Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 22 октября 2021 г. N 671-п
Паспорт
государственной программы Тюменской области
Наименование программы |
Повышение конкурентоспособности экономики |
Сроки реализации программы |
2018 - 2025 годы 1 |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ДИПиГПП) |
Соисполнители программы |
Департамент экономики Тюменской области (ДЭ) |
Связь с документом стратегического планирования Тюменской области |
Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утверждена Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23). Стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Приоритет 2. Экономика. Устойчивое экономическое развитие. Цель 2.1. Развитие производства и сервиса. Развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства. Задачи: 2.1.2. Конкурентоспособная промышленность. Обеспечение устойчивых темпов роста и повышение конкурентоспособности промышленности. 2.1.4. Агропромышленный комплекс. Развитие агропромышленного комплекса. 2.1.6. Малое и среднее предпринимательство. Развитие малого и среднего предпринимательства. Приоритет 3. Пространство. Сбалансированное пространственное развитие. Цель 3.2. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей. Интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения Задачи: 3.2.2. Внешнеэкономические связи. экспортная стратегия. Развитие внешнеэкономических связей. Стратегия в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности. |
Цель программы |
Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости |
-----------------------------
1Организационные мероприятия - с ноября 2017 года.
Приложение N 1
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Показатели
государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
Приложение N 2
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Финансовое обеспечение
государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
N |
Наименование мероприятия / проекта / мероприятия проекта |
Объем финансового обеспечения в период реализации программы, тыс. руб. |
Главный распорядитель средств областного бюджета |
|||||||
2018 год (факт) |
2019 год (факт) |
2020 год (факт) |
2021 год (план) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего по программе, из них |
91 674,57 |
157 218,36 |
109 999,79 |
47 767,56 |
31 604,34 |
48 052,86 |
37 389,41 |
31 820,01 |
|
|
средства федерального бюджета |
91,48 |
67 381,50 |
44 528,11 |
8 261,40 |
3 961,60 |
8 402,70 |
5 569,40 |
0,00 |
||
в том числе расходы на управление |
не предусмотрены |
|||||||||
средства областного бюджета |
91 583,09 |
89 836,86 |
65 471,69 |
39 506,16 |
27 642,74 |
39 650,16 |
31 820,01 |
31 820,01 |
||
в том числе расходы на управление |
не предусмотрены |
|||||||||
Справочно: внебюджетные средства |
4 887,36 |
471,24 |
431,97 |
471,24 |
471,24 |
471,24 |
0,00 |
0,00 |
||
Справочно: объем налоговых расходов Тюменской области в рамках реализации программы (по годам с учетом периода действия соответствующей налоговой льготы, установленной действующим региональным законодательством) |
не предусмотрены |
|
||||||||
Цель программы: Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости | ||||||||||
Всего расходы по цели программы |
91 674,57 |
157 218,36 |
109 999,79 |
47 767,56 |
31 604,34 |
48 052,86 |
37 389,41 |
31 820,01 |
|
|
в т.ч. из средств федерального бюджета |
91,48 |
67 381,50 |
44 528,11 |
8 261,40 |
3 961,60 |
8 402,70 |
5 569,40 |
0,00 |
||
в т.ч. средства областного бюджета |
91 583,09 |
89 836,86 |
65 471,69 |
39 506,16 |
27 642,74 |
39 650,16 |
31 820,01 |
31 820,01 |
||
1. |
Региональный проект. "Системные меры по повышению производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" |
В рамках расходов на управление Департамента экономики Тюменской области |
ДЭ |
|||||||
2. |
Региональный проект. "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда"* |
0,00 |
55 533,49 |
42 460,63 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
55 533,49 |
29 660,63 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Создание и обеспечение деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
0,00 |
6 172,50 |
30 918,63 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
6 172,50 |
18 118,63 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
в т.ч. областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
12 800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" |
0,00 |
4 440,00 |
3 232,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
4 440,00 |
3 232,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда |
0,00 |
44 920,99 |
8 310,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
44 920,99 |
8 310,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
3. |
Мероприятие. Создание и обеспечение деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
3 198,00 |
0,00 |
0,00 |
11 212,00 |
11 212,00 |
11 212,00 |
11 212,00 |
11 212,00 |
ДИПиГПП |
4. |
Мероприятие. Организация и сопровождение проектов по повышению производительности труда |
41 400,00 |
2 565,00 |
7 420,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
Обучение персонала предприятий современным методам и практикам повышения производительности труда |
2 200,00 |
2 565,00 |
3 420,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Содействие в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях |
