Постановление Правительства Пензенской области от 19 октября 2021 г. N 706-пП
"Об утверждении Порядка государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 12.07.1999 N 162-ЗПО "О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
Губернатор Пензенской области |
О.В. Мельниченко |
Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
19.10.2021 N 706-пП
Порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок) устанавливает процедуру осуществления государственного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций (далее - Государственный надзор).
1.2. Понятия и термины используются в настоящем Порядке в значениях, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
1.3. Предметом Государственного надзора является соблюдение органами местного самоуправления (далее - ОМС) и должностными лицами местного самоуправления обязательных требований, установленных Федеральным законом N 68-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - обязательные требования).
1.4. Государственный надзор осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Министерство).
1.5. К полномочиям Министерства в области Государственного надзора относится организация и осуществление Государственного надзора на территории Пензенской области в отношении ОМС и должностных лиц местного самоуправления.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять Государственный надзор, являются:
а) Министр и его заместитель (заместители);
б) иные должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых входят полномочия по осуществлению Государственного надзора.
Должностные лица, уполномоченные на проведение надзорного мероприятия, определяются решением Министерства о проведении надзорного мероприятия.
1.7. Должностные лица Министерства при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы ОМС и должностных лиц местного самоуправления;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
3) проводить надзорные мероприятия и совершать надзорные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с ОМС и должностными лицами местного самоуправления проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения;
4) не допускать при проведении надзорных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению;
5) не препятствовать присутствию уполномоченных должностных лиц местного самоуправления, их представителей при проведении надзорных мероприятий (за исключением надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие надзорных органов с ОМС, должностными лицами местного самоуправления);
6) предоставлять ОМС, должностным лицам местного самоуправления, их представителям, присутствующим при проведении надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету Государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения надзорного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации;
7) знакомить ОМС, должностных лиц местного самоуправления, их представителей с результатами надзорных мероприятий и надзорных действий, относящихся к предмету надзорного мероприятия;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов ОМС и должностных лиц местного самоуправления, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения надзорных мероприятий и совершения надзорных действий;
11) не требовать от ОМС и должностных лиц местного самоуправления документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении Министерства;
12) осуществлять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
1.8. Должностные лица Министерства при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Министерства о проведении надзорного мероприятия, посещать (осматривать) территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления, в отношении которых проводится проверка, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) требовать предоставления ОМС и должностными лицами местного самоуправления документов, относящихся к предмету проверки;
3) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
4) требовать от должностных лиц местного самоуправления представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении надзорных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
5) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами ОМС и должностных лиц местного самоуправления в части, относящейся к предмету и объему надзорного мероприятия;
6) направлять запрос руководителю ОМС или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий о предоставлении информации, необходимой для организации и проведения проверки выполнения обязательных требований;
7) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления ОМС или должностными лицами местного самоуправления документов и материалов, запрошенных при проведении надзорных мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц местного самоуправления, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению надзорного мероприятия;
8) выдавать ОМС, должностным лицам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения обязательных требований;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
10) выдавать ОМС, должностным лицам местного самоуправления рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении ОМС, должностными лицами местного самоуправления выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
11) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (с последующими изменениями) за содействием к органам полиции в случаях, если проверяющему должностному лицу Министерства оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.9. Должностные лица Министерства при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Министерства;
2) проводить надзорные мероприятия, совершать надзорные действия, не предусмотренные решением Министерства;
3) проводить надзорные мероприятия, совершать надзорные действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) уполномоченного должностного лица ОМС, за исключением надзорных мероприятий, надзорных действий, не требующих взаимодействия с уполномоченным должностным лицом ОМС, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия уполномоченного должностного лица ОМС при проведении надзорного мероприятия может быть проведена, а уполномоченное должностное лицо ОМС было надлежащим образом уведомлено о проведении надзорного мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету надзорного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от ОМС, должностного лица местного самоуправления представления документов и (или) информации, ранее представленных ОМС, должностным лицом местного самоуправления;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления Государственного контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) требовать от ОМС, должностного лица местного самоуправления представления документов, информации ранее даты начала проведения надзорного мероприятия;
8) осуществлять выдачу ОМС, должностным лицам местного самоуправления предписаний или предложений о проведении за их счет надзорных мероприятий и совершения надзорных действий;
9) превышать установленные сроки проведения надзорных мероприятий.
1.10. ОМС, должностные лица местного самоуправления при осуществлении Государственного надзора имеют право:
1) присутствовать при проведении надзорного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения;
2) получать от Министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету надзорного мероприятия;
3) получать от Министерства информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового надзорного мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами надзорных мероприятий, надзорных действий, сообщать Министерству о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, решения Министерства, повлекшие за собой нарушение прав ОМС, должностных лиц местного самоуправления при осуществлении Государственного надзора, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организация и проведение плановых и внеплановых проверочных мероприятий
2.1. Министерство осуществляет Государственный надзор, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности, путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.
2.2. При осуществлении Государственного надзора не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
2.3. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении ОМС и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.
2.4. Плановые проверки деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Пензенской области. При этом плановая проверка одного и того же ОМС или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Министерство направляет в прокуратуру Пензенской области проект ежегодного плана проведения проверок деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
Указанный проект рассматривается прокуратурой Пензенской области на предмет законности включения в него объектов Государственного надзора с внесением предложений о проведении совместных плановых проверок с другими органами государственного контроля (надзора).
Прокуратура Пензенской области на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
2.5. В ежегодный план включаются следующие сведения:
1) наименования и места нахождения ОМС и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;
2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок;
3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.
2.6. Ежегодный план подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
2.7. Внеплановые проверки деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления проводятся Министерством на основании решения Министра (заместителя Министра) по согласованию с прокуратурой Пензенской области, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Пензенской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
2.8. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности ОМС и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2.9. Запрос Министерства о предоставлении информации направляется руководителю ОМС или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем ОМС, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.
Срок, устанавливаемый Министерством для предоставления ОМС и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу Министерства, составляет не менее 10 рабочих дней.
Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
ОМС и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу Министерства, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте ОМС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом ОМС, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
2.10. Должностные лица Министерства при выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения ОМС требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 19 октября 2021 г. N 706-пП "Об утверждении Порядка государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий Пензенской области от чрезвычайных ситуаций"
Вступает в силу с 20 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 20 октября 2021 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 октября 2021 г. N 5800202110200004, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 73 от 23 октября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 23 июля 2024 г. N 501-пП
Изменения вступают в силу с 24 июля 2024 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 27 апреля 2022 г. N 329-пП
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2022 г.