Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Развитие малого бизнеса
Основным приоритетом развития малого бизнеса является выполнение задач, поставленных в Указе N 204, направленных на реализацию национальных, федеральных и региональных проектов Российской Федерации, в соответствии с которыми определены ключевые направления развития: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов малого предпринимательства, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства.
Город принимает участие в реализации проектов регионального портфеля "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы": "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса".
Реализация мероприятий проектов направлена на развитие системы мер поддержки малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности государственного и муниципального управления, упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе на ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, рост численности занятых, снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан.
На территории города Сургута осуществляют свою деятельность более 9 тысяч малых предприятий и более 12 тысяч индивидуальных предпринимателей. В малом бизнесе занято около 45 тыс. человек или 28% от общей численности занятых в экономике на территории города.
В 2021 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры продолжен эксперимент по применению налога на профессиональный доход (далее - НПД). Жителями города активно формируется рынок легальных продавцов и защищенных покупателей, о чем свидетельствует рост количества зарегистрированных плательщиков НПД.
Так, по состоянию на 30.06.2021 на территории города по данным инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре зарегистрировано 8 519 плательщиков НПД (на 30.06.2020 - 2031).
Основными видами деятельности в структуре занятости предпринимателей города Сургута являются торговля (37,9%), строительство (17,8%), оказание транспортных услуг и услуг связи (11,1%), промышленное производство (7,4%), оказание социальных услуг (6,6%), общественное питание (4,4%).
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в муниципалитете завершен. В тоже время результаты проведенных социологических исследований и опросов показывают, что продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие этой области, не только в городе Сургуте, но и в иных муниципальных образованиях страны.
Основными из них являются:
- проблема со сбором статистической отчетности;
- данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не отражают полную информацию по территориям;
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика);
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества и другие.
На деятельность ряда сфер малого бизнеса и в 2021 году продолжают оказывать негативное влияние карантинные ограничения. Наибольший спад сохраняется в секторах малого и среднего предпринимательства, ориентированных на потребительский спрос, прежде всего, это общественное питание и туризм, торговля и сфера услуг.
В целом, оборот малого бизнеса в 2021 году составит по оценке около 188 млрд. рублей, что ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах на 0,9%.
С целью повышения роли малого предпринимательства в экономике города утверждена и успешно реализуется муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030 года" (далее - муниципальная программа).
Мероприятия, проводимые в рамках реализации муниципальной программы, направлены на популяризацию, повышение общественного статуса предпринимательской деятельности, повышение квалификации и компетенций представителей малого и среднего предпринимательства, повышение их деловой активности и инициативы. Актуальными мерами поддержки, по мнению предпринимательского сообщества, являются:
- информационно-консультационная;
- проведение деловых мероприятий в формате круглых столов, деловых встреч, конкурсов, форумов, ярмарок;
- образовательная (семинары, курсы, мастер-классы);
- имущественная;
- финансовая в виде субсидий и грантов.
В 2020 году Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение о досрочном прекращении реализации регионального проекта "Популяризация предпринимательства", при этом Администрацией города данная работа в 2021 году продолжена в рамках основного мероприятия "Популяризация предпринимательства" муниципальной программы.
В 2021 году на реализацию данной муниципальной программы выделено 32,57 млн. рублей, в том числе из бюджета автономного округа - 13,24 млн. рублей, из местного бюджета - 19,33 млн. рублей.
В 2021 году Правительство Российской Федерации продолжает оказывать помощь бизнесу в наиболее пострадавших сферах, сохранив действие, принятого в предыдущем году, пакета антикризисных мер с целью минимизации негативных последствий в экономике, а именно:
- мораторий на проверки для малого бизнеса;
- меры поддержки для производителей и продавцов подакцизных товаров;
- либерализация требований к заемщикам региональных гарантийных организаций и микрофинансовых организаций;
- льготная программа кредитов и продление либерализованных требований заемщикам.
Кроме того, дополнительной мерой поддержки предпринимателей является новая льготная кредитная программа "ФОТ 3.0", которая пришла на смену предыдущей льготной программе "ФОТ 2.0". В новом формате ставка кредита составляет 3%. Первоначально заемщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту, в дальнейшем - платежи равными долями ежемесячно. Принять участие в новой программе могут как небольшие, так и крупные компании из наименее восстановившихся отраслей. В их числе - гостиничный и ресторанный бизнес, сфера культуры, туризма, спорта и развлечений. Главным условием программы является сохранение не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора.
