Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 июля 2021 г. N 503
Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608, и в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34
1. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843):
1.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
1.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы 2.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
1.3. Дополнить новой сноской "2" к пункту 1.4 следующего содержания:
" Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
1.4. Сноску "2" к таблице 1 пункта 3.2 считать сноской "3".
1.5. Сноску "3" к таблице 1 пункта 3.2 исключить.
1.6. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Квалификация Концертмейстер присваивается выпускникам, освоившим ИОП в ОИ по следующим видам инструментов: фортепиано; орган; инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, гитара); национальные инструменты народов России.".
1.7. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство 6."
1.8. Дополнить новой сноской "6" к пункту 4.1 следующего содержания:
" 6 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
1.9. Сноски "6" - "12" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.17, 7.21, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "7" - "13".
1.10. В пункте 5.1:
а) абзацы одиннадцатый и двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, межпредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
1.11. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
1.12. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.".
1.13. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Индекс |
Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин |
Код формируемой компетенции |
ОД.01 |
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
6006 |
4620 |
|
ОК 2, 4, 6, 8, 10, 12 ПК 1.3, 1.4, 2.8 |
ОД.02 |
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия". |
2106 |
1404 |
|
ОК 11-13, ПК 1.1-1.6, 2.8 |
|
Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ |
3626 |
2620 |
|
|
ОГСЭ 00. |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
470 |
352 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
|
ОГСЭ 01. Основы философии |
ОК 1, 3-8, 12 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
|
ОГСЭ 02. История |
ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13 |
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
|
ОГСЭ 03. Психология общения |
ОК 1-9,12 ПК 2.1.-2.9. |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
|
ОГСЭ 04. Иностранный язык |
ОК 4-6, 8, 9 ПК 2.8. |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
|
|
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2-4, 6, 8, 10 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3156 |
2268 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
|
|
|
|
|
уметь: сольфеджировать одноголосные-четырехголосные музыкальные примеры; сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера; записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа; гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры; слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; довести предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения; применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; выполнять теоретический анализ музыкального произведения; знать: особенности ладовых систем; основы функциональной гармонии; закономерности формообразования; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование; |
|
|
ОП.01. Сольфеджио |
ОК 1-5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7 |
|
уметь: делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения: ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций); гармонической системы (модальная и функциональная стороны гармонии); фактурного изложения материала (типы фактур); типов изложения музыкального материала; использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; знать: понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы; типы фактур; типы изложения музыкального материала; |
|
|
ОП 02. Элементарная теория музыки |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
|
уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями; |
|
|
ОП.03. Гармония |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
|
уметь: выполнять анализ музыкальной формы; рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы; рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора; знать: простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату; понятие о циклических и смешанных формах; функции частей музыкальной формы; специфику формообразования в вокальных произведениях; |
|
|
ОП.04. Анализ музыкальных произведений |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7. |
|
уметь: делать компьютерный набор нотного текста в современных программах; использовать программы цифровой обработки звука; ориентироваться в частой смене компьютерных программ; знать: способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста; основы MIDI-технологий; |
|
|
ОП.05. Музыкальная информатика |
ОК 1-9 ПК 1.3, 1.8, 2.5 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-9 ПК 1.1-2.9. |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
|
|
|
|
ПМ.01 |
Исполнительская деятельность |
|
|
|
|
|
Фортепиано В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах; сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение МДК 01.05. Основы композиции, дополнительный инструмент |
ОК 1-9 ПК 1.1 -1.8 |
|
Оркестровые струнные инструменты В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе камерного ансамбля, квартета, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе различных видов оркестров: симфонического оркестра, камерного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов, квартета; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство. Квартетный класс МДК 01.03. Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями МДК 01.04. Дополнительный - инструмент фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8 |
|
Оркестровые духовые и ударные инструменты В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе различных видов оркестров: симфонического оркестра, духового оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды; инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Дополнительный инструмент - фортепиано МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.05. Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями МДК 01.06. Дирижирование и чтение оркестровых партитур |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8 |
|
