Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Развитие отраслей социальной сферы
1. Образование.
Для достижения национальных целей и стратегических задач, поставленных Указом N 204, деятельность сферы образования направлена на реализацию национальных, федеральных и региональных проектов Российской Федерации, в соответствии с которыми ключевыми направлениями развития определены: обеспечение доступности качественного образования, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, создание эффективной системы развития способностей и талантов у детей, внедрение новых методов обучения и образовательных технологий, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы в системе образования.
В составе регионального портфеля проектов "Образование" (национальный проект "Образование") город участвует в реализации проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", что направлено на создание новых мест в общеобразовательных организациях, увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, увеличение количества обучающихся по образовательным программам основного общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию.
В составе регионального портфеля проектов "Демография" (национальный проект "Демография") в сфере образования город участвует в реализации проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", что повышает доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Для достижения значений показателей, предусмотренных национальными проектами, в городской образовательной системе в среднесрочной перспективе запланировано следующее.
К концу 2021 года сеть образовательных учреждений будет включать:
- 53 учреждения, реализующих программы дошкольного образования (40 муниципальных детских дошкольных учреждений, 7 частных детских дошкольных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, 5 муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, окружное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- 41 общеобразовательное учреждение, включая окружные учреждения и частное общеобразовательное учреждение (37 муниципальных общеобразовательных учреждений, 3 окружных коррекционных общеобразовательных учреждения, частное общеобразовательное учреждение);
- 4 учреждения дополнительного образования детей (подведомственные департаменту образования);
- 8 учреждений среднего профессионального образования (с учетом филиалов);
- 3 учреждения высшего профессионального образования (включая филиал).
Кроме того, на территории города образовательную деятельность осуществляют 2 специальные учебно-воспитательные школы - школа при исправительном учреждении и школа для детей с девиантным поведением.
Основными проблемными вопросами в сфере образования в 2021 году и на перспективу остаются:
- невозможность организации односменного режима работы всех общеобразовательных учреждений ввиду ограниченной мощности образовательных организаций, что обусловлено увеличением численности обучающихся, интенсивным строительством новых жилых микрорайонов, необеспеченных зданиями общеобразовательных учреждений, снижением мощности имеющихся учреждений в связи с изменением требований к оснащению и организации учебного процесса;
- высокий износ материально-технической базы образовательных учреждений.
В 2021 году для решения приоритетных задач проведены и планируются следующие мероприятия:
- реорганизация двух муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений с целью оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений;
- ввод школы в микрорайоне 32 (900 мест) с присоединением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению лицею имени генерал-майора Хисматуллина В.И.;
- ввод школы в микрорайоне 33 (900 мест) с присоединением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Перспектива".
С учетом данных изменений численность детей, посещающих дошкольные образовательные организации, составит к концу 2021 года 31,3 тыс. человек, обеспеченность детей дошкольными образовательными организациями - 102,9% от норматива (70 мест на 100 детей).
В перспективе для увеличения количества мест в дошкольных учреждениях планируется использование ресурсов, действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений, строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов.
Так, по консервативному и базовому вариантам прогноза в среднесрочном периоде планируется строительство и ввод в эксплуатацию трех дошкольных образовательных учреждений, школы-детского сада, двух частных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми.
При условии ввода в эксплуатацию новых дошкольных образовательных учреждений, численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в среднесрочном периоде будет иметь положительную динамику и к концу 2024 года по консервативному и базовому варианту прогноза составит 32,8 тыс. человек или 119% от норматива (70 мест на 100 детей).
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2021 году увеличится на 3,6% к уровню 2020 года до 57,1 тыс. человек, уровень обеспеченности местами в общеобразовательных учреждениях - на 1,3% до 65,2% к нормативу (1 место на одного учащегося).
Для увеличения числа мест в образовательных организациях в среднесрочном периоде по консервативному и базовому варианту прогноза планируется строительство и ввод в эксплуатацию новых школ - откроются 6 общеобразовательных учреждений, 1 школа-детский сад, 1 блок к существующему общеобразовательному учреждению.
