Постановление мэрии города Череповца Вологодской области от 22 октября 2021 г. N 4069
"Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы"
Постановлением Мэрии города Череповца от 3 марта 2022 г. N 503 настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением мэрии города от 10.11.2011 N 4645 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ города", в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, надлежащего качества
постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы" (прилагается).
2. Признать утратившими силу с 01.01.2022 постановления мэрии города от:
10.10.2012 N 5371 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2013 - 2023 годы";
29.03.2013 N 1354 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
10.10.2013 N 4801 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
18.03.2014 N 1534 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
10.10.2014 N 5464 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
09.10.2015 N 5373 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
11.07.2016 N 3022 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371"
10.10.2016 N 4509 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
15.12.2016 N 5760 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
22.03.2017 N 1221 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
19.10.2017 N 5019 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
17.10.2018 N 4464 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
23.11.2018 N 5015 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
16.10.2019 N 4938 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
21.11.2019 N 5541 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
10.03.2020 N 1031 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
29.10.2020 N 4415 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371";
12.03.2021 N 1143 "О внесении изменений в постановление мэрии города от 10.10.2012 N 5371".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022 и применяется к правоотношениям, возникшим при формировании городского бюджета, начиная с бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города.
5. Постановление подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации г. Череповца.
Мэр города |
В.Е. Германов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
мэрии города
от 22.10.2021 N 4069
Муниципальная программа
"Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы"
Ответственный исполнитель:
управление экономической политики мэрии
Дата составления проекта программы: июль 2021 года
Непосредственный исполнитель |
Ф.И.О. |
Контактный телефон, электронная почта |
Начальник отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии |
Юзова Лариса Сергеевна |
+79215315589 yuzovals@cherepovetscity.ru |
1. Паспорт муниципальной программы "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление экономической политики мэрии |
Соисполнители муниципальной программы |
Комитет по управлению имуществом города; Управление архитектуры и градостроительства мэрии |
Участники муниципальной программы |
Муниципальное казенное учреждение "Информационное мониторинговое агентство "Череповец" |
Подпрограммы муниципальной программы |
- |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
- |
Цель муниципальной Программы |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения, в том числе маломобильных групп, на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, надлежащего качества |
Задачи муниципальной программы |
1. Мониторинг состояния, анализ и прогнозирование развития потребительского рынка в городе. 2. Развитие многоформатной торговли, в т.ч. малые форматы, интернет-торговля. 3. Улучшение имиджа сферы потребительского рынка. 4. Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке. 5. Повышение доступности объектов потребительского рынка для маломобильных групп населения. 6. Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников. 7. Содействие продвижению на потребительский рынок города Череповца товаров местных товаропроизводителей |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
1. Обеспеченность площадью стационарных торговых объектов, средняя по городу. 2. Обеспеченность услугами предприятий общественного питания в среднем по городу. 3. Обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения в среднем по городу. 4. Оборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах. 5. Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах. 6. Оценка горожанами качества услуг сферы потребительского рынка, в т.ч. торговли, бытового обслуживания, общественного питания. 7. Количество объектов сферы потребительского рынка, охваченных работами по адаптации для инвалидов всех нозологий (нарастающим итогом). 8. Количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов 9. Количество школьников и студентов профильных средних специальных учебных заведений, привлеченных к участию в мероприятиях в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в период с 2022 года по 2024 год в один этап. Промежуточные итоги подводятся ежегодно |
Общий объем финансового обеспечения муниципальной программы |
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 366,0 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2022 г. - 122,0 тыс. руб.; 2023 г. - 122,0 тыс. руб.; 2024 г. - 122,0 тыс. руб. |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет "собственных" средств городского бюджета |
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в рамках финансирования отдельных мероприятий Программы из городского бюджета в размере 366,0 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2022 г. - 122,0 тыс. руб.; 2023 г. - 122,0 тыс. руб.; 2024 г. - 122,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы |
Увеличение оборота розничной торговли на душу населения по итогам 2024 года до 250,0 тыс. руб., объемов услуг общественного питания на душу населения - до 13,1 тыс. руб.; увеличение к концу 2024 году обеспеченности на 1000 жителей площадью стационарных торговых объектов до 1400,0 кв. м, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети до 94 посадочных мест на 1000 человек, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - до 23 единиц на 1000 человек; повышение уровня оценки горожанами качества предоставляемых услуг торговли, бытового обслуживания и общественного питания до уровня не менее 75 баллов; увеличение количества объектов торговли и услуг, доступных для маломобильных групп населения; увеличение и сохранение ежегодного количества участников социально ориентированных мероприятий и проектов на уровне не менее 1000 единиц; сохранение и развитие на территории города форматов нестационарной и ярмарочной торговли; увеличение количества реализующих на территории города Череповца свою продукцию сельхоз- и товаропроизводителей |
2. Общая характеристика сферы реализации Программы: описание текущего состояния, основных проблем, прогноза развития
2.1. Текущее состояние потребительского рынка города Череповца
Потребительский рынок города является одной из составных частей единого социально-экономического комплекса городского хозяйства.
Важнейшими направлениями развития потребительского рынка являются:
- формирование инфраструктуры потребительского рынка,
- создание комфортных условий для приобретения товаров и услуг населением в объектах потребительского рынка,
- повышение качества и культуры обслуживания (под качеством обслуживания понимается не только широкий ассортимент товаров и низкие цены, высококвалифицированный персонал, но и количество объектов потребительского рынка, их географическое размещение и доступность для жителей города),
- увеличение ценовой доступности товаров и услуг.
2.1.1. Розничная торговля
По состоянию на 01.01.2021 (оценка управления экономической политики мэрии 1) в г. Череповце функционирует следующее количество торговых объектов:
Наименование |
Количество объектов |
Общая площадь, тыс кв. м. |
Торговая площадь, тыс кв. м. |
Количество работающих, чел |
Количество объектов всего |
1951 |
635,157 |
419,084 |
19592 |
В т.ч. магазины: |
1691 |
623,997 |
411,784 |
18982 |
- продовольственные |
486 |
178,8 |
112,431 |
3305 |
- непродовольственные |
1132 |
231,468 |
169,801 |
7698 |
из них специализированные |
1067 |
126,81 |
105,715 |
|
- реализующие смешанный ассортимент |
73 |
213,7 |
129,552 |
7980 |
по формам обслуживания (для стационарной розничной сети) | ||||
Торговля через прилавок |
355,11 |
131,039 |
86,475 |
|
Самообслуживания |
1166,79 |
430,558 |
284,131 |
|
Другие формы обслуживания |
169,1 |
62,400 |
41,178 |
|
Мелкорозничная торговая сеть |
260 |
11,16 |
7,3 |
610 |
- павильоны |
132 |
10,2 |
7,3 |
372 |
- киоски |
106 |
0,9 |
|
238 |
- торговые аппараты |
22 |
0,06 |
|
|
По итогам 2020 года оборот розничной торговли по предприятиям города равен 68 243 млн. рублей, что составляет 107,8% к уровню предыдущего года в текущих ценах и 103,5 - в сопоставимых ценах. Объем продаж на душу населения по итогам 2020 года составил 217,7.1 тыс. руб. (в текущих ценах), что больше уровня 2019 года на 8,6%.
Анализ динамики оборота розничной торговли на протяжении последних 5 лет характеризуется увеличением как в фактических, так и сопоставимых ценах, наиболее успешным период 2017 - 2018 годов (рис. 1).
