Приложение N 3
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 16 июля 2021 г. N 424
Типовое положение
о военной комендатуре
I. Общие положения
1. Военная комендатура является территориальным органом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция) и подчиняется заместителю начальника штаба военного округа (Северного флота) - начальнику регионального управления военной полиции, за исключением военных комендатур, управление которыми осуществляет начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
Положение о военной комендатуре утверждается заместителем начальника штаба военного округа (Северного флота) - начальником регионального управления военной полиции, за исключением военной комендатуры города Санкт-Петербург.
2. Военная комендатура предназначена для выполнения задач по обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) законности, правопорядка, воинской дисциплины, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны на территории закрепленного района ответственности.
3. Военная комендатура в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
4. Военная комендатура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с начальниками гарнизонов, командирами (начальниками) органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее - воинские части), дислоцированных на территории закрепленного района ответственности, другими органами и воинскими частями военной полиции, руководителями структурных подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, должностными лицами органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - военные следственные органы), органов местного самоуправления, расположенных на территории закрепленного района ответственности.
5. Военная комендатура взаимодействует с командирами подразделений военной полиции, находящимися в составе соединений и воинских частей Вооруженных Сил, при выполнении ими задач в части, касающейся обеспечения правопорядка и воинской дисциплины на территориях воинских частей, розыска военнослужащих Вооруженных Сил и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), охраны и конвоирования военнослужащих, обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов, при выполнении задач гарнизонной службы.
Военная комендатура осуществляет свою деятельность в пределах закрепленного района ответственности, границы которого утверждаются командующим войсками военного округа (Северным флотом) по согласованию с начальником центрального органа военной полиции.
6. Состав, организационная структура и штатная численность военной комендатуры определяются штатом, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны)*.
------------------------------
* Подпункт 18 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2021, N 31, ст. 5895).
------------------------------
II. Основные задачи военной комендатуры
7. Основными задачами военной комендатуры являются:
1) обеспечение на территории закрепленного района ответственности, в том числе в воинских частях, правопорядка и воинской дисциплины, участие в поддержании законности, а также осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по противодействию преступности;
2) организация на территории закрепленного района ответственности розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее - лица гражданского персонала), совершивших преступление, и военного имущества Вооруженных Сил;
3) осуществление в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотики), профилактика незаконного потребления военнослужащими и лицами гражданского персонала наркотиков в Вооруженных Силах;
4) обеспечение реализации полномочий органа дознания начальником территориального органа военной полиции, а также оказание методической и практической помощи органам дознания Вооруженных Сил по вопросам осуществления ими полномочий и обязанностей органа дознания на территории закрепленного района ответственности;
5) производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам;
6) осуществление в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц;
7) исполнение в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. I), ст. 5089; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4192), статьей 11 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 2014, N 6, ст. 558) дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
8) обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов, находящихся на территории закрепленного района ответственности;
9) выполнение на территории гарнизона, в котором размещена военная комендатура, задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военных комендатур Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2021, N 6, ст. 965);
10) участие в мероприятиях территориальной обороны, в проведении контртеррористических операций и обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения.
III. Функции военной комендатуры
8. Военная комендатура осуществляет следующие функции:
1) в части обеспечения на территории закрепленного района ответственности, в том числе в воинских частях, правопорядка и воинской дисциплины, участия в поддержании законности, а также осуществления в пределах своей компетенции мероприятий по противодействию преступности:
а) организация и осуществление патрульной службы, в том числе в районах проведения учений и ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, а также при проведении специальных, гарнизонных и иных мероприятий с участием войск (сил) и в иных случаях, предусмотренных Уставом военной полиции;
б) проведение проверок воинских частей по направлениям деятельности военной полиции, в том числе по выполнению мероприятий по предотвращению противоправных действий, вооруженных нападений, а по решению начальника гарнизона - террористических актов, направленных против военнослужащих, воинских частей и объектов Вооруженных Сил;
в) планирование и проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых военнослужащими, лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, выявление причин и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению;
г) участие:
в мероприятиях по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений, совершенных военнослужащими или лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей или на территориях воинских частей, во взаимодействии с органами военной прокуратуры и военными следственными органами;