39 200,00 |
0,00 |
4 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Справочно: внебюджетные средства |
4 573,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
5. |
Мероприятие. Обучение управленческих кадров |
609,84 |
42 314,76 |
838,53 |
916,30 |
915,30 |
915,30 |
0,00 |
0,00 |
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
137,30 |
201,30 |
201,30 |
0,00 |
0,00 |
||
Обучение специалистов предприятий в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
609,84 |
914,76 |
838,53 |
916,30 |
915,30 |
915,30 |
0,00 |
0,00 |
ДЭ |
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
137,30 |
201,30 |
201,30 |
0,00 |
0,00 |
||
Справочно: внебюджетные средства |
314,16 |
471,24 |
431,97 |
471,24 |
471,24 |
471,24 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Организация обучения управленческих кадров в региональной системе управления в сфере развития Тюменского региона в национальном и глобальном контексте |
0,00 |
41 400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|
6. |
Мероприятие. Участие в выездных семинарах, совещаниях, конференциях, форумах |
646,73 |
624,71 |
181,75 |
300,00 |
300,00 |
300,00 |
300,00 |
300,00 |
ДЭ |
7. |
Региональный проект (справочно), "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" |
0,00 |
В рамках государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
8. |
Региональный проект. "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" |
В рамках расходов на управление Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
ДИПиГПП |
|||||||
9. |
Мероприятие. Организация бизнес-миссий, экспозиций, выставочно-ярмарочных мероприятий и участие в них |
34 820,00 |
10 072,50 |
4 500,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
ДИПиГПП |
10. |
Региональный проект. "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
0,00 |
43 373,33 |
54 598,89 |
30 089,26 |
13 927,04 |
30 375,56 |
20 627,41 |
0,00 |
ДИПиГПП |
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
14 741,70 |
8 124,10 |
3 760,30 |
8 201,40 |
5 569,40 |
0,00 |
||
Мероприятие регионального проекта. Функционирование и продвижение центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства** |
650,00 |
43 373,33 |
54 598,89 |
30 089,26 |
13 927,04 |
30 375,56 |
20 627,41 |
15 058,01 |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
14 741,70 |
8 124,10 |
3 760,30 |
8 201,40 |
5 569,40 |
0,00 |
||
11. |
Мероприятие. Услуги по сопровождению экспортеров с привлечением сторонних профильных организаций и экспертов |
10 350,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
12. |
Мероприятие. Организация визитов официальных делегаций Тюменской области в иностранные государства |
0,00 |
2 734,57 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
13. |
Региональный проект. "Экспорт услуг (Тюменская область)" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" |
В рамках расходов на управление Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
ДИПиГПП |
|||||||
14. |
Мероприятие (справочно), Содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей, |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" |
||||||||
15. |
Мероприятие (справочно), Техническое перевооружение промышленных предприятий |
|||||||||
16. |
Мероприятие (справочно), Техническое перевооружение субъектов малого и среднего предпринимательства |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" |
||||||||
17. |
Мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и перевооружение в АПК области (справочно) |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" |
||||||||
18. |
Модернизация и техническое перевооружение предприятий молочной переработки (справочно) |
|||||||||
Распределение средств по главным распорядителям средств областного бюджета | ||||||||||
Департамент экономики Тюменской области |
1 256,57 |
1 539,47 |
1 020,28 |
1 216,30 |
1 215,30 |
1 215,30 |
300,00 |
300,00 |
|
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
137,30 |
201,30 |
201,30 |
0,00 |
0,00 |
||
в т.ч. областной бюджет |
1 165,09 |
1 402,25 |
894,50 |
1 079,00 |
1 014,00 |
1 014,00 |
300,00 |
300,00 |
||
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
90 418,00 |
155 678,89 |
108 979,52 |
46 551,26 |
30 389,04 |
46 837,56 |
37 089,41 |
31 520,01 |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
67 244,29 |
44 402,33 |
8 124,10 |
3 760,30 |
8 201,40 |
5 569,40 |
0,00 |
||
в т.ч. областной бюджет |
90 418,00 |
88 434,60 |
64 577,19 |
38 427,16 |
26 628,74 |
38 636,16 |
31 520,01 |
31 520.01 |
-----------------------------
* в период 2019 - 2020 гг. мероприятия реализуются в рамках федеральных проектов, в прочие периоды финансирование запланировано на самостоятельные мероприятия программы
** в период 2019 - 2024 гг. мероприятия реализуются в рамках федеральных проектов, в прочие периоды финансирование запланировано на самостоятельные мероприятия программы
Приложение N 3
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Экспертная поддержка
предприятий в повышении производительности труда
Предприятиям предоставляется экспертная поддержка путем оказания содействия в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда силами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда, сформированного на базе ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр (далее - РЦК), и/или привлеченных им консультантов.