С учетом прогнозируемых темпов роста численности детей школьного возраста, планируемые к вводу объекты позволят увеличить обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях к концу 2024 года до 75,4 и 75,3% от норматива по консервативному и базовому варианту прогноза соответственно.
Таким образом, по консервативному и базовому варианту прогноза услуги общего образования в 2024 году будут оказывать 48 общеобразовательных учреждений с численностью обучающихся 61,6 тыс. человек (44 муниципальных общеобразовательных учреждения, 3 окружных коррекционных общеобразовательных учреждения и частное общеобразовательное учреждение), а услуги дошкольного образования - 56 учреждений (43 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 5 муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, 7 частных организаций, реализующих программы дошкольного образования, окружное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
В городе сложилась развитая система дополнительного образования детей и молодежи, представленная организациями различных форм собственности, в рамках которой успешно реализуются различные модели дополнительного образования детей на базе организаций культуры, физической культуры и спорта, образовательных учреждений и организаций дополнительного образования детей.
С целью обеспечения доступного и качественного дополнительного образования город перешел на новую модель предоставления сертификата дополнительного образования и способов его использования. Сертификат дополнительного образования предоставляется всем детям в возрасте от 5 до 18 лет, желающим получать услуги дополнительного образования на территории города.
Постановлением Администрации города от 08.11.2016 N 8249 утверждена программа персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Сургуте на 2016 - 2023 годы.
Обучение с использованием сертификата по дополнительным общеразвивающим программам осуществляют 4 муниципальных учреждения и 13 негосударственных организаций. В 2021 - 2023 годах будут обучаться 8 009 детей, в том числе около 2 000 детей в негосударственных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования.
С целью обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для детей различных категорий в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями на базе муниципальных общеобразовательных учреждений города функционируют ресурсные центры:
- по реализации культурно-образовательного проекта "Три ратных поля России в Сургуте" (лицей N 3, лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И., школы N 18, 26);
- по развитию шахматного образования в общеобразовательных организациях (Сургутская технологическая школа);
- по работе с интеллектуально-одаренными детьми (гимназия N 2, Сургутский естественно-научный лицей, лицей N 1, школы N 1, 46);
- по дополнительному образованию по работе с одаренными детьми (гимназия "Лаборатория Салахова", школа N 10);
- по повышению финансовой грамотности учащихся и педагогов в общеобразовательных учреждениях (школа N 1).
Поэтапно на базах муниципальных общеобразовательных учреждений, в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образования" продолжается ввод школьных технопарков. До конца 2021 года планируется открыть технопарк в гимназии "Лаборатория Салахова".
Кроме того, до конца года запланировано открытие второго корпуса детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Технополис" с введением 4 квантумов (Автоквантум, Date-квантум, промдизайнквантум, Hi-Tech цех) и иные функциональные зоны: шахматная гостиная, лекторий, проектная зона или зона коллективной работы. Единовременная пропускная способность объекта составит 80 человек, примерный охват обучающихся в день - не менее 480 человек, а также около 1 000 детей, вовлеченных в кванторианское движение, посещающих открытые мероприятия в течение учебного года и каникулярный период.
В городе создана система социального партнерства общеобразовательных организаций с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также предприятиями и организациями экономической и социальной сферы.
В рамках реализации концепции развития системы профессиональной ориентации на территории города, с целью создания условий для вовлечения учащихся в практики освоения перспективных профессиональных компетенций сформирован план деятельности в части профессиональной ориентации, который осуществляется по 11 направлениям (инженерно-технологическое, естественно-научное, иноязычное, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, филологическое, экономическое, юридическое, физкультурно-спортивное, ориентация на рабочие специальности, мероприятия по профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
План деятельности ежегодно формируется совместно с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, градообразующими предприятиями, социальными партнерами муниципальной системы образования.