в правовой подготовке военнослужащих;
д) организация охраны места преступления, обеспечение сохранности следов совершения преступления, административного правонарушения в пределах полномочий, установленных Уставом военной полиции;
е) направление командирам (начальникам) воинских частей обязательных для исполнения запросов в пределах компетенции военной полиции;
ж) ведение учета задержанных военнослужащих;
з) проведение занятий по строевой подготовке и изучению общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, с военнослужащими, нарушившими воинскую дисциплину, правила ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
и) выполнение задач, возложенных на органы военной полиции при введении режима военного или чрезвычайного положения в Российской Федерации или отдельных ее местностях;
к) анализ и прогнозирование состояния правопорядка и воинской дисциплины на территории закрепленного района ответственности в пределах своей компетенции, направление в региональное управление военной полиции и командирам (начальникам) воинских частей предложений по их укреплению;
л) планирование и проведение совместно с командованием воинских частей мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка в воинских коллективах;
м) анализ и доведение ежеквартально до начальника гарнизона и командиров (начальников) воинских частей сведений о состоянии правопорядка на территории закрепленного района ответственности;
н) взаимодействие:
с начальником гарнизона по вопросам выполнения задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военных комендатур Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495;
с органами внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения правопорядка и воинской дисциплины во время подготовки и проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;
2) в части организации на территории закрепленного района ответственности розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также оказания содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших преступление, и военного имущества Вооруженных Сил:
а) планирование и проведение мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, уклоняющихся от военной службы;
б) содействие органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда, а также лиц гражданского персонала, совершивших преступления на территориях воинских частей;
в) исполнение в пределах своих полномочий решений суда (судьи), письменных указаний прокурора, письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания о принятии мер по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оказание содействия в их осуществлении;
г) ведение учета военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), уклоняющихся от прохождения военной службы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда, а также похищенного военного имущества Вооруженных Сил;
д) проведение сверок по разыскиваемым военнослужащим с военной прокуратурой, военными следственными органами, органами внутренних дел Российской Федерации и иными правоохранительными органами;
е) организация и осуществление мероприятий по розыску похищенного (утраченного) военного имущества Вооруженных Сил;
ж) взаимодействие с другими органами военной полиции, воинскими частями, органами внутренних дел Российской Федерации, органами военной прокуратуры и военными следственными органами при проведении мероприятий по розыску военнослужащих и похищенного военного имущества Вооруженных Сил;
з) непрерывное получение, сбор, обобщение, изучение, анализ и оценка сведений по самовольным оставлениям воинских частей (мест службы) военнослужащими на территории закрепленного района ответственности;
и) взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по использованию военной полицией результатов оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207), в целях принятия мер по розыску военнослужащих и похищенного (утраченного) военного имущества Вооруженных Сил;
к) подготовка информационно-аналитических материалов по розыску и задержанию военнослужащих и их направление в региональное управление военной полиции и командирам (начальникам) воинских частей;
л) изучение и анализ причин и условий, способствующих совершению военнослужащими уклонений от военной службы, хищению военного имущества Вооруженных Сил, принятие в пределах своей компетенции мер по их выявлению и устранению;
3) в части осуществления в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактики незаконного потребления военнослужащими и лицами гражданского персонала наркотиков в Вооруженных Силах:
а) планирование и осуществление мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению на территориях (в расположениях) воинских частей незаконного оборота и потребления военнослужащими и лицами гражданского персонала наркотиков;
б) проведение плановых и внезапных выборочных обследований военнослужащих на предмет выявления фактов употребления наркотиков;
4) в части обеспечения реализации полномочий органа дознания начальником территориального органа военной полиции, а также оказания методической и практической помощи органам дознания Вооруженных Сил по вопросам осуществления ими полномочий и обязанностей органа дознания на территории закрепленного района ответственности:
а) осуществление:
мероприятий в целях выявления преступлений и установления лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;
незамедлительного уведомления военного прокурора, руководителя военного следственного органа об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления;
приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, принятия по ним процессуальных решений, производства неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, иных процессуальных полномочий и обязанностей в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
б) исполнение решений суда (судьи), письменных указаний военного прокурора, письменных поручений следователя, руководителя военного следственного органа, дознавателя, органа дознания о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, об оказании содействия при их осуществлении органами предварительного следствия и органами дознания;
