Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 19 октября 2021 г. N 3.5-04/1788
по проекту федерального закона N 1180061-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год", принятый Государственной Думой 19 октября 2021 года, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2020 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда) и с учетом реализации дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения влияния негативных последствий пандемии коронавируса.
В 2020 году за счет средств федерального бюджета Фонд осуществлял 8 новых выплат гражданам на общую сумму 724,4 млрд рублей. При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджет Фонда поступило 1 570,7 млрд рублей, в том числе 941,5 млрд рублей - на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2020 году и на обеспечение социальных гарантий по выплате пенсий в 2021 - 2022 годах.
По итогам за 2020 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 10 303,3 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом о бюджете Фонда на 1 366 млрд рублей или на 15,3% (по сравнению с 2019 годом увеличение на 1 522,3 млрд рублей), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 10 258,9 млрд рублей (115,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 9 727,7 млрд рублей (106,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 9 691,9 млрд рублей (106,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 4 786,8 млрд рублей (148,7% к показателю, утвержденному законом о бюджете Фонда), в том числе: на выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, 3 022,1 млрд рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий плательщиков 69,3 млрд рублей, на обязательное пенсионное страхование 1 695,3 млрд рублей. Увеличение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в 2020 году, обусловлено реализацией мер государственной поддержки в период пандемии коронавируса. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 2,1 млрд рублей.
С 2020 года на общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составляющий 22%, перешли хозяйственные общества и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году направлено 9 584,7 млрд рублей.
Общий объем профицита бюджета Фонда за 2020 год составил 575,6 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2019 годом на 421,7 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы Фонда составили в 2020 году 5 504,7 млрд рублей.
Доходы Фонда от безвозмездных поступлений в 2020 году составили 4 798,6 млрд рублей.
Доля доходов бюджета Фонда от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем объеме доходов Фонда составила в 2020 году 53% или 5 448,8 млрд рублей (96,3% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Снижение поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обусловлено введением с 1 апреля 2020 года ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса и установлением льгот по уплате страховых взносов в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 22% с сумм выплат до предельной величины базы и в размере 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. Коэффициент собираемости взносов в 2020 году составил 100,9% и увеличился по сравнению с 2019 годом (100,6%) на 0,3%, что обусловлено досрочной уплатой авансовых платежей в декабре 2020 года по сроку уплаты 15 января 2021 года.
В ходе проведения сравнительного анализа страховых взносов на выплату страховой пенсии за 2019 и 2020 годы Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что из 14 видов страховых взносов произошло увеличение поступлений в бюджет Фонда только по 5 видам взносов, по остальным видам взносов установлено снижение поступлений.
Наибольшее снижение поступлений по страховым взносам в 2020 году по сравнению с 2019 годом установлено:
по взносам от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на 3 787,6 млн рублей и составило 5 169,1 млн рублей;
по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, на 668,1 млн рублей и составило 3 429,9 млн рублей;
по взносам от организаций угольной промышленности на 74,3 млн рублей и составило 2 436,6 млн рублей.
Доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, составили в 2020 году 67,1 млн рублей. Формирование доходов бюджета Фонда осуществлялось с учетом сохранения моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на период 2020 года.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили в 2020 году 8,7 млрд рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2020 году 6,3 млн рублей.
Дебиторская задолженность Фонда по доходам в 2020 году сложилась в основном по расчетам по доходам от компенсации затрат и расчетам по доходам от прочих сумм принудительного изъятия и по состоянию на 1 января 2021 года составила 185,4 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом дебиторская задолженность по доходам увеличилась на 103,5 млрд рублей, что обусловлено ростом нарушений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Фондом, а также возникновением задолженности на основании вынесенных в 2020 году обвинительных приговоров судов по делам о коррупционной направленности.
Кредиторская задолженность Фонда по доходам по состоянию на 1 января 2021 года составила 1 333 млрд рублей и увеличилась по сравнению с 2019 годом на 46,8 млрд рублей, что обусловлено оплатой плательщиками задолженности до вступления в силу вынесенных решений о взыскании и осуществлением возврата денежных средств, излишне полученных из бюджета Фонда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с 1 января 2020 года установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 5 686,25 рублей, в результате этого индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения к фиксированной выплате неработающим пенсионерам произведена на 6,6% (в 2019 году - на 7,05%) и средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил 15 978 рублей (в 2019 году - 15 496,20 рублей). Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам составили в 2020 году 374,3 млрд рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 270 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий" с 1 апреля 2020 года осуществлена индексация на 6,1% пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий и других выплат, размер которых зависит от роста социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии составил 9 831 рубль (в 2019 году - 9 287 рублей). Расходы на индексацию социальных пенсий составили в 2020 году 21,5 млрд рублей.
С 1 августа 2020 года осуществлен перерасчет страховых пенсий на основании поступивших в 2019 году за застрахованное лицо страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии или корректировке размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Расходы составили 10,7 млрд рублей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 февраля 2020 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 3%. Число получателей ежемесячных денежных выплат в 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 343,7 тыс. человек (на 2,3%), что обусловлено снижением на 260 тыс. человек численности инвалидов-получателей указанных выплат. Расходы бюджета Фонда на ежемесячные денежные выплаты ветеранам сформированы с учетом новой категории лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года. Отмечается, что начиная с 2020 года средства федерального бюджета, направляемые в бюджет Фонда на выплату ежемесячных денежных выплат, не включали в себя средства на оказание государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, санаторно-курортным лечением, проездом на пригородном транспорте к месту лечения и обратно. Данные средства были предусмотрены Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации.
Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 363,7 млрд рублей и составили 8 024,3 млрд рублей (100,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Расходы на выплату страховых пенсий в 2020 году в сумме 7 382,1 млрд рублей, которые составляют основную долю среди расходов на пенсионное обеспечение, по сравнению с 2019 годом увеличились на 361,6 млрд рублей. Рост расходов обусловлен увеличением среднего размера пенсий, а также уменьшением численности получателей страховых пенсий.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в 2020 году составили 484 млрд рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, объем которых в 2020 году составил 71,2 млрд рублей (112,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), произведены за счет средств федерального бюджета в сумме 56,4 млрд рублей и переходящих остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года в результате неполного их использования в 2019 году в сумме 14,8 млрд рублей. Отмечается уменьшение расходов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 23,2 млрд рублей по причине сокращения в 2020 году количества субъектов Российской Федерации до 54 (в 2019 году - 69 субъектов Российской Федерации), в которых осуществляется указанная доплата неработающим пенсионерам, что привело к сокращению количества получателей на 1,02 млн человек.
Увеличение расходов бюджета Фонда на социальное обеспечение населения в 2020 году на 84 млрд рублей, объем которых составил 600,1 млрд рублей (108,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), обусловлено:
- осуществлением Фондом нового вида выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Фондом произведены расходы на единовременную выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в сумме 63,4 млрд рублей. В зависимости от категории граждан размеры указанных выплат были предусмотрены в суммах 50 тыс. рублей и 70 тыс. рублей. На указанные цели в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 68,3 млрд рублей;
- увеличением расходов бюджета Фонда на компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, объем которых в 2020 году составил 43,7 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 44,5 млрд рублей;
- увеличением расходов бюджета Фонда на ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, объем которых в 2020 году составил 65,1 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 37,9 млрд рублей.
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2020 году уменьшились на 1,5 млрд рублей (на 38%), объем которых составил 2,5 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 4,4 млрд рублей. Из-за введенных ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции компенсацию получили 165 529 человек, что на 39% меньше чем в 2019 году (269 582 чел.).
В 2020 году Фондом на реализацию дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми произведены расходы на общую сумму 649,6 млрд рублей, в том числе:
- 49,8 млрд рублей на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные в виде материнского (семейного) капитала (далее - МСК);
- 20,6 млрд рублей на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
- 235,2 млрд рублей на единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;
- 276 млрд рублей на единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
- 67,9 млрд рублей на единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет.
Средства федерального бюджета на предоставление МСК составили в 2020 году 428,3 млрд рублей (в 2019 году - 325,5 млрд рублей). В 2020 году произведена индексация на 3% размера МСК, составившего 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, и 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникало.
Расходы Фонда на предоставление МСК в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 26,5 млрд рублей и составили 317,9 млрд рублей (74,3% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе:
- на улучшение жилищных условий -288,4 млрд рублей (в 2019 году -270,4 млрд рублей);
- на получение образования детей -12,7 млрд рублей (в 2019 году - 12,7 млрд рублей);
- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов -4,1 млн рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в 2020 году -16,9 млрд рублей (в 2019 году -8,4 млрд рублей).
В 2020 году перечень лиц, у которых возникло право на получение МСК, дополнен женщинами, родившими (усыновившими) начиная с 1 января 2020 года первого ребенка.
Также отмечается, что в 2020 году предусмотрено использование средств МСК на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, а также на компенсацию затрат за построенный (реконструированный) объект строительства, расположенный на садовом участке. Начиная с 15 апреля 2020 года государственный сертификат на МСК начал выдаваться в беззаявительном порядке на основании сведений о рождении ребенка, поступающих в Фонд из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
За счет средств федерального бюджета, полученных Фондом в 2020 году на предоставление МСК, на формирование накопительной пенсии было направлено 138,4 млн рублей.
Фондом также с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в целях обеспечения социальной защиты граждан с учетом введения ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса произведены специальные ежемесячные выплаты в размере 12 130 рублей гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расходы Фонда на указанные цели составили 116,1 млн рублей, а объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных Фонду на указанные цели (за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации) -145,6 млн рублей.
Увеличение дебиторской задолженности Фонда по расходам в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 7,8 млн рублей, сумма которой по состоянию на 1 января 2021 года составила 221,8 млн рублей, произошло за счет корректировки налогооблагаемой базы по налогу на имущество, а также за счет увеличения задолженности Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате листков нетрудоспособности в связи с увеличением числа заболевших новой коронавирусной инфекцией.
Кредиторская задолженность Фонда по расходам в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 7,9 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2021 года составила 75,5 млрд рублей. Из общей суммы кредиторской задолженности наибольший удельный вес приходится на неполученные пенсии, пособия и иные социальные выплаты. Обязательства имеют текущий характер и помимо вышеназванного включают: исчисленный налог на имущество и земельный налог за IV квартал 2020 года со сроком оплаты в I квартале 2021 года, полученные коммунальные, эксплуатационные услуги, услуги связи за декабрь 2020 года, по которым счета на оплату представлены по окончанию отчетного периода.
Расходы на финансово-хозяйственную деятельность Фонда в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 6,3 млрд рублей и составили 117,7 млрд рублей. Основную долю в данных расходах составили расходы на выплаты персоналу в сумме 89,1 млрд рублей.
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2021 года составили 901,7 млрд рублей (в 2019 году - 335,2 млрд рублей).
Остатки средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2021 года составили 1 107,4 млрд рублей (в 2019 году -1 098,7 млрд рублей).
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.