Рис. 1 "Динамика оборота розничной торговли"
Рост оборота розничной торговли также на протяжении последних 5 лет проявлялся и в увеличении продажи товаров на душу населения, что непосредственно отражается на уровне потребления материальных благ жителями города (рис. 2).
Рис. 2 "Динамика оборота розничной торговли на душу населения"
Товарная структура розничного оборота (соотношение в обороте продовольственных и непродовольственных товаров) характеризует уровень и качество потребления товаров населением. В 2020 году оборот продовольственных товаров составил 53,8% от общего оборота, что на 6,1% больше, чем в 2019 году (50,7%). Преобладание доли расходов населения города на продукты питания сохраняется весь период с 2016 по 2020 годы. Такая ситуация характерна для периодов кризисных экономических явлений, когда имеет место ограничение спроса на непродовольственные товары в пользу потребления продовольственных товаров первой необходимости. Динамику потребительского спроса в данном случае ограничивает ряд негативных факторов: это и ухудшение ситуации на рынке труда, что может понизить потребительскую уверенность населения, замедление роста потребительского кредита, а также достаточно сдержанный рост доходов населения.
К 2020 году в городе розничная торговля представлена организованными формами, что соответствует общероссийской тенденции по снижению количества розничных рынков. Оборот торгующих организаций в 2020 году составляет 99,5%, рынков и ярмарок - 0,49%. Вместе с тем, в целях обеспечения доступности товаров первой необходимости, а также для реализации продукции местных товаропроизводителей напрямую без посредников и перекупщиков, в городе ежегодно в осенне-весенний период организуется ярмарочная торговля. В 2020 году организовано и проведено 19 ярмарок выходного дня и 5 городских ярмарок "Дары Вологодчины", ярмарка-выставка "Хлеб Вологодчины", в целом в которых приняло участие 344 предприятия и размещено порядка 443 торговых точек. Сравнительная разница цен на ярмарке со стационарной торговлей - 14,7%, с розничным рынком - 11,4%. В городе на постоянной основе действует 1 ярмарка. Для поддержки сельхозтоваропроизводителей на территории города предусмотрены места для размещения нестационарных торговых объектов развозной и разносной торговли.
Динамика количества торговых объектов и их торговых площадей (без рынков) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика количества торговых объектов и их торговых площадей (без рынков) за 2016 - 2020 годы
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
Количество торговых объектов, ед. |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
Количество торговых объектов, ед. |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
Количество торговых объектов, ед. |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
Количество торговых объектов, ед. |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
Количество торговых объектов, ед. |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
|
Всего торговых объектов |
2040 |
85,3 |
1968 |
401,1 |
2013 |
412,7 |
1963 |
420,8 |
1951 |
419,1 |
Из них: а) магазинов |
1671 |
376,7 |
1754 |
394,01 |
1808 |
408,2 |
1725 |
413,5 |
1691 |
411,8 |
б) объектов мелкорозничной торговой сети |
369 |
8,6 |
214 |
7,1 |
205 |
4,5 |
238 |
7,3 |
260 |
7,3 |
Доля торговых площадей объектов современных форматов |
х |
73,7 |
х |
75,4 |
х |
80,7 |
х |
81,9 |
х |
83,4 |
За последние годы в Череповце наблюдалось снижение количества объектов торговли, при этом отмечается рост торговых площадей, что прежде всего связано с открытием новых торговых объектов современных форматов с торговой площадью более 200 кв. м.
В 2020 году количество торговых объектов (без учета мелкорозничной торговой сети) уменьшилось на 34 единицы и составило 1691 объектов общей торговой площадью 411,8 тыс. кв.м. (в сравнении с 2019 годом торговые площади уменьшились на 1,7 тыс. кв.м.), из них:
- продовольственные магазины: количество объектов уменьшилось на 31 единицу, торговые площади уменьшились на 1,7 тыс. кв.м.;
- непродовольственные магазины: уменьшение количества на 3 единицы, торговые площади уменьшились на 0,4 тыс. кв.м.;
- магазины со смешанным ассортиментом: количество объектов не изменилось, торговые площади не изменились.
За период с 2016 года по 2020 годы в городе значительно увеличилось количество федеральных торговых сетей, которые занимают на потребительском рынке значительную долю среди предприятий современных торговых форматов, обеспечивая ценовую и территориальную доступность товаров широкого ассортимента. В 2020 году продолжают расширяться федеральные сети следующих торговых марок: "Магнит", "Пятерочка", "Бристоль", региональная торговая сеть "Макси" открыла 1 новый объект.
Вместе с тем, продолжают активно расширяться и местные торговые сети "Северный градус" и "Пищеторг"; конкурировать среди торговых объектов федеральных сетей им позволяет индивидуализация услуг, уникальность предложения и маркетинга, осуществление своей деятельности в специализированных рыночных нишах.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в 2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом на 5,9 кв. м. на 1 тысячу жителей города и составила 1 319,4 кв. м. на 1 тысячу жителей города, что в 2,5 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения города (утвержден Приказом Департамента экономического развития Вологодской области от 28.12.2016 N 0400/16-0 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов"). В Череповце с 2016 года фактическая обеспеченность значительно выше установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Средняя площадь торговых объектов в 2020 год в сравнении с 2019 годом увеличилась незначительно (на 1,6%) и составила 243,52 тыс. кв.м. В 2020 году доля торговых площадей объектов современных форматов (супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров) составила 83,4%. Наиболее распространенными форматами торговли в 2020 году остаются минимаркеты и супермаркеты, а также торговые комплексы и торговые центры. Активно открываются специализированные магазины (пивные магазины, магазины с мясной продукцией, обувные, косметические). На территории города работают 17 магазинов под брендом "Настоящий Вологодский продукт" (за 2020 год открыто 3 магазина).
В 2020 году сеть нестационарной торговли была представлена 260 объектами, из них 132 павильона, 106 киосков и 22 торговых автомата. Востребованность нестационарных торговых площадей на протяжении последних лет уменьшается, о чем свидетельствует не снижающееся в течение последних нескольких лет число не работающих нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по следующим причинам: сочетание неудобного с точки зрения человеко-потока месторасположения; отсутствие подключения объекта к инженерным коммуникациям, что налагает определенные ограничения по ассортименту возможных к реализации товаров, и делают эксплуатацию такого НТО нерентабельной. Тем не менее в связи с ограничительными мероприятиями, введенными в период пандемии (с 16.03.2021), а также в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в 2020 году в схему размещения НТО дополнительно внесено 15 новых адресов. Новые НТО, размещаемые на территории города, несут прежде всего значительную социальную нагрузку. В частности, по итогам торгов за последние три года были размещены:
- киоски в составе ТОМ в разных районах города;
- автомойка в формате самообслуживания на ул. Бардина;
- павильоны и киоски, в которых размещены аптека (ул. Ветеранов, у д. 1), кафе для питания водителей муниципальной автоколонны (ул. Олимпийская), объект по оказанию ритуальных услуг (ул. Боршодская), магазин для реализации продукции местных товаропроизводителей (ул. Ленинградская), салон цветов (ул. Сталеваров), объекты общественного питания (ул. Устюженская, ул. Молодежная, пл. Молодежи);
- торговые автоматы по розливу воды.
Показатель оценки горожанами обеспеченности предприятий торговли продовольственными товарами в 2020 году составляет 82,6%, непродовольственными товарами - 77,7%. Наиболее высокая оценка горожанами деятельности супермаркетов, магазинов самообслуживания - 87,3%, традиционных магазинов (обслуживание через прилавок) - 84,4%, торговых павильонов, палаток и тонаров - 82,5%, наименьшая - у брендовых и фирменных магазинов (73,6%) Оценка обеспеченности остается на достаточно высоком уровне в течение последних трех лет.
