Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 04.10.2021 N 341-Пр
Прогноз
социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2024 года
1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2024 года
Наименование |
Ед. изм. |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,23 |
100,06 |
100,82 |
104,99 |
105,42 |
102,85 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
425 590,41 |
438 540,25 |
436 442,74 |
479 832,31 |
488 639,28 |
514 557,96 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,44 |
97,73 |
99,71 |
107,79 |
109,43 |
103,04 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
93,68 |
96,19 |
100,04 |
109,39 |
110,30 |
102,78 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,89 |
109,19 |
97,13 |
97,45 |
105,00 |
105,26 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,76 |
99,76 |
99,05 |
99,52 |
101,64 |
102,83 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,70 |
102,00 |
102,00 |
103,00 |
101,00 |
101,60 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
57 494,21 |
57 815,30 |
60 233,85 |
60 297,91 |
63 015,93 |
63 023,34 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,10 |
100,90 |
100,80 |
100,50 |
100,30 |
100,50 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
48 331,06 |
48 411,55 |
50 411,32 |
50 642,74 |
52 633,65 |
53 080,43 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,90 |
100,10 |
100,10 |
100,20 |
100,20 |
100,30 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
125,92 |
125,94 |
125,81 |
125,96 |
129,54 |
129,96 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,7 |
104,8 |
94,7 |
94,8 |
97,6 |
97,7 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
118,56 |
118,57 |
118,17 |
118,30 |
121,99 |
122,31 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
104,7 |
104,8 |
94,5 |
94,6 |
97,8 |
97,9 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
43,96 |
44,16 |
46,68 |
47,08 |
49,71 |
50,37 |
% к предыдущему году |
106,00 |
106,50 |
106,20 |
106,60 |
106,50 |
107,00 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
435,80 |
436,20 |
434,90 |
436,70 |
435,40 |
438,40 |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
тыс. чел. |
20,82 |
23,36 |
23,10 |
24,26 |
23,60 |
24,78 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
69,08 |
69,66 |
69,42 |
70,26 |
69,82 |
71,09 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
15,9 |
16,0 |
16,0 |
16,1 |
16,0 |
16,2 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости на конец года |
тыс. чел. |
17,50 |
12,60 |
12,60 |
10,00 |
10,00 |
7,70 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
% к декабрю |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
117 348,00 |
118 666,10 |
132 346,60 |
134 313,20 |
147 127,00 |
149 467,50 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
117 596,20 |
118 287,60 |
125 064,10 |
126 217,20 |
133 423,00 |
135 307,50 |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
860 088,0 |
860 092,4 |
884 113,8 |
884 151,3 |
888 727,9 |
888 854,9 |
Продолжение таблицы
Наименование |
Ед. изм. |
2022-2024 годы |
|
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,46 |
108,05 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
1 350 672,43 |
1 432 930,52 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,14 |
108,55 |
в том числе: |
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,37 |
108,14 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,04 |
112,00 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,44 |
102,10 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,77 |
106,74 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
180 744,00 |
181 136,55 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,20 |
101,91 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
151 376,03 |
152 134,72 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,20 |
100,60 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
381,3 |
381,9 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,8 |
97,1 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
358,7 |
359,2 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
96,8 |
97,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
х |
х |
% к предыдущему году |
119,89 |
121,48 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
х |
х |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
чел. |
х |
х |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
х |
х |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
х |
х |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости |
чел. |
х |
х |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
% к декабрю |
х |
х |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
396 821,60 |
402 446,80 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
х |
х |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
х |
х |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Астраханской области
По итогам 2020 года экономика Астраханской области продемонстрировала низкие значения ключевых социально-экономических показателей развития, что в большей степени обусловлено влиянием неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Произошел значительный спад в отраслях, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно в розничной торговле, в общественном питании, на рынке платных услуг населению, зафиксирован рост безработицы. Промышленность, являющаяся ключевой отраслью экономики страны, также продемонстрировала снижение относительно значений 2019 года. В то же время в отчетном периоде 2020 года зафиксирован существенный рост объема работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", а также незначительный рост реальной заработной платы и производства продукции сельского хозяйства.
За 2020 год объем валового регионального продукта оценивается на уровне 536,9 млрд руб. с темпом роста 98,0%. В наибольшей степени на отрицательную динамику валового регионального продукта оказало уменьшение объемов добычи полезных ископаемых. По итогам 2020 года индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 97,2%.
