Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел X. Развитие муниципального сектора и городского хозяйства
1. Муниципальный сектор экономики.
Основной задачей развития и реформирования муниципального сектора остается оптимизация, расширение и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.
По оценке к концу 2021 года муниципальный сектор экономики города будет представлен 12 муниципальными унитарными предприятиями (3 находятся в стадии ликвидации, в отношении 1 открыто конкурсное производство), 126 учреждениями муниципальной формы собственности, из них 112 учреждений социальной сферы.
Кроме того, муниципальное образование городской округ город Сургут является акционером 10 обществ.
Выручка от реализации товаров, работ (услуг) муниципальных унитарных предприятий за 2021 год по оценке составит 9,4 млрд. рублей, что в фактических ценах на 19,3% выше уровня 2020 года. Среднесписочная численность работающих увеличится на 3,9% до 3,3 тыс. человек.
По оценке отрицательный финансовый результат за 2021 год получит Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Сургутский хлебозавод" (далее - СГМУП "СХЗ").
Убытки СГМУП "СХЗ" обусловлены растущей конкуренцией на рынке хлебобулочной и кондитерской продукции, а также приостановлением очной формы деятельности образовательных учреждений в условиях пандемии.
В среднесрочном периоде планируется преобразование в хозяйственные общества 4 муниципальных унитарных предприятий:
в 2022 году - Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства города Сургута";
в 2023 году - Сургутского городского муниципального унитарного энергетического предприятия "Горсвет":
в 2024 году - Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания", Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутский хлебозавод".
В результате планируемых реорганизаций и ликвидаций к концу 2024 года количество муниципальных унитарных предприятий составит 4 единицы.
Выручка от реализации товаров, работ (услуг) муниципальных унитарных предприятий к концу 2024 года по консервативному и базовому варианту прогноза в связи с реорганизацией предприятий снизится к уровню 2021 года в фактических ценах на 17,6 и 16,7% соответственно и составит 7,75 и 7,84 млрд. рублей. Среднесписочная численность работающих составит 2 тыс. человек.
В 2021 году реорганизовано 2 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения (одно путем присоединения к действующему детскому саду, одно в форме выделения из школы нового дошкольного учреждения с одновременным присоединением к действующему детскому саду).
С 01.01.2021 в рамках создания централизованной системы ликвидировано муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута". В результате по итогам 2021 года муниципальная сеть уменьшится на 2 единицы.
С учетом ввода в эксплуатацию новых объектов социальной сферы, а также планируемых реорганизаций к концу 2024 года количество муниципальных учреждений увеличится на 10 единиц.
Увеличение среднегодовой численности занятых в организациях муниципальной формы собственности будет обеспечиваться, в основном, увеличением численности работников образовательных учреждений.
2. Жилищно-коммунальный комплекс.
В рамках национального проекта "Жилье и городская среда" город принимает участие в реализации региональных проектов "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Формирование комфортной городской среды".
Реализация проектов направлена на обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Общая площадь жилищного фонда (квартир) муниципального образования за 2021 год увеличится на 2,8% и составит по оценке 8,7 млн. кв. метров.
Управление жилищным фондом осуществляется на конкурсной основе.
Мощность муниципальных коммунальных сетей и объектов инженерной инфраструктуры к концу 2024 года по базовому варианту прогноза составит (темп роста к уровню 2021 года):
- протяженность водопровода - 413,3 км (101,7%);
- мощность очистных сооружений - 121,4 тыс. куб. метров (100%);
- протяженность канализационных сетей - 395,7 км (98,2%);
- количество центральных тепловых пунктов - 100 единиц (100%);
- протяженность тепловых и паровых сетей - 440,9 км (101,8%);
- протяженность уличной газовой сети - 52,2 км (100%);
- протяженность линий электропередач - 147,4 км (100%).
Актуальным остается вопрос ликвидации непригодного для проживания жилья. Переселение граждан из ветхого, аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда осуществляется в рамках реализации 2 подпрограмм муниципальной программы "Развитие жилищной сферы на период до 2030 года", на реализацию которых в 2021 году направлено 2,6 млрд. рублей. В рамках подпрограмм по оценке 2021 года около 1 тыс. семей улучшат жилищные условия.
