Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 октября 2021 г. N 439
"О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
7 февраля 2022 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - среднесрочный прогноз).
2. Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежеквартально осуществлять мониторинг среднесрочного прогноза по основным показателям на 2022 год, приведенным в приложении к среднесрочному прогнозу.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 20 октября 2021 г. N 439
Прогноз
социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
7 февраля 2022 г.
I. Общие положения
Настоящий прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - среднесрочный прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 июля 2015 г. N 371 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период".
Среднесрочный прогноз сформирован в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на основе анализа социально-экономического развития Республики Марий Эл, прогнозных показателей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, муниципальных образований, основных системообразующих организаций республики.
В среднесрочном прогнозе учтены положения Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, государственных программ Республики Марий Эл, региональных проектов, индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа).
Среднесрочный прогноз разработан в двух вариантах: консервативном (вариант I) и базовом (вариант II).
Консервативный вариант основан на предпосылке замедления темпов роста экономики в среднесрочной перспективе в связи с сохранением повышенной неопределенности траектории экономического развития, которая определяется эпидемиологическими факторами. Базовый вариант предполагает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
В качестве основы для составления проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предложен базовый вариант прогноза.
Основные показатели среднесрочного прогноза приведены в приложении к настоящему прогнозу.
Раздел II изменен с 7 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 февраля 2022 г. N 53
II. Итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл за январь - август 2021 г. и ожидаемые итоги за 2021 год
В текущем году наблюдается улучшение как внешних, так и внутренних условий развития экономики Республики Марий Эл.
По итогам 8 месяцев 2021 года обеспечены темпы роста основных показателей социально-экономического развития по сравнению с соответствующим периодом 2020 года.
Предприятиями республики отгружено промышленной продукции на сумму 121,8 млрд. рублей, индекс производства составил 103,8 процента.
Наибольший рост обеспечен в производстве готовых металлических изделий - на 31,3 процента, электрического оборудования - на 22,3 процента, напитков - на 18,3 процента, электроэнергии - на 14,9 процента, лекарственных средств - на 12,6 процента, мебели - на 10,1 процента, машин и оборудования - на 9,6 процента, пищевых продуктов - на 7 процентов и в других производствах.
Увеличение объемов производства обеспечивают предприятия: акционерное общество "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Потенциал", акционерное общество "Завод "Копир", акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", закрытое акционерное общество "Полаир - Недвижимость", закрытое акционерное общество "Ариада", общество с ограниченной ответственностью "Тиара", общество с ограниченной ответственностью "Аргус-Волга", общество с ограниченной ответственностью "Феррони", общество с ограниченной ответственностью "Марийская картонажная мануфактура" и другие.
Исходя из положительных тенденций работы промышленного комплекса за 8 месяцев 2021 года, с учетом стабильной работы действующих предприятий, включая оборонно-промышленный комплекс республики, ожидается, что индекс промышленного производства составит 105,2 процента, объем отгруженной промышленной продукции составит 181,2 млрд. рублей.
За 8 месяцев 2021 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 32,3 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 24,1 млрд. рублей, или 74,6 процента от общего объема производства по республике.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,1 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 101,4 процента.
Производство мяса увеличилось на 1,8 процента по сравнению с уровнем января - августа 2020 г. и составило 232,8 тыс. тонн, молока - на 3 процента (135,1 тыс. тонн), яиц - на 13,4 процента (277,5 млн. штук).
Увеличение объемов отгруженной продукции агропромышленного комплекса отмечается на следующих предприятиях:
общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская";
сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский";
закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский";
сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственная артель (колхоз) "Первое Мая".
По оценке 2021 года, объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 45,9 млрд. рублей (100,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях - 32,3 млрд. рублей.
В текущем году наблюдается восстановление потребительского рынка. В январе - августе 2021 г. оборот розничной торговли достиг 69,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше аналогичного периода 2020 года на 15,4 процента, объем платных услуг населению - на 10,6 процента.
По оценке 2021 года, оборот розничной торговли составит 106,7 млрд. рублей, что выше уровня 2020 года на 9 процентов в сопоставимых ценах, рост платных услуг оценивается на уровне 106 процентов.
В августе 2021 г. индекс потребительских цен составил 103,79 процента к декабрю 2020 г., что ниже среднероссийского уровня (104,69 процента).
Внешнеторговый оборот республики за январь - июль 2021 г. составил 299,6 млн. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2020 года увеличился в 2,2 раза, в том числе экспорт возрос в 2,6 раза, импорт - в 1,6 раза. В общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 72,6 процента, на долю импорта - 27,4 процента.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное 135,6 млн. долларов США.
В товарной структуре экспорта преобладает машиностроительная продукция (74,1 процента от общего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (14,1 процента), в импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция (62,9 процента), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (10,9 процента).
По оценке, в 2021 году внешнеторговый оборот республики составит 420,4 млн. долларов США, что на 57,6 процента больше, чем в 2020 году, в том числе экспорт - 288,2 млн. долларов США (рост на 71,3 процента), импорт - 132,2 млн. долларов США (рост на 34,2 процента).
На развитие экономики и социальной сферы республики в январе - июне 2021 г. предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал в сумме 13,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,1 процента больше, чем в январе - июне 2020 г.
Наибольший объем инвестиций приходится на виды деятельности: "Сельское хозяйство", "Обрабатывающие производства", "Транспортировка и хранение", "Здравоохранение" и "Образование".
Бюджетные инвестиции за счет федеральных и республиканских средств в первом полугодии 2021 г. увеличились 56,9 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Рост связан с привлечением бюджетных ассигнований на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования на объекты капитального строительства в связи с реализацией региональных проектов и индивидуальной программы.
За прошедший период 2021 года за счет бюджетных средств введены в эксплуатацию: Марийская государственная филармонии им. Я. Эшпая, вертолетная (посадочная) площадка в г. Йошкар-Оле, 6 фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных районах республики, детский сад в пгт Медведево на 100 мест, канализационная насосная станция в г. Звенигово, закольцовка системы водоснабжения населенных пунктов Орешкино - Шойбулак - Аэропорт - Сосново - Орешкино в Медведевском районе, 3 объекта водоснабжения в Советском районе, объект теплоснабжения в пос. Сурок в Медведевском районе.