Оценка горожанами качества работы предприятий торговли продовольственными товарами составила - 76,8%, непродовольственными - 77,9%. Наиболее высокая оценка работы супермаркетов, магазинов самообслуживания - 79,9%, торговых центров - 78,9%, традиционных магазинов (обслуживание через прилавок) - 77,7%, торговых павильонов, палаток и тонаров - 75,2%, наименьшая - у продовольственных рынков (74,4%). Данные показатели позволяют сделать вывод о том, для жителей города наиболее привлекательны современные форматы торговли. Начиная с 2016 года показатель оценки качества работы предприятий торговли ежегодно увеличивается в среднем на 1,5%.
Одной из основных задач по развитию потребительского рынка города остается развитие социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, т.е. обеспечение населения товарами по социально-доступным ценам. По состоянию на 31.12.2020 г. в проекте "Дисконтная карта Забота" участвовало 138 объектов торговли и услуг.
С 2016 года на территории города проводится работа по обеспечению доступности объектов потребительского рынка для ММГН. По результатам проведенных в 2020 году обследований установлено, что 405 объектов потребительского рынка доступны или частично доступны для маломобильных групп населения, в т.ч 303 объекта торговли, 76 объектов сферы бытовых услуг, 26 объектов общественного питания.
2.1.2. Общественное питание
Динамика оборота общественного питания за период с 2016 по 2020 годы представлена на рис. 3, до 2019 года отмечался рост оборота общественного питания, резкий спад 2020 году обусловлен введенными ограничительными мероприятиями на территории области, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (фактическое закрытие предприятий с марта 2020 года на длительный период).
Рис. 3 "Динамика оборота общественного питания".
На рынок общественного питания в этот период также оказывают влияние следующие факторы: снижение реальных доходов населения; отток посетителей в предприятия среднего сегмента (кафе, закусочные) и предприятия, работающие в формате фастфуд; не высокий уровень качества предлагаемых услуг.
Рис. 4 "Динамика оборота общественного питания на душу населения".
Анализируя динамику оборота общественного питания на душу населения за предыдущие 5 лет можно сделать вывод, что рынок общественного питания в городе так и не восстановил докризисные (до 2010 года) темпы роста (от 137 до 155%%).
Динамика количества объектов общественного питания за период с 2016 по 2020 годы представлена в таблице 2, фактическая обеспеченность услугами предприятий общественного питания в этот период превышает установленный норматив (40 п.м. на 1000 чел.) в 2,2 и 2,3 раза. В структуре предприятий сферы общественного питания преобладают предприятия малого и среднего бизнеса.
Таблица 2
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество объектов общественного питания |
618 |
546 |
626 |
658 |
619 |
количество посадочных мест |
28624 |
28883 |
29122 |
29357 |
27788 |
Обеспеченность услугами предприятий общественного питания в среднем по городу (пос. мест на 1000 чел.) |
89,8 |
90,8 |
92 |
93,24 |
89,04 |
В 2020 году в сфере общественного питания функционирует 619 объектов на 27 788 посадочных мест, фактическая обеспеченность населения посадочными местами составила 89,04 п.м./1000 жителей, что превышает норматив в 2,2 раза.
Оборот общественного питания за 2020 год составил 3 190 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 85,3% к уровню прошлого года, в текущих ценах составил 87,5% к уровню прошлого года. Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах составил 10,21 тыс.р., что меньше уровня 2019 года на 12,1%. Такое снижение вызвано введенными с 16.03.2020 на территории области ограничительными мероприятиями, направленными на недопущение распространения коронавирусной инфекции.
В 2020 году открылись предприятия, работающие по франчайзингу (кофейни, пекарни, закусочные), пивные бары, рестораны "Роза Бьянка", "Якудза" и кафе "Пур-пур", "Мануфактура Че", "Музсовет". Средняя потребительская цена на обед в столовой, кафе, закусочной (предприятия открытого типа) на 1 человека в 2020 году в сравнении с 2019 годом уменьшилась на 3,7% и составила 295,49 руб. (по данным Росстата).
Показатель оценки горожанами обеспеченности предприятиями общественного питания в 2020 году составляет 73,1%. Наиболее высокая оценка обеспеченности предприятиями быстрого питания - "фаст фуда" (пиццерии, бистро, шавермы) - 78,8%, стационарными кафе, ресторанами - 75,1%, барами - 71,1%. Наименьшая у традиционных столовых - 67,6%.
Общая оценка горожанами качества работы предприятий общественного питания составила - 72,5%. Наиболее высокая оценка у ресторанов - 73,7%. Оценка качества работы стационарных кафе, баров - 72,2%, предприятий быстрого питания - "фаст фуда" (пиццерии, бистро, шавермы) - 72,8%. Наименьшая у традиционных столовых - 71,1%.
Тенденция увеличения показателей оценки горожанами обеспеченности предприятиями общественного питания и качества их работы за последние 5 лет незначительна (до 0,5 единиц).
2.1.3. Бытовое обслуживание населения
Сфера бытовых услуг продолжает изменяться. Это связано с тем, что все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Как следствие, увеличивается число организаций бытового обслуживания, предоставляющих населению новые виды бытовых услуг.
Современные тенденции развития сферы бытовых услуг направлены не только на развитие стационарных объектов, но и на развитие выездных форм обслуживания населения, т.е. оказание услуг на дому у заказчика (на пример: мобильный шиномонтаж, мастер на дом, сантехник, электрик, клининговые услуги, химчистка мебели на дому и т.д.).
Практически во всех направлениях оказания бытовых услуг имеет место выполнение заказов как в стационарных условиях, так и на дому у заказчика. Развитие обслуживания населения не в условиях стационарных предприятий, с одной стороны обуславливается самой практикой предоставления бытовых услуг, а с другой запросами потребителей, а также изменением оснащённости исполнителей услуг разнообразными прогрессивными техническими средствами, позволяющими, выполнить заказ на дому у заказчика.
Череповецкий рынок бытовых услуг активно развивается в двух направлениях. Первое направление - это открытие новых объектов по оказанию бытовых услуг, в т.ч. сетевых предприятий. Второе - оказание дополнительных услуг, предприятиями розничной торговли (например, сервис по ремонту сложной бытовой техники, изготовление и ремонт мебели, пошив штор).
За последние годы наиболее активными темпами развиваются следующие виды услуг: ремонт и строительство жилья, ремонт бытовой техники, парикмахерские услуги и косметологические услуги. Вместе с большим спросом на бытовые услуги, на рынке города имеет место быть и негативный фактор: нелегальное оказание услуг; мастера по оказанию повседневных услуг зачастую не регистрируют свою коммерческую деятельность, на пример: услуги по ремонту жилья, мастер на дом, сантехник, электрик, сварочные работы, маникюр и т.д. Потребление бытовых услуг в теневом секторе не дает потребителям никаких гарантий и зачастую создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Динамика количества объектов бытового обслуживания и количества рабочих мест за период 2016 - 2020 годов представлена на рис. 5, фактическая обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения в среднем по городу в этот период превышает установленный норматив (9 раб.мест на 1000 чел.) в среднем в 2 раза.
