Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрены
постановлением Правительства
Республики Коми
от 20 октября 2021 г. N 500
(приложение)
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
16 декабря 2021 г.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2021 года и в первом полугодии 2021 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Раздел I изменен с 16 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 16 декабря 2021 г. N 601
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2020 год и первое полугодие 2021 года
Глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесла серьёзные коррективы в условия реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году.
Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.
Главной целью долговой политики Республики Коми в 2020 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, направленное на обеспечение платежеспособности Республики Коми, устранение риска неисполнения финансовых обязательств и поддержание сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми.
С учетом увеличения в 2020 году государственных заимствований Республики Коми в связи с необходимостью финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой инфекции, а также снижением налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году (по сравнению с 2019 годом), объем государственного долга Республики Коми за 2020 год увеличился на 10 390,2 млн рублей (40,8%) и по состоянию на 1 января 2021 года составил 35 861,3 млн рублей, или 57,2% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год. Доля общего объема рыночных долговых обязательств Республики Коми составила 38,5% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год.
Однако благодаря положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня за 1 полугодие 2021 года объем государственного долга Республики Коми сократился на 2 450,0 млн рублей (7%) и составил 33 411,4 млн рублей.
При этом в целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам реализации ее мероприятий в 2020 году составил 3,4 млрд рублей (170% от планового значения), а установленные на 1 июля 2021 года значения выполнены на 35,3% (0,6 млрд рублей).
Республика Коми, как и в предыдущие годы, обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2020 году с территории Республики Коми было собрано 176,3 млрд рублей налоговых доходов, что, однако, оказалось на 68,3 млрд рублей, или на 28%, меньше уровня поступлений 2019 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории Республики Коми и администрируемых налоговыми органами, составила 42,8%, или 75,4 млрд рублей. Снижение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 13,8 млрд рублей, или 15,5%.
Доля налогов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, снизилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 6,4 процентных пункта и составила 57%, что обусловлено, в основном, снижением поступлений налога на добычу полезных ископаемых.
В 2020 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:
сложная эпидемиологическая ситуация, ограничение работы значительной части организаций, длительный период нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года, ограничение спроса и предложения;
ухудшение ситуации в экономике, значительное снижение цены на нефть марки "Юралс" в результате прекращения договоренностей об ограничении добычи в рамках ОПЕК (с 1 апреля 2020 года), на газ, рост курса иностранной валюты;
принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).
Ожидается, что данные факторы сохранят свое влияние на объемы поступлений доходов и в ближайшей трехлетней перспективе.
В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2020 году составило 75,3 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2019 года снизилось на 14,5 млрд рублей, или на 16%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,6%.
Основными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (37,3%), налоги на имущество (31,4%), налог на прибыль организаций (21,3%).
Однако по налогу на прибыль организаций в прошлом году произошло самое значительное снижение объема поступлений, которое отразилось и на общем исполнении бюджета в целом. По итогам 2020 года объем налога на прибыль сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,6 млрд рублей, или практически в 2 раза.
Снижение поступлений налога на прибыль обусловлено главным образом уменьшением поступлений от крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора экономики обрабатывающей отрасли, в том числе входящих в консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН).
Таким образом, зависимость республиканского бюджета Республики Коми от КГН в прошедшем году полностью подтвердилась. Поступления налога на прибыль от КГН снизились по сравнению с 2019 годом на 13,2 млрд рублей, или практически в 3 раза. По прочим налогоплательщикам, не входящим в состав КГН, снижение поступлений составило 1,4 млрд рублей, или 14%.
Кроме того, в 2020 году значительно снизились по сравнению с предыдущим годом поступления налогов на совокупный доход - на 0,6 млрд рублей, или на 18,9%. Снижение произошло главным образом за счет уменьшения объема поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), по причине снижения в 2 раза ставок налога в рамках дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), введенных Правительством Республики Коми в 2020 году в целях сохранения стабильности социально-экономической ситуации в Республике Коми. На уровень поступления УСН оказали влияние и меры поддержки МСП, принятые Правительством Российской Федерации, в виде продления сроков уплаты УСН, освобождения от уплаты авансовых платежей по УСН отдельным категориям налогоплательщиков, занятых в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате пандемии.
