Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Уровень жизни населения
По итогам 2021 года ожидается незначительный восстановительный рост реальных доходов населения и потребления в условиях адаптации бизнеса и населения к карантинным ограничениям.
В 2021 году населением города по оценке будет получено 280 млрд. рублей денежных доходов, что на 6% превысит уровень 2020 года. По итогам 2021 года в структуре денежных доходов населения:
- 71,1% составит оплата труда;
-15,6% - социальные трансферты;
- 6,8% - доходы от предпринимательской деятельности;
- 3,5% - доходы населения от собственности;
- 2,9% - прочие доходы.
На фоне постпандемийного восстановления удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме доходов существенно возрастет.
По итогам 2021 года по оценке:
- среднедушевой денежный доход в месяц составит 59,6 тыс. рублей, в том числе располагаемый (за вычетом обязательных платежей и взносов) - 52 тыс. рублей;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника (по крупным и средним организациям) - 99,1 тыс. рублей;
- средний размер пенсии по старости в месяц - 24,9 тыс. рублей.
За 2015 - 2020 годы потребительские цены возросли на 41,3%, при этом номинальные доходы увеличились лишь на 16,7%. Таким образом, покупательная способность доходов населения за данный период снизилась на 17,4% (реальные доходы к уровню 2014 года - 82,6%).
В 2021 году на уровень инфляции продолжает оказывать влияние, с одной стороны, ускорение роста мировых цен на продовольственные товары на фоне снижение урожая по ряду сельскохозяйственных культур, ослабление курса рубля к иностранной валюте, ограничения, обусловленные пандемическим кризисом, с другой стороны, принятые Правительством Российской Федерации меры по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
Среднегодовой индекс потребительских цен составит по оценке 104,1% (2020 год - 102,7%), в том числе:
- на товары - 104,8% (2020 год - 102,8%);
- на продовольственные товары - 105,8% (2020 год - 104%);
- на непродовольственные товары - 104,1% (2020 год - 101,9%);
- на услуги - 102,3% (2020 год - 102,6%).
Значительные темпы инфляции вносят существенный вклад в снижение покупательной способности доходов населения. Несмотря на более высокие темпы прироста номинальных денежных доходов по сравнению с уровнем 2020 года, с учетом корректировки на индекс потребительских цен покупательная способность к уровню предыдущего года как доходов населения в целом, так и заработной платы работников организаций не изменится (реальные денежные доходы населения составят 100,1%, реальная заработная плата - 100,2%).
На фоне отсутствия существенной положительной динамики покупательной способности в целом по доходам и заработной плате работников организаций по итогам года, покупательная способность пенсии по старости возрастет по итогам года на 2,2% к уровню 2020 года (реальный размер пенсии по старости - 102,2%).
В 2021 году среднегодовая численность пенсионеров всех категорий составит по оценке 101 тыс. человек (темп роста к уровню 2020 года - 100,2), в том числе пенсионеров по старости - 88,7 тыс. человек (99,8%).
С 01.01.2021 составляющие страховых пенсий неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше уровня инфляции по итогам 2020 года.
С 01.04.2021 социальные пенсии проиндексированы на 3,4% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2020 год.
Величина прожиточного минимума в автономном округе на 2021 год установлена в размере на уровне величины прожиточного минимума за второй квартал 2020 года в соответствии с положениями Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2020 N 473-ФЗ), что обусловило отставание по оценке года темпов роста величины прожиточного минимума (в среднем на душу населения - 102,1%) от темпов инфляции (индекс потребительских цен - 104,1%).
По итогам 2021 года среднедушевой доход обеспечит 3,7 прожиточного минимума (2020 год - 3,6), заработная плата - 5,7 прожиточного минимума трудоспособного человека (2020 год - 5,5), пенсия по старости - 1,9 прожиточного минимума пенсионера (2020 год - 1,8).
В 2021 году, как и в предыдущие годы, обеспечивается положительная динамика темпов роста заработной платы всех целевых категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
Покупательная способность доходов населения остается основным фактором, определяющим темпы роста потребительского спроса домашних хозяйств.
В 2021 году потребление товаров и услуг на душу населения по оценке составит 462 тыс. рублей, в натуральном выражении среднедушевое потребление к уровню 2020 года увеличится на 3,4%, чему будет способствовать оживление потребительского спроса, в том числе компенсационного, в условиях ослабления карантинных ограничений.