Рис. 5 "Динамика количества объектов бытового обслуживания и количества рабочих мест"
Количество объектов бытовых услуг на 01.01.2021 составило 1451 единицу 2, количество рабочих мест 5556. Таким образом, обеспеченность рабочими местами на 1000 жителей в 2020 году превысила установленный норматив (9 рабочих мест на 1000 жителей, СНиП 2.07.01-89) и составила 17,8 рабочих мест на 1000 жителей, без учета нелегального сектора в сфере бытовых услуг, который не регистрировал свою коммерческую деятельность официально. В целом население города обеспечено бытовыми услугами. В сравнении с 2019 годом количество объектов в 2020 году уменьшилось на 164 объекта, среди причин закрытия объектов бытового обслуживания можно выделить следующие: большая конкуренция среди различных сфер услуг и длительный период введенных ограничительных мероприятий на территории области (с 16.03.2020). Наиболее уязвимыми в этот период оказались виды деятельности, где существует прямой контакт с человеком и бесконтактное оказание услуг невозможно (парикмахерские и косметологические услуги, услуги бань, душевых (саун), ателье, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья, услуги по прокату).
Количество объектов бытового обслуживания населения в 2020 г.
Наименование |
Количество объектов |
Число рабочих мест |
Количество объектов, всего |
1451 |
5556 |
В т.ч. Ремонт обуви |
90 |
126 |
Ремонт и пошив швейных изделий |
94 |
490 |
Ремонт СБТ |
75 |
240 |
Ремонт ювелирных изделий |
9 |
42 |
Ремонт часов |
7 |
8 |
Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств |
198 |
732 |
Изготовление и ремонт мебели |
96 |
732 |
Ломбард |
62 |
124 |
Химическая чистка |
8 |
14 |
Услуги прачечных |
3 |
22 |
Ремонт и строительство жилья* |
202 |
901 |
Фотоуслуги |
47 |
85 |
Услуги бань, душевых (сауны) |
38 |
132 |
Парикмахерские услуги |
274 |
932 |
Косметические услуги |
30 |
118 |
Услуги по прокату |
19 |
42 |
Ритуальные услуги |
51 |
178 |
Прочие виды услуг |
148 |
638 |
* В соответствие с "ОК 002-93" |
|
|
------------------------------
1 Используются данные Вологдастата о розничном товарообороте и обороте общественного питания за январь-декабрь 2020 года; численность населения по состоянию на 01.12.2020 в целом по городу, тыс. чел. и среднесписочная численность населения за 2020 года.
2 По оценке отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии
2.2. Основные проблемы и прогноз развития потребительского рынка города Череповца
Анализ состояния и факторов развития торговли города выявил следующую группу проблем, требующих системного решения:
1. Ценовая доступность предприятий потребительского рынка
В настоящее время обеспечение ценовой доступности предприятий потребительского рынка является приоритетной социально-экономической проблемой как страны, регионов, так и города, решение которой связано с поддержкой через механизмы рыночного регулирования низко ценового сегмента розничной торговли.
В Череповце, несмотря на то, что средний уровень заработной платы населения превышает общероссийский и региональный уровень, часть населения города относится к населению, живущему ниже или на уровне прожиточного минимума, и нуждается в социальной защите, в том числе через каналы потребительского рынка. Структура потребительского рынка должна обеспечивать возможность приобретать малообеспеченным группам населения необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
В городе функционируют продовольственные розничные магазины с минимальной торговой наценкой на основные виды товаров: местные торговые сети, магазины-дискаунты федеральных и региональных сетей. При прогнозируемом увеличении численности нетрудоспособного и, как следствие, малообеспеченного населения в Череповце существует потребность в развитии сектора розничной торговли с низкими (умеренными) ценами. Население города испытывает и будет испытывать потребность в увеличении количества отдельных типов предприятий, в частности, продовольственных магазинов-дискаунтеров, магазинов-складов, магазинов эконом-класса по продаже одежды и обуви. Структура потребительского рынка должна учитывать потребности всех слоев населения города, сложившуюся структуру расходов, а также стимулировать спрос населения на разнообразные и качественные товары и услуги.
2. Потенциальная угроза для функционирования и развития несетевых (независимых) предприятий розничной торговли.
Потенциальной угрозой развития малого и среднего бизнеса в розничной торговле является развитие крупных розничных форматов и консолидация рынка.
Тем не менее, малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.
Стратегии диверсификации бизнеса могут строиться на:
- организации фирменных магазинов производителей Вологодской области;
- открытии небольших торговых точек на территории (или близлежащей территории) крупных розничных операторов, торговых центров (на пример: "фермерские отделы", "цветы", "зоотовары", "аптека", "оптика" и т.д.);
- развитии интернет-торговли;
- развитии нестационарной торговли.
3. Низкий уровень сервиса в сфере потребительского рынка.
В городе ощущается нехватка предприятий современных форматов, имеющих современную техническую оснащенность, предлагающих качественные и разнообразные товары и услуги, а также характеризующихся высоким уровнем производительности труда.
Большое количество действующих объектов сферы торговли и услуг в городе нуждается в реконструкции и модернизации, в замене художественно-декоративного, светового, цветового и рекламного оформления с целью формирования современной городской среды.
4. Проблема нехватки квалифицированных кадров в отрасли.
Множество проблем сферы определяется качественным и количественным несоответствием потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах. Быстрый рост торговой отрасли обуславливает приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией. Проблема усугубляется и направленностью обучения в учреждениях профессионального образования. Как правило, основные образовательные программы учебных заведений разрабатываются на основе видения академической (преподавательской) среды, поэтому они ориентированы на теоретическое обучение и оторваны от потребностей практики. В результате крупные сетевые компании организуют собственные корпоративные обучающие центры, а более мелкие торговые предприятия переучивают выпускников на рабочем месте.
Целесообразно укрепить взаимодействие профессиональной среды и академического сообщества, привлекать для разработки образовательных программ, квалификационных требований, чтения лекций, проведения занятий действующих специалистов сферы потребительского рынка, а на предприятиях сферы организовывать полноценную практику и стажировку студентов.
3. Приоритеты в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач. Описание основных ожидаемых конечных результатов Программы и целевые индикаторы, сроков и этапов реализации Программы
Для достижения программных целей развития потребительского рынка города Череповца разработан комплекс мероприятий.
Устанавливаются следующие приоритеты решения проблем развития потребительского рынка и услуг в 2022 - 2024 годах:
- увеличение количества предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, участвующих в социально ориентированных проектах;
- развитие многоформатной инфраструктуры торговли в целях создания комфортной потребительской среды, в том числе для граждан старшего поколения;
- реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на потребительские товары и услуги;
- обеспечение качества и безопасности товаров и услуг на предприятиях потребительского рынка и услуг;
- обеспечение доступности предприятий потребительского рынка и услуг для маломобильных групп населения;
- содействие в обеспечении предприятий потребительского рынка города квалифицированными кадрами;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг.
Цель Программы - создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения, в том числе маломобильных групп, на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, надлежащего качества
В качестве основных задач развития торговли Череповца в среднесрочной перспективе можно выделить:
1. Мониторинг состояния, анализ и прогнозирование развития потребительского рынка в городе.
2. Развитие многоформатной торговли, в т.ч. малые форматы, интернет-торговля.
3. Улучшение имиджа сферы потребительского рынка.
4. Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке.
5. Повышение доступности объектов потребительского рынка для маломобильных групп населения.
6. Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников.
7. Содействие продвижению на потребительский рынок города Череповца товаров местных товаропроизводителей
Сроки реализации Программы: 2022 - 2024 годы.
Выполнение системы намеченных мероприятий позволит создать условия для обеспечения населения услугами многоформатной торговли, приведет к развитию инфраструктуры потребительского рынка.
Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), реализация Программы будет способствовать укреплению и развитию экономики города, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
В целом по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Программой, можно ожидать:
увеличение оборота розничной торговли на душу населения по итогам 2024 года до 250,0 тыс. руб., объемов услуг общественного питания на душу населения - до 13,1 тыс. руб.;
увеличение к концу 2024 году обеспеченности на 1000 жителей площадью стационарных торговых объектов до 1400,0 кв. м, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети до 94 посадочных мест на 1000 человек, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - до 23 единиц на 1000 человек;
повышение уровня оценки горожанами качества предоставляемых услуг торговли, бытового обслуживания и общественного питания до уровня не менее 75 баллов;
увеличение количество объектов торговли и услуг, доступных для маломобильных групп населения;
увеличение и сохранение ежегодного количества участников социально ориентированных мероприятий и проектов на уровне не менее 1000 единиц;
сохранение и развитие на территории города форматов нестационарной и ярмарочной торговли; увеличение количества реализующих на территории города Череповца свою продукцию сельхоз- и товаропроизводителей.
Для оценки достижения целей и решения задач Программы предлагается использовать следующие показатели (индикаторы):
1. Обеспеченность площадью стационарных торговых объектов в среднем по городу, кв. м на 1 тыс. чел.
2. Обеспеченность услугами предприятий общественного питания в среднем по городу, посадочных мест на 1 тыс. чел.
3. Обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения в среднем по городу, рабочих мест на 1 тыс. чел.
4. Оборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах, тыс. руб.
5. Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах, тыс. руб.
6. Оценка горожанами качества услуг сферы потребительского рынка по видам, баллы.
7. Количество объектов сферы потребительского рынка, охваченных работами по адаптации для инвалидов всех нозологий (нарастающим итогом), единиц.
8. Количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов, ед.
9. Количество школьников и студентов профильных средних специальных учебных заведений, привлеченных к участию в мероприятиях в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, чел.
Информация о показателях (индикаторах) Программы в разрезе их ежегодных значений приведена в приложении 1 к Программе.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
Краткая характеристика основных мероприятий Программы:
1. Анализ и прогнозирование развития потребительского рынка в городе.
Получение и анализ информации, характеризующей сферу потребительского рынка города Череповца, для дальнейшего использования при прогнозировании развития сферы и принятии управленческих решений.
2. Обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров и услуг для населения города.
Корректировка документов территориального планирования и схемы размещения нестационарных торговых объектов. Проведение мероприятий для обеспечения доступности объектов потребительского рынка для маломобильных групп населения. Мониторинг цен на товары первой необходимости. Проведение городских сельскохозяйственных ярмарок. Увеличение количества предприятий - участников социально ориентированных проектов.
3. Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке.
Рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью объектов потребительского рынка. Взаимодействие с активистами проекта "Народный контроль" по вопросу выявления, пресечения и предотвращения нарушений в деятельности объектов потребительского рынка. Своевременное доведение до хозяйствующих субъектов потребительского рынка актуальной информации по вопросам деятельности. Привлечение предприятий к улучшению внешнего вида и, как следствие, имиджа своих объектов посредством праздничного украшения.
4. Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников.
Реализация мероприятий в рамках Соглашения о сотрудничестве между учебными заведениями и предприятиями сферы потребительского рынка. Проведение конкурсов профессионального мастерства. Проведение фестивалей для продвижения на потребительский рынок города передовых технологий в сфере обслуживания.
5. Содействие продвижению на потребительский рынок Череповца товаров местных товаропроизводителей.
Реализация мероприятий, направленных на предоставление местным производителям дополнительных возможностей сбыта продукции, установление прямых связей между производителями и потребителями.
Перечень мероприятий с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов приведен в приложении 2 к Программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
На реализацию мероприятий Программы планируется привлечь средства бюджета города Череповца (при проведении мероприятий организационного характера, финансирование которых осуществляется в рамках текущего содержания исполнителей, и мероприятий, требующих целевого финансирования из городского бюджета).
Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы на 2022 - 2024 годы, составляет 366,0 тыс. руб.
Сводные затраты на реализацию мероприятий Программы представлены в приложении 3 к Программе.
Объемы финансирования могут ежегодно уточняться с учетом возможностей городского бюджета и других участников Программы.
6. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств городского бюджета и других источников финансирования
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств городского бюджета составляет 366,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 122,0 тыс. руб.;
2023 год - 122,0 тыс. руб.;
2024 год - 122,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств городского бюджета приведено в приложениях 3, 4 к муниципальной программе. В данных приложениях отражены только финансируемые мероприятия.
При определении объема финансовых средств учтены цены, сложившиеся на рынке, потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), требования действующего законодательства.
7. Прогноз конечных результатов реализации Программы, характеризующих целевое состояние уровня и качества жизни населения
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на территории города.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении качества жизни населения, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг.
Совокупность мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг.
Социальная эффективность Программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.
Реализация мероприятий Программы в 2022 - 2024 годах обеспечит:
1) увеличение оборота розничной торговли на душу населения к 2024 году до 250,0 тыс. руб., объемов услуг общественного питания на душу населения до 13,1 тыс. руб.;
2) увеличение к 2024 году обеспеченности на 1000 жителей площадью стационарных торговых объектов до 1400,0 кв. м, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети - до 94 посадочных мест на 1000 человек, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - до 23 единиц на 1000 человек.
3) оценка горожанами качества предоставляемых услуг торговли бытового обслуживания и общественного питания будет не менее 75 баллов;
4) количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов к 2024 году ежегодно будет не менее 1000 единиц.
8. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
К рискам реализации Программы относится зависимость конъюнктуры потребительского рынка от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, нахождение объектов потребительского рынка в частной собственности, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, а также изменение законодательства на региональном и федеральном уровне.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы выступают мониторинг, открытость и подотчетность.
В рамках мониторинга достижение конкретных целей и решение задач Программы отслеживается с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий.
Управление Программой будет осуществляться на основе принципов открытости. Будет организовано обсуждение хода и результатов реализации Программы с бизнес-сообществом потребительского рынка города и общественными организациями города.
9. Методика расчета значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
1. Обеспеченность площадью торговых объектов, средняя по городу
Определение: расчетный показатель обеспеченности населения города площадями торговых объектов, а именно какое количество кв. м площадей торговых объектов приходится на 1 тысячу жителей города.
Единица измерения - кв. м на 1 тыс. чел.
Источник информации: данные органа государственной статистики по численности населения города по состоянию на конец отчетного года и информация отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии, основанная на оценке наличия в городе торговых площадей, в т.ч. с учетом вновь вводимых торговых объектов, по состоянию на конец отчетного года.
Периодичность сбора данных: ежегодно по состоянию на конец отчетного года.
Расчет показателя:
Об - обеспеченность торговыми площадями населения города, кв. м на 1 тыс. чел.;
- сумма торговых площадей в целом по городу, кв. м;
Чн - численность населения по состоянию на конец отчетного года в целом по городу, тыс. чел.
2. Обеспеченность услугами предприятий общественного питания в среднем по городу
Определение: расчетный показатель обеспеченности населения города посадочными местами предприятий общественного питания города, а именно: какое количество посадочных мест в предприятиях общественного питания города приходится на 1 жителя города.
Единица измерения - пос. мест на 1 тыс. чел.
Источник информации: данные органа государственной статистики по численности населения города по состоянию на конец отчетного года и информация отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии, основанная на оценке наличия в городе посадочных мест на предприятиях общественного питания, в т.ч. с учетом вновь вводимых объектов общественного питания, по состоянию на конец отчетного года.
Периодичность сбора данных: ежегодно по состоянию на конец отчетного года.