Инструменты народного оркестра В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретически знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе народного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. Дополнительный инструмент - фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.06. Дирижирование. Чтение оркестровых партитур |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8 |
|
Орган В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах; сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями; расшифровки генерал-баса эпохи барокко; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретически знания в исполнительской практике; применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; играть по цифровке сочинения эпохи барокко; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры; ансамблевый репертуар для различных камерных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01 Специальный инструмент МДК 01.02 Ансамблевое исполнительство МДК 01.03 Концертмейстерский класс и генерал-бас МДК 01.04. История исполнительского искусства, инструментоведение МДК 01.05. Основы композиции, дополнительный инструмент |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8 |
|
Национальные инструменты народов России В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями; репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра; исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре; уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; пользоваться специальной литературой; слышать все партии в ансамблях различных составов; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе народного оркестра; знать: сольный репертуар, включающий произведения основных жанров национальной музыки; ансамблевый репертуар для различных составов; оркестровые сложности для данного инструмента; художественно-исполнительские возможности инструмента; основные этапы истории исполнительства на данном инструменте; закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента; выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре; базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений; профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. |
|
|
МДК 01.01. Специальный инструмент МДК 01.02. Ансамблевое исполнительство МДК 01.03. Концертмейстерский класс МДК 01.04. Дополнительный инструмент - фортепиано МДК 01.05. История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов МДК 01.06. Дирижирование и чтение оркестровых партитур |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8 |
ПМ.02 |
Педагогическая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учётом возрастных и личностных особенностей; уметь: делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; пользоваться специальной литературой; делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика; знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические исполнительские школы; современные методики обучения игре на инструменте; педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств; профессиональную терминологию; порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях; технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов; требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
|
МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин МДК 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
ОК 1-9 ПК 2.1-2.9 |
|
Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1132 |
До 823 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
684 |
573 |
|
|
УП.01 |
Фортепиано |
|
|
УП 01.01. Концертмейстерская подготовка УП 01.02. Фортепианный дуэт УП 01.03. Чтение с листа и транспозиция УП 01.04. Ансамблевое исполнительство УП 01.05. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8, 2.1-2.9 |
УП.02 |
Оркестровые струнные инструменты |
|
|
УП 02.01. Оркестровый класс УП 02.02. Ансамблевое исполнительство УП 02.03. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.8, 2.1-2.9 |
УП.03 |
Оркестровые духовые и ударные инструменты |
|
|
УП 03.01. Оркестровый класс УП 03.02. Ансамблевое исполнительство УП 03.03. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1-2.9 |
УП.04 |
Инструменты народного оркестра |
|
|
УП 04.01. Оркестровый класс УП 04.02. Концертмейстерская подготовка УП 04.03. Ансамблевое исполнительство УП 04.04. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1-2.9 |
УП.05 |
Орган |
|
|
УП 05.01. Концертмейстерская подготовка УП 05.02. Фортепианный дуэт УП 05.03. Чтение с листа и транспозиция УП.05.04. Ансамблевое исполнительство УП 05.05. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1-2.9 |
УП06 |
Национальные инструменты народов России |
|
|
УП 06.01. Оркестровый класс УП 06.02. Концертмейстерская подготовка УП 06.03. Ансамблевое исполнительство УП 06.04. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1 -1.8, 2.1-2.9 |
|
Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ |
13554 |
9036-10040 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
11 нед. |
|
|
ОК 1-9 ПК 1.1 -1.8, 2.1-2.9 |
ПП.01 |
Исполнительская и педагогическая практика |
11 нед. |
|
|
|
ПДП 00 |
Производственная практика (преддипломная) |
1 нед. |
|
|
ОК 1-9,12,13 ПК 1.1 -1.8, 2.1-2.9 |
ПА 00 |
Промежуточная аттестация |
16 нед. |
|
|
|
ГИА 00 |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА 01 |
Защита выпускной квалификационной работы "Исполнение сольной программы" |
1 нед. |
|
|
|
ГИА 02 |
Государственные экзамены: |
2 нед. |
|
|
|
ГИА 02.01 |
"Камерный ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по видам инструментов: Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Орган; |
|
|
|
|
ГИА 02.02 |
"Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство" и "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), Национальные инструменты народов России |
|
|
|
|
ГИА 02.03 |
"Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка) |
|
|
|
|
ГИА 02.04 |
"Концертмейстерский класс" по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Фортепиано, Орган |
|
|
|
|
ГИА.02.05. |
"Педагогическая деятельность" по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность" |
|
|
|
|
";
1.14. Таблицу 3 изложить в следующей редакции:
"Таблица 3
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 356 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам ИОП в ОИ, включая учебную практику |
251 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
11 нед. |
Производственная практика (преддипломная) |
1 нед. |
Промежуточная аттестация |
16 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
Каникулы |
74 нед. |
Итого |
356 нед. |
1.15. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
1.16. В пункте 7.17:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"7.17. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.";
б) абзац шестой изложить в следующей редакции:
"исполнительская практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений;".
