Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VIII. Развитие потребительского рынка
В 2021 году на фоне восстановления потребительского спроса, в том числе компенсационного, в условиях ослабления карантинных ограничений, темпы прироста объемов потребительского рынка перешли в область положительных значений.
Объем потребительского рынка по итогам 2021 года оценивается в размере 181 млрд. рублей, что в товарной массе выше уровня 2020 года на 5,4% (индекс физического объема к 2020 году - 105,4%).
Оборот розничной торговли составит 78,2% от общего объема потребительского рынка, оборот общественного питания - 3,6%, объем реализации платных услуг населению - 18,2%.
На крупные и средние предприятия приходится около 60% оборота розничной торговли, более 65% - оборота общественного питания, более 75% - объема реализации платных услуг населению. Доля оборота сетевых торговых компаний в обороте розничной торговли - более 50%.
По оценке 2021 года оборот розничной торговли по крупным и средним организациям составит 83 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года - 105,1%, оборот общественного питания - 4,2 млрд. рублей (138,5%), объем платных услуг населению - 25 млрд. рублей (104%).
Цены на товары за год возрастут на 4,7%, на продукцию общественного питания - на 1,4%, на платные услуги населению в среднем по всем видам - на 2,3%.
Рынок товаров и услуг города, несмотря на сжатие в кризисный и пандемический периоды, остается самым емким на территории округа. В городе сосредоточено более 35% торговой площади автономного округа, обеспеченность жителей города торговыми площадями превышает среднеокружной уровень в 1,6 раза.
Способствует большей "прозрачности" рынка, реализуемый переход на порядок применения контрольно-кассовой техники, предусматривающий передачу данных о расчетах в режиме реального времени в Федеральную налоговую службу России. К уровню 2020 года количество организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших данную контрольно-кассовую технику увеличилось на 9,8%.
По состоянию на 31.12.2021 по оценке обеспеченность на 1 000 жителей составит (темп роста к уровню 2020 года):
- торговыми площадями - 1 804 кв. метра или 242,5% к действующему нормативу (744 кв. метров торговой площади) (98,2%);
- предприятиями общепита общедоступной сети - 59,5 посадочного места или 149% к действующему нормативу (40 посадочных мест) (98%);
- объектами гостиничного хозяйства - 7,6 койко-места или 126,5% к действующему нормативу (6 мест) (101,3%);
- предприятиями бытового обслуживания - 10 рабочих мест или 113% к действующему нормативу (9 рабочих мест) (98,9%);
- жильем - 22,1 тыс. кв. метров или 122,7% к действующему нормативу (18 тыс. кв. метров) (100,7%);
- личным автомобильным транспортом - 482 единицы (105,4%).
Снижение обеспеченности жителей города объектами потребительского рынка обусловлено как прекращением деятельности ряда объектов в условиях пандемического кризиса, так и опережающими темпами прироста численности населения.
В соответствии со сценариями прогноза потребительский рынок в среднесрочный период характеризуется следующими тенденциями:
- положительной динамикой оборотов рынка товаров и услуг, обуславливаемой восстановительным ростом потребительского спроса домашних хозяйств после поэтапного снятия карантинных мер, положительной динамикой численности населения города, а также дальнейшим развитием инфраструктуры потребительского рынка;
- расширением инфраструктуры потребительского рынка, как за счет застройки новых жилых микрорайонов города, так и за счет реконструкции существующей застройки;
- расширением закрытой сети общественного питания за счет ввода в эксплуатацию ряда социальных объектов;
- дальнейшим переформатированием предприятий торговли и общественного питания на фоне развития новых технологий, коммуникаций, средств доставки;
- стабилизацией темпов роста объемов сетевых компаний;
- увеличением в общем обороте розничной торговли доли объемов розничной торговли непродовольственными товарами;
- ростом степени удовлетворенности потребности в услугах за счет более полного территориального охвата жилых районов;
- расширением спектра услуг, оказываемых отдельным предприятием;
- постепенным восстановлением мощности предприятий гостиничного сектора до "допандемийного" уровня на фоне снятия карантинных ограничений;
- повышением конкурентоспособности предприятий сферы услуг и, следовательно, качества предоставляемых услуг.
Объем потребительского рынка за среднесрочный период в товарной массе к уровню 2021 года увеличится на 7,1 и 9,9% (индекс физического объема - 107,1 и 109,9%) по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно (до 217 и 222 млрд. рублей), цены возрастут на 12,3 и 12%.
В 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно объем (темп роста в сопоставимых ценах за среднесрочный период) по крупным и средним организациям составит:
- оборота розничной торговли - 100,4 млрд. рублей (107,2%) и 102,3 млрд. рублей (110,1%);
- оборота общественного питания - 5,1 млрд. рублей (109,9%) и 5,3 млрд. рублей (113,3%);
- платных услуг населению - 29,9 млрд. рублей (108,3%) и 31,2 млрд. рублей (110,7%).
Объем потребительского рынка по базовому варианту прогноза к концу среднесрочного периода в товарном выражении составит: к докризисному уровню (2014 год) - 96%; к "допандемийному" уровню (2019 год) - 107,6%.
За среднесрочный период по базовому варианту прогноза: мощность предприятий общественного питания общедоступной сети увеличится на 0,2%, торговая площадь стационарных торговых объектов - на 0,8%, общая площадь жилищного фонда (квартир) - на 10,6%, мощность гостиничной сети - на 5%, мощность предприятий бытового обслуживания - на 1,8%, количество личного автотранспорта - на 16%.
К концу 2024 года обеспеченность на 1 000 жителей составит (темп роста к уровню 2021 года):
- торговыми площадями - 1 716 кв. метров или 231% к действующему нормативу (744 кв. метров торговой площади) (95,1%);
- предприятиями общепита общедоступной сети - 56 посадочных мест или 141% к действующему нормативу (40 посадочных мест) (94,6%);
- объектами гостиничного хозяйства - 7,5 койко-места или 125% к действующему нормативу (6 мест) (99,1%);
- предприятиями бытового обслуживания - 9,6 рабочего места или 107% к действующему нормативу (9 рабочих мест) (96,1%);
- жильем - 23,1 тыс. кв. метров или 128% к действующему нормативу (18 тыс. кв. метров) (104,1%);
- личным автомобильным транспортом - 529 единиц (109,7%);
Снижение обеспеченности жителей города объектами потребительского рынка обусловлено, в основном, опережающими темпами прироста численности населения.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие потребительского рынка, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов обусловлены корректировкой темпов роста объемов потребительского рынка в соответствии с основными макроэкономическими параметрами развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.