Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кузнецовой С.Ф.,
с участием представителей:
административного истца - Куриловича Игоря Александровича,
административного ответчика - Соболя М.Б., Бычина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта установил:
27 августа 2012 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято постановление N 130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области" (далее - постановление N 130-ПК).
В нормативный правовой акт вносились изменения. Начиная с 01 июня 2017 года (дня опубликования) постановление N 130-ПК действует в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 31 мая 2017 года N 38-ПК.
Действующим постановлением N 130-ПК утверждены с применением расчётного метода нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлениям использования на территории Свердловской области.
В свою очередь, эти нормативы дифференцированы ещё на два раздела:
- освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных и птиц, приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных и птиц (кВтч на 1 голову животного и птицы в месяц);
- использование электрической энергии при поливе земельного участка (кВтч на 1 м 2 в месяц).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По мнению административного истца, у РЭК Свердловской области с 30 декабря 2014 года возникла обязанность утвердить (помимо ранее утверждённых) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов). До настоящего времени административный ответчик названный норматив не утвердил. Заместитель прокурора Свердловской области просит суд признать недействующим постановление N 130-ПК в той мере, в которой этот нормативный правовой акт не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); возложить на РЭК Свердловской области обязанность принять нормативный правовой акт, устанавливающий названный норматив.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части. Заместитель прокурора субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд (часть 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца и административного ответчика. Вне зависимости от волеизъявления сторон, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Электрическая энергия включается в состав коммунальных услуг, которые подлежат оплате (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта. При отсутствии приборов учёта размер платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 23 мая 2006 года N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила). Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе, на электроснабжение), а также требования к их формированию (пункт 1 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, которое утверждено Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. В целях исполнения возложенных задач РЭК Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области установление нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 7 пункта 12 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Проанализировав изложенное правовое регулирование и представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что постановление N 130-ПК (также как и постановления, создавшие действующую редакцию нормативного правового акта) приняты уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликованы. Обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлены и проверены судом в полном объёме; по мнению суда, постановление N 130-ПК не может быть признано недействующим по обстоятельствам, которые перечислены законодателем в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Что же касается выяснения вопроса о соответствии постановления N 130-ПК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек (представляющий собой расчётный количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса) - это норматив потребления, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек (пункт 2 Правил).
Допускается установление нормативов потребления коммунальных услуг по инициативе уполномоченных органов (пункт 9 Правил).
В отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, нормативы потребления устанавливаются применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учётом направлений их использования (пункт 10 Правил).
17 декабря 2014 года Правительством Российской Федерации издано постановление N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым утверждались прилагаемые изменения, вносимые в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, вступившие в силу с 30 декабря 2014 года.
В результате внесённых изменений, пунктами 50 и 51 Правил установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования:
- освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных;
- освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов);
- приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
В случае использования земельного участка и надворных построек по направлениям использования, не предусмотренным настоящими Правилами, по решению уполномоченного органа могут быть установлены нормативы потребления коммунальных услуг по иным направлениям использования коммунального ресурса.
Кроме того, Правила дополнены приложением N 2, включающим в себя (помимо прочего) в табличном виде форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке.
Сравнивая редакции федерального нормативного правового акта - пункта 50 Правил, видно, что Правительство Российской Федерации с 30 декабря 2014 года расширило (увеличило, добавило) количество направлений использования нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек. К двум ранее действовавшим направлениям использования, установленном на федеральном уровне в Правилах, добавлено третье направление использования - "освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов)".
Одновременно допущена дискреция нормотворчества регионального законодателя, путём предоставления возможности самостоятельного установления нормативов потребления коммунальных услуг и по иным направлениям использования коммунального ресурса, а также добавлена в качестве образца табличная форма для установления нормативов.
Таким образом, в нормативном правовом акте, который имеет большую юридическую силу, регулирует рассматриваемые правоотношения, и на соответствие которому проверяется постановление N 130-ПК, с 30 декабря 2014 года установлено, что одним из направлений использования, по которому должен существовать норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек является "освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов)".
Между тем, по указанному направлению нормативы административным ответчиком до настоящего времени так и не установлены, постановление N 130-ПК в соответствие с действующей в настоящее время редакцией Правил не приводилось. При этом пункт 50 Правил однозначно и императивно предполагает обязанность установления нормативов по всем перечисленным в этой норме направлениям. Следовательно, утверждение административного истца о том, что постановление N 130-ПК не соответствует пункту 50 Правил, является правильным и обоснованным.
В свою очередь, точку зрения административного ответчика о соответствии постановления N 130-ПК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует отклонить по вышеизложенным обстоятельствам. Иные доводы и ссылки административного ответчика не имеют правого значения и не влияют на обоснованность утверждений административного истца, а также вывод суда о несоответствии постановления N 130-ПК, требованиям пункта 50 Правил, устанавливающего необходимость установления норматива по направлению "освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов)".
Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд приходит к выводу и считает, что Постановление 130-ПК следует признать недействующим в той мере, в которой этот нормативный правовой акт не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов).
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать недействующими, суд исходит из того, что нормативный правовой акт применялся, поэтому постановление N 130-ПК допустимо и возможно признать недействующими только со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Признание судом недействующим постановления N 130-ПК в той мере, в которой этот нормативный правовой акт не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), означает по своей сути выявление судом явной правовой неурегулированности рассматриваемых правоотношений вопреки предписаниям федерального законодателя. Поэтому, на основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым в данном рассматриваемом деле, не вторгаясь в компетенцию органа исполнительной власти, возложить на орган тарифного регулирования обязанность после вступления решения суда в законную силу принять и ввести в действие не позднее 01 января 2022 года нормативный правовой акт, утверждающий вышеназванный норматив на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов). Помимо изложенного, в резолютивной части решения суда также должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (часть 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области, утверждённые постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 августа 2012 года N 130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области" в той мере, в которой они не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов)".
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Свердловской области обязанность после вступления решения суда в законную силу принять и ввести в действие не позднее 01 января 2022 года нормативный правовой акт, утверждающий вышеназванный норматив.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2021 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 24 мая 2021 г. N 3а-301/2021 "О признании недействующим части нормативного правового акта Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 27 августа 2012 года N 130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области" в той мере, в которой они не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов)"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)