В текущем году продолжается строительство и реконструкция следующих объектов:
высокотехнологичный корпус перинатального центра;
Дом Дружбы народов Республики Марий Эл;
автовокзал в г. Йошкар-Оле;
общеобразовательная школа на 825 мест в пгт Медведево;
родильное отделение государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница";
3 детских сада в г. Йошкар-Оле и Медведевском муниципальном районе;
пристрой пищеблока на 85 мест к существующему зданию Великопольской средней общеобразовательной школы в с. Великополье Оршанского района;
интернат с пищеблоком муниципального образовательного учреждения "Юксарская средняя образовательная школа" Килемарского района;
Александровский водозабор для водоснабжения городского округа "Город Волжск";
водозабор с закольцовкой существующих сетей водопровода в пгт Приволжский Волжского района;
очистные сооружения канализации в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово, пгт Килемары, пгт Морки, с. Шулка Оршанского района и дер. Михайловка Советского района;
станция 2-го подъема и станция умягчения воды на водозаборе в пгт Новый Торъял и другие объекты.
По оценке 2021 года, объем инвестиций в основной капитал составит около 40 млрд. рублей, или 103 процента в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.
В январе - августе 2021 г. обеспечен рост объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", - на 14,1 процента в сопоставимых ценах к январю - августу 2020 г. Выполнено работ на сумму 16,3 млрд. рублей.
Рост обеспечен за счет реализации национальных проектов на территории республики (в первую очередь по строительству и реконструкции автомобильных дорог), а также выполнения строительных работ организациями из других регионов (работы по водоотведению, газоснабжению в муниципальных районах, строительство объектов животноводства).
В 2021 году предусмотрено отремонтировать 244 км автомобильных дорог регионального значения при плановом значении 182 км и 17,45 км Йошкар-Олинской городской агломерации при плановом значении 7,1 км.
По оценке 2021 года, объем работ по виду деятельности "Строительство" составит 24 млрд. рублей, что на 5 процентов превысит уровень 2020 года в сопоставимых ценах.
За 8 месяцев 2021 года застройщиками республики введено жилья общей площадью 212,9 тыс. кв. метров, или 118,5 процента к 8 месяцам 2020 года, при этом индивидуальными застройщиками введено жилья 77,3 тыс. кв. метров.
Общая площадь жилья, введенного в 2021 году, по оценке составит 369,8 тыс. кв. метров.
За 7 месяцев 2021 года сумма прибыли крупных и средних организаций составила 8,4 млрд. рублей, что на 45,5 процента больше, чем за соответствующий период 2020 года.
Наибольшая прибыль получена в промышленности (обрабатывающие производства) - 53,6 процента от общей суммы прибыли. Доля прибыльных организаций в общем числе организаций возросла до 72,5 процента (за 7 месяцев 2020 года - 61,6 процента).
По итогам 2021 года сумма полученной прибыли по полному кругу организаций оценивается в размере 14,5 млрд. рублей с ростом к 2020 году на 3 процента.
Положительная динамика развития основных отраслей экономики оказывает влияние на уровень жизни населения.
Среднемесячная заработная плата работающих за январь - июль 2021 г. увеличилась на 7,9 процента по сравнению с январем - июлем 2020 г. и составила 33,6 тыс. рублей, среднедушевые денежные доходы населения за январь - июнь 2021 г. возросли на 7,4 процента и составили более 21 тыс. рублей.
Ожидается, что к концу 2021 года среднемесячная заработная плата с учетом намерений основных системообразующих организаций достигнет 34,4 тыс. рублей.
Ситуация на регистрируемом рынке труда республики находится на постоянном контроле, и показатели, характеризующие безработицу, в текущем году значительно улучшились по сравнению с 2020 годом.
По состоянию на 1 сентября 2021 г.:
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 1 сентября 2020 г. снизилась в 3,2 раза и составила 3,47 тыс. человек;
уровень регистрируемой безработицы - 1,07 процента (на 1 сентября 2020 г. - 3,3 процента);
количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2020 года на 36,9 процента и составило 8,2 тыс. единиц.
По оценке, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на конец 2021 года составит 3,3 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 1 процент.
III. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
3.1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт Республики Марий Эл (далее - ВРП) как обобщающий показатель развития экономики в прогнозируемом периоде зависит от развития основных отраслей.
Реализация инвестиционных проектов по созданию новых (расширению имеющихся) производств, модернизация технологической базы предприятий, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказание государственной поддержки способствуют положительной динамике валовой добавленной стоимости основных отраслей экономики.
В 2021 году с учетом роста производства основных отраслей экономики ВРП оценивается в размере 215 млрд. рублей с ростом к уровню 2020 года 103,3 процента в сопоставимых ценах.
По прогнозу в 2022 году и на период до 2024 года прогнозируется тенденция устойчивого роста валового регионального продукта в диапазоне 102,2 - 103,2 процента.
Прирост объемов ВРП обусловлен положительным развитием следующих видов деятельности реального сектора экономики: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "Обрабатывающие производства", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" и "Строительство".
В структуре экономики будет укрепляться доля обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
3.2. Промышленное производство
В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства в 2022 - 2024 годах сохранится в пределах 90 процентов.
Из обрабатывающих производств формирование объемов промышленного производства будет определяться в первую очередь предприятиями по производству продукции машиностроения (электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования), пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.
Прогнозные параметры развития промышленных видов деятельности на 2022 - 2024 годы учитывают как рост конкуренции на рынках товаров и услуг, напряженность на рынках сбыта и поставок продукции, так и нацеленность на повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции.
Диверсификация промышленного производства республики, реализация программ Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, появление новых промышленных производств позволяют положительно оценить перспективы развития промышленности.
В 2022 - 2024 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102,5 - 103,2 процента в год, объем отгруженной промышленной продукции в 2024 году составит около 200 млрд. рублей.
Одним из основных факторов, оказывающих позитивное влияние на рост промышленного производства, является инвестиционная деятельность промышленных предприятий. В настоящее время в стадии реализации находятся порядка 47 новых и направленных на модернизацию и техническое перевооружение производств инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2021 - 2026 годах на общую сумму порядка 13,1 млрд. рублей. В рамках проектов предусмотрено создание более 506 новых рабочих мест.
Основным драйвером роста промышленного производства выступят организации, осуществляющие производство электронных и оптических изделий, реализующие крупные инвестиционные проекты:
"Создание высокотехнологичного производства многофункционального роботизированного экзоскелета медицинского назначения ("РЭМ")", разрабатываемый акционерным обществом "Волжский электромеханический завод". РЭМ предназначен для реабилитации пациентов с нарушениями функций нижних конечностей и используется в качестве средства передвижения пациентов с частично или полностью утраченными функциями нижних конечностей;
"Разработка и освоение в производстве импортозамещающих видеоинформационных систем (ВИС) на основе технологий LED". Совместный проект акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" и общества с ограниченной ответственностью "Ната-Инфо" предусматривает разработку отечественных технологий создания видеоинформационных систем и использование светодиодных видеомодулей с различным шагом пикселя и контроллеров управления видеостенами;
"Организация и запуск отдельной линии производства печатных плат, рассчитанной на изготовление печатных плат 6 и 7 классов точности для радиоэлектронной продукции гражданского назначения", инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Технотех".