Результаты работы обрабатывающей промышленности продемонстрировали сокращение объемов производства по сравнению с уровнем 2019 года - темп 95,7%. Существенное влияние на данное снижение оказали прежде всего отрасли по производству нефтепродуктов (95,1% к уровню 2019 года), химическому производству (91,9%) и судостроительная отрасль (73,6%).
В сельском хозяйстве в 2020 году объемы производства выросли на 2,3% и составили в фактических ценах более 53 млрд руб., из которых более 30 млрд руб. составила продукция растениеводства, 22,3 млрд руб. - продукция животноводства.
Инвестиции в основной капитал сложились по итогам 2020 года на уровне 111,6 млрд руб., что составляет 102,2% к уровню предыдущего года. Увеличение объемов относительно 2019 года обусловлено строительством 3 трубопроводов между месторождениями им. В. Филановского и им. В. Грайфера. Также крупный объем капиталовложений осуществлен в рамках дорожного строительства.
В 2020 году объем строительных работ составил 52,4 млрд руб., что на 26,1% выше уровня 2019 года.
В сфере потребительского рынка по итогам 2020 года оборот розничной торговли снизился на 6,6% и составил 174,8 млрд руб., оборот общественного питания - на 19,8% и составил 8,3 млрд руб., объем платных услуг населению - на 10,4% и составил в денежном выражении 39,0 млрд рублей.
В 2020 году реальные располагаемые денежные доходы населения составили 96,2%. Среднедушевой денежный доход сложился на уровне 25,2 тыс. руб., увеличившись в номинальном выражении на 0,7% к уровню 2019 года. Более 50% доходов населения составляет заработная плата, средний уровень которой по итогам 2020 года составил 38,9 тыс. руб. в месяц. Темп роста данного показателя - 107,7%.
Индекс физического объема валового регионального продукта оценивается по итогам первого полугодия на уровне 98,0%. Индекс промышленного производства за январь - июнь 2021 года сократился на 1,9%. Около 50% оборота организаций приходится на добычу полезных ископаемых. Общий объем производства по итогам первого полугодия 2021 года сократился на 1,2% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года в связи с сокращением добычи природного газа и газового конденсата. Объемы производства продукции сельского хозяйства также снизились на 2,1%. Однако за первое полугодие 2021 года наблюдается увеличение динамики оборота розничной торговли на 1,5%, объема платных услуг - на 11,5%.
По итогам первого полугодия 2021 года объем работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 16,6 млрд руб. или 70,6% к уровню 2020 года. Снижение динамики обусловлено уменьшением объема подводных работ в рамках освоения нефтяных месторождений в российском секторе Каспийского моря.
В первом полугодии 2021 года объем инвестиций составил 36,4 млрд руб. или 77,1% к уровню 2020 года.
По итогам первого квартала 2021 года зафиксирована отрицательная динамика среднедушевых денежных доходов - 99,7%. Размер среднедушевых доходов составил 23,0 тыс. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы - 93,4%.
Уровень зарегистрированной безработицы за первое полугодие 2021 года составил 2,2%, что значительно ниже показателя за аналогичный период 2020 года (4,9%).
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Астраханской области на среднесрочный период
Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года учитывают тенденции и внешние потенциалы развития Астраханской области, региональные конкурентные преимущества, естественные и создаваемые факторы и превосходства, а также конкурентные факторы риска для региона.
Внешние ограничения, определяющие в целом состояние экономической стабильности в Российской Федерации, связаны с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того, в 2021 году импортеры и экспортёры сталкиваются с проблемой разрыва внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств. Усложнилась транспортировка грузов, выросли тарифы на грузоперевозки при одновременном увеличении сроков доставки.
В качестве внутренних факторов социально-экономического развития Астраханской области выступают следующие региональные преимущества:
- значительные запасы природных ресурсов, в первую очередь газа и нефти;
- благоприятные природные условия для выращивания интенсивных сельскохозяйственных культур;
- предпосылки для развития альтернативной энергетики, в первую очередь гелиоэлектроэнергетики;
- выгодное географическое положение, в том числе расположение на пересечении международных транспортных коридоров;
- наличие транспортного узла для осуществления мультимодальных перевозок;
- природно-исторические предпосылки для развития туризма (рыбалка, охота, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный туризм).