При этом в 2020 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми НДФЛ. Объем поступлений НДФЛ составил 26,9 млрд рублей, что на 1,4 млрд рублей, или на 5,4%, превышает уровень 2019 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по Республике Коми.
Налоги на имущество поступили за 2020 год в сумме 22,6 млрд рублей, что на 0,2 млрд рублей, или на 1,0%, выше прошлогоднего уровня, главным образом за счет прироста поступлений по налогу на имущество организаций.
Основными плательщиками налоговых доходов остаются организации нефтегазовой, лесной и угольной отраслей. Свыше 46% поступающих доходов приходится на данные отрасли.
В целях преодоления экономических последствий и обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов, системообразующих предприятий, субъектов МСП в 2020 году утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по поддержке экономики Республики Коми в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусматривающий в том числе меры, направленные на государственную поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми.
Так, с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Республике Коми приняты:
Закон Республики Коми от 8 мая 2020 г. N 12-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми, и о внесении в связи с этим изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми", которым до 31 декабря 2022 г. предусмотрено снижение ставки по УСН - с 6% до 3% (если объектом налогообложения являются доходы) и с 15% до 7,5% (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы). Никаких ограничений, критериев и особых условий для применения пониженных ставок не установлено, в связи с чем все налогоплательщики, применяющие УСН, могут воспользоваться указанной мерой поддержки;
Закон Республики Коми от 8 мая 2020 г. N 23-РЗ "О введении в действие в Республике Коми специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которым с 1 июля 2020 года на территории Республики Коми введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий "самозанятым" гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.
По итогам 2020 года количество самозанятых граждан, зарегистрированных на территории Республики Коми, составляло порядка 6 тыс. человек, а по итогам первого полугодия 2021 года - 10,5 тыс. человек.
Кроме того, продлены до 1 января 2024 года налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении УСН и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми по видам деятельности, установленным Законом Республики Коми от 20 апреля 2015 г. N 9-РЗ "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми". Каникулами могут воспользоваться предприниматели в сфере лесоводства и лесозаготовок, обработки древесины, производства мебели, ремонта машин и оборудования и др., ставка 0% устанавливается в течение 2 налоговых периодов.
Одним из основных направлений поддержки МСП было развитие возвратных инструментов поддержки. С 2021 года действуют новые кредитные продукты для самозанятых граждан.
Развитие и поддержка социального предпринимательства стали в 2021 году новым направлением национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы". По состоянию на 1 июля 2021 г. в реестр социальных предпринимателей Республики Коми включены 49 субъектов МСП.
На 2020 год в 2 раза снижена до 1% налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Данная преференция установлена в отношении объектов недвижимого имущества организаций, отнесенных к субъектам МСП.
В период с 2020 года по 1 полугодие 2021 года были установлены налоговые преференции для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так, в соответствии с Законом Республики Коми от 26 октября 2020 г. N 55-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" (далее - Закон N 55-РЗ) для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет Республики Коми, установлена в размере 0%.
Кроме того, в целях стимулирования расширения количества экологически чистого вида транспорта - колесных транспортных средств с электрическими двигателями Законом N 55-РЗ установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога (до 31 декабря 2025 года включительно) владельцев колесных транспортных средств с электрическими двигателями.
В соответствии с Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2020 года установлена возможность применения беззаявительного порядка предоставления налогоплательщикам - физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу. В целях предоставления налоговой льготы по транспортному налогу при непредставлении налогоплательщиком - физическим лицом, имеющим право на налоговую льготу, заявления о предоставлении налоговой льготы, Законом Республики Коми от 6 июля 2021 г. N 68-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в области бюджетного и налогового законодательства" определены основания предоставления льготы: налоговая льгота предоставляется с учетом положений пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении одного объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога.