Расчет показателя:
,
Об - обеспеченность посадочными местами на предприятиях общественного питания населения города, пос. мест на 1 тыс. чел.;
- сумма посадочных мест на предприятиях общественного питания в целом по городу для расчета средней по городу, пос. мест;
Чн - численность населения в целом по городу для расчета средней по городу либо соответственно по району, тыс. чел.
3. Обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения в среднем по городу
Определение: расчетный показатель обеспеченности населения города рабочими местами предприятий бытового обслуживания города, а именно: какое количество рабочих мест на предприятиях бытовых услуг приходится на 1 жителя города.
Единица измерения - раб. мест на 1 тыс. чел.
Источник информации: данные органа государственной статистики по численности населения города по состоянию на конец отчетного года и информация отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии города, основанная на оценке наличия в городе рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания, в т.ч. с учетом вновь вводимых объектов бытовых услуг, по состоянию на конец отчетного года.
Периодичность сбора данных: ежегодно по состоянию на конец отчетного года.
Расчет показателя:
,
Об - обеспеченность рабочими местами на предприятиях бытового обслуживания населения города, раб. мест на 1 тыс. чел.;
- сумма рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения в целом по городу для расчета средней по городу, раб. мест;
Чн - численность населения в целом по городу для расчета средней по городу, тыс. чел.
4. Оборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах
Определение: расчетный показатель оборота розничной торговли, приходящегося на душу населения города.
Единица измерения - тыс. руб.
Источник информации: данные органа государственной статистики по товарообороту в целом по городу и по среднегодовой численности населения города.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя: соотношение розничного товарооборота к среднегодовой численности населения города.
5. Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах
Определение: расчетный показатель оборота общественного питания, приходящегося на душу населения города.
Единица измерения - тыс. руб.
Источник информации: данные органа государственной статистики по обороту общественного питания в целом по городу и по среднегодовой численности населения города.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя: соотношение оборота общественного питания к среднегодовой численности населения города.
6. Оценка горожанами качества услуг сферы потребительского рынка, в т.ч.:
1) торговли
Определение: показатель, полученный в результате социологических исследований и позволяющий оценить мнение горожан о качестве услуг предприятий торговли города.
Единица измерения - балл.
Источник информации: расчет показателя производится на основе данных одного из социологических исследований, проводимых МКУ ИМА "Череповец" в рамках ежегодного мониторинга системы сбалансированных целевых показателей города, критериев их оценки населением по утвержденному перечню, рассчитанные значения по которым ежегодно передаются в управление экономической политики мэрии.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя:
Оценка горожанами качества работы предприятий торговли определяется через оценки удовлетворенности качеством работы каждого вида предприятий торговли, предложенных для оценки в анкете:
- Оценка горожанами качества работы предприятий торговли продовольственными товарами, в т.ч.:
- Оценка горожанами качества работы супермаркетов, магазинов самообслуживания.
- Оценка горожанами качества работы традиционных магазинов с обслуживанием продавцами.
- Оценка горожанами качества работы торговых павильонов, палаток и тонаров.
- Оценка горожанами качества работы продовольственных рынков.
- Оценка горожанами качества работы предприятий торговли товарами легкой промышленности, в т.ч.:
- Оценка горожанами качества работы торговых центров.
- Оценка горожанами качества работы брендовых, фирменных магазинов.
- Оценка горожанами качества работы специализированных магазинов (спец. одежда, рыболовные и охотничьи товары и т.п.).
Сначала на основе распределения ответов на вопросы вычисляются показатели удовлетворенности качеством работы каждого из объектов торговли по шкале 0 - 100 баллов, далее рассчитывается средний индекс как средняя арифметическая всех показателей, входящих в структуру показателя "Оценка горожанами качества работы предприятий торговли".
2) бытового обслуживания
Определение: показатель, полученный в результате социологических исследований и позволяющий оценить мнение горожан о качестве услуг предприятий бытового обслуживания населения города.
Единица измерения - балл.
Источник информации: расчет показателя производится на основе данных одного из социологических исследований, проводимых МКУ ИМА "Череповец" в рамках ежегодного мониторинга системы сбалансированных целевых показателей города, критериев их оценки населением по утвержденному перечню, рассчитанные значения по которым ежегодно передаются в управление экономической политики мэрии.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя:
Оценка горожанами качества работы организаций бытового обслуживания (химчистки, парикмахерские, ремонт обуви и прочие услуги) рассчитывается на основе распределения ответов на вопрос: "Насколько Вас устраивает качество работы организаций бытового обслуживания (химчистки, парикмахерские, ремонт обуви и пр. услуги) - Полностью устраивает - Скорее устраивает - Скорее не устраивает - Совсем не устраивает - Затрудняюсь ответить" по шкале 0 - 100 баллов.
3) общественного питания
Определение: показатель, полученный в результате социологических исследований и позволяющий оценить мнение горожан о качестве услуг предприятий общественного питания города.
Единица измерения - балл.
Источник информации: расчет показателя производится на основе данных одного из социологических исследований, проводимых МКУ ИМА "Череповец" в рамках ежегодного мониторинга системы сбалансированных целевых показателей города, критериев их оценки населением по утвержденному перечню, рассчитанные значения по которым ежегодно передаются в управление экономической политики мэрии.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя:
Оценка горожанами качества работы предприятий общественного питания определяется через оценки удовлетворенности качеством работы каждого вида предприятий торговли, предложенных для оценки в анкете:
- Оценка горожанами качества работы ресторанов.
- Оценка горожанами качества работы кафе, баров, в т.ч.:
- Оценка горожанами качества работы стационарных кафе, баров.
- Оценка горожанами качества работы летних кафе.
- Оценка горожанами качества традиционных столовых.
- Оценка горожанами качества работы предприятий быстрого питания - "фаст-фуда" (пиццерии, бистро, шавермы).
Сначала на основе распределения ответов на вопросы вычисляются показатели удовлетворенности качеством работы каждого из объектов общественного питания по шкале 0 - 100 баллов, далее рассчитывается средний индекс как средняя арифметическая всех показателей, входящих в структуру показателя "Оценка горожанами качества работы предприятий общественного питания".
7. Количество объектов сферы потребительского рынка, охваченных работами по адаптации для инвалидов всех нозологий (нарастающим итогом).
Определение: определяет количество объектов, доступных для инвалидов минимум по одной нозологии.
Единица измерения - единица.
Источник информации: результаты ежегодного обследования объектов специалистами отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя: определяется как общее количество объектов, доступных для инвалидов не менее чем по одной нозологии.
8. Количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов
Определение: определяет количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов.
При этом количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов определяется как сумма участников социально ориентированных проектов:
- количество участников (торговых точек) на городских сельскохозяйственных ярмарках и ярмарках выходного дня;
- количество объектов торговли и услуг, участвующих в проекте "Дисконтная карта Забота";
- количество торговых точек, участвующих в акции "Желтый ценник".
- количество участников (юридические и физические лица - субъекты потребительского рынка) благотворительных акций.
Единица измерения - единица.
Источник информации: расчет показателя производится на основе данных отдела развития потребительского рынка о количестве участников социально-ориентированных проектов.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя: определяется как сумма участников всех вышеуказанных социально-ориентированных проектов
9. Количество школьников и студентов профильных средних специальных учебных заведений, привлеченных к участию в мероприятиях в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка.
Определение: определяет количество участников, привлеченных к участию в мероприятиях, организуемых в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка.
