наложить штраф, ограничить проведения отдельных операций).
Таким образом, исходя из проектируемых норм, за одно и то же нарушение в отношении разных субъектов Банк России может не применять никакие меры ответственности, применить одну из вышеобозначенных мер или применить две меры одновременно.
6. Законопроектом предусматривается установление обязанности для банков и микрофинансовых организаций информировать заемщиков о введенных Банком России прямых количественных ограничений.
Вместе с тем, предоставление указанной информации не дает заемщику каких-либо дополнительных сведений, позволяющих оценить качество работы конкретного кредитора и предоставляемой им услуги.
В связи с чем, целесообразность указанного информирования требует дополнительного обоснования.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных в официальном отзыве замечаний.
Комитет также считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его существенной доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.