Риски, определяющие ограничения развития экономики, максимально учтены в консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Астраханской области на период до 2024 года.
Консервативный сценарий характеризуется высокими рисками:
- неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжного восстановления мировой экономики;
- заморозки инвестиционных проектов, в том числе в нефтегазовом секторе, вследствие влияния санкционной политики, а также ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках;
- наращивания социальной напряженности, снижения доходов и возрастания дифференциации доходов населения вследствие общего экономического спада в Российской Федерации, что может привести к отказу от ряда ключевых проектов в сфере услуг;
- увеличения оттока молодежи и квалифицированных кадров в случае неуспешной политики в сфере создания высокопроизводительных рабочих мест;
- ухудшения качества окружающей среды в случае неполного учета экологических требований при реализации проектов, а также при эксплуатации природных и биологических ресурсов;
- усиления конкуренции за ресурсы со стороны лидирующих регионов Южного федерального округа, а также ряда регионов зарубежных стран, в том числе в сфере привлечения инвестиций, транспортных потоков через порты;
- связанными с тенденцией к обмелению судоходных каналов, что может привести к ухудшению позиций Астраханской области в сфере грузоперевозок, речной навигации;
- ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Рост экономики Астраханской области в базовом сценарии характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста за счет выхода на проектную мощность по уже завершенным проектам, а также за счет модернизации энерго-сырьевого комплекса и развития обрабатывающей промышленности. Для Астраханской области в 2022-2024 годах будут использованы возможности:
- участия в федеральных инициативах, а также возможность привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации государственных программ и национальных проектов;
- продолжения государственной политики импортозамещения в области сельскохозяйственного производства;
- развития инновационных технологий, в том числе в сферах альтернативной энергетики, сельского хозяйства;
- повышения привлекательности Астраханской области для рабочей силы из соседних регионов;
- повышения потенциала потребительского рынка и рынка недвижимости;
- расширения сотрудничества со странами Среднего Востока и Южной Азии в экономической, социальной и культурной сферах;
- улучшения имиджа Астраханской области на российских и зарубежных рынках инвестиций, товаров и услуг, в том числе туризма.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Направления социально-экономического развития Астраханской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
Валовой региональный продукт
Снижение валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2020-2021 годах обусловлено введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области.
Наибольший вклад в формирование ВРП области осуществлен организациями добывающей отрасли (47,9%), транспортировки и хранения (7,0%), оптовой и розничной торговли (6,1%).
В плановом периоде до 2024 года прогнозируется выход экономики на сбалансированный рост темпами чуть ниже среднероссийских. Так, к 2024 году ВРП Астраханской области оценивается в размере свыше 730 млрд руб., темп роста при этом составит 107,3% по базовому варианту развития экономики к 2020 году.
Основной вклад в прирост добавленной стоимости внесут предприятия добывающего сектора экономики. Доля данного вида деятельности в структуре ВРП также остается значительной (более 40%).
Продолжится реализация проектов освоения месторождений им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского, а с 2022 года - месторождения им. В. Грайфера. Положительное влияние на результативность отрасли добычи полезных ископаемых окажет добыча соли, гипса, прочих полезных ископаемых. Модернизация производства позволяет увеличивать объемы добычи полезных ископаемых, что обеспечит дополнительный прирост добавленной стоимости данной отрасли.
Обрабатывающие производства, доля которых в общей структуре добавленной стоимости составляет свыше 4%, поддержат темпы роста ВРП в первую очередь за счет отраслей судостроения, производства машин и оборудования, а также пищевой промышленности за счет проведённой в предыдущие годы и планируемой модернизации технологического оборудования, расширения объема производства, а также создания новых производств.
Кроме того, существенный вклад в формирование добавленной стоимости внесет реализация ряда проектов на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос" (далее - ОЭЗ ППТ "Лотос").
Также поддержит экономический рост агропромышленный комплекс региона, торговля, транспортировка и хранение.
По базовому варианту прогноза объем ВРП области прогнозируется в 2024 году в текущих основных ценах в объеме 731,8 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 7,3%. В расчете на душу населения области в 2024 году ВРП планируется в размере 748 тыс. рублей (139,6% к уровню 2020 года).