Данное сотрудничество направлено на подготовку перспективного кадрового резерва, раннюю профессиональную ориентацию учащихся через взаимодействие в реализации профильных программ обучения, расширение сети корпоративных классов в формате "школа-предприятие". В городе создано 8 корпоративных классов:
- "Технологический класс" (специализация "Электротехника. КИПиА", школа N 19 совместно с филиалом публичного акционерного общества "ЮНИПРО" "Сургутская ГРЭС-2");
- "Газпромкласс" (технологический профиль, Сургутский естественно-научный лицей совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут");
- "Энергокласс" (технологический профиль, лицей N 3 совместно с акционерным обществом "Россети Тюмень");
- "Транспорт-класс" (физико-математический профиль, школа N 29 совместно с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги");
- "Юридический класс" (лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И. совместно с Управлением Министерства внутренних дел России по городу Сургуту);
- "Пожарно-спасательный класс" (школа N 46 совместно с учебным центром Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре);
- "Педагогический класс" (социально-гуманитарный профиль, школа N 12 совместно с Сургутским государственным педагогическим университетом);
- "Авиа-класс" (технологический профиль, школа N 7 совместно с региональной общественной организацией "Федерация самолетного спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В целом система профессионального образования в городе представлена достаточным количеством вузов и колледжей. Образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования осуществляют 8 учреждений, по образовательным программам высшего профессионального образования - 3 учреждения (2 региональных и 1 филиал федерального). Всего в учреждениях профессионального образования обучается 18 тыс. человек.
Значительное внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей. Ежегодно на территории города осуществляют деятельность более 60 организаций отдыха детей и их оздоровления, которые посещают от 45 до 50% человек от общей численности детей, проживающих на территории города, в возрасте от 6 до 17 лет (включительно).
Для организации выездного отдыха в организациях отдыха детей и их оздоровления, ежегодно приобретается около 3 000 путевок за счет субвенции из средств окружного бюджета (осуществляется оплата проживания и питания детей в лагере, страхование жизни и здоровья детей (в том числе в пути следования до организации отдыха и обратно).
Основные приоритеты в сфере образования на среднесрочный период:
- развитие сети образовательных учреждений различных типов, видов и форм;
- обеспечение комплексной безопасности образовательной среды;
- обновление содержания, повышение качества и доступности образования;
- разработка системы мер, направленных на формирование высококвалифицированных педагогических кадров;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, воспитания здорового образа жизни;
- развитие системы сопровождения детей с учетом индивидуальных потребностей и способностей ребенка;
- создание условий для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компетентностей;
- развитие информационной образовательной среды образовательного учреждения, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.
2. Культура.
Одним из важнейших факторов развития общества является развитие сферы культуры, которое, в свою очередь, предполагает создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры, развитие местного традиционного народного художественного творчества, организацию библиотечного обслуживания населения, сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), организацию предоставления дополнительного образования детей, создание условий для массового отдыха жителей города, что позитивно влияет на сознание людей, способствует духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.
Для достижения национальных целей и стратегических задач, поставленных Указом N 204, деятельность сферы культуры направлена на реализацию национальных проектов Российской Федерации, в соответствии с которыми ключевыми направлениями развития определены:
- создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
- обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- подготовка кадров для организаций культуры;
- создание виртуальных концертных залов;
- обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство.
В составе регионального портфеля проектов "Культура" (национальный проект "Культура") город участвует в реализации проектов "Культурная среда" и "Творческие люди", что позволит создать новые объекты культуры, реконструировать существующие, получить организациям культуры современное оборудование, увеличить число посещений организаций культуры, повысить квалификацию специалистов сферы культура.
К концу 2021 года на территории города свою деятельность будут осуществлять 18 учреждений культуры и искусства: централизованная библиотечная система, включающая 13 общедоступных городских библиотек, 2 музея, 5 учреждений культурно-досугового типа, парк культуры и отдыха, городская концертная организация - филармония, 2 театра, 6 кинотеатров, а также 6 учреждений дополнительного образования - школ искусств, подведомственных комитету культуры (художественная школа, хореографическая школа, 4 школы искусств).
Основными проблемами развития сферы культуры и искусства на территории Сургута остаются:
- недостаточная обеспеченность города школами искусств, парками культуры и отдыха, площадями для занятий в клубных формированиях;
- высокий процент износа объектов культуры.