Количество предприятий, которым оказывается поддержка в рамках национального проекта "Производительность труда" (далее - национальный проект), определяется значениями показателя N 2 Приложения N 1 к государственной программе.
Для участия в национальном проекте между Департаментом экономики Тюменской области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда".
Предприятие для заключения соглашения направляет в Департамент экономики заявку, в которой декларирует соблюдение условий для заключения соглашения.
Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта заключается с предприятием при соблюдении базовых требований, установленных в Приложении N 1 Методических рекомендаций по отбору предприятий для участия в федеральном проекте "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", утвержденных АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда", размещенных на официальном сайте АНО "ФЦК" в сети Интернет - производительность.рф.
Заявка на участие в национальном проекте должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
В целях создания условий для роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики и охвата полного круга организаций экспертная поддержка предоставляется предприятиям регионального сегмента - участникам мероприятий по повышению производительности труда, не отвечающим всем базовым требованиям участия в национальном проекте.
Количество предприятий регионального сегмента, которым оказывается поддержка, определяется значениями показателя N 3 Приложения N 1 к государственной программе.
Для участия в мероприятиях по повышению производительности труда заключается соглашение между предприятием и ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр".
Предприятие регионального сегмента должно отвечать следующим критериям:
1. Предприятие должно быть зарегистрировано в Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа).
2. Основной или дополнительный вид экономической деятельности предприятия (по данным ЕГРЮЛ) должен соответствовать следующим видам деятельности (согласно ОКВЭД2):
Вид деятельности |
Раздел, класс, подкласс, группа |
|
1 |
Сельское хозяйство |
01.1, 01.2, 01.3, 01.4, 01.5 |
2 |
Обрабатывающие производства, кроме производства табачных изделий и производства кокса и нефтепродуктов |
Раздел C, кроме кодов 12 и 19 |
3 |
Строительство |
Раздел F |
4 |
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
46 |
5 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47 |
6 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.1 + 49.3 |
7 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.2 |
8 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
9 |
Деятельность морского пассажирского транспорта |
50.1 |
10 |
Деятельность морского грузового транспорта |
50.2 |
11 |
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
50.3 |
12 |
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
50.4 |
13 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
14 |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
15 |
Деятельность в сфере телекоммуникаций |
61 |
16 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81.1, 81.21, 81.22, 81.29, 35.13, 35.14, 35.22, 35.23, 35.30.2, 35.30.3, 35.30.4, 35.30.5, 36.00, 37.0, 38.11, 38.32. |
3. Заявка на участие должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
Также РЦК реализуются проекты по внедрению инструментов бережливого производства в исполнительных органах государственной власти Тюменской области и их подведомственных учреждениях, участие которых учитывается в показателе N 3 Приложения N 1 к государственной программе.
Приложение N 4
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Стратегия
в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности
Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Тюменской области разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области, а также задач, определенных национальным проектом "Международная кооперация и экспорт", утвержденным 24.12.2018 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей является одним из важнейших факторов экономического роста региона. Модернизация предприятий региона, ориентация на ускоренный рост и структурные изменения, связанные с выходом на новые рынки и повышением уровня конкурентоспособности, усиливают в перспективе роль экспортной деятельности. Возрастает спрос на иностранный капитал, технологии и рабочую силу для целей модернизации и структурной перестройки хозяйственного комплекса. Появляется необходимость выхода на новые рынки и в общем увеличении экспортного предложения. Интенсификация интеграционных взаимодействий предполагает достижение нескольких важнейших целей в ряде направлений.