По консервативному варианту прогноза объем ВРП области прогнозируется в 2024 году в текущих основных ценах в объеме 703 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 4,7%. В расчете на душу населения области ВРП планируется в 2024 году в размере 722,5 тыс. рублей (134,8% к уровню 2020 года).
Промышленное производство
Индекс промышленного производства в оценке 2021 года составит 97,8% к уровню 2020 года. Снижение объемов производства обусловлено в большей степени за счет продолжения сокращения объемов добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности. С учетом планируемых мероприятий по повышению конкурентоспособности региональной экономики общий индекс промышленного производства прогнозируется в 2022 году на уровне 97,7%, в 2023 году - 107,8%, в 2024 году - 103%.
Добыча полезных ископаемых
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2021 году на уровне 97,8%, в 2022 году - 96,2%, в 2023 году - 109,4%, в 2024 году - 102,8%. При этом индекс промышленного производства по добыче сырой нефти и природного газа в 2024 году к 2020 году прогнозируется на уровне 107,3%, по добыче прочих полезных ископаемых - 113,6%.
Основные перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть. Прирост объемов производства планируется в большей степени за счет продолжения обустройства и ввода в эксплуатацию в 2022 году месторождения им. В. Грайфера на шельфе Каспийского моря. Кроме того, продолжается реализация проекта освоения месторождений им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского.
Развитие вида экономической деятельности "Добыча прочих полезных ископаемых" будет связано в основном с производственной загрузкой одного из старейших отечественных солеперерабатывающих предприятий, разрабатывающего Баскунчакское месторождение самосадочной соли, а также ведущего предприятия в сфере добычи гипсового камня, разрабатывающего Нижне-Баскунчакское месторождение.
В ближайшие годы развитие сектора нефтесервисных услуг будет обеспечено за счет роста предоставляемых услуг в сфере добычи нефти и газа предприятиями данной отрасли, в частности основной объем работ предполагается в рамках начала обустройства месторождения им. В. Грайфера.
На шельфе работы будут сосредоточены на доразведке открытых месторождений. Ресурсный потенциал углеводородного сырья Северного Каспия в прилегающей к Астраханской области части шельфа составляет более 700 млрд м 3 газа и 1,1 млрд тонн нефти и газового конденсата. Кроме того, продолжаются геологоразведочные работы в рамках освоения Центрально-Астраханского газоконденсатного месторождения и Великого нефтяного месторождения на суше. Ресурсный потенциал углеводородного сырья Астраханского региона на суше составляет более 5 трлн м 3 в газовом эквиваленте.
Обрабатывающие производства
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" индекс производства в 2024 году к 2020 году составит 108,7%.
Индекс производства в пищевой отрасли в 2021 году составит 102,5%, в 2022 году - 103,5%, в 2023 году - 101,8%, в 2024 году - 101%. Развитие вида экономической деятельности "Производство пищевых продуктов" будет сопряжено с превращением агропромышленного комплекса Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона со специализацией на производстве овощей и продуктов их переработки. Рост производства будет опираться на максимальное расширение собственной сырьевой базы, интеграцию с сельхозпроизводителями, техническое перевооружение и модернизацию производства.
Кроме того, резидентами ОЭЗ ППТ "Лотос" реализуется несколько проектов в пищевой отрасли региона - по строительству технологического комплекса по производству протеина из природного газа и по производству мальковых и продукционных кормов для объектов аквакультуры. Проектная мощность в 2024 году может составить 17,7 тыс. тонн биопротеина в год и 50 тыс. тонн кормов в год соответственно.
В сфере производства нефтепродуктов в 2021 году индекс производства составит 97,2%, в 2022 году - 113,5%, в 2023 году - 92,3%, в 2024 году - 109,3%. Развитие данного вида деятельности до 2023 года будет определяться реализацией проекта по расширению производств N 3, 6 на Астраханском газоперерабатывающем заводе.
В химической отрасли в 2024 году индекс производства составит 101,3% к 2020 году. В прогнозируемом периоде продолжится модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вместе с тем основная динамика данной отрасли связана с установлением плановых заданий предприятий газодобывающего комплекса по добыче природного газа и газового конденсата и, как следствие, по производству серы, являющейся сопутствующим продуктом и занимающей в региональной химической отрасли около 98%.