Развитие металлургического производства и производства готовых металлических изделий планируется за счет создания в 2023 году в Юринском муниципальном районе (дер. Быковка) металлургического завода по производству инструментальной стали, который обеспечит создание свыше 140 высокопроизводительных рабочих мест.
Перспективным направлением развития промышленности станет создание до 2023 года на территории республики индустриального (промышленного) парка "ПАМАР" (Волжский муниципальный район), индустриального (промышленного) парка "Биомашприбор" (г. Йошкар-Ола), технопарка в области поддержки технологических стартапов. Указанные объекты промышленной инфраструктуры окажут благоприятное воздействие на открытие новых производств, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.
Условием ускоренного роста промышленного производства являются действующие инструменты поддержки предприятий. В 2022 - 2024 годах планируется реализация проектов с привлечением займов Фонда развития промышленности Республики Марий Эл на сумму 353,5 млн. рублей. К 2024 году планируется оказать поддержку более 20 инвестиционным проектам, в рамках реализации которых планируется создать не менее 125 новых рабочих мест.
Ключевым условием экономического роста и обеспечения конкурентоспособности предприятий, производящих промышленную продукцию, является повышение производительности труда. Реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Производительность труда" позволит вовлечь в реализацию мероприятий около 40 предприятий и обеспечить на них прирост производительности труда на 30 процентов в течение трехлетнего участия в национальном проекте.
В целях вовлечения организаций республики к участию в национальном проекте в мае 2021 г. создана автономная некоммерческая организация "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Республике Марий Эл" (РЦК).
3.3. Сельское хозяйство
Среднесрочная динамика развития агропромышленного комплекса будет по-прежнему зависеть от природно-климатических условий, объемов государственной поддержки, внутренней и мировой конъюнктуры рынков.
Согласно среднесрочному прогнозу в 2022 - 2024 годах объем производства сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться в сопоставимых ценах на 0,4 - 0,7 процента в год и в 2024 году составит 51,7 - 52,5 млрд. рублей.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
применение минеральных удобрений и расширение доли сортовых посевов в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса;
повышение производительности труда за счет внедрения интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин;
наращивание объемов производства мяса, молока, яиц за счет улучшения генетического потенциала животных, сохранения государственной поддержки, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности, внедрения энергосберегающих технологий.
Проводимые мероприятия позволят в 2024 году увеличить производство мяса скота и птицы в живом весе до 355 тыс. тонн, молока - до 190 тыс. тонн, яйца - до 410 млн. штук.
В растениеводстве валовое производство зерна в хозяйствах всех категорий в 2024 году по прогнозу составит 339,4 тыс. тонн, овощей - 134,0 тыс. тонн, картофеля - 226 тыс. тонн.
Стабильное производство продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет реализации инвестиционных проектов следующими предприятиями: акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский", общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская", сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский", общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Лукоз", общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" и других.
В рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы будет осуществляться стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (возмещение части затрат, финансовое обеспечение на условиях софинансирования развития молочного скотоводства, птицеводства, льноводства, семеноводства, переработки сельскохозяйственной продукции).
3.4. Строительство
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение объема работ по виду деятельности "Строительство" с ежегодными темпами роста 102,5 - 104,0 процента в сопоставимых ценах, к 2024 году объем работ составит 30,6 млрд. рублей.
Рост объемов строительных работ в 2022 - 2024 годах обеспечен за счет строительства и реконструкции социально значимых объектов, объектов дорожной сети, транспортной инфраструктуры, проведения мероприятий по модернизации инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
В среднесрочном периоде предусматривается:
в сфере здравоохранения: строительство поликлиники государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" и инфекционного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" в г. Йошкар-Оле, завершение строительства в 2022 году здания родильного отделения Волжской центральной городской больницы и других объектов здравоохранения в муниципальных образованиях республики;
в сфере культуры: строительство Дома Дружбы народов Республики Марий Эл, проведение реконструкции существующего театра кукол под театр юного зрителя в г. Йошкар-Оле, строительство и реконструкция домов культуры в районах республики;
в сфере образования: строительство двух общеобразовательных школ в г. Йошкар-Оле и пгт Медведево;
в спортивной сфере: строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях республики;
в социальной сфере: строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения в муниципальных образованиях республики.
Кроме того, в республике планируется строительство пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы, пассажирского причала для речных судов с пешеходным переходом на р. Волге в районе г. Козьмодемьянска, мусоросортировочных комплексов, промышленного технопарка, лабораторного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская ветеринарная лаборатория", продолжится строительство Александровского водозабора для водоснабжения городского округа "Город Волжск", реконструкция очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы, объектов жилищно-коммунального хозяйства в районах республики, автомобильных дорог, газификация населенных пунктов.
Строительство и реконструкция объектов будет осуществляться с привлечением федеральных средств, что предусмотрено в рамках национальных проектов, индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы и федеральной адресной инвестиционной программы.
В 2022 - 2024 годах рост ввода жилья будет связан с проведением следующих мероприятий:
обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующих категорий: ветераны и инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; обеспечение жильем молодых семей; ликвидация аварийного жилья.
Всего за три года (2022 - 2024 годы) прогнозируется увеличить ввод жилья на 15,2 процента и ввести около 1,2 млн. кв. метров общей площади жилья.
В 2022 - 2024 годах предусмотрен ремонт 893,9 км автомобильных дорог регионального и местного значения в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги":
автомобильных дорог регионального значения, включенных в опорную сеть, - 107,6 км;
автомобильных дорог регионального значения, не включенных в опорную сеть, - 738 км;
автомобильных дорог местного значения - 48,3 км. Планируется выполнить дорожные работы на участках автомобильных дорогах общего пользования республиканского значения, включенных в опорную сеть: Йошкар-Ола - Уржум, Корта - Куяр, Елеево - Мари-Турек - Лопово, Козьмодемьянск - Большой Сундырь, Кокшайск - Красногорский.
В результате доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в нормативном состоянии, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 1 января 2025 г. составит 45,04 процента.