По итогам 2020 года отрицательная динамика сложилась по поступлениям налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. Снижение к уровню 2019 года составило 449,5 млн рублей, или 3,5%.
Основное уменьшение в части доходов местных бюджетов произошло по налогам на совокупный доход - на 332,8 млн рублей, или на 18,4%. Данная ситуация сложилась (аналогично поступлениям в региональный бюджет) в связи со снижением согласно республиканскому законодательству в 2 раза ставок налога, взимаемого в связи с применением УСН, в связи с необходимостью поддержки малого и среднего бизнеса на территории республики в условиях пандемии. Также снизилось поступление единого налога на вмененный доход.
На уровень поступления налогов на совокупный доход в местные бюджеты также оказали влияние меры поддержки МСП, принятые Правительством Российской Федерации, в виде продления сроков уплаты, освобождения от уплаты авансовых платежей отдельным категориям налогоплательщиков, занятых в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом увеличились поступления в местные бюджеты Республики Коми по НДФЛ на 436,9 млн рублей, или на 5,4%; по налогу на имущество физических лиц - на 36,9 млн рублей, или на 8,4%.
В целях стимулирования муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208, в 2021 году проведена очередная оценка, по результатам которой гранты в общем объеме 40 млн рублей перечислены муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МОМР "Корткеросский", МОМР "Сосногорск", МОГО "Ухта", МОМР "Троицко-Печорский", МОГО "Вуктыл".
В целях пополнения и укрепления доходной базы местных бюджетов на территории Республики Коми с 2021 года в бюджеты городских округов и муниципальных районов передана часть доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми:
30% от НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента;
в полном объеме - неналоговые доходы от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае если постановления о наложении штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения).
Традиционно высокая бюджетная обеспеченность Республики Коми не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Кроме того, использование критерия бюджетной обеспеченности снижает максимальный уровень софинансирования из федерального бюджета и при предоставлении субсидий.
Дополнительная финансовая поддержка из федерального бюджета, поступившая в связи со снижением общего объема налоговых и неналоговых доходов и на финансовое обеспечение расходов, обусловленных пандемией, привела в целом к росту общего объема безвозмездных поступлений, что позволило продолжить реализацию национальных проектов.
Объем безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Коми за 2020 год составил 27,1 млрд рублей и по сравнению с предыдущим финансовым годом увеличился на 17,8 млрд рублей, или в 2,9 раза.
При этом объем дотаций вырос более чем в 6 раз, объем субсидий - в 2,3 раза, субвенций - в 1,5 раза, иных межбюджетных трансфертов - в 3,2 раза.
Расходы консолидированного бюджета Республики Коми в 2020 году в целом по сравнению с 2019 годом увеличились на 20% и составили 114,6 млрд рублей, что наряду со снижением налоговых и неналоговых доходов привело к увеличению дефицита консолидированного бюджета Республики Коми до 12,2 млрд рублей, который практически в полном объеме приходится на республиканский бюджет Республики Коми.
При этом крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета Республики Коми являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов.
В консолидированном бюджете Республики Коми доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда остается стабильно высокой - порядка 40%.
Указанные соотношения свидетельствуют, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов - о его недостаточной гибкости.
Продолжена работа по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми в соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N Пр-294.
В 2020 году в Республике Коми целевые показатели средней заработной платы указных категорий работников государственных и муниципальных учреждений достигнуты (с учетом допустимого 5-процентного отклонения), за исключением педагогов дошкольного образования, по которым отклонение составило 5,1%.
Обеспечен рост минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с 1 января 2020 года от 20 621 рубля по южной части республики и до 29 112 рублей по самой северной части - Воркуте; с 1 января 2021 года от 21 747 рублей в южных районах до 30 701 рубля в МО ГО "Воркута").
При планировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми ежегодно предусматриваются средства на индексацию заработной платы работников государственных учреждений, не относящихся к указным категориям: с 1 января 2020 года - на 4,8%, с 1 октября 2021 года - на 4%.