При этом количество участников, привлеченных к участию в мероприятиях, определяется как сумма участников организованных мероприятий:
- количество участников конкурсов мероприятия "Кулинарный фестиваль. Лаборатория молодых" в номинации студенты;
- количество участников мастер-классов, проводимых в рамках мероприятия "Кулинарный фестиваль. Лаборатория молодых" в номинации студенты;
- количество участников конкурсов мероприятия "Кулинарный фестиваль. Лаборатория молодых" в номинации школьники;
- количество участников мастер-классов, проводимых в рамках мероприятия "Кулинарный фестиваль. Лаборатория молодых" в номинации школьники;
- количество участников конкурса профессионального мастерства "Мастера Вологодчины".
Единица измерения - единица.
Источник информации: расчет показателя производится на основе данных отдела развития потребительского рынка о количестве участников, привлеченных к участию в мероприятиях.
Периодичность сбора данных: ежегодно за отчетный год.
Расчет показателя: определяется как сумма участников всех вышеуказанных мероприятий.
10. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности муниципальной программы основывается на следующих основных критериях:
- достижение запланированных результатов, значений количественных и качественных целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- достижение запланированного уровня затрат.
Оценка достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы осуществляется по итогам каждого календарного года реализации муниципальной программы.
Степень достижения планового значения показателя (П) рассчитывается для каждого целевого показателя (индикатора) муниципальной программы в соответствии со следующей формулой:
П=З ф/З п x 100%, где:
П - степень достижения планового значения показателя;
З ф - фактическое значение показателя;
З п - плановое значение показателя.
Интегральный показатель эффективности реализации мероприятий муниципальной программы оценивается как степень фактического достижения показателей (индикаторов) муниципальной программы по следующей формуле:
Э с - совокупная эффективность реализации мероприятий муниципальной программы;
П п1 - плановое значение показателя N 1;
П ф1 - фактическое значение показателя N 1;
П п2 - плановое значение показателя N 2;
П ф2 - фактическое значение показателя N 2;
П п2 - плановое значение показателя N n;
n - количество показателей.
Степень достижения плановых значений показателей оценивается в соответствии со следующими критериями:
до 95% - неэффективное выполнение показателей муниципальной программы;
95% и более - эффективное выполнение показателей муниципальной программы.
Оценка степени достижения запланированного уровня затрат - фактически произведенные затраты на реализацию основных мероприятий муниципальной программы сопоставляются с их плановыми значениями и рассчитывается по формуле:
ЭБ=БИ/БУ*100%, где:
ЭБ - значение индекса степени достижения запланированного уровня затрат;
БИ - кассовое исполнение бюджетных расходов по обеспечению реализации мероприятий Программы;
БУ - лимиты бюджетных обязательств.
Эффективным является использование бюджетных средств при значении показателя ЭБ от 95% и выше.
Приложение 1
к Программе
Информация
о показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значения
N |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Взаимосвязь с городскими стратегическими показателями |
||||
2020 факт |
2021 оценка |
2022 |
2023 |
2024 |
||||
1 |
Обеспеченность площадью стационарных торговых объектов, средняя по городу |
Кв. м на 1000 чел. |
1319,4 |
1320,0 |
1325,0 |
1350,0 |
1400,0 |
Обеспеченность торговыми площадями |
2 |
Обеспеченность услугами предприятий общественного питания в среднем по городу |
Пос. мест на 1000 чел. |
89,0 |
91,0 |
92,0 |
93,0 |
94,0 |
Обеспеченность услугами предприятий общественного питания |
3 |
Обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения в среднем по городу |
Раб. мест на 1000 чел. |
17,8 |
21 |
22 |
22,5 |
23,0 |
Обеспеченность услугами предприятий бытового обслуживания населения |
4 |
Оборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах |
Тыс. руб. |
217,7 |
241,6 |
243,7 |
244,0 |
250,0 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
5 |
Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах |
Тыс. руб. |
10,2 |
12,0 |
12,8 |
13,0 |
13,1 |
Оценка горожанами качества услуг предприятий общественного питания |
6 |
Оценка горожанами качества услуг сферы потребительского рынка, в т.ч.: |
Баллов |
|
|
|
|
|
|
1) торговли |
|
75,7 |
75 |
75 |
75 |
75 |
Оценка горожанами качества услуг сферы торговли |
|
2) бытового обслуживания |
|
74,8 |
75 |
75 |
75 |
75 |
Оценка горожанами качества услуг предприятий бытового обслуживания населения |
|
3) общественного питания |
|
72,5 |
73 |
75 |
75 |
75 |
Оценка горожанами качества услуг предприятий общественного питания |
|
7 |
Количество объектов сферы потребительского рынка, охваченных работами по адаптации для инвалидов всех нозологий (нарастающим итогом) |
Единиц |
405 |
450 |
550 |
570 |
600 |
Оценка горожанами качества услуг сферы торговли |
8 |
Количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов |
Единиц |
797 |
1000 |
не менее 1000 |
не менее 1000 |
не менее 1000 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
9 |
Количество школьников и студентов профильных средних специальных учебных заведений, привлеченных к участию в мероприятиях в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, чел. |
Чел. |
- |
100 |
100 |
110 |
120 |
Оценка горожанами качества услуг сферы торговли Оценка горожанами качества услуг предприятий общественного питания |
Приложение 2
к Программе
Перечень
основных мероприятий муниципальной программы
N |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат |
Последствия не реализации основного мероприятия |
Связь с показателями Программы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1. |
Анализ и прогнозирование развития потребительского рынка в городе |
||||||
|
Анализ состояния и перспектив развития сферы потребительского рынка в городе |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Получение актуальных данных, отражающих текущее состояние сферы потребительского рынка, недопущение стагнации сферы, определение тенденций развития отдельных отраслей |
Отсутствие возможности разработки и проведения мероприятий, направленных на развитие сферы потребительского рынка в городе |
Обеспеченность площадью торговых объектов Обеспеченность услугами предприятий общественного питания Обеспеченность услугами бытового обслуживания населения |
2. |
Обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров и услуг для населения города |
||||||
2.1 |
Проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Получение достоверных актуальных данных, отражающих состояние сферы, определение проблемных зон |
Недостаток информации для принятия управленческих решений, в т.ч. по территориальному развитию города, несвоевременность реагирования на негативные тенденции, отсутствие информации для градостроительной документации |
Обеспеченность площадью торговых объектов Обеспеченность услугами предприятий общественного питания Обеспеченность услугами бытового обслуживания населения |
2.2 |
Определение территорий и земельных участков для размещения объектов потребительского рынка в соответствии с градостроительной документацией |
Управление архитектуры и градостроительства мэрии, комитет по управлению имуществом города |
2022 |
2024 |
Развитие сферы, обеспечение услугами сферы жителей застраиваемых территорий |
Стагнация сферы, диспропорция в различных типах предприятий в городе |
|
2.3 |
Корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Поддержка сельхозтоваропроизводителей, обеспечение выполнения требований федерального законодательства |
Нецивилизованное развитие форм нестационарной торговли |
|
2.4 |
Обеспечение доступности вводимых и реконструируемых объектов торговли для маломобильных групп населения |
Управление архитектуры и градостроительства мэрии |
2022 |
2024 |
Доступность основных объектов сферы для маломобильных групп населения |
Недоступность основных объектов сферы для маломобильных групп населения |
Количество объектов сферы потребительского рынка, охваченных работами по адаптации для инвалидов всех нозологий (нарастающим итогом) |
2.5 |
Проведение мониторинга цен на товары первой необходимости |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Наличие оперативной информации для разработки мер по сдерживанию роста цен |
Неуправляемость процессов, отсутствие базы для сравнения с другими муниципальными образованиями, отсутствие информации для принятия управленческих решений |
Оценка горожанами качества предоставляемых услуг сферы (по видам) |
2.6 |
Организация и проведение ярмарочно-выставочных и иных мероприятий по реализации продукции товаро- и сельхозпроизводителей |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Удовлетворение спроса горожан, потребностей товаропроизводителей в прямой продаже продукции |
Доминирование иногородней продукции, отсутствие помощи местным товаропроизводителям |
Количество участников социально ориентированных мероприятий и проектов |
2.7 |
Реализация социально ориентированных проектов в сфере потребительского рынка |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Увеличение ценовой доступности товаров и услуг для социально незащищенных групп населения |
