Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Омской области
от 13 октября 2021 г. N 436-п
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Омской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Омской области (далее - региональный контроль).
2. Региональный контроль осуществляется Министерством экономики Омской области (далее - Министерство).
3. Предметом регионального контроля являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - розничная продажа алкогольной продукции) (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон о регулировании оборота алкогольной продукции), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
4. Региональный контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательства обязательных (лицензионных) требований к розничной продаже алкогольной продукции, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, установленных Федеральным законом о регулировании оборота алкогольной продукции и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования).
5. Объектами регионального контроля (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, предметы и другие объекты, которыми организации и индивидуальные предприниматели владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
6. Учет объектов контроля осуществляется Министерством посредством:
1) государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) ЕГАИС;
3) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
7. Контролируемыми лицами при осуществлении регионального контроля (далее - контролируемые лица) являются:
1) юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции на основании соответствующей лицензии;
2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции без лицензии, розничную продажу спиртосодержащей продукции.
8. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление регионального контроля (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
1) Министр экономики Омской области (далее - Министр);
2) первый заместитель Министра;
3) заместитель Министра;
4) руководитель департамента развития потребительского рынка Министерства (далее - департамент);
5) начальник отдела лицензирования департамента;
6) начальник отдела государственного контроля (надзора) департамента;
7) советник отдела государственного контроля (надзора) департамента;
8) главный специалист отдела лицензирования департамента;
9) главный специалист отдела государственного контроля (надзора) департамента.
9. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, являются:
1) Министр;
2) первый заместитель Министра;
3) заместитель Министра.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля
10. Региональный контроль осуществляется Министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
11. Министерство в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
12. Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального контроля, является наличие у Министерства сведений:
1) об отсутствии в ЕГАИС зафиксированной контролируемым лицом (в том числе по отдельному обособленному подразделению) информации об объеме розничной продажи алкогольной продукции непрерывно в течение 90 календарных дней;
2) о выдаче Министерством контролируемому лицу в течение календарного года двух и более предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. В целях предотвращения совершения контролируемыми лицами правонарушений в области розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи спиртосодержащей продукции уполномоченные должностные лица проводят следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа) утверждается приказом Министерства в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
14. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле), на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства).
15. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство ежегодно обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Министерства в течение 5 рабочих дней после дня его утверждения.
16. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о контроле.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение подается в Министерство в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством, и (или) документа на бумажном носителе (по выбору контролируемого лица), а также при личном обращении контролируемого лица в Министерство.
Министерство рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
17. Уполномоченные должностные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля) в соответствии со статьей 50 Федерального закона о контроле. Консультирование осуществляется без взимания платы.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления указанными лицами запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля;
2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля;
3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
18. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона о контроле.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции и (или) в сфере розничной продажи спиртосодержащей продукции, в течение 1 года с момента начала их деятельности;
2) объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
IV. Осуществление регионального контроля
19. При осуществлении регионального контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
20. При осуществлении регионального контроля уполномоченные должностные лица при взаимодействии с контролируемым лицом проводят следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
21. Контрольная закупка проводится в соответствии со статьей 67 Федерального закона о контроле.
В ходе контрольной закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
Эксперимент проводится в целях проверки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При проведении эксперимента уполномоченное должностное лицо осуществляет выезд на объект торговли или на предприятие общественного питания.
По прибытии на объект торговли или на предприятие общественного питания уполномоченное должностное лицо устанавливает факт осуществления (неосуществления) деятельности на данном объекте.
В случае осуществления деятельности контролируемым лицом уполномоченное должностное лицо проводит эксперимент путем осуществления действий по созданию ситуации для совершения сделки по розничной продаже алкогольной или спиртосодержащей продукции.
22. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства в соответствии со статьей 72 Федерального закона о контроле.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
23. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица в соответствии со статьей 73 Федерального закона о контроле.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) инструментальное обследование.
24. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, в случае временной нетрудоспособности вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения.
25. При осуществлении регионального контроля уполномоченные должностные лица без взаимодействия с контролируемым лицом проводят следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
26. В случае необходимости в целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований в ходе проведения контрольной закупки, выездной проверки, выездного обследования могут использоваться фотосъемка и видеозапись, которые проводятся без предварительного уведомления контролируемого лица.
Оборудование, используемое для проведения фотосъемки и видеозаписи, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени.
Фотосъемка и видеозапись осуществляются с использованием служебного оборудования, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация. Материалы, полученные в результате фотосъемки и видеозаписи, прикладываются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
27. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона о контроле.
28. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований Министерство в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, принимает меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона о контроле.
VI. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции
29. Оценка соблюдения контролируемыми лицами, имеющими лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензионных требований, установленных Федеральным законом о регулировании оборота алкогольной продукции и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется посредством проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном настоящим Положением.
VII. Досудебный порядок подачи жалобы
30. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается Министром в порядке, установленном главой 9 Федерального закона о контроле.
VIII. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства при проведении регионального контроля
31. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства при проведении регионального контроля осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 Федерального закона о контроле.
В систему показателей результативности и эффективности деятельности Министерства при проведении регионального контроля входят:
1) ключевой показатель - доля подконтрольных субъектов, не исполнивших внесенное представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Целевое значение ключевого показателя - 5%;
2) индикативные показатели:
- доля выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- доля заявлений Министерства, направленных в прокуратуру Омской области, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано;
- доля внеплановых проверок, результаты которых были признаны недействительными;
- доля выполнения Программы при осуществлении регионального контроля.
Перечень показателей результативности и эффективности деятельности Министерства при осуществлении регионального контроля приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.