Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу
Губернатора
Владимирской области
от 25 октября 2021 г. N 173
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области
1. Общие положения
Правовые основы проведения мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области
Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации во Владимирской области являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности, в том числе иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и области;
стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733;
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденных протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 25 июня 2021 года N 48;
нормативные правовые акты Владимирской области и муниципальных образований Владимирской области, регулирующие отношения в антинаркотической сфере;
Государственная программа Владимирской области "Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области" (Подпрограмма 2 "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"), утвержденная постановлением администрации области от 20.01.2016 N 17.
Цели и задачи мониторинга наркоситуации
Под мониторингом наркоситуации в настоящем Положении понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:
определение состояния наркоситуации во Владимирской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой во Владимирской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации. Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
Под наркоситуацией понимается ограниченная временными и пространственными рамками совокупность социальных процессов, складывающихся из последствий немедицинского потребления запрещенных и подконтрольных веществ и их незаконного оборота в сочетании с уровнем эффективности противодействия возникающим в данной связи вызовам и угрозам.
Инструментарий мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Владимирской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
Участники мониторинга наркоситуации
В соответствии с Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 мониторинг наркоситуации во Владимирской области осуществляется антинаркотической комиссией во Владимирской области (далее - антинаркотическая комиссия).
Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации во Владимирской области осуществляется Губернатором Владимирской области (председателем антинаркотической комиссии) посредством образованного в соответствии с пунктом 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации аппарата антинаркотической комиссии при участии членов антинаркотической комиссии Владимирской области.
В осуществлении мониторинга также принимают участие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах установленной компетенции, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, Управление Судебного Департамента во Владимирской области, Военный комиссариат Владимирской области, органы исполнительной власти Владимирской области, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации во Владимирской области осуществляется по итогам года.
Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области является председатель антинаркотической комиссии - Губернатор Владимирской области.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области, обеспечивается из бюджета области и может быть включено в государственные программы.
Решением председателя антинаркотической комиссии в целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в выполнении данной работы.
Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации: статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Владимирской области, органов местного самоуправления и организаций;
информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
результаты социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485.
Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок представляются следующими участниками мониторинга наркоситуации во Владимирской области:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее - Управление МВД России по Владимирской области);
Управление Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Владимирской области (далее - Управление ФСИН России по Владимирской области);
Владимирская таможня;
Военный комиссариат Владимирской области;
Управление Судебного департамента во Владимирской области;
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Владимирской области);
Департамент здравоохранения Владимирской области;
Департамент образования Владимирской области;
Департамент социальной защиты населения Владимирской области;
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Владимирской области могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, а также общественные объединения и организации.
Участники мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов своей антинаркотической и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели (в динамике), характеризующие развитие наркоситуации во Владимирской области, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
определяются муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации во Владимирской области, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям Владимирской области;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации во Владимирской области;
представляются предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации во Владимирской области.
Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области (приложение N 1 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области).
Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации направляются в аппарат антинаркотической комиссии Владимирской области.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Владимирской области.
Предмет исследования - отношение населения Владимирской области к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;
анализ ценностных установок на употребление наркотиков;
выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно к проблеме потребления наркотиков;
анализ уровня распространения наркомании во Владимирской области, в том числе динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
выявление степени наркотизации населения во Владимирской области;
определение наиболее распространенных на территории Владимирской области наркотиков;
выявление степени доступности наркотиков;
определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков;
определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;
выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков;
анализ социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Владимирской области;
выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.
Срок проведения исследования: IV квартал отчетного года - 1 марта года, следующего за отчетным.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Объем выборки - не менее 0,1% населения Владимирской области. Возраст респондентов - от 14 до 60 лет.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Владимирской области (промышленная и сельскохозяйственная). На территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.
Вид исследования - аналитический.
Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения.
Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Социологические исследования проводятся с использованием анкеты, определенной Приложением N 2 к Методике и порядку осуществления мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах 1.
Анкетирование должно осуществляться специалистами, имеющими опыт проведения социологических опросов.
По результатам проведения социологических исследований должен быть подготовлен аналитический отчет с приложением линейного распределения ответов респондентов (в абсолютных числах и процентах) на все вопросы анкеты, с обязательным указанием точного количества опрошенных.
Результаты социологических исследований направляются в аппарат антинаркотической комиссии.
Полученная в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется аппаратом антинаркотической комиссии (либо созданной рабочей группой), по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации во Владимирской области.
В проект доклада о наркоситуации во Владимирской области включается следующая информация:
а) характеристика Владимирской области (площадь территории, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация);
б) анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Владимирской области и по муниципальным образованиям).