В республике реализуется один из наиболее социально значимых объектов - "Строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей", что обеспечит вывод транзитного транспорта из центральной части г. Йошкар-Олы и улучшение транспортной доступности для 80 тыс. человек между жилой и промышленной зонами г. Йошкар-Олы.
Завершение I этапа строительства магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей планируется в 2022 году.
Продолжение строительства объекта (II этап) запланировано на 2023 год. Протяженность строительства - 2,476 км, путепровода - 429,0 пог. метра.
3.5. Рынок товаров и услуг
После восстановления показателей потребительского рынка в 2021 году с 2022 года прогнозируется его устойчивый рост.
Динамика развития потребительского рынка и его структура будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в предыдущие годы, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары и услуги.
В 2022 - 2024 годах прогнозируется темп прироста оборота розничной торговли до 2 процентов в год в сопоставимых ценах, его объем в 2024 году достигнет 126 млрд. рублей.
Прирост объема платных услуг населению в среднесрочной перспективе прогнозируется до 1,5 процента в год, его объем в 2024 году достигнет 28,8 млрд. рублей.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров.
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция роста сетевого ритейла, который создает дополнительные возможности расширения рынка, позволяет внедрять современные, передовые технологии.
Также важное направление для развития на рынке розничной торговли Республики Марий Эл - это интернет-торговля.
Для рынка платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет характерно увеличение объемов услуг, связанных с предложением новых видов услуг в сфере мобильной связи, формирование конкурентной среды на рынке услуг за счет вовлечения в отрасль малого бизнеса, расширение ассортимента услуг, осуществление модернизации социально-культурной сферы.
Среднесрочный прогноз предполагает рост индекса потребительских цен в 2022 - 2024 годах не выше 104 процентов в год.
3.6. Внешнеэкономическая деятельность
Прогноз внешнеэкономической деятельности Республики Марий Эл до 2024 года предусматривает совершенствование институциональной экспортной среды в Республике Марий Эл и развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта.
В прогнозируемом периоде ожидается постепенный рост экспортных поставок продукции, произведенной на территории Республики Марий Эл. Объем экспорта к 2024 году достигнет 332,6 млн. долларов США. В структуре экспорта будет преобладать продукция машиностроения.
К 2024 году объем импорта продукции в Республику Марий Эл достигнет значения 150,8 млн. долларов США. В структуре импорта не ожидается значительных изменений, ведущее место будут занимать машиностроительная продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Росту показателей внешнеэкономической деятельности будет способствовать реализация в Республике Марий Эл регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Региональный проект предполагает внедрение в Республике Марий Эл стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), способствующего совершенствованию институциональной экспортной среды и активизации экспортной деятельности в регионе.
Региональным проектом также предусмотрена организация участия представителей Республики Марий Эл в выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях за рубежом, продвижение региональной продукции на зарубежные рынки, разъяснение преимуществ экспортной деятельности, оказание информационной и консультационной поддержки экспортно ориентированным предприятиям, стимулирование производств.
Внедрение перечисленных инструментов окажет положительное влияние на развитие торгово-экономического сотрудничества Республики Марий Эл с зарубежными партнерами и, как следствие, будет способствовать увеличению внешнеторгового оборота.
3.7. Малое и среднее предпринимательство
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2022 год и на период до 2024 года предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и оказание комплексной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам.
Прогнозируется, что количество малых и средних предприятий за три года возрастет на 708 единиц и составит более 8,3 тыс. единиц в 2024 году, число занятых на малых и средних предприятиях увеличится до 43,1 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий вырастет на 15,8 процента и составит около 200 млрд. рублей.
Увеличению показателей способствует реализация мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
С 2021 года внедрена ступенчатая модель поддержки бизнеса: самозанятые (федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами") - начинающие предприниматели (федеральный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса") - действующие предприниматели (федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства").
Соответствующие региональные проекты реализуются на территории Республики Марий Эл.
Региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" предполагает оказание самозанятым гражданам имущественной поддержки, всесторонней поддержки в центре "Мой бизнес", в том числе предоставление им микрозаймов.
Целевым показателем данного регионального проекта является увеличение количества самозанятых, зафиксировавших свой статус официально, к 2024 году до 5 879 человек.
В рамках регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" предусмотрено:
оказание комплекса услуг в центре "Мой бизнес" социальным предприятиям, гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, начинающим и действующим предпринимателям;
оказание финансовой поддержки в форме грантов социальным предприятиям на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства;
предоставление микрозаймов начинающим предпринимателям. Ключевыми целевыми показателями регионального проекта являются увеличение количества граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги в центре "Мой бизнес", к 2024 году до 3 429 единиц, а также увеличение количества социальных предприятий, получивших гранты на реализацию социальных проектов, до 71 единицы.
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" содержит комплекс мер по поддержке уже действующих предпринимателей региона:
предоставление микрозаймов и поручительств предпринимателям региона;
оказание действующим предпринимателям комплекса услуг в центре "Мой бизнес";
содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства региона на внешние рынки при участии центра поддержки экспорта;
создание технопарка.
Основными целевыми показателями регионального проекта являются увеличение количества действующих микрозаймов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, к 2024 году до 560 единиц, объема финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации - до 910 млн. рублей, количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги в центре "Мой бизнес", до 1 814 единиц, ежегодный объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в центре поддержки экспорта, до 7,8 млн. долларов США.
Мероприятия названных региональных проектов включены в мероприятия подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2025 годы)".
3.8. Инвестиции
В среднесрочном периоде прогнозируется прирост инвестиций в основной капитал, что объясняется улучшением инвестиционного климата, увеличением количества предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также реализацией региональных проектов и индивидуальной программы.
В 2022 - 2024 годах при условии стабильной экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности прогнозируется темп роста инвестиций - 103,1 - 103,3 процента в сопоставимых ценах. В 2024 году объем инвестиций в основной капитал возрастет до 51,7 млрд. рублей.
Помимо стабильного роста бюджетных инвестиций в основной капитал, прогнозируется увеличение инвестиций за счет собственных и привлеченных средств организаций.
По прогнозу, инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения возрастут за три года на 43,4 процента и составят 68,4 тыс. рублей в 2024 году.
Основная доля инвестиций в основной капитал прогнозируется в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающих производств.
