г.Калуга |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А36-10579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в судебном заседании:
от заявителя: частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД- Медицина" города Елец" (399774, Липецкая обл., г. Елец, ул.Новолипецкая, 20, ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054) - Катурова А.Г. (доверенность N 11 от 09.07.2023, диплом);
от заинтересованного лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (398059, г. Липецк, ул.М.Горького, 2, ОГРН 1024840823424, ИНН 4825001789) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А36-10579/2022,
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" (далее - частное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 27.10.2022 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - фонд) в части размера штрафа, подлежащего уплате в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС), что составляет 963 556 руб. 76 коп.; о признании недействительным требования от 09.11.2021 N 1851/06 об уплате штрафа в размере 963 556 руб. 76 коп.; о снижении размера штрафа с 963 556 руб. 76 коп. до 9 635 руб.
Решением суда от 14.03.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе частное учреждение просит принятые судебные акты отменить, требование учреждения удовлетворить, применить положения пункта 3 постановления Правительства РФ N 497, пункта 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44, согласно которым в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) финансовые санкции начислению не подлежат, а поэтому не начислять штраф в размере 450 000 руб. на сумму использованных больницей не по целевому назначению средств ОМС в размере 4 500 000 руб., в остальной части штраф снизить.
В отзыве на жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что учреждение уже подвергалось штрафу за использование средств, предоставленных в рамках ОМС, не по целевому назначению, на осуществление приносящей доход деятельности.
В суде кассационной инстанции представитель частного учреждения поддержала доводы жалобы.
Фонд надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения представителя частного учреждения, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, частное учреждение является медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций (реестровый номер 480114), осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) по территориальной программе обязательного медицинского страхования Липецкой области.
1 января 2022 г. между фондом, страховыми медицинскими организациями и частным учреждением был заключен типовой договор N 74 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, пунктом 8.11 которого предусмотрена обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках настоящего договора, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (т.1 л.д.15).
На основании приказа фонда N 61 от 21.09.2022 в период с 28.09.2022 по 27.10.2022 фондом была проведена плановая комплексная проверка деятельности частного учреждения по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а также целевого использования средств ОМС, в ходе которой установлено, что со счета N 40703810634410013728, на котором хранятся средства ОМС, поступающие от фонда и страховых медицинских организаций, учреждение осуществило отвлечение денежных средств на счет по приносящей доход деятельности в сумме 9 635 567,63 руб., в том числе: за 2021 год - 5 135 567,63 руб., за январь - июнь 2022 года - 4 500 000 руб., а также использовало не по целевому назначению 219 332,91 руб.
По результатам проверки составлен акт от 27.10.2022.
Денежные средства в сумме 9 635 567,63 руб. в добровольном порядке возвращены учреждением на счет ОМС.
9 ноября 2022 г. в адрес частного учреждения направлено требование N 1851/06 о возврате в бюджет фонда использованных не по целевому назначению денежных средств ОМС в размере 219 332,91 руб., об уплате штрафа в размере 985 490,05 руб. (963 556,76 руб. + 21 933,29 руб.) - т.1 л.д.59.
Платежным поручением N 3887 от 10.11.2022 учреждение перечислило в бюджет фонда 219 332,91 руб., платежным поручением N 4020 от 21.11.2022 учреждение перечислило в бюджет фонда 21 933,29 руб. штрафа.
Не оспаривая факт использования средств ОМС в сумме 9 635 567,63 руб. на иные цели, общество оспорило акт фонда в части размера штрафа и просило снизить штраф до 9 635 руб.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), пунктом 5 части 2 статьи 20, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, свой вывод мотивировал тем, что частное учреждение знало об особом предназначении средств ОМС, об обязанности использовать эти средства по целевому назначению, но повторно допустило нецелевое их использование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена уплата медицинской организацией в бюджет территориального фонда штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Пункт 2.1 Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области на 2021 год, утвержденного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 19.01.2021, повторяет положения части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. Кроме того, предусматривает, что самостоятельный возврат медицинской организацией до проведения проверки суммы нецелевого использования средств ОМС не освобождает ее от уплаты штрафа; пени в этом случае не начисляются.
Уплата штрафа за нецелевое использование средств ОМС предусмотрена и пунктом 8.25 договора от 01.01.2022 N 74.
Довод заявителя жалобы о возможности снижения размера штрафа был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и отклонен со ссылкой на повторное использование частным учреждением средств ОМС не по целевому назначению (дело N А36-1304/2021).
Довод кассационной жалобы о необходимости освобождения от уплаты штрафа от используемой не по целевому назначению суммы средств ОМС в размере 4 500 000 руб. в связи с введением Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" моратория на период с 01.04.2022 по 01.10.2022, также был рассмотрен судами и отклонен как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Пунктом 7 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория.
В рассматриваем случае частному учреждению вменяется нецелевое использование средств ОМС; средства ОМС были использованы учреждением для приносящий доход предпринимательской деятельности.
Постановление Правительство РФ от 28.03.2022 N 497 в отношении факта нецелевого использования средств ОМС не может быть применено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов не имеется.
Излишне уплаченная платежным поручением N 1936 от 10.08.2023 государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возврату частному учреждению из федерального бюджета в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А36-10579/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить частному учреждению здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, как излишне уплаченную по платежному поручению N 1936 от 10.08.2023.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о необходимости освобождения от уплаты штрафа от используемой не по целевому назначению суммы средств ОМС в размере 4 500 000 руб. в связи с введением Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" моратория на период с 01.04.2022 по 01.10.2022, также был рассмотрен судами и отклонен как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
...
Постановление Правительство РФ от 28.03.2022 N 497 в отношении факта нецелевого использования средств ОМС не может быть применено.
...
Излишне уплаченная платежным поручением N 1936 от 10.08.2023 государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возврату частному учреждению из федерального бюджета в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2023 г. N Ф10-4788/23 по делу N А36-10579/2022