Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Инвестиции и финансы организаций
1. Инвестиции.
По оценке в 2021 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям составит 59,5 млрд. рублей, что незначительно ниже уровня предыдущего года (на 3,7%).
При этом структура инвестиций существенно не изменится: в общем объеме инвестиций основную долю будут составлять собственные средства предприятий (около 70%), в объеме привлеченных средств доля бюджетных средств увеличится до 40%. Наибольший удельный вес, по-прежнему, будет приходиться на топливно-энергетический комплекс - около 70%.
Ввод объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
В 2021 году завершено строительство Центра охраны материнства и детства на 315 коек и 165 посещений в смену - крупнейшего медицинского центра такого типа в России, средней общеобразовательной школы в микрорайоне 32 на 900 учащихся.
Кроме того, до конца 2021 года планируется завершить строительство средней общеобразовательной школы в микрорайоне 33 на 900 учащихся.
Всего за среднесрочный период на территории города планируется построить 6 общеобразовательных школ, 1 блок действующего общеобразовательного учреждения, 1 школу-детский сад, а также 5 детских садов (в том числе 2 билдинг-сада).
В 2021 году сформированы и направлены предложения в Департамент образования и молодежной политики автономного округа для участия в отборе проектов по предоставлению субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по созданию 7 объектов образования общей мощностью 9 300 мест в микрорайонах 20А, 31Б, 24, 45, 16А, 30, 28.
В рамках развития инфраструктуры физической культуры и спорта, в качестве пилотного проекта с использованием механизма концессии, предусмотрено строительство шести быстровозводимых спортивных сооружений. Ведутся переговоры с потенциальными концессионерами.
Также в среднесрочном периоде ожидается ввод в эксплуатацию ряда объектов транспортной инфраструктуры, в том числе:
- 2 проездов (с улицы Островского вдоль бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница"; с улицы Киртбая до поликлиники "Нефтяник" в микрорайоне 37);
- 2 объездных автомобильных дорог (к дачным кооперативам "Черемушки", "Север-1", "Север-2" в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2; 1 "З", VII пусковой комплекс, съезд на улицу Геологическую);
- магистральной дороги (на участках: улица 16 "ЮР" от улицы 3 "ЮР" до примыкания к улице Никольская; улица 3 "ЮР" от улицы 16 "ЮР" до улицы 18 "ЮР"; улица 18 "ЮР" от улицы 3 "ЮР" до примыкания к улице Энгельса в городе Сургуте);
- дороги от Югорского тракта до станции технического обслуживания "Волна" и гаражного кооператива "Нептун" в пойменной части протоки Кривуля;
- 2 улиц (4 "З" от Югорского тракта до автомобильной дороги к поселку Белый Яр в городе Сургуте; Тюменской от улицы Сосновой до улицы Монтажников).
Концессионные соглашения.
В городе успешно внедряются механизмы муниципально-частного партнерства. За 2019 - 2020 годы заключено 6 концессионных соглашения общей инвестиционной емкостью около 12 млрд. рублей.
В сфере туризма и отдыха горожан реализуется концессионное соглашение по реконструкции парка в 45 микрорайоне. Размер планируемых инвестиций составляет около 200 млн. рублей, запланировано к созданию 300 рабочих мест. Срок реконструкции объекта соглашения - до 2023 года. В результате реконструкции парка жители города получат уникальный всесезонный парк отдыха и развлечений "Новые ключи", а предприниматели города новые возможности для ведения бизнеса.
В сфере развития образования реализуются 5 концессионных соглашений общей мощностью 6 550 учащихся:
1. "Средняя общеобразовательная школа N 9 в 39 микрорайоне города Сургута. Блок 2" на 550 мест. Строительная готовность объекта образования - 65%.
2. "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 34 города Сургута (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)" на 1 500 мест. Концессионером ведется работа по согласованию проектной документации.
3. "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 30А города Сургута (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)" на 1 500 мест. Концессионером ведется работа по согласованию проектной документации.
4. "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 5А города Сургута (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)" на 1 500 мест. Концессионером ведется работа по согласованию проектной документации.
5. "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 38 города Сургута (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)" на 1 500 мест. По инициативе концессионера 01.09.2021 соглашение расторгнуто. Ведется работа по заключению нового концессионного соглашения.
Срок действия всех заключенных концессионных соглашений по строительству школ - 8 лет, из которых 3 года запланировано на создание объекта.
Реализуемые и запланированные к реализации инвестиционные проекты.
1. Научно-технологический центр в городе Сургуте.
На территории города осуществляется реализация приоритетного инвестиционного проекта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Научно-технологический центр в городе Сургуте", включающего в себя объекты инновационно-образовательного назначения (кампус), коммерческого и социально-культурного назначения, центр высоких биомедицинских технологий. Длительность реализации проекта составляет 12 лет. Запланировано к созданию 5 600 новых рабочих мест, включая 1 600 высокопроизводительных.