В республике реализуются и (или) планируются к реализации инвестиционные проекты, из которых наиболее крупные: в промышленности:
"Технологическая модернизация производства керамических плат для металлокерамических корпусов", инициатор - акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов";
"Модернизация перерабатывающего производства", инициатор - акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат";
"Модернизация перерабатывающих производств", инициатор - закрытое акционерное общество "Сернурский сырзавод";
"Реконструкция системы электроснабжения г. Йошкар-Олы", инициатор - муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1";
"Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2020 - 2024 годы", инициатор - муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Йошкар-Олы;
в сельском хозяйстве:
"Строительство двух репродукторов II порядка для содержания и производства родительского стада и выращивание ремонтного молодняка" и "Реконструкция здания мясоперерабатывающего завода в п. Советский Советского района", инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская";
"Строительство животноводческого комплекса" и "Создание сушильно-сортировального комплекса и строительство склада для хранения сельскохозяйственной продукции", инициатор сельскохозяйственный производственный кооператив
сельскохозяйственная артель колхоз "Первое Мая";
"Строительство селекционно-семеноводческого центра комплексного производства семян в растениеводстве", инициатор - акционерное общество племзавод "Шойбулакский";
"Строительство животноводческого комплекса в д. Верхний Кугенер Сернурского района", инициатор - закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский";
"Создание современного растениеводческого комплекса с замкнутым циклом производства семян на территории Советского и Медведевского муниципальных районов", инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар";
"Модернизация молочных ферм", инициатор - общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Лукоз".
За счет частных инвестиций планируется реализовать проект "Создание общеобразовательной школы с дополнительным обучением по IT-специальностям", инициатор - благотворительный фонд развития образования "Царев Город".
3.9. Финансовые результаты деятельности организаций
На основе положительной динамики развития основных отраслей экономики в 2022 - 2024 годах спрогнозирован финансовый положительный результат деятельности организаций.
Прибыль организаций в 2022 году прогнозируется в сумме 15,0 млрд. рублей с темпом роста к уровню 2021 года на 3,7 процента, в 2023 году - 15,6 млрд. рублей (рост - на 4,1 процента к предыдущему году), в 2024 году - 16,2 млрд. рублей (рост - на 3,8 процента).
Наибольшая прибыль прогнозируется в обрабатывающих производствах (57,4 процента) и сельском хозяйстве (7,3 процента).
Подраздел 3.10 изменен с 7 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 февраля 2022 г. N 53
3.10. Демографические тенденции, занятость и уровень жизни населения
Прогноз численности постоянного населения республики на среднесрочную перспективу разработан с учетом численности населения на начало 2021 года, предполагает усиление тенденции старения населения и изменения его возрастной структуры.
Изменение возрастной структуры населения подтверждается данными статистики на 1 января 2021 г.: численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 15,2 процента, трудоспособного возраста снизилась на 15,7 процента, старше трудоспособного возраста возросла на 21,5 процента.
Среднегодовая численность населения республики в 2022 году, по прогнозу, составит 669,7 тыс. человек и снизится по сравнению с оценкой 2021 года на 0,6 процента, в 2023 - 2024 годах снижение численности населения будет постепенно замедляться.
Улучшению демографических показателей будет способствовать реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Марий Эл", государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2025 годы, национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", направленных на снижение смертности населения от болезней кровообращения, онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий.
В 2022 году прогнозируется незначительное снижение рождаемости (на 0,3 процента в год), обусловленное цикличностью демографических процессов в связи с уменьшением числа женщин фертильного возраста (15-49 лет). С 2023 года прогнозируется рост рождаемости в пределах 1-2 процентов, обусловленный в том числе такими мерами стимулирования рождаемости, как совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, социальная поддержка многодетных семей, выплата материнского капитала, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка, государственная поддержка граждан, имеющих детей, а именно назначение и выплата государственных пособий и компенсаций.
Основные меры по снижению смертности населения в среднесрочном периоде будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых заболеваний, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, угрожающих жизни и здоровью населения.
За счет указанных мер, по прогнозу, коэффициент естественной убыли населения будет постепенно снижаться и составит в 2024 году 5,7 тыс. человек на 1 000 человек населения (оценка 2021 года - 6,2).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по оценке 2021 года, составит 69,75 лет, что обусловлено ростом смертности, в том числе от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К 2024 году ожидаемая продолжительность жизни увеличится и составит 73,23 года.
По прогнозу в 2022 - 2024 годах будет обеспечен миграционный прирост населения в пределах 0,1 - 0,4 тыс. человек в год.
К концу прогнозного периода численность трудовых ресурсов Республики Марий Эл (по балансу трудовых ресурсов) составит 342.4 тыс. человек.
Доля занятых в экономике в 2022 - 2024 годах останется на уровне 78 - 79 процентов от общей численности трудовых ресурсов.
По прогнозу, в среднесрочной перспективе среднесписочная численность работников организаций республики будет иметь тенденцию к снижению и к концу 2024 года составит 173.5 тыс. человек.
В целях повышения занятости граждан и снижения уровня общей безработицы в 2021 году реализуется комплекс мероприятий, направленных на восстановление к IV кварталу 2021 г. численности занятого населения в Республике Марий Эл (до уровня 2019 года), утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2020 г. N 552-р.
Также республике распределены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в рамках которого предусмотрена реализация мероприятий активной политики занятости.
В 2022 - 2024 годах ситуация в сфере занятости предполагает сохранение регистрируемой безработицы на уровне 0,9 - 0,8 процента.
В среднесрочном периоде на фоне роста основных отраслей экономики и повышения минимального размера оплаты труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы работающих на 6,0 - 6,6 процента.
Среднемесячная заработная плата работающих вырастет с 32,3 тыс. рублей в 2020 году до 41,3 тыс. рублей в 2024 году.
Среднедушевые денежные доходы населения республики, по прогнозу, увеличатся с 21,2 тыс. рублей в 2020 году до 28,1 тыс. рублей в 2024 году. Рост среднедушевых денежных доходов будет обеспечен в основном за счет увеличения оплаты труда и индексации пенсионных выплат.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году составила 19,5 процента, в последующие годы прогнозируется снижение ее величины до 14,6 - 9,3 процента в 2024 году.
С 1 января 2021 г. порядок исчисления и установления прожиточного минимума в Республике Марий Эл регламентируется Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышеназванного закона на 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По оценке 2021 года, величина прожиточного минимума составит 10 184 рубля; по прогнозу, к концу 2024 года она увеличится до 11 374 рублей.
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуется региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на 2021 - 2030 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2021 г. N 15.
3.11. Основные параметры государственных программ Республики Марий Эл
Государственные программы Республики Марий Эл это документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Перечень государственных программ республики утвержден распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 193-р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Марий Эл".