В рамках реализации муниципальной программы в 2021 году принято решение о расширении перечня мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Также принято решение о предоставлении финансовой поддержки физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Как и ранее, субъектам малого и среднего бизнеса компенсируют затраты, традиционно поддерживаемые в рамках муниципальной программы: по приобретению оборудования, лицензионных программных продуктов; на аренду нежилых помещений (в том числе предпринимателям, осуществляющим социально значимые виды деятельности); на развитие товаропроводящей сети по реализации ремесленных товаров; по предоставленным консалтинговым услугам; связанные с прохождением курсов повышения квалификации; на реализацию программ по энергосбережению; связанные с началом предпринимательской деятельности; связанные с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях; на приобретение контрольно-кассовой техники; связанные со специальной оценкой условий труда; на обязательную и добровольную сертификацию продукции; на приобретение сырья для производства изделий народных художественных промыслов; связанные с созданием или развитием центров времяпрепровождения детей, центров молодежного инновационного творчества; на создание коворкинг-центров; связанные с деятельностью инновационных компаний.
Дополнительно в 2021 году предприниматели могут компенсировать затраты: на возмещение части затрат на оплату франшизы; возмещение части затрат на рекламу и интернет-продвижение товаров; возмещение части экспортных затрат.
Начинающие предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной сфере также, как и в 2020 году, могут претендовать на получение субсидий в виде финансового обеспечения затрат.
Самозанятым гражданам компенсируется часть затрат на рекламу, аренду, консалтинговые услуги, а также по уплате страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования.
В 2021 году Администрация города продолжает оказывать поддержку малому и среднему бизнесу в сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации в рамках снижения размера ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, расчет налогооблагаемой базы которых производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, с 2% и до 1,5% за налоговые периоды с 01.01.2021 по 31.12.2022. Данная мера распространяется более чем на 1 300 физических лиц.
Кроме того, в первом полугодии 2021 года принято решение Думы города об установлении понижающего коэффициента в размере 0,5 для расчета арендной платы за пользование земельными участками для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прием документов на получение субсидий от предпринимателей по социально значимым (приоритетным) видам деятельности, осуществлялся с 15.06.2021 по 15.07.2021. Прием заявок на предоставление субсидий в виде финансового обеспечения затрат центрам молодежного инновационного творчества, а также начинающим предпринимателям в производственной сфере - июль 2021 года, в августе 2021 года - для социальных предпринимателей, самозанятых граждан и субъектов креативных индустрий.
Вместе с тем дополнительную поддержку малому бизнесу оказывают организации, образующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе акционерное общество "МСП Банк", фонд поддержки предпринимательства Югры "Мой бизнес", фонд "Югорская региональная микрокредитная компания", союз "Сургутская торгово-промышленная палата", автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Технопарк высоких технологий", фонд "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры", фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Все виды поддержки, предоставляемые субъектам малого бизнеса, позволят снизить долговую нагрузку, пополнить оборотные средства и направить денежные средства на развитие новых проектов, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, повысить качество предоставляемых населению товаров и услуг, повысить оборот, и, соответственно, объем налоговых поступлений в бюджет города от деятельности малого предпринимательства.
В среднесрочной перспективе развитие и стимулирование малого предпринимательства сохранит свою направленность на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, информационное сопровождение деятельности субъектов, оказание финансовой и имущественной поддержки предпринимателям, развитие потребительского рынка.
С учетом вышеперечисленных мер поддержки в условиях менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и низкой деловой активности прогнозируется снижение значений показателей, характеризующих развитие данного сектора экономики, однако, при нормализации деловой жизни, восстановлении занятости и росте экономики прогнозируется восстановительный рост значений показателей. Отраслевая структура малого бизнеса не претерпит существенных изменений.
В 2024 году оборот малого бизнеса по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 199,7 и 211,9 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2021 года - 94,6 и 100,4%. Среднесписочная численность работников малого предпринимательства за среднесрочный период возрастет до 46,4 и 47,1 тыс. человек по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно, что составит 28,5 и 28,7% от общей численности работников, занятых в экономике на территории города.
Сектор малого предпринимательства является стабилизирующим фактором для экономики благодаря гибкости и приспосабливаемости к конъюнктуре рынка, способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, росту налоговых поступлений в бюджет.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов обусловлены корректировкой темпов роста в соответствии с основными макроэкономическими параметрами развития Российской Федерации, а также уточнением в соответствии с данными государственных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.