Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 октября 2021 г. N 03-07-07/79758
Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 305-ФЗ от 02.07.2021 г. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пп. 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ внесены изменения, которые с 01.01.2022 г. освобождают от налогообложения по налогу на добавочную стоимость реализацию услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при этом под услугами общественного питания не признается реализация:
- продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
- продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные настоящим подпунктом, либо занимающимся розничной торговлей.
ООО осуществляет деятельность только по приготовлению и доставке еды для потребителей - физических лиц (выездное обслуживание), при этом не имеет помещений для нахождения в них посетителей с целью приобретения и потребления ими готовой продукции (услуги общественного питания оказываются только вне объектов общественного питания).
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании вышеизложенного просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Вправе ли организация, находящаяся на общей системе налогообложения, применять освобождение от налогообложения по налогу на добавочную стоимость с 01.01.2022 г., если она реализует только услуги общественного питания вне объектов общественного питания (только выездное обслуживание) и у нее отсутствуют помещения для нахождения в них посетителей с целью приобретения и потребления ими готовой продукции?
2. Вправе ли организация, применяющая освобождение от налогообложения по налогу на добавочную стоимость на основании пп. 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ с 01.01.2022 г., применять пониженную ставку по налогу на прибыль и в каком размере?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения организацией с 1 января 2022 года освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания и пониженной ставки налога на прибыль организаций Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по соответствующему виду экономической деятельности (условие будет применяться с 1 января 2024 года).
При этом определено, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не применяется, если продукция общественного питания реализуется:
- отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
- организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим вышепоименованные услуги общественного питания либо занимающимся розничной торговлей.
Таким образом, организация, оказывающая услуги общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), имеет право с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии соблюдений вышеуказанных условий.
Что касается пониженной ставки налога на прибыль организаций, то действующими положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прямо указанных в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (абзац четвертый пункта 1 статьи 284 Кодекса).
При этом отмечаем, что пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, для иных категорий налогоплательщиков, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года (абзац пятый пункта 1 статьи 284 Кодекса).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2022 г. освобождение от НДС будет применяться в отношении услуг общественного питания при соблюдении за календарный год, предшествующий году применения освобождения, следующих условий:
- сумма доходов не превысила 2 млрд руб.;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания не менее 70%;
- среднемесячный размер выплат работникам не ниже размера среднемесячной зарплаты в регионе (с 2024 г.).
Кроме того, Минфин ответил на вопрос о применении пониженной ставки налога на прибыль.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 октября 2021 г. N 03-07-07/79758
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 29 ноября 2021 г. N 23