г.Калуга |
|
7 сентября 2023 г. |
Дело N А08-9426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Ключниковой Н.В. |
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Министерства здравоохранения Белгородской области (308001, г.Белгород, Народный бульвар, д.34А, ИНН 3123162110, ОГРН 1073123021190) - не явились;
от заинтересованного лица: УФК по Белгородской области (308010, г.Белгород, проспект Б.Хмельницкого, д.139, ИНН 3124019779, ОГРН 1023101665025) - Богат Ю.А. (дов. N 2600-1719/4 от 18.01.2021 на срок до 24.12.2023, диплом);
от третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации (109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9, стр.1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) - Богат Ю.А. (дов. N 2600-1719/10 в порядке передоверия по дов. от 15.01.2021 N 01-10-08/3, диплом);
Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области (308000, г.Белгород, проспект Славы, д.72, ОГРН 1023101683560, ИНН 3124016778) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А08-9426/2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Белгородской области ( в настоящее время -Министерство здравоохранения Белгородской области, далее - министерство здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными пунктов 4 и 7 представления Управления Федерального казначейства Белгородской области (далее - УФК, управление) от 14.04.2021 N 260011-03/21-1255 (уточненные требования).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации и Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области.
Решением суда от 22.11.2022 министерству здравоохранения отказано в удовлетворении его заявления.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение суда отменено, оспариваемые пункты 4, 7 представления признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФК просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу министерство здравоохранения просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на неправильное толкование и применение УФК норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель УФК поддержала доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства финансов РФ согласилась с доводами жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них постановление апелляционного суда на предмет правильности применения судом норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения представителя УФК и Министерства финансов РФ, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом второй инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р (далее - Распоряжение N 2806-р) предусмотрено выделение Министерству здравоохранения Российской Федерации в 2020 году из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот. Данным распоряжением распределены иные межбюджетные трансферты, на указанные в распоряжении цели Белгородской области выделено 15 715 000 руб.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р (далее - Распоряжение N 2805-р) распределены иные межбюджетные трансферты,
предоставляемые в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. На указанные цели Белгородской области выделено 58 298 400 руб.
Между Министерством здравоохранения РФ и правительством Белгородской области заключено Соглашение от 03.11.2020 N 056-17-2020-1109 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (далее - Соглашение от 03.11.2020). Соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764).
В 2020 году субсидия на реализацию мероприятий, предусмотренных Соглашением от 03.11.2020, предоставлена 4 бюджетным учреждениям: ОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница им. Е.Н.Павловского", ОГБУЗ "Городская больница N 2 г.Белгорода", ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иосафа", ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница".
На основании приказов УФК от 22.12.2020 N 289 (в редакции приказа от 26.01.2021 N 17) в период с 11.01.2021 по 20.02.2021 должностными лицами управления в отношении Департамента здравоохранения Белгородской области (далее - департамент) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 29.10.2020 N 2805-р, N 2806-р, за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт проверки от 20.02.2021 (т.3 л.д.36-65).
Установив в ходе проверки, что департаментом допущены нарушения бюджетного законодательства (из 35 единиц приобретенного лабораторного оборудования 26 единиц на общую сумму 2 509 651,30 руб. не соответствовали Перечню N 1764; неверно рассчитана пеня по поставке медицинских препаратов, без учета условия контракта о поставке всего товара одной партией), УФК вынесло представление от 14.04.2021 N 2600-11-03/21-1255, в пункте 4 которого указало, что в нарушении пункта 3.1, пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), пункта 2 Правил N 1764, пункта 4.1.4. Соглашений о предоставлении субсидии бюджетному и автономному учреждению на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнение работ) от 09.01.2020 N 2/2, от 09.01.2020 N 4/2 и от 09.01.2020 N 11/2, департаментом не осуществлен контроль за правомерностью приобретаемого бюджетными учреждениями лабораторного оборудования на соответствие Перечню Правил N 1764 на общую сумму 2 509 651,30 рублей, что привело к неправомерному расходованию федеральных средств бюджетными организациями: ОГБУЗ "Городска больница N 2" в сумме 1 220 691,30 рублей, ОГБУЗ "Инфекционная клиническая больница им.Павловского" в сумме 375 000,00 рублей, ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница" в сумме 913 960,00 рублей; в пункте 7 указало, что в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 6, части 7 статьи 34, части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 1.3 государственного контракта от 13.11.2020 N 63Ф/2020ДЗСН, департаментом неверно рассчитана и удержана неустойка в сумме 22 175,57 рублей, тогда как неустойка составляет 33 753,43 рублей, недоначислено 11 577,86 рублей.
По нарушению N 4 УФК предписано принять меры по устранению нарушения и устранению причин и условий данного нарушения. По нарушению N 7 УФК - принять меры к взысканию недоначисленной суммы пени и устранению причин и условий данного нарушения. О результатах исполнения представления -проинформировать управление в срок до 15.05.2021 (т.1 л.д. 31-34).
В дальнейшем срок исполнения представления продлен до 01.10.2021.
Не соглашаясь с представлением в части пунктов 4 и 7, министерство здравоохранения обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства РФ на цели финансового обеспечения вышеуказанных мероприятий, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в перечне к Правилам N 1764, что расчет пени по государственному контракту от 13.11.2020 N 63Ф/2020ДЗСН управлением произведен верно - датой поставки товара по контракту следует считать дату поставки последней партии товара и пени за просрочку поставки начислять до этого дня на всю сумму товара по контракту, суд первой инстанции отказал министерству в удовлетворении его требования.