В настоящее время реализуются 27 государственных программ Республики Марий Эл, включающих 129 подпрограмм.
Из общего количества государственных программ Республики Марий Эл 14 программ входят в блок "Новое качество жизни", 9 программ - в блок "Инновационное развитие и модернизация экономики" и 4 программы - в блок "Эффективное государство".
В блоке "Новое качество жизни" представлены государственные программы Республики Марий Эл, связанные в основном с выполнением социальных, нормативно обусловленных обязательств и инвестированием в человеческий капитал. Данный блок имеет приоритетное значение для реализации государственной политики и выполнения обязательств государства.
По 23 государственным программам Республики Марий Эл на финансирование мероприятий предусмотрено получение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В 27 государственных программах Республики Марий Эл утверждено 154 индикатора, характеризующие изменения состояния определенных сфер деятельности, из них 87 индикаторов характеризуют блок "Новое качество жизни", 53 индикатора - блок "Инновационное развитие и модернизация экономики" и 14 индикаторов - блок "Эффективное государство".
В 15 государственных программах Республики Марий Эл в виде структурных элементов интегрированы региональные проекты.
Перечень государственных программ Республики Марий Эл представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень государственных программ Республики Марий Эл
|
Наименование государственной программы Республики Марий Эл |
Информация об утверждении государственной программы Республики Марий Эл |
1 |
2 |
3 |
1. |
"Развитие здравоохранения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492 |
2. |
"Развитие образования" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 452 |
3. |
"Социальная поддержка граждан" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 450 |
4. |
"Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2012 г. N 475 |
5. |
"Содействие занятости населения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 |
6 |
"Защита населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2012 г. N 350 |
7 |
"Культура Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. N 427 |
8 |
"Архивное дело в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 декабря 2012 г. N 467 |
9 |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 г. N 398 |
10 |
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 449 |
11 |
"Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. N 437 |
12 |
"Экономическое развитие и инвестиционная деятельность" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2012 г. N 326 |
13 |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2012 г. N 406 |
14 |
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 453 |
15 |
"Развитие информационного общества в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 448 |
16 |
"Развитие дорожного хозяйства" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 г. N 520 |
17. |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 428 |
18. |
"Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 451 |
19. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429 |
20. |
"Управление имуществом государственной собственности Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 445 |
21. |
"Юстиция в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 446 |
22. |
"Государственная национальная политика Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 г. N 387 |
23. |
"Развитие транспортного комплекса" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 г. N 81 |
24. |
"Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 октября 2016 г. N 440 |
25. |
"Профилактика правонарушений на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 февраля 2017 г. N 84 |
26. |
"Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2017 г. N 380 |
27. |
"Комплексное развитие сельских территорий" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 |
3.12. Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов имеют отклонения по ряду показателей.
По темпам роста ВРП, индексам промышленного производства, инвестиций в основной капитал, по виду деятельности "Строительство", потребительских цен, а также денежным доходам в расчете на душу населения (в месяц) наблюдаются незначительные расхождения с ранее принятым прогнозом.
Из-за низкой базы 2020 года в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в текущем году ожидаются более высокие темпы роста по обороту розничной торговли, вводу жилых домов, в 2022 - 2023 годах отклонений от ранее принятого прогноза не планируется.
Отклонения в параметрах прогноза по индексу производства продукции сельского хозяйства по сравнению с ранее принятыми параметрами обусловлены тем, что Росстатом в текущем году внесены изменения в методику расчета стоимости валовой продукции сельского хозяйства.
С учетом оценки и прогнозных намерений основных предприятий республики прогнозируется незначительное снижение прибыли крупных и средних организаций республики по сравнению с ранее прогнозируемыми значениями.
Положительные тенденции развития реального сектора экономики позволили спрогнозировать рост среднемесячной заработной платы более высокими темпами от ранее планируемых значений.
Ежегодный прирост среднемесячной заработной платы в 2021 - 2023 годах составит не менее 6,0 - 6,6 процента в год при ранее принятых - 5,0 - 5,7 процента в год.
Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл представлено в таблице 2.
Таблица 2
Изменение
основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Показатель |
2021 год |
Отклонение |
2022 год |
Отклонение |
2023 год |
Отклонение |
|||
по прогнозу на 2021 - 2023 годы |
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
по прогнозу на 2021 - 2023 годы |
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
по прогнозу на 2021 - 2023 годы |
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Индекс потребительских цен на конец года, в процентах к декабрю предыдущего года |
103,7 |
104,7 |
+1,0 |
103,9 |
104,0 |
+0,1 |
104,0 |
104,0 |
0 |
Темп роста валового регионального продукта, процентов |
102,5 |
103,3 |
+0,8 |
102,4 |
102,9 |
+0,5 |
102,6 |
103,2 |
+0,6 |
Индекс промышленного производства, процентов |
102,2 |
105,2 |
+3,0 |
102,3 |
102,5 |
+0,2 |
102,5 |
102,7 |
+0,2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов |
103,7 |
103,0 |
-0,7 |
103,9 |
103,1 |
-0,8 |
104,1 |
103,2 |
-0,9 |
Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства, процентов |
103,3 |
100,3 |
-3,0 |
103,0 |
100,4 |
-2,6 |
103,0 |
100,7 |
-2,3 |
Индекс физического объема работ и услуг по виду деятельности "Строительство", процентов |
103,3 |
105,0 |
+1,7 |
103,5 |
102,5 |
-1,0 |
103,8 |
103,0 |
-0,8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, процентов |
100,5 |
109,0 |
+8,5 |
101,0 |
101,0 |
0 |
102,0 |
101,5 |
-0,5 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций, млн. рублей |
10 214,2 |
10 037,4 |
-176,8 |
10 734,1 |
10 401,6 |
-332,5 |
11199,6 |
10 863,8 |
-335,8 |
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
32 666,8 |
34 418,0 |
+1 751,2 |
34 396,6 |
36 498,0 |
+2101,4 |
36 263,2 |
38 753,0 |
+2489,8 |
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
22 740,0 |
22 631,0 |
-109,0 |
24 340,0 |
24 271,0 |
-69,0 |
25 830,0 |
25 804,0 |
-26,0 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. метров |
363,0 |
369,8 |
+6,8 |
386,0 |
386,0 |
0 |
426,0 |
426,0 |
0 |
Приложение изменено с 7 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 февраля 2022 г. N 53
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Республики Марий Эл
на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
7 февраля 2022 г.