Для решения данных проблем запланировано следующее.
Предусмотрены средства на выполнение проектно-изыскательских работ (далее - ПИР) по объектам:
- "Муниципальное автономное учреждение "Городской культурный центр. Реконструкция";
- "Нежилое здание, расположенное по адресу: улица Мелик-Карамова, 3. Реконструкция";
- "Театр актера и куклы "Петрушка".
В рамках проекта "Культурная среда" в 2019 году для 3 детских школ искусств приобретено 45 музыкальных инструментов, оборудование и литература для учебных классов. В 2021 году участие в проекте не предусмотрено. В среднесрочном периоде планируется приобретение современного оборудования еще для 3 муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры.
В рамках регионального проекта "Творческие люди" в течение 2019 - 2024 годов запланированы переподготовка и повышение квалификации 321 работника учреждений культуры (в 2019 году - 5 работников, в 2020 году - 44, в 2021 году - 68). В среднесрочном периоде обучение пройдут еще 204 сотрудника учреждений культуры.
В 2021 году в городе создана "Арт-резиденция" - мультиформатное пространство для объединения творческого и бизнес сообществ, творческая лаборатория для различных деятелей культуры и искусства, место для "культурных стартапов", точка роста молодежных проектов, площадка трансляции и передачи опыта от мастера к ученику, территория практического применения идей и самореализации жителей всех возрастов.
По оценке к концу 2021 года обеспеченность населения города учреждениями культуры составит:
- школами искусств - 38,4%;
- массовыми библиотеками - 65,8%;
- музеями - 100%;
- учреждениями культурно-досугового типа - 126,5%;
- парками культуры и отдыха - 7,6%;
- филармониями - 100%;
- профессиональными театрами - 101,2%;
- кинозалами - 136,6%.
В целях повышения качества предоставления услуг в сфере культуры в среднесрочном периоде планируется:
- строительство здания для муниципального автономного учреждения "Театр актера и куклы "Петрушка";
- строительство здания для муниципального автономного учреждения "Городской культурный центр";
- реконструкция нежилого здания, расположенного по улице Мелик-Карамова, дом 3 (Дом пионеров).
Кроме того, определен перечень приоритетных объектов:
- строительство детской школы искусств;
- строительство хореографической школы;
- строительство музейно-выставочного здания на территории мемориального комплекса геологов-первопроходцев "Дом Ф.К. Салманова".
Реализация перечисленных мероприятий позволит усовершенствовать материально-техническую базу муниципальных учреждений и увеличить обеспеченность населения города объектами культуры.
С учетом ввода объектов культуры, запланированных на период до 2024 года, и темпов роста численности населения обеспеченность (к уровню 2021 года) по консервативному и базовому варианту прогноза соответственно составит:
- школами искусств - 33,8 (- 6,2%) и 33,2% (- 4,6%);
- библиотеками - 63,2% (- 2,6%) и 62,1% (- 3,7%);
- музеями - 100 (0%) и 100% (0%);
- учреждениями культурно-досугового типа - 121,5% (- 5%) и 119,4% (- 7,1%);
- парками культуры и отдыха - 14,6% (+ 7%) и 14,3% (+ 6,7%);
- филармониями - 100% (0%) и 100 (0%);
- театрами - 97,2% (- 4%) и 95,5% (- 5,7%);
- кинозалами - 131,2 (- 5,4%) и 129,0% (- 5,7%).
В перспективе деятельность в сфере культуры будет направлена:
- на развитие инфраструктуры отрасли и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений;
- на поддержку и развитие многоуровневой системы профессионального образования в сфере культуры;
- на поддержку талантливых и одаренных детей;
- на создание современной информационно-коммуникационной среды в учреждениях, реализация инновационных проектов;
- на создание условий для развития внутреннего и въездного туризма;
- на поддержку доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в сфере культуры;
- на осуществление работ по обеспечению безопасности и условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- на обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство города.
3. Физическая культура и спорт.