Установив, что управлением неверно произведен расчет пени, без учета поставленной в срок части медицинских препаратов, что несмотря на иное наименование и код номенклатурной квалификации приобретенного лабораторного оборудования, было приобретено оборудование, аналогичное по своим функциональным и технологическим характеристикам тому оборудованию, которое указано в Перечне к Правилам N 1764, что подтверждается представленными паспортами и инструкциями, что медицинские изделия полностью удовлетворяют потребностям медицинских лабораторий, осуществляющих диагностику новой коронавирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот, при этом принимая во внимание, что из пункта 2 Правил N 1764 не усматривается запрета на приобретение медицинских изделий с эквивалентными технологическими характеристиками, что приобретение оборудования в сжатые сроки было вызвано высокими темпами распространения коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности пунктов 4 и 7 представления, отменил решение суда первой инстанции и признал указанные пункты представления недействительными.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 81 БК РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 утверждены Правила N 1764, которыми установлены цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Приложением к Правилам N 1764 является Перечень медицинских изделий, который включает 11 наименований изделий с указанием кода в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий. Среди таких изделий: центрифуга для микрообразцов (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий 248410), вакуумный отсасыватель медицинский с колбой-ловушкой, холодильник фармацевтический (с морозильной камерой) (код 215850), встряхиватель лабораторный (код 261700), бокс биологический безопасности класса II (код 273230).
Учреждениями здравоохранения Белгородской области за счет средств иных межбюджетных трансфертов были приобретены: микроцентрифуги серии Microfuge 20 с принадлежностями: угловой ротор FA241.5P (24x0,2 мл, 15 000 об/мин) (код 317790), отсасыватели хирургические электрические "Armed", вариант исполнения: 7A-23D (код 358710), аспиратор с сосудом ловушкой FTA-1 (код 204570), холодильники комбинированные лабораторные ХЛ-340 "POZIS", модель ХЛ-340 "POZIS" (код 261620), вортекс персональный V-1 plus (код 284890), шкаф ламинарный класс II по ТУ BY 190150278.001-2013, модель BA-safe-1.2 (код 228180).
Указанное оборудование непосредственно не перечислено в Перечне N 1764.
Сравнив оборудование, указанное в Перечне, с приобретенным учреждениями оборудованием на основании паспортов и инструкций, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что приобретенное оборудование является аналогичным указанному в Перечне оборудованию.
Тем более, оборудование используется по назначению, в акте проверки управление отметило, что на показатель результативности данное нарушение не повлияло.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции и признал пункт 4 представления недействительным.
Как следует из материалов дела и установлено судом второй инстанции, 13.11.2020 между департаментом здравоохранения Белгородской области и АО "Р-Фарм" ( поставщик) был заключен государственный контракт N 63Ф/2020 ДЗСЗ на поставку лекарственных препаратов, закупаемых для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в амбулаторных условиях на 2020 год в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), цена контракта - 41 140 074, 58 рублей, включая НДС 3 740 006,78 рублей.
Согласно спецификации поставке подлежали следующие лекарственные препараты: амоксициллин в количестве 1271 уп., панклав в количестве 1502 уп., коронавир в количестве 4159 уп., азитромицин Велфарм в количестве 3062 уп., эликвис в количестве 3776 уп., метипред в количестве 5085 уп., ксарелто в количестве 2044 уп., клеримед в количестве 1676 уп.
Согласно календарному плану (приложение N 4 к контракту) поставка осуществляется однократно, в течение 15 рабочих дней с момента заключения контракта. То есть, лекарственные препараты должны быть поставлены до 04.12.2020.
Фактически поставка лекарственных препаратов была осуществлена партиями, часть - с просрочкой от 3 до 17 дней.
За просрочку поставки пунктом 10.9 контракта предусмотрена пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства.
За просрочку поставки министерство начислило поставщику пени - 22 175,57 руб., произведя расчет согласно пункту 10.9 контракта.
Доводу управления, что пени следовало начислять на всю сумму контракта по день поставки последней партии медикаментов, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, данному доводу дана надлежащая правовая оценка и суд, учитывая, что поставка товара партиями с короткими просрочками поставки не привела к потере потребительской ценности лекарственных препаратов, руководствуясь положениями части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10.9 государственного контракта от 13.11.2020 N 63Ф/2020 ДЗСЗ, сложившейся судебной практикой, пришел к выводу о незаконности пункта 7 представления УФК, а поэтому решение суда в этой части также отменил, требование министерства удовлетворил.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А08-9426/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 утверждены Правила N 1764, которыми установлены цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Доводу управления, что пени следовало начислять на всю сумму контракта по день поставки последней партии медикаментов, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, данному доводу дана надлежащая правовая оценка и суд, учитывая, что поставка товара партиями с короткими просрочками поставки не привела к потере потребительской ценности лекарственных препаратов, руководствуясь положениями части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10.9 государственного контракта от 13.11.2020 N 63Ф/2020 ДЗСЗ, сложившейся судебной практикой, пришел к выводу о незаконности пункта 7 представления УФК, а поэтому решение суда в этой части также отменил, требование министерства удовлетворил."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 сентября 2023 г. N Ф10-3481/23 по делу N А08-9426/2021