В отрасли судостроения индекс производства к 2024 году вырастет на 20,9% к 2020 году. Развитие судостроительной отрасли региона в прогнозируемом периоде будет связано главным образом с освоением континентального шельфа Каспийского моря, обустройством морских нефтяных месторождений и последующей добычей углеводородов и будет включать в себя строительство офшорной техники (морских платформ), вспомогательного и транспортного флота, организацию их обслуживания и ремонта.
Предприятиями региона продолжается строительство объектов судостроения, крупнейшими из которых являются объекты ледостойкой стационарной платформы ЛСП "А" месторождения "Каменномыское-море" для ПАО "Газпром". В строительстве задействованы площадки АО "ЮЦСС" и ООО "Марис".
Компания "СИ ЭН ЖИ ЭС Инжиниринг" продолжает строительство объектов обустройства месторождения им. Грайфера - верхних строений ледостойкой стационарной платформы и платформы жилого модуля.
Энергетика и водоснабжение
В 2021 году по прогнозу индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 101,3%, в 2022 году - 99,8%, в 2023 году - 99,5%, в 2024 году - 102,8%.
Дефицита электрической энергии и мощности в энергосистеме Астраханской области не имеется. Однако в целях повышения энергонезависимости и энергобезопасности региона осуществляются меры по дальнейшему развитию генерации в регионе. Поддержание объемов производства электроэнергии в 2021-2023 годах будет обеспечено благодаря реализации инвестиционных проектов как в традиционном энергетическом комплексе, так и в сфере альтернативной энергетики. При этом в 2022-2023 годах ожидается незначительное сокращение объемов производства электроэнергии.
С учетом реализации в регионе инвестиционной программы по строительству и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения, индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2021 году составит 98%, в 2022 году - 102%, в 2023 году - 103%, в 2024 году - 101,6%.
Сельское хозяйство
В 2021-2024 годах будет обеспечена дальнейшая реализация приоритетных направлений развития сельского хозяйства, внедрение новых технологий и техники. Объем валовой сельскохозяйственной продукции с 55,6 млрд руб. в 2021 году возрастет в 2024 году до 63,0 млрд руб. по базовому варианту прогноза. Темпы роста агропромышленной продукции составят в 2021 году 100,0%, в 2022 году - 100,9%, в 2023 году - 100,5%, в 2024 году - 100,5%. По консервативному варианту прогноза темп роста продукции сельского хозяйства прогнозируется в 2022 году на уровне 100,1%, в 2023 году - 100,8%, в 2024 году - 100,3%.
Перспективным направлением развития растениеводства с учетом благоприятных климатических условий региона является производство овощей закрытого грунта. На территории Икрянинского района Астраханской области реализуется крупный инвестиционный проект ООО "ТК "КЕДР" по строительству тепличного комплекса на площади 10,05 га с объёмом производства 8 тыс. тонн в год, что позволит обеспечить население свежими овощами в зимний период в полном объёме.
Кроме того, подготовлены инвестиционные площадки по строительству индустриальных профтеплиц в Красноярском, Приволжском и Лиманском районах Астраханской области.
Темп роста производства овощей составит в 2021 году 102,0%, в 2022 году - 101,1%, в 2023 году - 100,9%, в 2024 году - 100,9%.
Животноводство является одной из основных составляющих агропромышленного комплекса. Темп роста производства скота и птицы на убой составит в 2021 году 100,1%, в 2022 году - 100,1%, в 2023 году - 100,3%, в 2024 году - 100,3%.
Строительство
Учитывая сложившиеся отраслевые тенденции развития, ожидается, что по итогам 2021 года объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составит 46,4 млрд рублей.
В настоящее время продолжается масштабное строительство подводных трубопроводов в акватории Каспийского моря. В 2021 году на территории Астраханской области осуществляются работы по строительству и реконструкции мостов в Володарском, Икрянинском, Красноярском и Наримановском районах области, строительству автомобильной дороги межмуниципального значения в Икрянинском районе, строительству распределительных сетей газоснабжения в Харабалинском районе, формированию и модернизации системы водоснабжения в Енотаевском и Приволжском районах, строительству жилья для льготных категорий граждан, строительству физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в Енотаевском, Красноярском и Лиманском районах, строительству школы, дома культуры, социализированного отделения психоневрологического интерната в Наримановском районе, строительству дошкольных образовательных учреждений в г. Астрахани, а также в Икрянинском, Камызякском районах Астраханской области.