Общая стоимость проекта 52,6 млрд. рублей, из них 28,8 млрд. рублей - средства бюджета автономного округа, 23,8 млрд. рублей - средства инвесторов, 2,1 млн. рублей - средства бюджета города. Средства бюджета города предусмотрены на создание инфраструктуры в части разработки проекта планировки и межевания для размещения линейного объекта, разработки проектно-сметной документации объектов и подготовке земельного участка для передачи в государственную собственность.
В настоящее время заключено 6 муниципальных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, выполнены проектно-изыскательские работы для подготовки территории для строительства магистральных дорог на двух участках, осуществлена регистрация изменения вида разрешенного использования земельного участка, утверждено постановление Администрации города Сургута об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16 тыс. кв. метров.
2. Индустриальный парк - Югра.
В сфере промышленности продолжается реализация инвестиционного проекта "Индустриальный парк - Югра", который является одним из наиболее значимых инвестиционных проектов города. Предполагаемый объем инвестиций около 900 млн. рублей, планируется к созданию более 800 рабочих мест. В настоящее время получены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию I очереди строительства, осуществлена постановка построенных объектов на кадастровый учет и регистрация права собственности. Готовность объектов II очереди составляет более 90%.
На территории Индустриального парка осуществляют производственную деятельность 6 резидентов. Ведутся переговоры с потенциальными резидентами объектов II очереди.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Индустриальный парк - Югра" включен в реестр индустриальных (промышленных) парков. Управляющая компания "Индустриальный пар к -Югра" включена в федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", что дает право на получение федеральной и региональной финансовой поддержки.
3. Создание металлургического комплекса.
В городе планируется создание металлургического комплекса мощностью 100 тыс. тонн в год. Реализацию проекта осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Сургутский металлургический комплекс".
Экспертный совет Фонда развития Югры поддержал этот проект, приняв решение о предоставлении льготного финансирования.
Инвестор планирует приобрести необходимое оборудование для запуска производства: плавильные печи, прокатный стан, кислородную станцию, газопоршневые установки для генерации электроэнергии, очистные сооружения, вспомогательное оборудование для подготовки лома металлов. При этом приоритетом для инвестора станет обеспечение высоких экологических стандартов и безопасности. На производственной площадке предприятия также запланировано строительство ряда объектов инженерной инфраструктуры. Поставка оборудования и запуск производства планируются уже в середине 2022 года, а выход на проектную мощность по плавке 76 тыс. тонн в 2023 году.
В результате реализации проекта будет создано 315 новых рабочих мест, налоговые отчисления составят 1,6 млрд. рублей после выхода на проектную мощность около 100 тыс. тонн в год.
Продукция нового металлургического комплекса, а именно металлопрокат и арматура будут востребованы как строительной отраслью города, так и автономного округа.
4. Сургутский индустриальный парк.
Запланирован к созданию "Сургутский индустриальный парк", проект предусматривает создание в городе индустриального парка в сфере утилизации и переработки отходов. Планируемый объем инвестиций - 350 млн. рублей, к созданию планируется 30 рабочих мест.
5. Многофункциональный культурно-досуговый комплекс "Русские ярмарки".
На основании решения заседания Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, 08.04.2021 заключено трехстороннее соглашение о реализации масштабного инвестиционного проекта "Создание многофункционального культурно-досугового комплекса "Русские ярмарки" в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Инвестиционный проект предусматривает создание многофункционального культурно-досугового комплекса со сроком ввода в эксплуатацию в декабре 2021 года общей площадью более 30 тыс. кв. метров, в том числе: общественные пространства (променады, скамейки, временные игровые зоны, зоны мастер-классов), культурно-досуговые объекты (каток, амфитеатр, аттракционы, детская площадка, фестивальная площадка), зона питания (рестораны, гастромаркет с фудкортом и сценой для проведения мероприятий), ремесленные объекты (зона объектов для осуществления ремесленной деятельности, изготовления и размещения продуктов (продукции) субъектов креативных индустрий, коренных малочисленных народов Севера, предметов искусства), зона торговли, сервисные помещения. Количество создаваемых рабочих мест - не менее 35.
6. Благоустройство набережной реки Обь.
Планируется к реализации проект по благоустройству набережной реки Обь с реновацией парковой зоны на территории речного порта в рамках концессионного соглашения. Проводятся встречи с потенциальными инвесторами.
7. Автовокзал.
Одним из важнейших инвестиционных проектов является проект по строительству на территории города автовокзала в районе Грибоедовской развязки. Заключен инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта, планируемый объем инвестиций составит 205 млн. рублей. Ввод объекта запланирован на октябрь 2024 года. Инвестором ведется работа по разработке проектной документации.