По результатам запланированной на среднесрочный период работы по расселению и сносу непригодного для проживания жилья общая площадь жилищного фонда временных ветхих, аварийных и непригодных для жилья строений к концу 2024 года по базовому варианту прогноза снизится в 9 раз до 6,9 тыс. кв. метров.
В 2021 году будут выполнены работы по благоустройству придомовых территорий 32 многоквартирных домов. При отборе многоквартирных домов для участия в благоустройстве составляется рейтинг дворов. Жители многоквартирных домов участвуют в оплате ремонта придомовой территории: их вклад составляет от 10 до 20% от общей суммы.
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории города Сургута осуществляется в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 568-п "О Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". На сегодняшний день постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2019 N 136-п утвержден краткосрочный план проведения капитального ремонта на 2020 - 2022 годы.
В целях создания комфортных условий для жизни горожан в городе создан и эффективно функционирует портал "Интерактивные карты города Сургута", благодаря которому население города может оперативно получать доступ к отдельным тематическим картам, таким как: диспетчерская ЖКХ, распределение жилищного фонда по управляющим компаниям, благоустройство придомовых территорий, капитальные ремонты домов, ремонты сетей тепло-, водоснабжения.
3. Улично-дорожная сеть и общественный транспорт.
Улично-дорожная сеть.
Участие города в проекте "Дорожные сети" регионального портфеля "Безопасные и качественные автомобильные дороги" способствует устранению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, снижению перегрузки автотрасс, росту доли автодорог, соответствующих нормативному состоянию.
По оценке 2021 года общий объем отремонтированной улично-дорожной сети составит около 200 тыс. кв. метров, в том числе в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее - БКАД) - 89 тыс. кв. метров.
За среднесрочный период по консервативному и базовому вариантам планируется отремонтировать около 600 и 750 тыс. кв. метров улично-дорожной сети соответственно, в том числе в рамках БКАД - 341 тыс. кв. метров.
К концу 2024 года по базовому варианту прогноза (темп роста к уровню 2021 года):
- площадь улично-дорожной сети составит 4,6 млн. кв. метров (100,1%);
- площадь тротуаров - 626,7 тыс. кв. метров (101%);
- протяженность линий уличного освещения - 384,5 км (101,6%);
- протяженность ливневой канализации - 118,7 км (105,3%);
- количество автобусных остановок - 343 единицы (101,8%);
- количество дорожных знаков - 15 214 единицы (100,04%);
- количество светофорных объектов - 185 единиц (103,4%).
На значения показателей улично-дорожной сети оказывают влияние, с одной стороны, объемы ремонтных и строительных работ, с другой стороны, результаты проведения инвентаризации/паспортизации объектов.
Общественный транспорт.
В связи с высокой загрузкой улично-дорожной сети города, основными задачами организации транспортного обслуживания населения являются обеспечение приоритета общественного транспорта как альтернативы использованию личных автомобилей, реализация комплексного подхода к организации движения транспорта, повышение комфортности и безопасности пассажирских перевозок.
Реестр регулярных городских автобусных маршрутов по состоянию на 31.12.2021 по оценке будет включать 48 маршрутов, длина автобусных маршрутов регулярного сообщения составит - 1 121,6 км. Максимальное количество транспортных средств, задействованных на муниципальной маршрутной сети - 226 единиц, в том числе: 151 автобус большого и среднего класса; 75 автобусов малого и особо малого класса.
Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам обеспечивается путем заключения муниципального контракта по итогам электронного аукциона. Заключение муниципальных контрактов позволяет обеспечить надежность и безопасность перевозки, а также ценовую доступность услуг транспорта на маршрутах.
Все автобусы предприятий оборудованы спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS, что способствует повышению эффективности работы пассажирского транспорта.
Используя возможности данной навигационной системы на официальном портале Администрации города работает интерактивный сервис "Единый транспортный портал", позволяющий отследить в режиме реального времени местонахождение маршрутных автобусов на городской маршрутной сети. В качестве мобильного приложения выбрано рейтинговое мобильное приложение "Умный транспорт".