в) изучение и обобщение правоприменительной практики реализации полномочий начальниками органов дознания Вооруженных Сил, распространение опыта на территории закрепленного района ответственности и подготовка предложений по его внедрению в деятельность органов дознания Вооруженных Сил;
г) подготовка предложений по оснащению органов военной полиции специальным оборудованием, а также по совершенствованию деятельности и организационной структуры подразделения дознания военной комендатуры;
д) организация прохождения стажировок дознавателями военной комендатуры в органах военной прокуратуры и военных следственных органах;
е) проведение проверок поступивших в военную комендатуру сообщений о происшествиях, произошедших на территориях воинских частей или участниками которых являются военнослужащие;
ж) оказание методической и практической помощи органам дознания Вооруженных Сил;
з) проведение проверок организации приема и регистрации сообщений о преступлениях органами дознания Вооруженных Сил на территории закрепленного района ответственности, соблюдения ими нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органа дознания, направление материалов проверок в органы военной прокуратуры;
и) незамедлительное принятие мер по охране места преступления до прибытия лиц, уполномоченных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2021, N 27 (ч. I), ст. 5122) осуществлять предварительное следствие (дознание) по уголовному делу и другие процессуальные полномочия;
к) осуществление взаимодействия:
с органами военной прокуратуры, военными следственными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил;
с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях обмена криминалистически значимой информацией, использования органами дознания военной полиции результатов оперативно-розыскных мероприятий и информации из банков данных информационных центров;
5) в части производства в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведения разбирательств по дисциплинарным проступкам:
а) организация и осуществление приема и регистрации сообщений об административных правонарушениях, проведение административных расследований по административным правонарушениям, отнесенным к компетенции военной полиции;
б) организация и осуществление приема и регистрации сообщений о дисциплинарных проступках, проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам, отнесенным к компетенции военной полиции, и направление в военные суды материалов о грубых дисциплинарных проступках для применения к военнослужащим дисциплинарного ареста;
в) производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
6) в части осуществления в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц (далее - защищаемые лица):
а) координация деятельности воинских частей по осуществлению мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
б) осуществление взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности защищаемых лиц с органами внутренних дел Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими мероприятия государственной защиты;
в) организация исполнения постановлений о применении мер безопасности, их изменении и дополнении при необходимости;
г) контроль за обеспечением конфиденциальности сведений о применяемых мерах безопасности;
7) в части исполнения в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", статьей 11 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований:
а) содержание на гауптвахте военнослужащих, которым назначено уголовное наказание в виде ареста, дисциплинарное взыскание в виде дисциплинарного ареста, задержанных по подозрению в совершении преступлений, в отношении которых не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, задержанных за совершение административных правонарушений или грубых дисциплинарных проступков, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденных военным судом и содержащихся под стражей, в отношении которых приговор не вступил в законную силу;
б) обеспечение на гауптвахте соблюдения прав человека и Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими*;
------------------------------
* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 680 "Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2016 г., регистрационный N 44357) с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2020 г. N 237 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июля 2020 г., регистрационный N 58933).
------------------------------
в) поддержание правопорядка и законности на гауптвахте, безопасности содержащихся на ней военнослужащих, находящихся на ее территории военнослужащих и лиц гражданского персонала военной полиции, а также должностных и иных лиц;
г) осуществление охраны и конвоирования военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск, воинских формирований, задержанных по подозрению в совершении преступлений, административных правонарушений или грубых дисциплинарных проступков, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденных военным судом и содержащихся под стражей, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий;
д) взаимодействие с органами внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов по вопросам конвоирования содержащихся под стражей военнослужащих, охраны и безопасности конвоируемых военнослужащих;
8) в части обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов, находящихся на территории закрепленного района ответственности:
а) планирование и проведение проверок организации и осуществления охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах Вооруженных Сил;
б) контроль в пределах своей компетенции за соблюдением требований к защищенности охраняемых объектов Вооруженных Сил;
в) сбор и обобщение сведений об охраняемых объектах Вооруженных Сил, а также о потребности в оснащении охраняемых объектов Вооруженных Сил техническими средствами охраны;
г) формирование и ведение базы данных охраняемых объектов Вооруженных Сил;
д) организация в пределах своей компетенции охраны служебных помещений военных прокуратур и военных следственных органов;
е) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности иностранных инспекционных групп в местах их посещения, проживания, питания и на маршрутах следования в рамках реализации международных договоров и соглашений Российской Федерации в области контроля над вооружениями на территориях воинских частей;