1. Текущее состояние экспортной деятельности
Внешнеторговый оборот Тюменской области (без автономных округов) с учетом взаимной торговли со странами ЕАЭС в 2017 - 2020 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Внешнеторговый оборот и объем экспорта Тюменской области
Наименование показателя |
Годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Объем внешнеторгового оборота, млн долл. США |
4 769,4 |
5 279,7 |
3774,8 |
2 073,5 |
Объем экспорта, млн долл. США |
2 940,3 |
3 761,5 |
1 804,7 |
476,1 |
Развитию экспортной деятельности способствует фактор выгодного географического расположения Тюменской области между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом; кроме этого, большую роль играет соседство с Казахстаном, относительная близость к Центрально-Азиатскому региону и Китаю.
Лидирующие позиции в структуре экспорта Тюменской области в 2017 - 2019 годах занимали товары топливно-энергетического комплекса и продукция химической промышленности.
Так, товары топливно-энергетического комплекса - нефть и нефтепродукты (в основном дизельное топливо, сжиженные углеводородные газы) в 2019 году в стоимостном выражении составили 1098 млн долл. США (60,8% от общего объема экспорта), в 2018 году - 2534,7 млн долл. США (67,4% от общего объема экспорта), в 2017 году - 2004,0 млн долл. США (68,2%).
На втором месте - продукция химической промышленности (прежде всего органические химические соединения и полипропилен). В 2019 году этой продукции экспортировано на сумму 562,6 млн долл. США (31,2% от всего экспорта), в 2018 году этой продукции экспортировано на сумму 1102,6 млн долл. США (29,3% от всего экспорта), в 2017 году - 828,5 млн долл. США (28,2%), в 2016 году - 683,1 млн долл. США (33,3%), в 2015 году - 642,6 млн долл. США (30,2%).
Доля экспорта продукции деревообработки, машин, оборудования и транспортных средств, а также металлов и изделий из них составляет менее 5% от общего объема.
В 2020 году в связи со сменой собственника предприятия "Антипинский НПЗ" - крупного экспортера региона и особенностями учета таможенной статистики произошло снижение объемов экспорта Тюменской области.
Таблица 2 - Объем экспорта Тюменской области, млн долл. США
Коды ТН ВЭД |
Наименование товарной группы |
Годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
01-24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
20,3 |
14,9 |
23,8 |
22,5 |
25-27 |
Минеральные продукты, в том числе: |
2004,3 |
2535,6 |
1098,3 |
129,1 |
27 |
топливно-энергетические товары |
2004,0 |
2534,7 |
1098,0 |
129,1 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
828,4 |
1102,6 |
562,6 |
214,0 |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,01 |
0,002 |
0,004 |
0,001 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
48,1 |
46,5 |
28,1 |
36,0 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
6,5 |
8,7 |
7,2 |
13,5 |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
23,7 |
46,1 |
76,9 |
54,5 |
68-71, 91-97 |
Другие товары |
8,3 |
6,7 |
7,5 |
6,0 |
|
Всего |
2940,2 |
3761,5 |
1804,7 |
476,1 |
В 2017 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 76 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 817,2 млн долл. США, Бельгия - 354,8 млн долл. США, Франция - 264,9 млн долл. США, Великобритания - 213,5 млн долл. США, Швеция - 178,3 млн долл. США, Латвия - 155,9 млн долл. США, Белоруссия - 143,2 млн долл. США, Финляндия - 117,1 млн долл. США, Турция - 99,2 млн долл. США, Германия - 92,5 млн долл. США, Казахстан - 86,4 млн долл. США.
В 2018 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 90 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 882,7 млн долл. США, Франция - 500,6 млн долл. США, Великобритания - 327,3 млн долл. США, Швеция - 320,0 млн долл. США, Польша - 270,8 млн долл. США, Бельгия - 231,8 млн долл. США, Финляндия - 194,6 млн долл. США, Германия - 178,8 млн долл. США, Белоруссия - 161,8 млн долл. США, США - 140,8 млн долл. США, Латвия - 123,9 млн долл. США, Казахстан - 81,9 млн долл. США, Турция - 52,7 млн долл. США.