1.17. Пункт 7.20 изложить в следующей редакции:
"7.20. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.";
1.18. Абзац двадцатый пункта 7.22 признать утратившим силу;
1.19. В пункте 8.6:
а) в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
б) в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить;
в) в абзаце пятнадцатом слова "(домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)" исключить;
г) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
""Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам" Ансамблевое исполнительство" и ''Концертмейстерский класс" (инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), национальные инструменты народов России)";
д) дополнить новым абзацем семнадцатым следующего содержания:
""Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка)";
е) абзацы семнадцатый - двадцать четвертый считать соответственно абзацами восемнадцатым - двадцать пятым.
1.20. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту по специальности
53.02.03 Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов), утвержденному приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
01.003 |
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016) |
".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825):
2.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
2.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы 1.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
2.3. Дополнить новой сноской "1" к пункту 1.4 следующего содержания:
" 1 Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
2.4. Сноски "1" - "3" к пунктам 3.2, 3.3, 3.4 считать соответственно сносками "2" - "4".
2.5. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство 5.".
2.6. Дополнить новой сноской "5" к пункту 4.1 следующего содержания:
" 5 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
2.7. Сноски "4" - "10" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.15, 7.19, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "6" - "12".
2.8. В пункте 5.1:
а) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
2.9. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
2.10. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Индекс |
Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин |
Код формируемой компетенции |
ОД.01 |
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
5558 |
4180 |
|
ОК 2-4, 6, 8, 10, 12 ПК 1.3, 1.4, 2.8 |
ОД.02 |
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия". |
1176 |
784 |
|
ОК 11-13, ПК 1.1-1.6, 2.8 |
|
Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ |
5064 |
3422 |
|
|
ОГСЭ 00. |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
510 |
340 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
|
ОГСЭ 01. Основы философии |
ОК 1, 3-8, 12 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
|
ОГСЭ 02. История |
ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13 |
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
|
ОГСЭ 03. Психология общения |
ОК 1-9, 12 ПК 2.1.- 2.9. |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
|
ОГСЭ 04. Иностранный язык |
ОК 4-6, 8, 9 ПК 2.8. |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
|
|
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2-4, 6, 8 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
4554 |
3082 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
|
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: сольфеджировать одноголосные-четырехголосные музыкальные примеры; сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера; записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа; гармонизировать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры; слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения; применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; выполнять теоретический анализ музыкального произведения; знать: особенности ладовых систем; основы функциональной гармонии; закономерности формообразования; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование. |
|
|
ОП.01. Сольфеджио |
ОК 1-5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7, 2.9. |
|
уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств. |
|
|
ОП 02. Элементарная теория музыки |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7., 2.9. |
|
уметь: выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения; применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах; применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию; знать: выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями; |
|
|
ОП.03. Гармония |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7. |
|
уметь: выполнять анализ музыкальной формы; рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы; рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора; знать: простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату; понятие о циклических и смешанных формах; функции частей музыкальной формы; специфику формообразования в вокальных произведениях. |
|
|
ОП.04. Анализ музыкальных произведений |
ОК 1-9 ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7. |
|
уметь: делать компьютерный набор нотного текста в современных программах; использовать программы цифровой обработки звука; ориентироваться в частой смене компьютерных программ; знать: способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста; основы MIDI-технологий. |