9) в части выполнения на территории гарнизона, в котором размещена военная комендатура, задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военных комендатур Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495:
а) при участии в обеспечении согласованности действий воинских частей гарнизона при переводе их с мирного на военное время:
обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих в пунктах постоянной дислокации, районах посадки (погрузки), высадки (выгрузки) и формирования войск (сил);
подготовка сведений в доклад начальнику гарнизона о выполненных мероприятиях в ходе перевода гарнизона с мирного на военное время;
б) при участии в разработке плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы:
разработка совместно с должностными лицами гарнизона, командирами (начальниками) и штабами воинских частей плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы в части, касающейся организации патрулирования в гарнизоне и несения службы по охране гауптвахты, а также организация его выполнения;
составление ведомостей нарядов гарнизонной службы, графиков несения службы гарнизонными патрулями, схем маршрутов патрулирования и инструкций гарнизонным патрулям;
в) при участии в организации выполнения задач по охране и обороне гарнизонных объектов:
подготовка совместно с должностными лицами гарнизона, командирами (начальниками) воинских частей предложений в раздел "Мероприятия, обеспечивающие выполнение задач по охране и обороне гарнизонных объектов" плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы;
организация караульной службы по охране и обороне гарнизонных объектов, контроль за ее несением;
г) при участии во взаимодействии с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в выполнении задач гражданской (местной) обороны:
обеспечение правопорядка в районе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий, возникающих в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в месте дислокации воинской части, на территории военного городка, объекта Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов);
обеспечение правопорядка в ходе эвакуации военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам гражданской обороны;
участие в работе органа управления гражданской обороной гарнизона и планировании мероприятий гражданской обороны гарнизона;
д) участие:
в подготовке мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням и дням воинской славы;
в обеспечении по согласованию со структурными подразделениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления правопорядка во время подготовки и проведения парадов войск гарнизона, салютов, праздничных фейерверков и других мероприятий с участием войск (сил), а также контроля за подготовкой войск гарнизона к парадам;
е) осуществление учета:
воинских частей, дислоцированных в гарнизоне, а также воинских команд, прибывших в командировку;
воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях гарнизона, и принятие мер по содержанию их в надлежащем порядке;
военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, а также контроля за своевременным их убытием к месту службы (своевременная и правильная постановка на учет и снятие с учета военнослужащих; проверка законности продления отпусков военнослужащим; сообщение командирам (начальникам) воинских частей о продлении отпуска военнослужащим; направление военнослужащих, не убывших к месту службы по болезни, к врачу);
ж) осуществление учета и хранения оружия и боеприпасов, изъятых у задержанных военнослужащих;
10) в части участия в мероприятиях территориальной обороны, в проведении контртеррористических операций и обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения:
а) участие:
в планировании и проведении мероприятий по предотвращению противоправных действий, вооруженного нападения и террористических актов, направленных против военнослужащих, воинских частей, организаций и объектов Вооруженных Сил, в пределах своей компетенции;
в обеспечении правового режима контртеррористической операции, применении мер и временных ограничений, в том числе по охране общественного порядка, и обеспечении общественной безопасности в зоне чрезвычайной ситуации при ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий;
б) осуществление взаимодействия со структурными подразделениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими деятельность на территории закрепленного района ответственности, по вопросам, касающимся выполнения задач гарнизонной службы, в том числе при введении чрезвычайного положения на территории закрепленного района ответственности и в случае привлечения войск к обеспечению режима чрезвычайного положения, а также для ликвидации в случае возникновения (угрозы возникновения) последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий.
Военная комендатура выполняет также иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
IV. Руководство военной комендатуры
9. В мирное и военное время непосредственное руководство деятельностью военной комендатуры осуществляет военный комендант.
Военный комендант является прямым начальником личного состава военной комендатуры и подчиняется заместителю начальника штаба военного округа (Северного флота) - начальнику регионального управления военной полиции.
В отсутствие военного коменданта его обязанности исполняет заместитель военного коменданта.
10. Военный комендант отвечает за:
выполнение задач и функций, возложенных на военную комендатуру;
постоянную боевую и мобилизационную готовность военной комендатуры;
организацию оперативного (боевого) планирования;
боевую подготовку, воспитание, правопорядок, воинскую (трудовую) дисциплину;
морально-политическое и психологическое состояние личного состава военнослужащих военной комендатуры;
службу войск и обеспечение безопасности военной службы;
внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого имущества военной комендатуры;
организацию делопроизводства и соблюдения режима секретности в военной комендатуре;
материально-техническое, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение личного состава военной комендатуры.