Показатель |
2020 год отчет |
2021 год оценка |
Прогноз* |
|||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Демографические показатели | ||||||||
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
677,38 |
673,45 |
669,63 |
669,71 |
665,79 |
665,94 |
662,05 |
662,35 |
Численность населения (на 1 января года), тыс. человек |
679,42 |
675,33 |
671,57 |
671,57 |
667,70 |
667,85 |
663,87 |
664,04 |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
373,27 |
373,46 |
371,38 |
371,98 |
368,50 |
369,25 |
365,06 |
365,75 |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
171,82 |
168,16 |
167,22 |
166,55 |
166,93 |
166,30 |
167,30 |
166,67 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
71,05 |
69,75 |
70,55 |
70,55 |
72,67 |
72,67 |
73,23 |
73,23 |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-4,6 |
-6,2 |
-6,3 |
-6,0 |
-6,0 |
-5,8 |
-6,0 |
-5,7 |
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
-0,95 |
0,38 |
0,30 |
0,30 |
0,10 |
0,10 |
0,30 |
0,40 |
2. Валовой региональный продукт | ||||||||
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
199 456,0 |
214 026,0 |
224 953,0 |
225 810,0 |
236 448,0 |
238 695,0 |
249 506,0 |
252 855,0 |
индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году |
95,4 |
102,9 |
102,6 |
102,9 |
102,7 |
103,0 |
102,8 |
103,1 |
|
3. Промышленное производство |
|
|
|
|
|||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
162 458,5 |
181 175,5 |
183 964,0 |
185 929,0 |
188 950,0 |
191 462,5 |
195 434,6 |
199 820,5 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
95,4 |
105,2 |
101,8 |
102,5 |
102,4 |
102,7 |
102,8 |
103,2 |
в том числе по видам экономической деятельности: Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
929,5 |
670,9 |
680,9 |
685,6 |
681,5 |
694,0 |
695,2 |
712,3 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
169,1 |
100,5 |
101,5 |
102,0 |
101,9 |
102,5 |
101,5 |
102,0 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
142 625,6 |
159 920,9 |
162 039,0 |
163 906,4 |
166 523,4 |
168 779,6 |
172 255,9 |
176 213,0 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
94,6 |
104,8 |
102,0 |
102,5 |
102,4 |
102,8 |
102,6 |
103,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
11 947,1 |
12 578,3 |
12 958,5 |
12 971,3 |
13 153,0 |
13 204,8 |
13 547,5 |
13 628,0 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
97,1 |
107,3 |
101,4 |
101,6 |
101,5 |
101,8 |
103,0 |
103,2 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
6 956,3 |
8 005,4 |
8 285,6 |
8 365,7 |
8 592,2 |
8 784,0 |
8 935,9 |
9 267,2 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
107,2 |
108,0 |
103,5 |
104,5 |
103,7 |
105,0 |
104,0 |
105,5 |
4. Сельское хозяйство | ||||||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
44 309,5 |
45 896,3 |
47 502,4 |
48 027,0 |
49 490,8 |
50 190,5 |
51 777,6 |
52 515,2 |
индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году |
103,7 |
100,3 |
100,1 |
100,4 |
100,2 |
100,7 |
100,3 |
100,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция растениеводства, млн. рублей |
12 950,0 |
12 798,2 |
13 164,0 |
13 375,1 |
16 696,7 |
13 972,8 |
14 301,9 |
14 620,8 |
индекс производства продукции растениеводства, в процентах к предыдущему году |
103,4 |
94,6 |
100,0 |
100,2 |
100,1 |
100,2 |
100,1 |
100,2 |
Продукция животноводства, млн. рублей |
31 359,5 |
33 098,1 |
34 338,4 |
34 651,9 |
35 794,1 |
36 217,7 |
37 475,8 |
37 894,3 |
индекс производства продукции животноводства, в процентах к предыдущему году |
103,9 |
102,5 |
100,1 |
100,6 |
100,3 |
100,9 |
100,6 |
100,8 |
Продукция сельскохозяйственных организаций, млн. рублей |
30 870,1 |
32 262,4 |
33 860,3 |
33 762,0 |
35 249,0 |
35 324,4 |
36 353,7 |
37 015,9 |
индекс производства продукции сельскохозяйственных организаций, в процентах к предыдущему году |
106,7 |
102,1 |
101,5 |
103,3 |
100,1 |
102,8 |
101,7 |
103,0 |
5. Строительство | ||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. рублей |
22 745,4 |
24 019,7 |
25 359,9 |
26 271,0 |
27 081,4 |
28 412,2 |
28 646,0 |
30 642,0 |
индекс физического объема работ, в процентах к предыдущему году |
119,7 |
105,0 |
101,3 |
102,5 |
101,8 |
103,0 |
102,2 |
104,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
369,8 |
369,8 |
369,8 |
386,0 |
386,0 |
426,0 |
426,0 |
478,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
92,8 |
100,0 |
100,0 |
104,4 |
104,4 |
110,4 |
110,4 |
112,2 |
6. Торговля и услуги населению | ||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах |
105,1 |
104,7 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, в процентах к предыдущему году |
103,2 |
105,6 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
91 237,3 |
106 680,0 |
111 663,0 |
112 003,0 |
117 686,0 |
118 401,0 |
124 767,0 |
125 902,0 |
индекс физического оборота розничной торговли, в процентах к предыдущему году |
96,9 |
109,0 |
100,5 |
101,0 |
101,0 |
101,5 |
101,5 |
102,0 |
Объем платных услуг населению, млн. рублей |
22 883,7 |
24 855,0 |
25 713,0 |
25 966,0 |
26 760,0 |
27 288,0 |
27 961,0 |
28 792,0 |
индекс физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году |
90,4 |
106,0 |
100,0 |
100,5 |
100,5 |
101,0 |
101,0 |
101,5 |
7. Внешнеэкономическая деятельность | ||||||||
Экспорт товаров, млн. долларов США |
168,2 |
288,2 |
296,0 |
302,3 |
304,0 |
317,1 |
312,2 |
332,6 |
Импорт товаров, млн. долларов США |
98,5 |
132,2 |
135,2 |
138,1 |
138,3 |
144,3 |
141,5 |
150,8 |
8. Малое и среднее предпринимательство | ||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
7 566,0 |
7 632,0 |
7 708,0 |
7 861,0 |
7 785,0 |
8 097,0 |
7 863,0 |
8 340,0 |
Средняя численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях (с учетом микропредприятий), тыс. человек |
42,6 |
42,7 |
42,8 |
42,85 |
42,9 |
42,95 |
43,0 |
43,1 |
Оборот малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), млн. рублей |
166386,3 |
1711378,0 |
176477,0 |
179977,0 |
181776,0 |
188976,0 |
187275,0 |
198475,0 |
9. Инвестиции | ||||||||
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
36 591,9 |
39 950,0 |
43 152,0 |
43 576,0 |
46 684,0 |
47 496,0 |
50 457,0 |
51 711,0 |
индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году |
123,5 |
103,0 |
102,00 |
103,1 |
102,4 |
103,2 |
102,5 |
103,3 |
Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения, тыс. рублей |
44,2 |
47,7 |
56,2 |
56,3 |
61,3 |
62,1 |
67,0 |
68,4 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, в процентах |
18,3 |
18,7 |
19,2 |
19,3 |
19,7 |
19,9 |
20,2 |
20,5 |
10. Финансовые результаты деятельности организаций | ||||||||
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
14 080,4 |
14 461,6 |
14 924,4 |
14 997,7 |
15 446,7 |
15 605,2 |
16 002,8 |
16 202,2 |
в том числе крупных и средних организаций, млн. рублей |
9 637,4 |
10 037,4 |
10 358,6 |
10 401,6 |
10 710,8 |
10 863,8 |
И 117,8 |
11 342,4 |
11. Денежные доходы населения | ||||||||
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
21 230,0 |
22 631,0 |
24 167,0 |
24 271,0 |
25 470,0 |
25 804,0 |
27 000,0 |
28 120,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
101,8 |
106,6 |
106,8 |
107,3 |
105,4 |
106,3 |
106,0 |
109,0 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
98,6 |
100,9 |
102,8 |
103,2 |
101,3 |
102,2 |
102,0 |
104,8 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
67 928,0 |
72 023,5 |
75 543,1 |
76 146,1 |
79 560,4 |
80 771,5 |
84 029,2 |
86 031,7 |
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
32 278,2 |
34 421,4 |
36 242,0 |
36 496,8 |
38 235,5 |
38 753,4 |
40 453,0 |
41 325,9 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
107,1 |
106,6 |
105,3 |
106,0 |
105,5 |
106,2 |
105,8 |
106,6 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
103,8 |
102,0 |
101,4 |
102,0 |
101,4 |
102,1 |
101,7 |
102,5 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), рублей |
9 889,0 |
10 184,0 |
10 516,0 |
10 516,0 |
10 937,0 |
10 937,0 |
11 374,0 |
11 374,0 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, в процентах |
19,5 |
18,9 |
16,9 |
16,9 |
15,7 |
15,7 |
14,6 |
14,6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
27504,0 |
29154,0 |
29748,0 |
30320,0 |
30938,0 |
32200,0 |
32176,0 |
34325,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
107,8 |
106,0 |
102,0 |
104,0 |
104,0 |
106,2 |
104,0 |
106,6 |
12. Труд и занятость | ||||||||
Численность рабочей силы, тыс. человек |
326,04 |
331,0 |
328,61 |
329,1 |
326,71 |
327,2 |
324,91 |
325,4 |
Численность трудовых ресурсов - всего, тыс. человек, в том числе: |
353,5 |
348,5 |
343,9 |
345,7 |
342,6 |
344,3 |
340,7 |
342,4 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
324,9 |
321,4 |
316,3 |
317,9 |
314,1 |
315,7 |
312,3 |
313,8 |
иностранные трудовые мигранты, тыс. человек |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, тыс. человек |
28,1 |
26,5 |
27,1 |
27,2 |
27,8 |
28,0 |
27,9 |
28,0 |
Численность занятых в экономике - всего, тыс. человек, в том числе по разделам ОКВЭД: |
264,5 |
261,8 |
259,2 |
260,5 |
258,2 |
259,5 |
257,4 |
258,7 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, тыс. человек |
26,7 |
26,4 |
26,2 |
26,3 |
26,1 |
26,2 |
26,0 |
26,1 |
добыча полезных ископаемых, тыс. человек |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
обрабатывающие производства, тыс. человек |
56,2 |
58,1 |
57,9 |
58,2 |
57,8 |
58,0 |
57,6 |
57,9 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, тыс. человек |
7,2 |
7,2 |
7,1 |
7,2 |
7,1 |
7,2 |
7,1 |
7,2 |
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, тыс. человек |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
строительство, тыс. человек |
19,9 |
21,2 |
21,1 |
21,2 |
21,0 |
21,1 |
20,8 |
21,0 |
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, тыс. человек |
37,5 |
36,5 |
35,8 |
36,0 |
35,8 |
36,0 |
35,9 |
36,1 |
транспортировка и хранение, тыс. человек |
14,6 |
14,6 |
14,6 |
14,7 |
14,7 |
14,7 |
14,7 |
14,8 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, тыс. человек |
5,2 |
5,2 |
5,1 |
5,1 |
5,0 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
деятельность в области информации и связи, тыс. человек |
4,7 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
деятельность финансовая и страховая, тыс. человек |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
3,1 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом, тыс. человек |
5,7 |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
5,2 |
деятельность профессиональная, научная и техническая, тыс. человек |
4,1 |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, тыс. человек |
4,1 |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, тыс. человек |
18,6 |
18,3 |
17,9 |
18,0 |
17,7 |
17,7 |
17,4 |
17,5 |
образование, тыс. человек |
24,7 |
24,8 |
24,7 |
24,8 |
24,8 |
24,9 |
24,8 |
24,9 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, тыс. человек |
19,3 |
19,3 |
19,2 |
19,3 |
19,1 |
19,2 |
19,0 |
19,1 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, тыс. человек |
5,1 |
4,5 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
предоставление прочих видов услуг, тыс. человек |
3,6 |
0,8 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, тыс. человек |
89,0 |
86,6 |
84,7 |
85,1 |
84,4 |
84,8 |
83,3 |
83,7 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), в процентах |
6,8 |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
5,2 |
5,3 |
5,0 |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда), тыс. человек |
22,1 |
18,2 |
18,1 |
17,8 |
17,6 |
17,0 |
17,2 |
16,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), в процентах |
2,6 |
1,0 |
1,1 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
8,7 |
3,3 |
3,6 |
3,0 |
3,3 |
2,9 |
2,9 |
2,6 |
Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек |
175,4 |
174,4 |
173,7 |
173,9 |
173,4 |
173,7 |
173,1 |
173,5 |
* Вариант I (консервативный) основан на предпосылке замедления темпов роста экономики в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вариант II (базовый) предполагает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 октября 2021 г. N 439 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 20 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 20 октября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 октября 2021 г. N 1200202110210004
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 марта 2023 г. N 100 настоящий документ признан утратившим силу с 24 марта 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 февраля 2022 г. N 53
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2022 г.