|
|
ОП.05. Музыкальная информатика |
ОК 1-9 ПК 1.3, 1.8, 2.5 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. |
|
68 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-9 ПК 1.1-2.9. |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
|
|
|
|
ПМ.01. |
Дирижерско-хоровая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов; чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными требованиями; аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу; составления плана, разучивания и исполнения хорового произведения; исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; уметь: читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности; исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства; исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров "a'capella" и с сопровождением, транспонировать; исполнять любую партию в хоровом сочинении; дирижировать хоровые произведения различных типов: "a capella" и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий; анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения; определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно-выразительные средства; выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские); применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями; организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов; создавать хоровые переложения (аранжировки); пользоваться специальной литературой; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения; работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах; знать: репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты); вокально-хоровые особенности хоровых партитур; художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства; методику работы с хором; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические школы; специфику работы с детским хоровым коллективом; наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные); профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста хорового коллектива; основные принципы хоровой аранжировки. |
|
|
МДК.01.01. Дирижирование. Чтение хоровых партитур МДК.01.02. Фортепиано. Аккомпанемент и чтение с листа МДК.01.03. Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль МДК.01.04. Хоровой класс |
ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 -2.9 |
ПМ.02 |
Педагогическая деятельность В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учётом возрастных и личностных особенностей; уметь: делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; пользоваться специальной литературой; делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика; знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические исполнительские школы; современные методики обучения игре на инструменте; педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств; профессиональную терминологию; порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях; технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов; требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях). |
|
|
МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин МДК 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
ОК 1-9 ПК 2.1-2.9 |
|
Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
450 |
300 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
1144 |
810 |
УП.01. Хоровая исполнительская и концертная практика УП.02. Практика работы с хором. Аранжировка для ансамбля и хора УП.03. Учебная практика по педагогической работе |
ОК 1-9 ПК 1.1 -1.8, 2.1 - 2.9 |
|
Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ |
13392 |
9496 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
15 нед. |
|
|
ОК 1-9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1-2.9 |
ПП.01 |
Исполнительская практика |
13 нед. |
|
|
|
ПП.02 |
Педагогическая практика |
2 нед. |
|
|
|
ПДП 00 |
Производственная практика (преддипломная) |
2 нед. |
|
|
ОК 1-9 ПК 1.1 - 1.8; 2.1-2.9 |
ПА 00 |
Промежуточная аттестация |
14 нед. |
|
|
|
ГИА 00 |
Государственная итоговая аттестация |
4 нед. |
|
|
|
ГИА 01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
1 нед. |
|
|
|
ГИА 02 |
Защита выпускной квалификационной работы "Дирижирование и работа с хором" |
1 нед. |
|
|
|
ГИА 03 |
Государственный экзамен "Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль" "Педагогическая деятельность" |
1 нед. |
|
|
|
ГИА 04 |
Государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность" |
1 нед. |
|
|
|
".
2.11. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
2.12. Абзац первый пункта 7.15 изложить в следующей редакции:
"7.15. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.".
2.13. Пункт 7.18 изложить в следующей редакции:
"7.18. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.".
2.14. Абзац двадцать первый пункта 7.20 признать утратившим силу.
2.15. В пункте 8.6:
в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить.
2.16. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту по специальности
53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением
квалификаций хормейстер, преподаватель,
утвержденному приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
01.003 |
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016) |
".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства просвещения РФ от 29 июля 2021 г. N 503 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный... |