11. Военный комендант:
1) проводит занятия и тренировки по приведению военной комендатуры в высшие степени боевой готовности;
2) осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в военной комендатуре;
3) принимает меры по обеспечению сохранения государственной тайны в военной комендатуре, а также по защите информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники военной комендатуры;
4) осуществляет непосредственное руководство военной комендатурой, организует деятельность военной комендатуры по выполнению возложенных на нее задач, представляет заместителю начальника штаба военного округа (Северного флота) - начальнику регионального управления военной полиции на утверждение положение о военной комендатуре;
5) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на военную комендатуру задач и функций, а также за состояние исполнительской дисциплины;
6) руководит переводом военной комендатуры с мирного на военное время;
7) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении военнослужащими военной комендатуры служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц военной комендатуры;
8) поддерживает воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние личного состава военной комендатуры;
9) организует и осуществляет проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом военной комендатуры;
10) организует:
профессионально-должностную (должностную) подготовку личного состава военной комендатуры;
выполнение задач гарнизонной службы, возложенных на военную комендатуру;
разработку информационно-справочных и аналитических материалов по вопросам, отнесенным к его компетенции;
выполнение мероприятий по противодействию коррупции в военной комендатуре;
подготовку исходных данных и определение потребности в материальных и иных ресурсах, необходимых для выполнения задач, возложенных на военную комендатуру;
прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан по вопросам деятельности военной комендатуры, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
списание с учета материальных ценностей и сумм ущерба;
взаимодействие с другими органами военной полиции, органами военной прокуратуры, военными следственными органами, органами внутренних дел Российской Федерации и иными правоохранительными органами по вопросам, отнесенным к компетенции военной комендатуры;
правовое обеспечение деятельности военной комендатуры;
участие представителей военной комендатуры в судебных заседаниях по рассмотрению дел с участием Министерства обороны по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции;
контроль состояния гражданской обороны в гарнизоне по указанию начальника гарнизона;
11) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными государственными органами, органами военной прокуратуры и военными следственными органами, общественными объединениями и организациями, а также участвует в совещаниях, проводимых руководящими должностными лицами указанных органов и начальником гарнизона, по вопросам, относящимся к деятельности военной полиции;
12) планирует работу военной комендатуры, осуществляет контроль выполнения плановых мероприятий;
13) принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений среди военнослужащих военной комендатуры;
14) проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты должностных лиц военной комендатуры;
15) организует и обеспечивает подбор кадров, их профессиональную подготовку, соблюдение служебной дисциплины, а также несет персональную ответственность за уровень профессиональной подготовки личного состава;
16) проверяет и оценивает деятельность должностных лиц военной комендатуры;
17) представляет к назначению на воинские должности, присвоению воинских званий и увольнению с военной службы военнослужащих военной комендатуры;
18) вносит начальнику регионального управления военной полиции предложения об обеспечении военной комендатуры средствами организационной, вычислительной и криминалистической техники, выделении служебных помещений, улучшении условий труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности личного состава военной комендатуры;
19) осуществляет полномочия работодателя в отношении лиц гражданского персонала военной комендатуры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20) запрашивает в воинских частях документы, необходимые для выполнения военной комендатурой своих функций;
21) реализует полномочия органа дознания в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2021, N 27 (ч. I), ст. 5122);
22) незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа о происшествиях, об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления; в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны, дает поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, принятии по ним процессуальных решений, производстве неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, об осуществлении иных процессуальных полномочий и обязанностей в пределах компетенции;
23) утверждает график отпусков личного состава военной комендатуры;
24) представляет военнослужащих и лиц гражданского персонала военной комендатуры к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами;
25) принимает решение на передачу сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти и организациям Российской Федерации в объеме задач, возложенных на военную комендатуру;
26) поощряет и применяет дисциплинарные взыскания в пределах своих полномочий, ходатайствует о поощрениях или применении дисциплинарных взысканий к подчиненным должностным лицам перед начальником регионального органа военной полиции;
27) издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и контролирует их выполнение;
28) определяет должностные обязанности своего заместителя, непосредственно подчиненных должностных лиц военной комендатуры;
29) направляет командирам (начальникам) воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков и административных правонарушений, производство по делам о которых входит в компетенцию военной полиции;
30) на основе анализа результатов служебной деятельности вносит в региональное управление военной полиции предложения по совершенствованию работы военной комендатуры с учетом изменения криминогенной обстановки на территории закрепленного района ответственности;
31) обеспечивает выполнение мероприятий по направлению должностных лиц военной комендатуры в служебные командировки;
32) подготавливает и направляет в региональное управление военной полиции предложения по уточнению задач и функций, дислокации, совершенствованию организационной структуры, составу и численности военной комендатуры, а также организует подготовку исходных данных по указанным вопросам;
33) руководит нарядом гарнизонной службы в гарнизоне, в котором размещается военная комендатура;
34) исполняет иные обязанности, определенные Уставом военной полиции, Министром обороны Российской Федерации или командующим войсками военного округа (Северным флотом).
Военный комендант осуществляет также иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.