В 2022-2024 годах базовый вариант развития строительной отрасли предполагает, что объем работ по виду экономической деятельности "Строительство" в 2022 году составит 48,4 млрд руб., в 2023 году - 50,6 млрд руб., в 2024 году - 53,1 млрд рублей. За период 2022-2024 годов прирост показателя в сопоставимых ценах составит +0,6%.
Консервативный сценарий формирования объема строительных работ в 2022-2024 годах предполагает, что прирост показателя за указанный период составит +0,2%.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отразилась на большинстве субъектов малого и среднего предпринимательства, которые были вынуждены приостановить свою деятельность. Для устранения последствий на территории Астраханской области был разработан и утвержден план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Астраханской области, в котором особое внимание уделено антикризисной поддержке МСП.
В 2022-2024 годах будет продолжена работа по реализации региональных проектов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Значительное влияние на рост показателей МСП в среднесрочном периоде окажет реализация региональных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" и "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса".
В целом наблюдается постепенное восстановление докризисного уровня в сфере МСП. Так, оценка 2021 года по отношению к 2020 году показывает незначительное увеличение оборота и среднесписочной численности работников малых и средних предприятий на 1,53% и 0,4% соответственно при увеличении количества предприятий на 0,3%.
Таким образом, в 2022-2024 годах прогнозируется рост количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), по сравнению с оценочным уровнем 2020 года на 2,8%, что превысит 29 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий увеличится на 3,1% и достигнет 71,092 тыс. чел., а оборот вырастет на 12,8% и будет превышать 191,7 млрд руб. по базовому варианту прогноза. По консервативному варианту прогноза количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2024 году прогнозируется свыше 28 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий достигнет 69,820 тыс. чел., а оборот будет превышать 191,0 млрд рублей.
Инвестиции
Оценка инвестиционных намерений крупных и средних предприятий предполагает увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2021 году в номинальном выражении на 2,5 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал ожидаются в объеме 114,1 млрд руб., что составит 97,3% к уровню 2020 года.
В 2021 году в денежном эквиваленте бюджетные инвестиции превысят 6 млрд рублей.
На перспективу до 2024 года предполагается поэтапное наращивание инвестиционных вложений в развитие отраслей региональной экономики. Базовый сценарий прогноза инвестиций в основной капитал основывается на предпосылках реализации проектов в рамках сформированного плана инвестиционных затрат хозяйствующими субъектами по реализуемым проектам. В 2022 году общий объем капитальных вложений составит 125,94 млрд руб., в 2023 году - 125,96 млрд руб., в 2024 году - 129,96 млрд руб. по базовому варианту прогноза. По консервативному варианту прогноза объем капитальных вложений прогнозируется в 2022 году на уровне 125,92 млрд руб., в 2023 году - 125,81 млрд руб., в 2024 году - 129,5 млрд рублей. По оценке министерства экономического развития Астраханской области, темп капитальных вложений за 2022-2024 годы сложится на уровне 97,1% в сопоставимых ценах. Преобладающая доля в объеме инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых будет приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в указанных областях. Основной объем капитальных вложений будет направлен в данной отрасли на освоение нефтяных месторождений на шельфе Северного Каспия. Реализация нового крупного инвестиционного проекта в нефтегазовом комплексе - освоение месторождения им. В. Грайфера - послужит дополнительной точкой роста инвестиционных ожиданий.
В перспективе до 2024 года включительно бюджетные ассигнования традиционно будут направлены в сферу особого внимания со стороны Правительства Астраханской области - формирование/модернизацию систем водоснабжения, теплоснабжения, газификацию населенных пунктов региона.
Базовый и консервативный сценарии структуры инвестиций в основной капитал с точки зрения источников финансирования в 2022-2024 годах не предусматривают резких скачков в динамике формирования бюджетных инвестиций.
Труд и занятость
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников. Значительное влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
В 2021 году показатель среднемесячной заработной платы оценивается в сумме 41 467,4 руб. (106,6%).