Для достижения национальных целей и стратегических задач, поставленных Указом N 204, деятельность сферы физической культуры и спорта направлена на реализацию национальных, федеральных и региональных проектов Российской Федерации, в соответствии с которыми ключевыми направлениями развития определены: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
В составе регионального портфеля проектов "Демография" (национальный проект "Демография") в сфере физической культуры и спорта город участвует в реализации проекта "Спорт - норма жизни", что позволит увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.
В городе осуществляют свою деятельность 220 организаций физкультурной направленности различной организационно-правовой формы (из них 9 муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорту).
В числе организаций физкультурной направленности осуществляют деятельность 9 спортивных школ (8 муниципальных и 1 частная) с численностью занимающихся 9 292 человека (8 667 и 625 человек соответственно).
По итогам 2021 года количество объектов спорта составит 825 единиц (единовременная пропускная способность 19 379 человек), обеспеченность населения города спортивными сооружениями (по нормативам единовременной пропускной способности) - 42,4%.
Из 825 объектов спорта в муниципальной собственности находятся 541 (65,6%), в федеральной собственности - 14 (1,7%), 40 объектов (4,8%) - являются собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и 230 объектов (27,9%) находятся в частной собственности.
Для достижения значений показателей, предусмотренных национальными проектами, в среднесрочной перспективе запланировано следующее.
По базовому варианту прогноза планируется увеличение общего количества объектов спорта на 18 единиц (9 спортивных залов, 2 крытых сооружения с искусственным льдом, 7 других спортивных сооружений) до 843 объектов (с учетом дворовых площадок), их единовременная пропускная способность достигнет 19 933 человека. По консервативному варианту прогноза количество объектов спорта составит 839 единиц с единовременной пропускной способностью 19 826 человек.
С учетом ввода в эксплуатацию объектов и прироста численности населения уровень обеспеченности объектами спорта исходя из единовременной пропускной способности к концу 2024 года составит по консервативному и базовому варианту прогноза 41,5 и 41% соответственно.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в численности постоянного населения города в возрасте 3 - 79 лет) к концу 2021 года составит 40,5%, к концу 2024 года по консервативному и базовому варианту прогноза - 46,8 и 47,1% соответственно.
В рамках поддержки негосударственных (немуниципальных) поставщиков услуг в сфере физической культуры и спорта в городе предусмотрены следующие мероприятия:
- субсидирование выполнения работ, оказания услуг;
- предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям в целях поддержки общественно значимых инициатив, направленных на профилактику правонарушений и экстремизма.
В 2021 году на выплату субсидий для финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ в указанной сфере запланировано 6 млн. рублей, грантовая поддержка предусмотрена на сумму 2,9 млн. рублей.
Основными проблемами развития сферы физической культуры и спорта на территории города остаются:
- недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями;
- низкий уровень численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
- потребность в квалифицированных специалистах.
Решению указанных проблем будет способствовать:
- привлечение большего количества жителей города к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также к системе сдачи норм ГТО;
- создание условий и устойчивого интереса у детей, подростков, молодежи к достижению высоких спортивных результатов;
- совершенствование инфраструктуры спорта;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом граждан среднего и старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
- развитие и поддержка негосударственного сектора в сфере предоставления услуг физической культуры и спорта;
- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в соответствии с климатическими особенностями региона;
- укрепление материально - технической базы для занятий физической культурой и спортом.
4. Молодежная политика.
Город участвует в реализации регионального проекта "Социальная активность" входящего в состав национального проекта "Образование", что позволяет развивать добровольчество (волонтерство), таланты и способности у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения в добровольческую и творческую деятельность, создавать центры (сообщества, объединения) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, внедрять целевую модель школьного волонтерского отряда, а также осуществлять поддержку социальных проектов, реализуемых детьми и подростками до 18 лет.
В рамках регионального проекта "Социальная активность" в 2021 году запланировано вовлечь в добровольческую деятельность 46 тыс. жителей города. Для этого планируется продолжить взаимодействие с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, проведение городских акций, семинаров для волонтеров и руководителей волонтерских объединений, молодежных форумов.