В настоящее время на карте отражаются 100% автобусов большого и среднего класса и 80% автобусов малого и особо малого класса. Работа предприятий в данном направлении продолжается. Низкопольные автобусы, адаптированные для перевозки маломобильных групп населения, обозначены специальным значком.
По состоянию на 01.01.2021 стоимость проезда в маршрутных автобусах с применением регулируемых тарифов составляет 27 рублей. Во всех маршрутных автобусах действуют проездные билеты длительного пользования. В 11 дачных маршрутах предоставляется право бесплатного проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости.
В целях повышения качества транспортного обслуживания населения на всех регулярных маршрутах, обслуживаемых в рамках муниципальных контрактов, применяется автоматизированная система оплаты проезда, позволяющая осуществлять оплату с помощью банковских карт и электронных средств (микропроцессорных бесконтактных смарт-карт и мобильных устройств).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, устанавливаемых перевозчиком самостоятельно. Стоимость проезда в маршрутных автобусах с применением нерегулируемых тарифов составляет 30 - 35 рублей.
Основными проблемами при организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом остаются:
1. Превышение расходов транспортных организаций, обслуживающих регулярные маршруты автобусами большого и среднего класса, над доходами, получаемыми от оплаты проезда пассажирами в связи с государственным регулированием тарифов.
2. Низкие темпы обновления и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств. Средний износ автобусов, используемых на городских маршрутах, составляет 70%. Обновление подвижного состава, задействованного на маршрутной сети, должно осуществляться с учетом требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности перевозок пассажиров, а также беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с этим, необходима поэтапная замена городских автобусов на низкопольные, адаптированные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения.
Мероприятия по обновлению общественного транспорта проводятся также и в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации проекта модернизации и развития автомобильного транспорта общего пользования в городе Сургуте (далее - проект).
Планом мероприятий предусмотрен перевод всего общественного транспорта на регулируемый тариф.
В рамках реализации проекта выполнена научно-исследовательская работа по разработке "Комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом муниципального образования городской округ Сургут на период до 2035 года" (далее - КСОТ).
Вариант реализации КСОТ предполагает оптимизацию маршрутов общественного транспорта (изменение 11 постоянных маршрутов, отмену "маршруток" и создание 7 новых маршрутов), обновление подвижного состава, обустройство существующих остановочных пунктов, строительство новых остановочных пунктов, расчет и внедрение повременного пересадочного тарифа и т.д. Рассчитаны общесетевые показатели транспортной модели.
Для дальнейшей реализации этапов плана мероприятий необходимо проработать вопросы дополнительного финансирования, определения принципа заключения контрактов, создания единого оператора, осуществляющего контроль пассажирских перевозок и собираемости доходов.
К концу 2024 года по базовому варианту прогноза соответственно (темп роста к уровню 2021 года):
- длина автобусных маршрутов регулярного сообщения составит 1 183,7 км (105,5%);
- количество регулярных городских автобусных маршрутов - 47 единиц (97,9%);
- максимальное количество транспортных средств, задействованных на муниципальной маршрутной сети - 220 единиц (97,3%).
4. Охрана окружающей среды, природопользование и благоустройство.
На создание комфортных условий для проживания населения, а также на решение проблем в области экологии городской среды направлена реализация мероприятий регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды на период до 2030 года".
В рамках проекта "Сохранение уникальных водных объектов" (национальный проект "Экология") в целях экологического сохранения водных объектов и уникальных водных систем ежегодно осуществляется уборка прибрежных территорий протяженностью 30,69 км.
В рамках реализации проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - ТКО):
- введена новая система обращения с ТКО. В дальнейших планах регионального оператора акционерного общества "Югра-Экология" строительство в Югре пяти межмуниципальных полигонов, в том числе в Сургуте, создание экотехнопарков и мусоросортировочных заводов с привлечением концессионеров, а также оптимизация за счет внедрения раздельного сбора бытовых отходов, правильной и безопасной утилизации опасных отходов и оптимизации логистики потоков отходов;
- ежегодно планируется ликвидировать более 8 100 куб. метров несанкционированных свалок в промышленных районах и местах общего пользования. Основной проблемой в работе по ликвидации несанкционированных свалок является их "возобновляемость" в местах, где невозможно ограничить доступ недобросовестным предпринимателям и физическим лицам, отказывающимся платить за вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон. В связи с этим в среднесрочном периоде данный показатель реализации проекта будет составлять не менее 8 100 куб. метров ежегодно.