Таким образом, в 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза объем инвестиций по крупным и средним организациям достигнет 62 и 70 млрд. рублей соответственно, что в сопоставимых ценах превысит уровень 2021 года на 1,7 и 11,8%. При этом для двух вариантов прогноза будет характерна тенденция - увеличение в общем объеме инвестиций доли секторов, не относящихся к топливно-энергетическому комплексу.
Существенного изменения структуры инвестиций по источникам финансирования в среднесрочной перспективе не прогнозируется. При этом, в 2022 году по консервативному и базовому сценарию прогнозируется кратковременное смещение структуры инвестиций в сторону преобладания доли привлеченных средств, вызванное значительными вложениями бюджетных средств в строительство крупных социальных объектов. Но уже в 2023 году структура инвестиций восстановится.
По виду экономической деятельности "Строительство".
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям по итогам 2021 года в сопоставимых ценах увеличится на 8,1% к уровню предыдущего года и составит 36,5 млрд. рублей.
Дестабилизирующим фактором, повышающим риск неопределенности при прогнозировании показателей развития отрасли, стал лавинообразный рост цен на строительные материалы и продукцию металлургии.
По данным Министерства строительства Российской Федерации, металл подорожал 2020 году в среднем на 70 - 80%, что привело к увеличению цен на используемые в строительстве металлоконструкции на 10 - 70%.
Рост цен вызван рядом рыночных факторов, в том числе активизацией внутренних и внешних рынков после снятия ограничительных мер, связанных с пандемией, также оказывает влияние рост сезонных (в весенне-летний период) строительных работ.
Немаловажную роль в формировании положительного роста показателя играет увеличение площадей коммерческого и социального назначения, вводимых в эксплуатацию частными инвесторами, а также жилищное строительство.
Так, в рамках реализации регионального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" до конца года планируется ввести в эксплуатацию 255,6 тыс. кв. метров жилья, что на 4,7% ниже уровня 2020 года. Обеспеченность населения жильем при этом незначительно возрастет и составит 22,1 кв. метра на одного жителя.
В 2024 году объем работ и услуг, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 46,6 и 47,8 млрд. рублей соответственно, индекс физического объема к уровню 2021 года - 112,5 и 115,1%. Цены на строительно-монтажные работы по консервативному и базовому вариантам прогноза в среднесрочной перспективе возрастут на 13,3 и 13,7% соответственно. Ежегодный ввод в эксплуатацию жилья в среднесрочном периоде по базовому сценарию развития прогнозируется на уровне 302 - 351 тыс. кв. метров.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" и муниципальной программы "Развитие жилищной сферы на период до 2030 года", ипотечных жилищных программ в среднесрочном периоде позволит повысить обеспеченность населения жильем по базовому сценарию развития до 23,1 кв. метров на одного жителя.
Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования является одной из приоритетных стратегических задач.
В рамках выполнения задач, определенных стратегией социально-экономического развития города на период до 2030 года и инвестиционным посланием Главы города Сургута, осуществляется реализация мероприятий по улучшению инвестиционного климата на территории города:
- ежегодно актуализируется инвестиционный паспорт города Сургута;
- создан и размещен на инвестиционном портале презентационный ролик города;
- заключен договор на использование национальной информационно-аналитической платформы "Стратегия 24", позволяющей организовать взаимодействия власти, бизнеса и общества в целях привлечения инвестиций и продвижения товаров и услуг субъектов предпринимательства;
- проводится расширение форм взаимодействия с инвесторами посредством создания сообществ в социальных сетях;
- актуализируется перечень инвестиционных площадок на инвестиционной карте города;
- на регулярной основе проводится работа по расширению мер поддержки и уменьшению финансовой нагрузки при реализации инвестиционных проектов;
- проводятся заседания инвестиционного совета при Главе города Сургута.
По итогам рейтинга по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год, проводимом Национальным центром государственно-частного партнерства в 2021 году, город Сургут занял 1 место с индексом итогового интегрального показателя 67,3%. В рейтинг вошло 100 городов.
2. Финансы организаций.
Конъюнктура на сырьевых рынках и курс рубля к иностранным валютам остаются основными факторами, определяющими финансовый результат деятельности организаций. Также продолжают оказывать влияние в 2021 году пандемический кризис и соглашение в рамках ОПЕК+.
Сальдированный финансовый результат по всем видам экономической деятельности по крупным и средним организациям по итогам 2021 года оценивается в размере 404 млрд. рублей (темп роста к уровню 2020 года - 45%).
Фонд заработной платы работников крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на территории города, по оценке 2021 года увеличится к уровню 2020 года на 5,5% и составит 137,6 млрд. рублей, при этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника возрастет на 4,3% (темп роста - 104,3%), а общая численность работников - на 1,1% (темп роста - 101,1%).