В настоящее время в Сургуте проживает более 116 тыс. человек в возрасте от 14 до 35 лет включительно, для которых действует сеть учреждений сферы молодежной политики, в том числе 3 муниципальных учреждения:
- автономное учреждение по работе с молодежью "Наше время", которое решает вопросы трудоустройства подростков и молодежи на временные и постоянные рабочие места в целях продуктивной занятости молодежи;
- бюджетное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" (далее - МБУ "Вариант), которое реализует мероприятия по досуговой занятости детей и молодежи по месту жительства, программы дворовой педагогики;
- бюджетное учреждение "Центр специальной подготовки "Сибирский легион", реализующее мероприятия патриотического воспитания молодежи, подготовки к службе в армии, развития военно-прикладных, технических и экстремальных видов спорта.
В 2021 году реализованы проекты: "Арт-март", городская спартакиада допризывной молодежи "Резерв", онлайн-фестиваль "Студенческая весна 2021", молодежный онлайн-форум "Город и Я", экологический квест "Чистые игры", марафон "Дети рулят". Продолжается работа по проведению творческих конкурсов и фестивалей, проведение творческих мастер-классов (в том числе в дистанционной форме), до конца 2021 года запланировано проведение фестиваля работающей молодежи "На крыло", спартакиад работающей и студенческой молодежи, фестиваля молодежи национальных культурных автономий "Лига наций", проекта "Русский и не только", продолжается реализация проекта "Большая земля".
В городе активно ведется работа с добровольческими объединениями.
С 2019 года "Молодежный ресурсный центр по поддержке добровольчества и молодежных некоммерческих организаций", созданный на базе МБУ "Вариант", оказывает комплекс информационных, консультационных и методических услуг организациям и гражданам в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности. Сформирован реестр волонтерских объединений города, в который входят 45 волонтерских объединений. Численность граждан, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность - около 30 тыс. человек.
На базе 12 молодежно-подростковых клубов и центров МБУ "Вариант" организована работа 62 кружков по различным направлениям деятельности (декоративно-прикладное, художественное, театральное, вокальное, культурно-массовое, хореография, техническое моделирование, мультипликация, пескография, флористика). Посещают кружки 2 тыс. человек. Занятия проводятся на бесплатной основе.
По итогам 2021 года планируется заключить 2 000 трудовых договоров для трудоустройства на временные рабочие места подростков 14 - 18 лет.
Основными проблемами развития отрасли на территории Сургута остаются:
- высокий износ объектов учреждений молодежной политики;
- отсутствие специализированных объектов для организации занятий по экстремальным и техническим видам спорта.
Для реализации молодежной политики в среднесрочном периоде по консервативному и базовому варианту прогноза планируется:
- строительство загородного специализированного (профильного) военно-спортивного лагеря "Барсова гора" на базе центра военно-прикладных видов спорта муниципального бюджетного учреждения "Центр специальной подготовки "Сибирский легион", что приведет к увеличению пропускной способности загородного лагеря с учетом перевода на круглогодичный режим обслуживания и позволит создать базу патриотического воспитания для развития военно-прикладных видов спорта;
- строительство загородного специализированного (профильного) спортивно-оздоровительного лагеря "Олимпия" на базе муниципального бюджетного учреждения "Олимпия";
- повышение кадрового потенциала специалистов учреждений;
- обновление содержания деятельности клубов по месту жительства, повышение охвата занимающихся, увеличения перечня направлений работы, внедрение программ, основанных на межведомственном взаимодействии с отраслями социальной сферы;
- обновление материально-технической базы учреждений;
- проведение ремонтных работ на объекте по улице Сибирская, 14, для открытия нового структурного подразделения "Молодежный центр бытовых услуг";
- создания опорных площадок на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования по развитию направлений работы с молодежью.
5. Здравоохранение и социальное обслуживание.
Здравоохранение.
Сфера здравоохранения города развивается в соответствии с направлениями, заданными национальным проектом "Здравоохранение", федеральными и региональными проектами Российской Федерации, государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение", территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальной программой "Укрепление общественного здоровья на период до 2024 года".