В рамках исполнения Указа N 204 Республика Коми в 2019 году участвовала в федеральном пилотном проекте, направленном на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в 2 раза.
В 2020 году были выделены дополнительные бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Коми (в том числе за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета) на мероприятия по борьбе с пандемией, в том числе: на стимулирующие выплаты соответствующим работникам государственных учреждений Республики Коми в сферах здравоохранения и социальной защиты, на оказание гражданам дополнительных мер социальной поддержки, на поддержку работодателей в условиях ухудшения экономической ситуации.
В 2021 году предусмотрены бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Коми на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских организаций Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году сохраняется тенденция увеличения финансовой поддержки муниципальным образованиям из республиканского бюджета. Объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2020 году увеличился в сравнении с 2019 годом на 2,7 млрд рублей (10%), что в том числе обусловлено увеличением безвозмездных поступлений, предоставляемых из федерального бюджета. Согласно плановым назначениям на 2021 год, по данным на 1 июля, общая сумма межбюджетных трансфертов местным бюджетам остается практически на уровне исполнения за 2020 год, с увеличением на 0,2 млрд рублей.
В 2021 году складывается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня, связанная с постепенным восстановлением экономики.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми за 1 полугодие 2021 года возросло на 6,5 млрд рублей, или на 21,6%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.
Основным фактором прироста является рост поступлений налога на прибыль организаций - на 5,5 млрд рублей, или в 1,7 раза, главным образом за счет увеличения поступлений от крупных налогоплательщиков - участников КГН нефтяной и газовой промышленности, а также увеличением поступлений от организации целлюлозно-бумажной промышленности, не входящей в КГН.
Также положительная динамика наблюдается по НДФЛ, поступление которого в республиканский бюджет Республики Коми за 6 месяцев текущего года выросло на 0,6 млрд рублей, или на 6,6%. На 0,2 млрд рублей, или на 20,3%, увеличилось поступление доходов от акцизов на нефтепродукты.
В 2021 году рост расходов сдерживается предельным значением утвержденного дефицита республиканского бюджета Республики Коми.
Сформированный в условиях чрезвычайного снижения налоговых доходов в отчетном году республиканский бюджет Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов был утвержден с предельным дефицитом, размер которого на 2021 и 2022 годы составил 9,6 млрд рублей и 9,9 млрд рублей соответственно, или 15% от запланированного объема налоговых и неналоговых доходов, и несколько меньшим дефицитом на 2023 год в размере 8,1 млрд рублей. В целях соблюдения установленного БК РФ предельного уровня бюджетного дефицита при планировании республиканского бюджета Республики Коми на 2021 - 2022 годы было вынужденно принято решение о сокращении общего объема расходов.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году и первом полугодии 2021 года также продолжена работа по ряду направлений.
Так, республиканский бюджет Республики Коми разрабатывается и утверждается по программно-целевому принципу. В "программном формате" представлено более чем 90% средств бюджета. Такой подход позволяет через механизм государственных программ увязывать стратегическое и бюджетное планирование и делает его прозрачным и понятным.
В целях совершенствования механизмов решения задач государственных программ, повышения возможности привлечения для их реализации средств федерального бюджета, а также снижения к государственным программам количества замечаний со стороны контрольно-надзорных органов обеспечены:
а) в 2020 году:
прямая взаимосвязь объемов финансирования с конкретными результатами путем введения "линейных" индикаторов, характеризующих выполнение основных мероприятий;
включение информации о всех показателях результативности (результатов) использования субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках соответствующей государственной программы;
проведение оценки эффективности реализации государственных программ с учетом результатов использования субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, степени достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей основных мероприятий;
ответственным исполнителям направлены рекомендации по повышению эффективности курируемых государственных программ по итогам оценки;
б) в 2021 году:
включение в государственные программы всех правил (порядков) предоставления и распределения субсидий (грантов в форме субсидий) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;
оптимизация перечня государственных программ (с 1 января 2021 года реализуются 17 государственных программ) и структуры отдельных государственных программ Республики Коми.