Отражается зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровни распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотических веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, доступность наркотиков. Проводится анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения;
в) оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях, анализ и оценка работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, комплексной реабилитации и ресоциализации;
г) анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики, анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
д) анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая, в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с указанием новых видов наркотиков); сведения о распространении наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; анализ интернет ресурсов, распространяющих информацию о наркотиках; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков;
е) оценка реализации государственных программ (подпрограмм) Владимирской области, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия;
ж) информация о ходе исполнения перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года;
з) предварительная оценка состояния наркоситуации во Владимирской области с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации в области (в разрезе муниципальных образований) (в динамике за три года) с графическим наложением на карту Владимирской области, определяемых согласно формуле вычисления статистических показателей (СП) и оценочных показателей (ОП) (приложение N 3 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области);
и) краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации;
к) проекты управленческих решений и предложения по изменению наркоситуации во Владимирской области и в Российской Федерации.
Оценка развития наркоситуации во Владимирской области
(по муниципальным образованиям на областном уровне) осуществляется по четырем последовательным критериям: нейтральная сложная предкризиснаякризисная.
При графическом изображении критерии оценки развития наркоситуации обозначаются: "нейтральная" - зеленым цветом, "сложная" - желтым цветом, "предкризисная" - оранжевым цветом; "кризисная" - красным цветом.
Критерии оценки развития наркоситуации при проведении мониторинга определяются по следующим оценочным показателям наркоситуации:
ОП1. Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков;
ОП2. Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков;
ОП3. Криминогенность наркомании;
ОП4. Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних;
ОП5. Доступность наркотиков(рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП6. Оценочная распространенность употребления наркотиков(рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП7. Уровень первичной заболеваемости наркоманией;
ОП8. Острые отравления наркотиками;
ОП9. Острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних;
ОП10. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками.
Оценочный показатель (ОП) определяется на основании расчета статистического показателя (СП) с учетом его минимального и максимального значений по всем муниципальным образованиям Владимирской области (региональный уровень).
Оценочный показатель выражается в баллах от 0 до 100. При этом 0 (ноль) баллов - наилучшее значение, 100 (сто) баллов - наихудшее значение соответствующего показателя.
Оценочный показатель в регионе определяется как среднеарифметическое значение оценочных показателей муниципальных образований.
Статистический показатель (СП) - относительный показатель, рассчитываемый на основе статистических данных и характеризующий количественные и качественные результаты деятельности по соответствующему направлению.
Для оценочных показателей наилучшим является минимальное значение и рассчитывается по формуле:
где:
- статистический показатель оценки;
- максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов (муниципальных образований) региона;
-минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов (муниципальных образований) региона.
Итоговая оценка наркоситуации в Российской Федерации (ИО) в целом и в каждом субъекте Российской Федерации определяется только на федеральном уровне Государственным антинаркотическим комитетом.
На региональном уровне на основании оценочных показателей определяется предварительная оценка наркоситуации во Владимирской области (ПрО).
Оценка наркоситуации определяется как среднее арифметическое значение всех оценочных показателей. Расчет осуществляется по формуле:
, где:
- количество оценочных показателей развития наркоситуации, принимаемых в расчет при определении оценки.
Отнесение оценочных показателей, а также итоговой оценки развития наркоситуации к тому или иному критерию основывается на следующих пороговых значениях:
"нейтральная" - от 0 до 25 включительно;
"сложная" - свыше 25 до 50 включительно;
"предкризисная" - свыше 50 до 75 включительно;
"кризисная" - свыше 75 до 100 включительно.
Формулы вычисления статистических показателей (СП) и оценочных показателей (ОП) с примерами расчетов оценки развития наркоситуации приведены в приложении N 2 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Владимирской области. К проекту доклада о наркоситуации во Владимирской области прилагаются результаты социологических исследований (включая линейные распределения ответов в абсолютных числах и процентах).
Аппаратом антинаркотической комиссии проект доклада о наркоситуации во Владимирской области выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Председатель антинаркотической комиссии по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации во Владимирской области принимает решение о его утверждении и направляет доклад председателю Государственного антинаркотического комитета до окончания I квартала года, следующего за отчетным. Информация о дате его утверждения на заседании антинаркотической комиссии указывается на титульном листе доклада.
Уточненные статистические данные и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации во Владимирской области за подписью председателя антинаркотической комиссии (лица его замещающего), представляются в Государственный антинаркотический комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
___________________
*(1) Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденных протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 25 июня 2021 года N 48;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.