В прогнозном периоде по базовому варианту ежегодно ожидается положительная динамика: в 2022 году - 44 162,7 руб. (106,5%), в 2023 году - 47 077,5 руб. (106,6%), в 2024 году - 50 372,9 руб. (107,0%). Рост показателя связан с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств в реальном секторе экономики, расширением имеющихся производственных предприятий, активным формированием инфраструктуры особой экономической зоны "Лотос", снижением неформальной занятости, в бюджетном секторе - с соблюдением уровня заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренного указами Президента Российской Федерации.
По консервативному варианту прогноза заработная плата будет расти более низкими темпами и к 2024 году достигнет уровня 49 714,9 рубля.
Основным неблагоприятным фактором, повлиявшим на структуру рынка труда в Астраханской области, является возникновение и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID - 19).
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), прогнозируется в 2021 году на уровне 17,5 тыс. чел., по базовому варианту в 2022 году - 12,6 тыс. чел., в 2023 году - 10 тыс. чел., в 2024 году - 7,7 тыс. человек. По консервативному варианту к 2024 году значение показателя составит 10 тыс. человек.
Увеличение численности трудовых ресурсов, создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов, реализация мероприятий по легализации трудовых отношений позволят обеспечить вовлечение населения в экономическую деятельность, снизить численность безработных граждан и обеспечить стабилизацию численности занятых в экономике.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Наименование показателя |
Единица измерения |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. человек |
591,80 |
592,10 |
592,00 |
592,30 |
592,00 |
593,80 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
534,90 |
535,00 |
535,10 |
535,30 |
535,20 |
535,70 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
8,20 |
8,40 |
8,30 |
8,70 |
8,50 |
10,00 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
тыс. человек |
48,70 |
48,70 |
48,60 |
48,30 |
48,30 |
48,10 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
46,00 |
46,00 |
45,90 |
45,60 |
45,60 |
45,40 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
2,70 |
2,70 |
2,70 |
2,70 |
2,70 |
2,70 |
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
тыс. человек |
435,80 |
436,20 |
434,90 |
436,70 |
435,40 |
438,40 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
58,80 |
58,80 |
58,80 |
58,90 |
58,80 |
59,00 |
тыс. человек |
10,50 |
10,50 |
10,50 |
10,50 |
10,50 |
10,50 |
|
тыс. человек |
41,90 |
42,00 |
41,70 |
42,10 |
41,80 |
42,20 |
|
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
тыс. человек |
9,90 |
9,90 |
9,90 |
9,90 |
9,90 |
10,00 |
тыс. человек |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,60 |
|
тыс. человек |
25,50 |
25,70 |
25,30 |
25,70 |
25,40 |
25,80 |
|
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
74,70 |
74,80 |
74,50 |
74,80 |
74,60 |
75,00 |
тыс. человек |
33,50 |
33,50 |
33,40 |
33,60 |
33,50 |
33,70 |
|
тыс. человек |
14,30 |
14,30 |
14,30 |
14,30 |
14,30 |
14,40 |
|
тыс. человек |
6,30 |
6,30 |
6,30 |
6,30 |
6,30 |
6,40 |
|
тыс. человек |
5,60 |
5,60 |
5,60 |
5,60 |
5,60 |
5,70 |
|
тыс. человек |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
|
тыс. человек |
8,80 |
8,80 |
8,80 |
8,80 |
8,80 |
8,90 |
|
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
12,30 |
12,30 |
12,30 |
12,30 |
12,30 |
12,40 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
31,50 |
31,50 |
31,50 |
31,50 |
31,50 |
31,60 |
тыс. человек |
34,60 |
34,60 |
34,60 |
34,70 |
34,60 |
34,80 |
|
тыс. человек |
34,50 |
34,50 |
34,50 |
34,60 |
34,50 |
34,70 |
|
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
6,80 |
6,80 |
6,80 |
6,80 |
6,80 |
6,80 |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
10,80 |
10,80 |
10,60 |
10,80 |
10,70 |
10,90 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе: |
тыс. человек |
156,00 |
155,90 |
157,10 |
155,60 |
156,60 |
155,40 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
тыс. человек |
44,60 |
44,80 |
44,70 |
44,80 |
44,70 |
44,80 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
тыс. человек |
8,50 |
8,30 |
8,50 |
8,30 |
8,50 |
8,30 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
тыс. человек |
102,90 |
102,80 |
103,90 |
102,50 |
103,40 |
102,30 |
Потребность в привлечении иностранных работников - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
человек |
20815 |
23363 |
23100 |
24255 |
23600 |
24780 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
человек |
6661 |
7547 |
6714 |
7585 |
6734 |
7623 |
человек |
5828 |
6479 |
5811 |
6984 |
6359 |
7196 |
|
человек |
812 |
911 |
813 |
913 |
814 |
916 |
|
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи |
человек |
2290 |
2472 |
2405 |
2596 |
2525 |
2726 |
человек |
458 |
500 |
467 |
510 |
477 |
520 |
|
прочие виды деятельности |
человек |
4765 |
5452 |
6890 |
5667 |
6691 |
5799 |
В 2022-2024 годах прослеживается плавный рост численности занятых в экономике к 2024 году. Значение показателя в 2024 году составит 438,40 тыс. человек по базовому варианту прогноза, 435,40 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
Основным неблагоприятным фактором, повлиявшим на структуру рынка труда в Астраханской области, является распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2021 году численность занятых в экономике оценивается на уровне 437,60 тыс. человек, в 2022 году - 436,20 тыс. человек, в 2023 году - 436,70 тыс. человек, в 2024 году - 438,40 тыс. человек.
Анализ структуры занятости населения показывает, что основная доля (около 40%) занята в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