В целях усиления парламентского контроля сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми представляется Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми одновременно с годовым отчетом об исполнении республиканского бюджета Республики Коми. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми представляются ответственными исполнителями государственных программ в Контрольно-счетную палату Республики Коми.
В 2021 году планируется осуществить корректировку Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185, с учетом положений Указа N 474, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года и иных отраслевых документов стратегического планирования как федерального, так и регионального уровня.
В рамках перехода к проектным принципам в государственном управлении в Республике Коми продолжена работа по реализации приоритетных проектов по ключевым направлениям, отобранным Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Региональные проекты, разрабатываемые в соответствии с Указом N 204 и Указом N 474, включаются в государственные программы Республики Коми и республиканский бюджет Республики Коми на уровне основных мероприятий, соответствующих целевым статьям бюджета. Также государственные программы Республики Коми дополняются отдельными приложениями, предусматривающими отражение краткой информации о региональных проектах, в том числе сведений о показателях на весь срок реализации проектов. В отчетном году с руководителями федеральных проектов заключено 48 соглашений о реализации региональных проектов по 12 направлениям национальных проектов. Объем средств, направленных на реализацию национальных проектов в 2020 году, составил 9,5 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4,7 млрд рублей. В 2021 году реализуются 40 региональных проектов (по 10 направлениям национальных проектов), на реализацию которых предусмотрено 8,6 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4,2 млрд рублей. Исполнение за 6 месяцев 2021 года составило 2,4 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1,5 млрд рублей. Порядок организации работы уполномоченных органов по заключению соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий региональных проектов Республики Коми осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2020 г. N 513.
Завершен переход участников системы казначейских платежей Республики Коми на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в рамках единого казначейского счета.
В целях повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов законом о республиканском бюджете Республики Коми применяется механизм предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств местных бюджетов (т.е. под фактическую потребность), за исключением отдельных видов межбюджетных трансфертов, перечень которых устанавливается Правительством Республики Коми, что позволило снизить объем остатков неиспользованных целевых межбюджетных трансфертов на счетах местных бюджетов.
Для обеспечения унификации соглашений о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Коми юридическим и физическим лицам в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, установлена типовая форма соглашений.
В 2020 - 2021 годах продолжена планомерная работа по повышению степени централизации закупок в регионе. В республике централизация осуществляется посредством единообразия практики применения норм законодательства о контрактной системе и позволяет сократить количество нарушений при осуществлении закупок по сравнению с закупками, проводимыми заказчиками самостоятельно. Неоспоримым преимуществом централизованных закупок является повышение юридического качества проводимых процедур, оптимизация работы квалифицированных специалистов в сфере закупок и экономия бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов.
С 1 июля 2020 года расширены полномочия уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - уполномоченное учреждение) в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в случаях закупки товаров, работ, услуг для реализации национальных проектов путем проведения электронных аукционов и конкурсов без ограничения начальной (максимальной) цены контракта.
В 1 полугодии 2021 года проведена работа по совершенствованию системы закупок в регионе, расширению полномочий уполномоченного учреждения при взаимодействии с заказчиками Республики Коми по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (введение детализированного перечня централизованно закупаемых товаров, работ, услуг для нужд заказчиков Республики Коми), внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Республики Коми от 10 декабря 2013 г. N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми".
В рамках обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Республики Коми, с учетом требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" информация о региональных финансах размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Еще одной мерой повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств является вовлечение широкого круга общественности в бюджетный процесс.
Кроме того, продолжается системная работа по повышению финансовой грамотности жителей Республики Коми. Фокусом компетенций в данном вопросе остаётся Региональный центр повышения финансовой грамотности Республики Коми, а главным информационным источником - Портал финансовой грамотности в Республике Коми. По итогам 2020 года Республика Коми уже третий год подряд занимает второе место в рейтинге регионов по уровню финансовой грамотности независимой оценки Национального агентства финансовых исследований. При этом количество граждан, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности, составило 128 731 человек, что в 1,5 раза больше значения, запланированного Региональной программой повышения финансовой грамотности Республики Коми на 2018 - 2023 годы, и на столько же больше уровня 2019 года.
Непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения (отбор приоритетных проектов, софинансирование и контроль за их реализацией) обеспечивается в рамках реализации проекта "Народный бюджет". В 2020 году реализовано 236 проектов на общую сумму 150,2 млн рублей, из них средства республиканского бюджета Республики Коми составили 122,9 млн рублей. В 2021 году практика поддержки местных инициатив значительно расширилась, в связи с чем в республиканском бюджете Республики Коми предусмотрено: 266,6 млн рублей на реализацию проекта "Народный бюджет", что практически в 2 раза больше по сравнению с 2020 годом; 43,3 млн рублей на гранты на поощрение муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми за участие в проекте "Народный бюджет" и реализацию народных проектов в рамках проекта "Народный бюджет", а также на развитие народных инициатив в муниципальных образованиях в Республике Коми согласно постановлению Правительства Республики Коми от 23 апреля 2021 г. N 211.
Еще одним средством вовлечения общественности в решение проблем "на местах" должны стать инициативные проекты, определенные статьей 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В целях обеспечения возможности их финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми в июне 2021 года Правительство Республики Коми наделено соответствующими полномочиями в рамках Закона Республики Коми "О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми".
Дополнительным инструментом развития муниципальных образований республики, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации (МОГО "Воркута", МОГО "Инта", МОГО "Усинск" и МОМР "Усть-Цилемский") должны стать Закон Республики Коми от 29 октября 2020 г. N 75-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в связи с установлением налоговых льгот для резидентов Арктической зоны" и соответствующие муниципальные правовые акты. Согласно указанным документам резиденты Арктической зоны освобождены от уплаты земельного налога, а также им установлены следующие налоговые льготы: снижение налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Коми (в размере 5% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, и 10% в течение следующих пяти налоговых периодов); освобождение от уплаты налога на имущество организаций; установление пониженных налоговых ставок при применении УСН (1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
В июле 2021 года проведена реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Коми по бюджетному кредиту, предоставленному республике из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, в сумме 4 844,3 млн рублей. При этом практически вся сумма высвобождаемых в 2021 году средств (4 602,1 млн рублей) в результате снижения объема погашения задолженности по данному кредиту будет направлена в 2021 - 2024 годах на осуществление Республикой Коми бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке.
Кроме того, в августе 2021 года Республике Коми из федерального бюджета предоставлен бюджетный кредит для погашения долговых обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным республикой от кредитных организаций, в сумме 7 909,4 млн рублей. В результате замещения кредитов экономия средств республиканского бюджета Республики Коми на обслуживание государственного долга в 2021 году составила 117,5 млн рублей.
По текущим оценкам исполнения республиканского бюджета Республики Коми в 2021 году, несмотря на рост доходов, а также сдерживания роста расходов, дефицит республиканского бюджета Республики Коми ожидается на предельно допустимом БК РФ уровне. Исходя из положений Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" дефицит может превысить ограничения, установленные п. 2 ст. 92.1 БК РФ, на сумму бюджетных ассигнований на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции. Вместе с тем меры по обеспечению исполнения расходных обязательств и балансировке республиканского бюджета Республики Коми с учетом всех перечисленных выше факторов в текущем году оказывают дополнительное давление и усугубляют риски в отношении устойчивости бюджетной системы Республики Коми на очередной год и плановый период.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в предстоящий трехлетний период, при условиях реализации целей национальных проектов на территории Республики Коми и поддержки мер по обеспечению роста экономики станет обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет:
обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми;
сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;
совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне, нивелирования дефицита и обеспечения ликвидности республиканского бюджета Республики Коми.
