Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 сентября 2021 года N 632
(приложение)
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - региональный лицензионный контроль) в Ленинградской области.
Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.2. Предметом регионального лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиаты, управляющие организации), лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
1.3. Исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, уполномоченным осуществлять региональный лицензионный контроль, является комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет).
1.4. Внутренняя структура Комитета утверждается правовым актом Губернатора Ленинградской области.
1.5. Полномочия, функции и порядок организации деятельности Комитета определены постановлением Правительства Ленинградской области от 10 января 2014 года N 1 "О реорганизации государственной жилищной инспекции Ленинградской области, утверждении Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области".
1.6. Должностными лицами Комитета - государственными жилищными инспекторами являются:
1) председатель Комитета - главный государственный жилищный инспектор Ленинградской области;
2) заместитель председателя Комитета - заместитель главного государственного жилищного инспектора Ленинградской области;
3) начальник инспекционного отдела;
4) заместитель начальника инспекционного отдела;
5) консультант инспекционного отдела;
6) главный специалист инспекционного отдела;
7) ведущий специалист инспекционного отдела;
8) специалист первой категории инспекционного отдела;
9) начальник отдела информационно-аналитического обеспечения;
10) консультант отдела информационно-аналитического обеспечения;
11) главный специалист отдела информационно-аналитического обеспечения;
12) ведущий специалист отдела информационно-аналитического обеспечения;
13) начальник сектора экономического анализа и контроля жилищно-коммунальных платежей;
14) главный специалист сектора экономического анализа и контроля жилищно-коммунальных платежей;
15) ведущий специалист сектора экономического анализа и контроля жилищно-коммунальных платежей;
16) специалист первой категории сектора экономического анализа и контроля жилищно-коммунальных платежей;
17) начальник юридического отдела;
18) главный специалист юридического отдела;
19) ведущий специалист юридического отдела;
20) специалист первой категории юридического отдела.
Должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного профилактического мероприятия или конкретного (надзорного) мероприятия, определяются решением Комитета о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
1.7. Уполномоченными лицами на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий являются председатель Комитета и заместитель председателя Комитета.
1.8. Объектами контроля в рамках регионального лицензионного контроля являются предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, в рамках которой должны соблюдаться лицензионные требования.
1.9. Учет объектов контроля осуществляется Комитетом с использованием ведомственной информационной системы посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, использования информации, представляемой в Комитет в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального лицензионного контроля
2.1. Региональный лицензионный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Комитет для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального лицензионного контроля устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Положению.
2.4. В случае, если объект контроля не отнесен Комитетом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.5. В отношении управляющих организаций, чья деятельность отнесена к категории высокого и среднего риска, проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) плановая выездная проверка;
3) плановая документарная проверка.
2.6. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории среднего риска - один раз в 3 года.
В отношении управляющих организаций, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.7. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Комитетом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований управляющими организациями, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения лицензионных требований до управляющих организаций, повышения информированности о способах их соблюдения Комитет при осуществлении регионального лицензионного контроля осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении регионального лицензионного контроля Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Информирование лицензиатов осуществляется Комитетом в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Комитетом в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Комитет обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики в рамках регионального лицензионного контроля.
Доклад о правоприменительной практике, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Комитета, подготавливается один раз в год, утверждается приказом Комитета и размещается на сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 февраля.
3.5. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется Комитетом в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.5.1. Управляющая организация вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения.
3.5.2. Возражение направляется в Комитет в письменном виде на бумажном носителе или в электронном виде с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В возражении указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.5.3. Рассмотрение Комитетом возражения в отношении предостережения осуществляется в следующем порядке:
1) рассмотрение возражения осуществляется начальником структурного подразделения Комитета, в котором готовилось предостережение, в течение 30 рабочих дней со дня регистрации в Комитете поступившего возражения;
2) по итогам рассмотрения Комитетом возражения принимается одно из следующих решений:
оставление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения;
отмена предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) по итогам рассмотрения возражения начальник указанного структурного подразделения подготавливает проект ответа на возражение. К проекту ответа прикладываются документы и материалы, представленные контролируемым лицом в ходе рассмотрения возражения, а также иные документы, находящиеся в Комитете, имеющие отношение к соблюдению требований, о недопустимости нарушения которых объявлено предостережение. Проект ответа с прилагаемыми документами передается на подпись председателю Комитета (заместителю председателя Комитета);
4) подписание ответа на возражение председателем Комитета (заместителем председателя Комитета) и направление ответа лицу, подавшему возражение, осуществляется в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ. Срок направления ответа лицу, подавшему возражение, составляет не более трех рабочих дней со дня его подписания.
3.6. Консультирование контролируемых лиц осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6.1. Консультирование осуществляется должностными лицами Комитета, уполномоченными на проведение консультирования, устно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия.
3.6.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение прав и обязанностей должностных лиц Комитета при осуществлении регионального государственного жилищного надзора;
2) разъяснение прав и обязанностей лицензиатов при осуществлении в отношении них регионального лицензионного контроля;
3) порядок и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) порядок обжалования решений, действий (бездействия) Комитета при осуществлении регионального лицензионного контроля;
5) выполнение лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
3.6.3. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется, за исключением случаев получения от контролируемых лиц письменного запроса.
Рассмотрение Комитетом письменного запроса контролируемого лица осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.6.4. При поступлении в Комитет обращений по однотипным и неоднократно повторяющимся вопросам консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного председателем Комитета или заместителем председателя Комитета.
3.7. Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.7.1. Обязательный профилактический визит проводится Комитетом в отношении управляющей организации, приступающей к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
3.7.2. Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности управляющей организации либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе обязательного профилактического визита управляющая организация информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности управляющих организаций, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.7.3. Обязательный профилактический визит в отношении лица, приступающего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится не позднее одного года с момента отнесения объекта контроля к категории высокого риска.
О проведении обязательного профилактического визита управляющая организация уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Управляющая организация вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Комитет не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
4. Осуществление регионального лицензионного контроля
4.1. В рамках осуществления регионального лицензионного контроля Комитетом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
4.2. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Комитетом, указаны в разделе 2 настоящего Положения. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется в соответствии с пунктами 4.6 - 4.9 настоящего Положения.
4.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Комитетом используются следующие индикаторы риска нарушения лицензионных требований:
4.5.1. Поступление в Комитет обращения гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, свидетельствующей с высокой долей вероятности о наличии одного и более отклонений от обязательных требований, установленных действующим законодательством к лицензиату, осуществляющему предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
4.5.2. Поступление в Комитет обращения гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указанной в пункте 4.5.1 настоящего Положения, если в течение года до поступления данного обращения в отношении лицензиата Комитетом проводились профилактические мероприятия в связи с недопустимостью нарушения аналогичных требований.
4.5.3. Двукратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, шесть месяцев, двенадцать месяцев) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес Комитета от граждан или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
4.5.4. Выявление в течение трех месяцев более пяти фактов несоответствия сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и информации, размещенной лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
4.6. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7. Инспекционный визит проводится в соответствии со
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.