В составе регионального портфеля проектов "Здравоохранение" (национальный проект "Здравоохранение") реализуются следующие проекты: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", "Цифровой контур здравоохранения", "Развитие экспорта медицинских услуг".
В составе регионального портфеля проектов "Демография" (национальный проект "Демография") в сфере здравоохранения реализуется проект "Укрепление общественного здоровья".
Реализация мероприятий региональных проектов позволит: обеспечить оптимальную доступность для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сократить число младенческой и детской смертности, ликвидировать кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, снизить смертность от болезней системы кровообращения и новообразований, увеличить объем экспорта медицинских услуг, увеличить количество граждан, ведущих здоровый образ жизни.
На территории города реализуется государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение" (далее - программа).
Основными целями программы определены снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
В достижении поставленных целей принимают участие 9 государственных и 1 частная медицинская организация, оказывающие населению круглосуточную стационарную помощь (мощность - 3 398 коек), 5 государственных амбулаторно-поликлинических учреждений на 4 893 посещения в смену, 2 государственные стоматологические клиники, городская станция скорой медицинской помощи, станция переливания крови, филиал центра медицинской профилактики, филиал врачебно-физкультурного диспансера, филиал центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, центр лекарственного мониторинга, а также ряд частных медицинских организаций.
К реализации территориальной программы активно привлекаются частные медицинские организации. В 2021 году в ней принимают участие 23 негосударственных медицинских организации, в которых медицинская помощь оказывается по направлениям: стоматологические услуги, лабораторная, ультразвуковая диагностика и магнитно-резонансная томография, первичная медико-санитарная помощь (прием врачей узких специалистов), круглосуточная стационарная помощь, паллиативная помощь. Оплата оказанных медицинских услуг осуществляется в системе обязательного медицинского страхования по единым тарифам как для государственных, так и для частных медицинских организаций.
Пять медицинских центров города оказывают специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь населению автономного округа.
Для улучшения качества оказания медицинской помощи населению в 2021 году:
- завершено строительство Центра охраны материнства и детства на 315 коек, 165 посещений в смену - крупнейшего медицинского центра такого типа в России;
- в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница" по окружной программе развития здравоохранения, поступил новый ангиограф-аппарат для диагностики патологий сосудов кровеносной системы;
- на базе центра колопроктологии бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" состоялась региональная научно-практическая конференция. Цель мероприятия - обеспечение население автономного округа высокотехнологичной медицинской помощью, повышение ее доступности и качества, улучшение медико-социальной реабилитации пациентов колопроктологического профиля, повышение мастерства специалистов работающих с этой категорией больных;
- в рамках программы социальных инвестиций филиал публичного акционерного общества "Юнипро" "Сургутская ГРЭС-2" оказал помощь бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 3" в приобретении 12 планшетных компьютеров для врачей-терапевтов. Выезжая на дом к пациенту, врачи с помощью планшета с мобильным приложением смогут посмотреть электронную медицинскую карту, сформировать больничный лист, выписать льготный рецепт, провести телемедицинскую консультацию с узкими специалистами.
В целях создания условий для оказания медицинской помощи населению до конца 2021 года будут выполнены работы по строительству 36 дополнительных парковочных мест возле 4 медицинских бюджетных учреждений автономного округа по улицам Федорова, Пушкина, проезд Советов, проспект Набережный.
В среднесрочном периоде планируется строительство зданий для "Бюро судебно-медицинской экспертизы" совместно с патологоанатомическим отделением бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (3300 вскрытий в год) и казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Станция переливания крови" (16,5 тонн цельной крови в год - заготовка).
Социальное обслуживание.
Одним из приоритетных направлений социального обслуживания населения является повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг, в том числе за счет усиления адресного подхода.
В составе регионального портфеля проектов "Демография" (национальный проект "Демография") в сфере социального обслуживания населения город участвует в реализации проектов "Старшее поколение", "Финансовая поддержка семей при рождении детей".