Главной целью реализации налоговой политики Республики Коми является, с одной стороны, сохранение условий для постоянного роста экономики региона, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема доходов республиканского бюджета Республики Коми и обеспечение сбалансированности бюджета.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2022 - 2024 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем внедрения на территории Республики Коми новых форм господдержки инвесторов (защита и поощрение капиталовложений инвесторов через заключение соглашений (СЗПК), СПИК 2.0; создание объектов инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций; поддержка резидентов Арктической зоны и резидентов ТОСЭР; поддержка МСП); участия в реализации инициатив АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" по формированию благоприятного инвестиционного климата;
применения такого стимулирующего инструмента, как инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - участников реализации национальных проектов на территории Республики Коми, а также инвестирующих в экономику региона более 15 млрд рублей ежегодно;
продолжения предоставления налоговых льгот в рамках заключенного специального инвестиционного контракта;
продолжения поддержки субъектов МСП посредством предоставления налоговых льгот;
совершенствования применения специальных налоговых режимов для целей развития МСП на территории Республики Коми;
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
развития рынка газомоторного топлива, повышения уровня обеспеченности объектами газозаправочной инфраструктуры на территории Республики Коми с учетом установленных на территории Республики Коми пониженных налоговых ставок по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, использующих природный газ в качестве моторного топлива;
продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Коми в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки; организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 г. N 477 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми";
оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Во втором полугодии 2021 года планируется установление на территории Республики Коми следующих налоговых преференций:
пролонгация действия пониженной налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, для организаций, отнесенных к субъектам МСП и состоящих на учете в налоговых органах на территории Республики Коми по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения, на 2021 год в размере 1%, а также установления пониженных налоговых ставок для указанных налогоплательщиков в 2022 и 2023 годах с ее поэтапным увеличением (в 2022 году - 1,3%, в 2023 году - 1,7%, в 2024 и последующих годах - 2%);
установление с 2022 года налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0);
установление на 2021 - 2025 годы минимальных налоговых ставок при применении УСН, в размере 1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по кодам ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых", 85.42 "Образование профессиональное дополнительное", 88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам", 93.1 "Деятельность в области спорта", 93.19 "Деятельность в области спорта прочая", а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД 32.99.8 "Производство изделий народных художественных промыслов", при наличии изделий, прошедших экспертизу Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Правительстве Республики Коми.
Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем:
Пункт 1 изменен с 16 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 16 декабря 2021 г. N 601
1) реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми в соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N Пр-294;
2) обеспечения заработной платы не ниже МРОТ с учётом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежегодной индексации оплаты труда;
3) сохранения установленных мер социальной поддержки и их дальнейшего совершенствования;
4) неукоснительного выполнения условий всех соглашений, заключенных между Республикой Коми и Министерством финансов Российской Федерации в связи с получением республикой бюджетных кредитов;
5) недопущения установления расходных обязательств Республики Коми, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) повышения качества стратегического и бюджетного планирования за счет:
продолжения работы по ежегодной разработке прогноза социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочный период;
актуализации и совершенствования нормативной правовой и методической базы в сфере программно-целевого планирования, в том числе с учетом норм Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786;
оптимизации процедуры формирования и внесения изменений в государственные программы;
корректировки структуры государственных программ Республики Коми, в том числе выделения проектной, процессной частей и включения новых региональных проектов;
развития системы мониторинга и оценки эффективности государственных программ;
внедрения единой технологической платформы автоматизации стратегического, программно-целевого планирования и проектного управления;
7) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения повышения качества предоставляемых услуг;
8) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:
а) планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;
б) централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
в) повышения уровня прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок малого объема путем расширения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;
г) расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
д) унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизации информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;
е) повышения уровня прозрачности процесса исполнения контрактов в части внедрения практики подписания документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги усиленной электронной подписью с использованием функционала формирования электронных документов о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
ж) электронного актирования;
9) совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем его стандартизации на ведомственном уровне;
10) осуществления приватизации государственного имущества Республики Коми в соответствии с прогнозным планом мероприятий, при этом общее число объектов недвижимого имущества, подлежащего приватизации, будет сформировано на основании предложений органов исполнительной власти Республики Коми;
11) проведения своевременной и качественной кадастровой оценки земельных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" (в 2022 году всех учтенных земельных участков; в 2023 году - зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест);
12) отчислений (выплат) дивидендов по акциям, части (не менее 50%) чистой прибыли в республиканский бюджет Республики Коми в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2016 г. N 149-р в целях совершенствования управления находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ;
13) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета Республики Коми субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
14) распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
15) продолжения применения механизма "перечисления под фактическую потребность" в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
16) применения Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2019 г. N 422, с учетом норм Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации";
17) внедрения процедур казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из республиканского бюджета Республики Коми;
18) повышения качества предоставления государственных услуг путем:
применения системы оценки гражданами эффективности деятельности многофункциональных центров (далее - МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных услуг;
дальнейшей оптимизации административных процедур предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми;
повышения качества государственного управления и контроля путем перевода государственных услуг в электронный вид, цифровой трансформации государственных услуг, а также передачи государственных услуг органов исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми для предоставления в МФЦ государственных и муниципальных услуг;
19) продолжения внедрения в Республике Коми практики заключения энергосервисных контрактов;
20) проведения процедур списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
21) вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
реализации инициативных проектов граждан в соответствии с новациями Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также продолжения реализации проекта "Народный бюджет", в том числе реализации на территориях всех муниципальных образований городских округов и муниципальных районов пилотного проекта школьного инициативного бюджетирования "Народный бюджет в школе";
проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем информирования населения через Портал финансовой грамотности в Республике Коми;
открытого размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации (в том числе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), связанной с реализацией бюджетного процесса;
формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан";
проведения оценки муниципальных образований в Республике Коми в части открытости бюджетных данных;
продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ Республики Коми, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти Республики Коми;
22) стимулирования предпринимательской активности субъектов МСП на территории Республики Коми в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы", в том числе за счет развития следующих направлений:
продолжения поддержки субъектов МСП посредством предоставления налоговых льгот;
совершенствования применения специальных налоговых режимов для целей развития МСП на территории Республики Коми;
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
повышения доступности "дешевых" финансовых ресурсов кредитно-гарантийной и лизинговой поддержки;
поддержки социальных предприятий, в том числе финансовой поддержки в виде грантов на реализацию социальных проектов;
разработки и реализации мер поддержки субъектов МСП, в отношении которых вводятся ограничения в связи с пандемией;
23) осуществления казначейского обслуживания участников системы казначейских платежей и в рамках единого казначейского счета;
24) обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми путем:
формирования основных характеристик проекта республиканского бюджета Республики Коми с дефицитом, не превышающим предельное значение, установленное БК РФ;
приоритизации расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе для обеспечения исполнения в первую очередь социально значимых бюджетных обязательств, достижения целей и показателей региональных проектов, реализуемых в рамках Указа N 204 и Указа N 474;
усиления ответственности органов местного самоуправления в Республике Коми в условиях сохраняющихся рисков несбалансированности бюджетов за проводимую бюджетную политику в части введения дополнительных бюджетных ограничений для муниципальных образований, допускающих просроченную задолженность по долговым и (или) бюджетным обязательствам сверх значений, установленных БК РФ;
25) достижения значений показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Коми к группе заемщиков с долговой устойчивостью не ниже среднего уровня, обеспечения соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям Республики Коми за счет:
проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Коми во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет Республики Коми;
непредоставления государственных гарантий;
отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета Республики Коми условиями по срочности и стоимости.
Бюджетная и налоговая политика Республики Коми на 2022 - 2024 годы должна сохранить устойчивость бюджетной системы Республики Коми при привлечении всех возможных источников и инструментов финансового обеспечения задач, поставленных Правительством Республики Коми, в том числе по реализации национальных проектов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 20 октября 2021 г. N 500 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.