Налогоплательщики города перечислят по итогам года по оценке 578 млрд. рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, что составит 102,6% к уровню предыдущего года. Доля города составляет от 15 до 25% налоговых поступлений по автономному округу.
По итогам 2021 года наиболее значительное снижение поступлений ожидается по налогу на прибыль организаций (в 2,3 раза) и по налогам на товары (работы, услуги) - в 2,9 раза.
Снижение поступлений по налогам на товары (работы, услуги) определяется, в основном, объемами возмещаемого из федерального бюджета обратного (отрицательного) акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, в целях реализации специальных мер поддержки нефтеперерабатывающих производств, предоставляемых в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли.
На фоне постпандемийного восстановления деловой активности существенно увеличатся по оценке 2021 года к уровню 2020 года объемы поступлений налогов на совокупный доход (на 28%).
Также ожидается увеличение к уровню 2020 года на 29% объема поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, что обусловлено увеличением налоговой ставки, размер которой, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на сырьевых рынках.
Сложившаяся динамика существенно повлияет на структуру налоговых поступлений как в разрезе видов, так и по уровням бюджета.
Так, по оценке года доля налоговых поступлений в федеральный бюджет увеличится на 9,5%, при этом доля поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации (в целом по Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) снизится на 9,3%.
Структура налоговых поступлений по уровням бюджета по оценке 2021 года:
- федеральный бюджет - 83,5% (2020 год - 74%);
- бюджеты субъектов РФ - 14,7% (24%), в том числе:
Тюменской области - 2,7% (5,5%), автономного округа - 12% (18,5%);
- бюджет города - 1,8% (2%).
В структуре налоговых поступлений по оценке 2020 года:
- платежи за пользование природными ресурсами составят 80,5% (2020 год - 64%);
- налог на прибыль организаций - 10,5% (24,7%);
- налог на доходы физических лиц - 3,6% (3,4%);
- налоги на имущество - 3,6% (3,5%);
- налоги на товары (работы, услуги) - 1,3% (3,9%);
- налоги на совокупный доход - 0,4% (0,3%).
Ежегодно муниципальным правовым актом утверждается и успешно реализуется план мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга бюджета городского округа Сургут.
Сценарии прогноза на среднесрочную перспективу для показателей, характеризующих финансы организаций, основаны на следующих предпосылках:
- конъюнктура на сырьевых рынках и курс рубля к иностранным валютам, по-прежнему, останутся основными факторами, определяющими финансовый результат деятельности организаций;
- положительная динамика на сырьевых рынках в условиях продолжающегося восстановления спроса на фоне поэтапного снижения среднегодовой цены на нефть марки "Юралс" по мере запланированного наращивания добычи в рамках сделки ОПЕК+;
- завершение налогового маневра в нефтяной отрасли;
- темпы прироста среднесписочной численности работников и номинальной заработной платы обеспечат положительные темпы прироста фонда заработной платы по крупным и средним организациям города;
- в условиях разнонаправленной динамики наиболее "весомых" видов налоговых поступлений изменится их структура как в разрезе видов, так и по уровням бюджета.
Оценка финансового результата и налоговых платежей на прогнозируемый период произведена в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В 2024 году сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 382 и 444 млрд. рублей соответственно (темп роста к уровню 2021 года - 94,6 и 109,8%).
За среднесрочный период по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно совокупные темпы роста:
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников составят 115 и 116,5%;
- среднесписочной численности работников - 100,5 и 101%;
- фонда заработной платы - 115,5 и 117,7%.
Фонд заработной платы работников крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на территории города, в 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 158,9 и 161,9 млрд. рублей соответственно.
Налогоплательщиками города в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза будет перечислено 538 и 608 млрд. рублей налоговых платежей соответственно (темп роста к уровню 2021 года - 93,1 и 105,1%).
В 2024 году по базовому варианту прогноза в структуре налоговых поступлений:
- платежи за пользование природными ресурсами составят 72,3%;
- налог на прибыль организаций - 13,9%;
- налоги на товары (работы, услуги) - 5,1%;
- налоги на имущество - 4,2%;
- налог на доходы физических лиц - 4%;
- налоги на совокупный доход - 0,5%.
Структура налоговых поступлений по уровням бюджета в 2024 году по базовому варианту прогноза: федеральный бюджет - 79,5%, региональные бюджеты - 18,4%, бюджет города - 2,1%.
Отклонения значений показателей, характеризующих инвестиционную деятельность и финансы организаций, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов обусловлены корректировкой инвестиционных программ предприятий и темпов роста основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций города, в том числе в соответствии с основными макроэкономическими параметрами развития Российской Федерации, корректировкой объемов бюджетных инвестиций, направляемых на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, изменением сроков строительства и ввода в эксплуатацию социальных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.