Социальное обслуживание населения на территории города осуществляют 6 учреждений социального обслуживания, регионального подчинения:
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр" - является стационарным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, альтернативой санаторно-курортному оздоровлению для отдельных категорий граждан;
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский комплексный центр социального обслуживания населения", целью создания которого является оказание услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", предназначенное для социального обслуживания детей - инвалидов и их семей, а также детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
- автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский социально-оздоровительный центр" - целью учреждения является социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов старше 18 лет;
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного - Югры "Сургутский центр социальной помощи семье и детям" - создано для социального обслуживания граждан, семей и детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, предоставления социальных услуг, удовлетворения потребностей граждан в социальном сопровождении;
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного - Югры "Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов" - предназначено для комплексной реабилитации и абилитации инвалидов от 18 лет, комплексной реабилитации детей - инвалидов (от 0 до 18 лет).
В среднесрочном периоде планируется сохранение существующей сети учреждений социального обслуживания.
По оценке 2021 года учреждениями социального обслуживания населения будут оказаны услуги около 17 тыс. человек. К концу среднесрочного периода количество обслуженного населения составит 17,5 тыс. человек.
Ежегодно Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждает план передачи социальных услуг и функций негосударственным поставщикам социальных услуг. В 2021 году социальные услуги и функции в городе оказывают 27 негосударственных поставщиков. В среднесрочном периоде количество негосударственных поставщиков планируется увеличить.
Приоритетными направлениями в сфере социальной защиты населения в среднесрочном периоде останутся:
- улучшение предоставляемых гражданам услуг в сфере социальной защиты населения;
- укрепление системы социальной защиты семей и создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие системы социального обслуживания граждан, в первую очередь ветеранов и инвалидов;
- выявление семейного социального неблагополучия и социального сопровождения семей с детьми (в том числе с детьми-инвалидами);
- совершенствование социального обслуживания граждан посредством внедрения новых технологий, форм и методов работы.
Опека и попечительство.
В рамках реализации отдельного переданного государственного полномочия по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число несовершеннолетних, выявленных и учтенных в связи с утратой родительского попечения, по итогам 2021 года по оценке составит 82 ребенка, из них круглых сирот 20, социальных сирот - 62.
При определении формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается семейным формам устройства - усыновлению, установлению опеки (попечительства), передаче в приемную семью.
По оценке 2021 года на учете будут состоять 1 445 детей, из них воспитываться в семьях:
- усыновителей - 520 детей;
- опекунов, попечителей - 578 детей;
- приемных - 347 детей.
В среднесрочном периоде по консервативному и базовому варианту прогноза ожидается увеличение численности состоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 1 495 и 1 487 человек соответственно.
За последние годы доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не превышает 1,5% от общего количества детского населения.
Количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 18 до 23 лет в 2021 году по оценке составит 384 человека, в среднесрочном периоде предполагается увеличение до 400 человек.
Количество совершеннолетних недееспособных опекаемых и подопечных граждан в отчетном периоде по оценке составит 632 человека, из них 592 опекаемых гражданина и 40 человек подопечных.
В связи с ежегодным увеличением численности населения города и продолжительности жизни увеличивается количество совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. В среднесрочном периоде ожидается увеличение их численности по консервативному варианту прогноза до 649 человек (из них 606 опекаемых граждан и 43 человека подопечных), по базовому варианту прогноза - до 641 человека (из них 598 опекаемых граждан и 43 человека подопечных).
Основной проблемой при устройстве недееспособных граждан является ограниченное количество мест в бюджетных учреждениях автономного округа "Сургутская клиническая психоневрологическая больница" и "Геронтологический центр", а также отсутствие на территории автономного округа учреждений, которые могли бы временно принимать недееспособных граждан, до помещения их в психоневрологический интернат.
Обеспечение стабильного назначения и предоставления всех видов социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемным родителям, усыновителям является одним из направлений в сфере опеки и попечительства.
Размеры социальных выплат установлены законодательством автономного округа и являются стабильными и гарантированными мерами социальной поддержки.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие отраслей социальной сферы, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов объясняются корректировкой объемов бюджетных инвестиций, направленных на развитие материально-технической базы отраслей социальной сферы, сроков строительства и ввода в эксплуатацию социальных объектов, темпов роста численности населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.