Увеличение нагрузки на органы социальной защиты |
|
3. |
Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке |
||||||
3.1. |
Проведение конкурсов среди предприятий сферы потребительского рынка, организация участия предприятий потребительского рынка в областных конкурсах, в том числе: |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Стимулирование развития предприятий, выявление и развитие перспективных форм предприятий сферы |
Стагнация сферы, отсутствие целевых ориентиров, примеров лучших практик |
Оценка горожанами качества предоставляемых услуг сферы (по видам) |
|
- городской смотр-конкурс "Лучшее праздничное оформление предприятий сферы потребительского рынка города" |
|
2022 |
2024 |
Повышение культуры обслуживания и художественного уровня оформления предприятий сферы потребительского рынка города |
||
3.2 |
Использование интернет-среды для осуществления коммуникативных связей с населением, в т.ч. для приема обращений граждан о нарушениях законодательства в сфере потребительского рынка |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение оперативности реагирования на обращения граждан |
Отсутствие одного из эффективных каналов обратной связи с населением в работе управления |
|
3.3 |
Организация и проведение обследований предприятий торговли, направление информации по выявленным нарушениям в контрольно-надзорные службы для принятия мер |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Обеспечение выполнения требований законодательства в сфере потребительского рынка, скоординированность усилий ОМСУ и ОФИВ по повышению качества товаров и услуг |
Увеличение числа нарушений, выявляемых в ходе контрольно-проверочных мероприятий, увеличение числа жалоб населения |
|
3.4 |
Проведение тематических семинаров, публикаций в прессе, размещение информации на интернет-портале города Череповца в целях повышения правовой грамотности работников сферы торговли |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение качества услуг сферы, возможность для представителей сферы оперативно получать информацию по наиболее сложным вопросам, связанным с продажей товаров и услуг, снижение административных барьеров |
Низкая оценка качества работы предприятий сферы, правовой нигилизм работников сферы |
|
4 |
Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников |
||||||
4.1 |
Реализация Соглашения о сотрудничестве и совместном развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере общественного питания |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Снижение кадрового дефицита в сфере потребительского рынка, обучение и подготовка кадров |
Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда сферы |
Оценка горожанами качества предоставляемых услуг сферы (по видам) |
4.2 |
Содействие участию предприятий потребительского рынка в организуемых ярмарках вакансий (в том числе на базе учебных заведений торгового профиля) |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Удовлетворение спроса предприятий в кадрах, информирование населения о вакансиях и условиях труда в сфере |
Недостаток каналов информирования и информации о вакансиях и условиях труда в сфере |
|
4.3 |
Организация совещаний, обучающих семинаров, мастер-классов для повышения профессионального уровня персонала в сфере потребительского рынка |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка, повышение престижа профессий сферы |
Низкая оценка качества предоставления услуг сферой |
|
4.4 |
Организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли и бытового обслуживания и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Снижение кадрового дефицита в сфере потребительского рынка, обучение кадров |
Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда сферы |
|
4.5 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства, организация участия в межрегиональных, общероссийских, международных конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение культуры обслуживания жителей региона, повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка, повышение престижа профессий сферы |
Стагнация сферы |
|
4.6 |
Проведение выставок, ярмарок, фестивалей, пропагандирующих и продвигающих на потребительский рынок города передовые технологии, прогрессивные формы обслуживания населения и формирующих положительный имидж профессий работников, занятых в сфере потребительского рынка, в том числе: |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение престижа профессий сферы, профессионального уровня работников массовых профессий сферы потребительского рынка |
Стагнация сферы |
|
|
- конкурсы в рамках проведения мероприятия "Кулинарный фестиваль "Лаборатория молодых" (по номинациям "студенты" и "школьники") |
|
2022 |
2024 |
Профессиональная ориентация школьников, содействие в обеспечении предприятий общественного питания квалифицированными кадрами, повышение престижа высококвалифицированного труда работников общественного питания |
|
Количество школьников и студентов профильных средних специальных учебных заведений, привлеченных к участию в мероприятиях в рамках содействия кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, чел. |
5 |
Содействие продвижению на потребительский рынок города Череповца товаров местных производителей |
||||||
5.1 |
Организация и проведение "круглых столов", бирж деловых контактов, индивидуальных встреч заинтересованных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Управление экономической политики мэрии |
2022 |
2024 |
Повышение деловой активности, увеличение в товарообороте предприятий доли продукции местных товаропроизводителей, увеличение объема производства, развитие кооперационных связей |
Доминирование иногородней продукции, невозможность входа на рынок продукции малых и микропредприятий |
Оборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах Оборот общественного питания на душу населения в текущих ценах |
Приложение 3
к Программе
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств городского бюджета
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, долгосрочной целевой программы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, муниципальный заказчик-координатор |
Расходы (тыс. руб.), год |
||
2022 |
2023 |
2024 |
||
Муниципальная программа "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы" |
Всего |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
Управление экономической политики мэрии |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
|
Основное мероприятие 3. Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке: |
Управление экономической политики мэрии |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
- городской смотр-конкурс "Лучшее праздничное оформление предприятий сферы потребительского рынка города" |
Управление экономической политики мэрии |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Основное мероприятие 4. Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников: |
Управление экономической политики мэрии |
118,4 |
118,4 |
118,4 |
- конкурсы в рамках проведения мероприятия "Кулинарный фестиваль "Лаборатория молодых" (по номинации "студенты") |
Управление экономической политики мэрии |
58,6 |
58,6 |
58,6 |
- конкурсы в рамках проведения мероприятия "Кулинарный фестиваль "Лаборатория молодых" (по номинации "школьники") |
Управление экономической политики мэрии |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
Приложение 4
к Программе
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов городского бюджета, федерального, областного бюджетов, внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы
/п |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, долгосрочной целевой программы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Источник ресурсного обеспечения |
Оценка расходов (тыс. руб.), год |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
Муниципальная программа "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы" |
всего |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
городской бюджет |
122,0 |
122,0 |
122,0 |
||
федеральный бюджет |
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
||
|
Основное мероприятие 3. Повышение качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке |
всего |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
городской бюджет |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
||
федеральный бюджет |
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
||
|
Основное мероприятие 4. Содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка, повышению профессионализма и квалификации работников |
всего |
118,4 |
118,4 |
118,4 |
городской бюджет |
118,4 |
118,4 |
118,4 |
||
федеральный бюджет |
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии города Череповца Вологодской области от 22 октября 2021 г. N 4069 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2022 - 2024 годы"
Вступает в силу с 1 января 2022 г. и применяется к правоотношениям, возникшим при формировании городского бюджета, начиная с бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации г. Череповца http://cherinfo-doc.ru 25 октября 2021 г.
Постановлением Мэрии города Череповца от 3 марта 2022 г. N 503 настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.