При положительной динамике социально-экономического развития региона, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций возможно улучшение ситуации на рынке труда, снижение напряженности и уровня безработицы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Основные параметры государственных программ Астраханской области
В настоящее время на территории Астраханской области реализуются 22 государственные программы и подготавливается 1 проект государственной программы. Основные параметры государственных программ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные программы Астраханской области
N |
Перечень нормативных правовых актов, утверждающих государственные программы Астраханской области |
Сроки |
Государственный заказчик - координатор государственной программы |
1 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 352-П "О государственной программе "Информационное общество Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области |
2 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П "О государственной программе "Содействие занятости населения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
агентство по занятости населения Астраханской области |
3 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
4 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П "О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" |
2015-2020 годы: |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
5 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 370-П "О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство физической культуры и спорта Астраханской области |
6 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П "О государственной программе "Развитие здравоохранения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство здравоохранения Астраханской области |
7 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П "О государственной программе "Экономическое развитие Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
8 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 388-П "О государственной программе "Развитие культуры и туризма Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
9 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" |
2015-2025 годы, в том числе: |
служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
10 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
11 |
Постановление Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П "О государственной программе "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области" |
2015-2028 годы: |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
12 |
Постановление Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П "О государственной программе "Развитие образования Астраханской области" |
2015-2020 годы и на перспективу до 2029 года |
министерство образования и науки Астраханской области |
13 |
Постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П "О государственной программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области |
14 |
Постановление Правительства Астраханской области от 08.10.2014 N 429-П "О государственной программе "Развитие жилищного строительства Астраханской области" |
2015-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
15 |
Постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2017 N 292-П "О государственной программе "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" |
2018-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
16 |
Постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2017 N 500-П "О государственной программе "Патриотическое воспитание населения Астраханской области" |
2018-2024 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
17 |
Постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2018 N 272-П "О государственной программе "Обеспечение государственной политики в области противодействия коррупции в Астраханской области" |
2018-2023 годы |
служба по противодействию коррупции Астраханской области |
18 |
Постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области" |
2022-2027 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
19 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 97-П "О государственной программе "Обеспечение общественного порядка и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области" |
2021-2026 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
20 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 98-П "О государственной программе "Повышение кадрового потенциала исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области" |
2022-2027 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
21 |
Постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2020 N 599-П "О государственной программе "Гражданская оборона, защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах" |
2022-2027 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
22 |
Постановление Правительства Астраханской области от 24.12.2020 N 659-П "О государственной программе "Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области" |
2022-2027 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
23 |
Государственная программа "Молодежь Астраханской области" (проект) |
2022-2027 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
Основные приоритеты и цели государственной политики в сферах реализации государственных программ определены федеральными и региональными документами стратегического планирования, а также иными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Астраханской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 4 октября 2021 г. N 341-Пр "О прогнозе социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.