Площадь парков, скверов, береговых зон к концу 2021 года составит 170,8 га. Все парки и скверы располагаются непосредственно в зоне уже существующей жилой застройки и используются для прогулок и отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Неотъемлемой частью работ по благоустройству города является создание и содержание цветников на городских территориях общей площадью 2,8 га. Для обеспечения разнообразия и новизны в цветочном оформлении городских территорий ежегодно обновляется ассортимент цветов и рисунок цветников. В полном объеме используются имеющиеся в наличии элементы вертикального озеленения: цветочные фигуры, арки, колонны, пирамиды, многоярусные этажерки, подвесные кашпо, вазоны, топиарные фигуры. В качестве инертного материала для декоративного оформления цветников используется природный камень - щебень и мраморная крошка различной фракции. С целью продления периода декоративности цветочного оформления города, в осенний период на цветниках высаживаются тюльпаны.
В целях создания комфортных условий проживания населения, повышения эстетической привлекательности общественных территорий муниципального образования осуществляется круглогодичное обслуживание парков и скверов, обеспечивается уход за деревьями и кустарниками, текущее и санитарное содержание.
Ежегодный объем работ по санитарным рубкам и рубкам по очистке леса от захламленности определенный лесохозяйственным регламентом составляет 215,3 га. Однако, объем финансирования, предусмотренный на проведение лесохозяйственных работ, допускает выполнение лишь основных первоочередных лесохозяйственных мероприятий, в том числе санитарные рубки и рубки по очистке леса от захламленности на площади 15 га, что составляет около 7% от общей потребности.
Ежегодно проводится санитарное содержание зеленых зон активного отдыха населения на площади 59 га.
Благоустройство объектов.
В среднесрочной перспективе планируется благоустроить следующие объекты:
- "Экопарк за Саймой";
- "Парк в микрорайоне 40";
- "Рекреационные территории общественных пространств в западном жилом районе города Сургута";
- "Парк в микрорайоне 38";
- "Парк в микрорайоне N 8 по улице Республики, 75";
- "Участок набережной протоки Кривуля в городе Сургуте";
- "Набережная правого рукава водохранилища "Сайма", участок от магазина "Изида" до Дворца Торжеств в городе Сургуте";
- "Парковая зона в микрорайоне 20А";
- "Сквер на пересечении бульвара Свободы и проспекта Ленина".
В 2024 году площадь парков, скверов, береговых зон, находящихся на содержании, составит 176,3 га, обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования жителей города снизится до 11 кв. метров на одного жителя, что обусловлено приростом численности населения и составит 69% к действующему нормативу.
Акции экологической направленности.
В целях повышения уровня экологической культуры населения, уровня информированности населения в области охраны окружающей среды в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды на период до 2030 года" продолжится реализация следующих мероприятий:
- общегородской акции по санитарной очистке и благоустройству города "Чистый город";
- городских экологических акций "День отказа от транспорта", "Цветы - подарок Сургуту", "Спаси дерево";
- городского экологического слета "Эколог и Я";
- городских экологических конкурсов "Прояви себя", "Эколето в детском саду", "ЭкоБлогер";
- конкурса плакатов "ЭКОдети шагают по планете" (совместно с центральной детской библиотекой);
- общегородских субботников на территории города;
- акций по посадке саженцев деревьев и кустарников и другие.
Ежегодно проводятся работы по привлечению горожан к практической природоохранной деятельности через изготовление и прокат информационных видеороликов экологической направленности, в том числе о раздельном накоплении твердых коммунальных отходов.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие муниципального сектора и городского хозяйства, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов обусловлены проведенной и планируемой реорганизацией ряда муниципальных учреждений, корректировкой объемов бюджетных инвестиций, направленных на развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, на благоустройство мест общего пользования, на снос непригодного жилья, корректировкой инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.