Высокому уровню среднедушевого потребления в значительной степени способствует и уровень развития инфраструктуры города. Обеспеченность населения города торговыми площадями по итогам года превысит нормативный показатель в 2,4 раза, аптеками - в 7,5 раз, предприятиями общепита общедоступной сети - в 1,5 раза, гостиницами - в 1,3 раза, жильем - в 1,2 раза, предприятиями бытового обслуживания - в 1,1 раза.
В соответствии со сценариями прогноза на среднесрочный период для показателей уровня жизни населения характерны следующие тенденции:
- на фоне реализации пакета антикризисных мер, направленных на поддержку бизнеса, занятости, доходов населения темпы роста доходов от предпринимательской деятельности, в том числе компенсационные, будут более высокими, что, в свою очередь, определит увеличение их доли в доходах населения;
- темпы роста всех основных видов доходов населения будут опережать темпы роста потребительских цен, что обеспечит положительную динамику их покупательной способности (рост реальных доходов населения);
- в свою очередь, рост покупательной способности доходов населения обеспечит рост среднедушевого потребления в натуральном выражении, в том числе за счет реализации отложенного спроса;
- продолжится реализация мер по повышению заработной платы отдельных целевых категорий работников бюджетных учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации;
- не предусматривается опережающий рост величины прожиточного минимума над темпами роста инфляции;
- в структуре потребления возрастет доля расходов на непродовольственные товары и ряд услуг необязательного характера;
- темпы роста доходов населения позволят восстановить их покупательную способность до уровня 2019 года;
- динамика составляющих доходов населения в базовом варианте прогноза предполагается выше, чем в консервативном.
В 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно:
- объем денежных доходов населения составит 329 и 341 млрд. рублей, что на 18 и 22% превысит уровень 2021 года;
- среднедушевой денежный доход в месяц - 67,1 и 68,4 тыс. рублей (темп роста к уровню 2021 года - 112,6 и 114,8%), в том числе располагаемый (за вычетом обязательных платежей и взносов) - 58,6 и 59,8 тыс. рублей;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника (по крупным и средним организациям) - 114 и 115,5 тыс. рублей (115 и 116,5%);
- средний размер назначенной пенсии по старости в месяц - 28,6 и 29,4 тыс. рублей (114,6 и 118%).
В структуре доходов населения по базовому варианту прогноза к концу среднесрочного периода 69,8% составит оплата труда, 14,3% - социальные трансферты, 9,7% - доходы от предпринимательской деятельности, 3,3% - доходы населения от собственности, 2,9% - прочие доходы.
Уровень инфляции в среднесрочном периоде не превысит уровень инфляции 2021 года, среднегодовой индекс потребительских цен составит по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно:
- в 2022 году - 103,9 и 103,8%;
- в 2023 году - 104 и 104%;
- в 2024 году - 104 и 104%;
- за 2022 - 2024 годы - 112,4 и 112,3%.
В среднесрочный период по консервативному варианту прогноза темпы роста цен на продовольственные товары будут опережать средний уровень роста цен, по базовому варианту прогноза - темпы роста цен на непродовольственные товары и услуги.
За среднесрочный период к уровню 2021 года с учетом корректировки на индекс потребительских цен покупательная способность по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно возрастет:
- среднедушевого дохода - на 0,2 и 2,3%;
- заработной платы - на 2,3 и 3,7%,
- пенсии - на 2 и 5,1%.
За среднесрочный период не произойдет восстановления покупательной способности доходов населения к докризисному уровню - реальные доходы населения по базовому варианту прогноза в 2024 году к уровню 2014 года составят 84,6%. При этом покупательная способность доходов превысит "допандемический" уровень (2019 года) на 1,7%.
В 2024 году по базовому варианту прогноза среднедушевой доход обеспечит 3,7 прожиточного минимума, заработная плата - 5,8 прожиточного минимума трудоспособного человека, пенсия по старости - 1,9 прожиточного минимума пенсионера.
За среднесрочный период по базовому варианту прогноза среднегодовая численность пенсионеров снизится на 5%, что обусловлено, в основном, изменением границ трудоспособного возраста и, соответственно, возраста оформления страховой пенсии по старости с 2019 года.
На фоне восстановления потребительского спроса домашних хозяйств среднедушевое потребление в денежном выражении возрастет за среднесрочный период до 531 и 536 тыс. рублей в год по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно, в натуральном выражении - на 2,4 и 3,6%.
При этом по базовому варианту прогноза в товарном выражении к "допандемическому" уровню (2019 года) среднедушевое потребление составит 97,8%, к докризисному уровню (2014 году) - 77,8%.
Отклонения значений показателей, характеризующих уровень жизни населения, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов определяются корректировкой темпов роста доходов и расходов населения в соответствии с основными макроэкономическими параметрами развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.