г.Калуга |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А68-13022/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шелудяева В.Н., |
судей
|
Крыжской Л.А., Силаевой Н.Л., |
при участии в заседании: |
|
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц:
|
Соломатина Р.А.- представителя общества с ограниченной ответственностью "Фуд-Сервис" по доверенности от 01.11.2021; Семеновой Е.О.- представителя государственного учреждения Тульской области "Тульские парки" по доверенности от 12.01.2023; Сударева А.И.- представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности от 23.06.2023; Подосенкова А.А.- представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности от 14.08.2023, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фуд-Сервис" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу N А68-13022/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фуд-Сервис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Тульской области "Тульские парки" (далее - учреждение, ответчик) об обязании заключить два договора на право размещения в границах земельного участка на территории Центрального парка культуры и отдыха им. П.П. Белоусова нестационарных торговых объектов: семи киосков общей площадью 106 кв. м и одной торговой палатки площадью 9 кв. м с правом осуществления торговой деятельности на срок три года на условиях проектов договоров, направленных в адрес учреждения письмом от 08.11.2021.
Определением суда от 09.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
В процессе рассмотрения апелляционной жалобы на вышеуказанный судебный акт судебная коллегия пришла к выводу о том, что дело рассмотрено в незаконном составе, в связи с чем суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
По результатам рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции постановлением от 21.03.2023 решение арбитражного суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "Фуд-Сервис".
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Фуд-Сервис" обжаловало данный судебный акт в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснение представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенных торгов между ООО "Фуд-Сервис" и Государственным учреждением Тульской области "Тульские парки" 30.04.2015 заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов N 23П/2015 и N 24П/2015, по условиям которых обществу предоставлено право на размещение торговой палатки площадью 9 кв. м и 7 киосков общей площадью 106 кв. м на территории Центрального парка культуры и отдыха им. П.П. Белоусова.
Договор заключен сторонами сроком на три года.
Согласно пунктам 7.2, 7.3 вышеуказанных договоров по истечении срока их действия общество имеет преимущественное право на заключение нового договора.
На основании заключенных договоров общество разместило и эксплуатировало на территории парка нестационарные торговые объекты.
По истечении срока действия вышеперечисленных договоров истец воспользовался преимущественным правом на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок без проведения торгов.
В связи с изложенными обстоятельствами между истцом и ответчиком 16.04.2018 были заключены договора N 23П/2018 и N 24П/2018, по условиям которых обществу предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов на территории Центрального парка культуры и отдыха им. П.П. Белоусова на очередной трехлетний срок, который исчислялся с 01.05.2018.
В целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 30.01.2021 N 208-р, которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
Во исполнение вышеуказанного акта Правительства РФ министерством имущественных и земельных отношений Тульской области был издан приказ от 07.04.2021 N 28 "О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р", устанавливающий порядок продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
На основании вышеуказанного приказа министерства 14.04.2021 сторонами были заключены дополнительные соглашения о продлении срока действия договоров от 16.04.2018 N 23П/2018 и N 24П/2018 на размещение нестационарных торговых объектов, по условиям которых срок действия данных договоров продлен до 01.12.2021.
ООО "Фуд-Севис" 28.09.2021 направило в адрес ответчика письмо, в котором просило продлить срок действия вышеуказанных договоров на очередные три года, по истечении установленного дополнительными соглашения срока их действия.
Для целей заключения указанных договоров 08.11.2021 истец направил ответчику соответствующие проекты договоров.
Письмом от 27.10.2021 N 01-11/1101 ответчик отказал истцу в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на очередной срок, сославшись на то, что действующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Тульская область допускается однократное продление договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, которым общество уже воспользовалось.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона приказом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 26.06.2013 N 41 утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых и иных объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Тульской области.
Согласно пункту 1.2.2. вышеуказанного приказа лицо, с которым заключен договор на размещение нестационарного торгового или иного объекта на земельном участке, находящемся в собственности Тульской области, надлежащим образом исполнявшее свои права и обязанности по договору, имеет преимущественное право на однократное заключение договора на размещение нестационарного торгового или иного объекта на земельном участке, находящемся в собственности Тульской области, без проведения торгов на срок, не превышающий срока действия действующего договора.
Как указано выше, по результатам проведенных торгов между истцом и ответчиком 30.04.2015 заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов на территории парка.
Условия заключаемых сторонами договоров должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, издаваемых уполномоченными органами субъекта Российской Федерации, и муниципальным правовым актам.
Как следует из материалов дела, договоры на размещение нестационарных торговых объектов от 30.04.2015, сроком действия до 30.04.2018, содержали условия о возможности их продления без проведения торгов на очередные три года.
Изложенные условия договоров соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем сторонами правомерно были продлены на очередные три года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что ООО "Фуд-Сервис" уже воспользовалось своим правом на однократное продление заключенных договоров без проведения торгов, в связи с чем отказ ответчика в повторном продлении данных договоров является правомерным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, наряду с вышеизложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал и другие обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В частности, как указано выше, срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов от 16.04.2018 N 23П/2018 и N 24П/2018 сторонами продлевался до 01.12.2021 на основании положений приказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.04.2021 N 28 "О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р".
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 13.07.2021 N 53 внесены изменения в Приказ от 26.06.2013 N 41, согласно которым лицо, с которым по результатам проведения торгов заключен договор на размещение нестационарного торгового или иного объекта на земельном участке, находящемся в собственности Тульской области, надлежащим образом исполнявшее свои права и обязанности по договору, имеет преимущественное право на однократное заключение договора на размещение нестационарного торгового или иного объекта на земельном участке, находящемся в собственности Тульской области, без проведения торгов на срок действия договора, заключенного по результатам торгов, при условии, что такое лицо ранее не воспользовалось иными мерами государственной поддержки по продлению такого договора или заключению договора на новый срок.
Указанный Приказ от 13.07.2021 N 53 в части установления условий продления заключенных договоров - отсутствие факта использования иных мер государственной поддержки, являлся предметом оценки суда общей юрисдикции на основании соответствующего заявления заинтересованных лиц.
Решением Тульского областного суда от 25.04.2022 по делу N 3а210/2022, вступившим в законную силу, приказ министерства от 13.07.2021 N 53 в оспариваемой части признан законным и соответствующим требованиям законодательства.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "Фуд-Сервис" до издания приказа от 13.07.2021 N 53 уже воспользовалось мерой государственной поддержки в виде продления срока действия договоров 16.04.2018 N 23П/2018 и N 24П/2018 на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, а поэтому очередное продление данных договоров не допускается.
При таких обстоятельствах спора обжалуемый судебный акт судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемым судебным актом основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу N А68-13022/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Л.А.Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 30.01.2021 N 208-р, которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
Во исполнение вышеуказанного акта Правительства РФ министерством имущественных и земельных отношений Тульской области был издан приказ от 07.04.2021 N 28 "О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р", устанавливающий порядок продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
...
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2023 г. N Ф10-2930/23 по делу N А68-13022/2021