В 2019 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 102 страны ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 327,3 млн долл. США, Польша - 165,9 млн долл. США, Великобритания - 165,8 млн долл. США, Швеция - 151,6 млн долл. США, Бельгия - 144,8 млн долл. США, Финляндия - 125,4 млн долл. США, Франция - 118,4 млн долл. США, Германия - 111,1 млн долл. США, Эстония - 81,7 млн долл. США, Латвия - 67,7 млн долл. США, США - 60,1 млн долл. США, Казахстан - 53,1 млн долл. США.
В 2020 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 95,3 млн долл. США, Польша - 91,5 млн долл. США, Финляндия - 56,5 млн долл. США, Казахстан - 50,9 млн долл. США, Германия - 36,6 млн долл. США, Швеция - 16,1 млн долл. США, Узбекистан - 14,8 млн долл. США, США - 12,1 млн долл. США.
Таблица 3 - Основные торговые партнеры в экспорте Тюменской области, % от общего объема экспорта за соответствующий год
2017 |
% |
2018 |
% |
2019 |
% |
2020 |
% |
Нидерланды |
27,8 |
Нидерланды |
23,5 |
Нидерланды |
18,1 |
Нидерланды |
20,0 |
Бельгия |
12,1 |
Франция |
13,3 |
Польша |
9,3 |
Польша |
19,2 |
Франция |
9,0 |
Великобритания |
8,7 |
Великобритания |
9,2 |
Финляндия |
11,9 |
Великобритания |
7,3 |
Швеция |
8,5 |
Швеция |
8,4 |
Казахстан |
10,7 |
Швеция |
6,1 |
Польша |
7,2 |
Бельгия |
8,0 |
Германия |
7,7 |
Латвия |
5,3 |
Бельгия |
6,2 |
Финляндия |
6,9 |
Швеция |
3,4 |
Белоруссия |
4,9 |
Финляндия |
5,2 |
Франция |
6,6 |
Узбекистан |
3,2 |
Финляндия |
4,0 |
Германия |
4,8 |
Германия |
6,2 |
США |
2,5 |
Перспективы внешнеэкономической деятельности Тюменской области связаны с укреплением имеющегося экономического потенциала и развитием отношений с государствами - участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и другими странами СНГ, БРИКС, ШОС и ЕС. Важную роль в развитии сотрудничества играет фактор высокой стабильности региона.
2. Анализ потенциально-перспективных экспортных направлений региона и зарубежных экспортных рынков
В Тюменской области проведена работа по определению приоритетных для региона экспортных направлений, сформирован реестр потенциальных предприятий-экспортеров, с которыми проводится комплексная работа по выходу на зарубежные рынки.
В качестве приоритетных выделены следующие направления:
деревообрабатывающая промышленность;
пищевая промышленность и продукция агропромышленного комплекса;
химическая промышленность (производство изделий из синтетических материалов);
нефтегазовое машиностроение;
образовательные и ИТ-услуги.
По каждой отрасли состоялись рабочие встречи с предпринимателями, проводилась работа по разработке дорожных карт по выводу предприятия на зарубежный рынок, в том числе: маркетинговые исследования по направлению, экономические расчеты, международные контакты, необходимые документы. Для предприятий разработана пошаговая инструкция по экспорту с учетом отраслевой принадлежности товара и страны назначения. По трем отраслям (деревообработка, пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, изделия из синтетических материалов) разработано 189 дорожных карт по 27 товарным позициям в разрезе 7 стран.
В качестве приоритетной страны для экспорта тюменских товаров, с учетом отраслевой принадлежности, определена Республика Казахстан.
В качестве перспективных стран для экспорта тюменских товаров определены среди стран СНГ Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Киргизия, среди стран дальнего зарубежья - США, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Китай, Вьетнам, Иран, Оман, Саудовская Аравия.
В целях географической и товарной диверсификации экспорта необходимо реализовать комплекс мер, включая:
1. Поддержку инвестиционного процесса, направленного на создание на территории региона экспортно-ориентированных предприятий.
В Тюменской области реализуются инвестиционные проекты в сфере промышленности и АПК, целью которых является увеличение выпуска производимых товаров, в том числе увеличение экспорта.
Перечень инвестиционных экспортно-ориентированных проектов
п/п |
Наименование отрасли |
Наименования предприятий |
Перечень экспортно-ориентированной продукции |
1. |
Нефтегазовое машиностроение |
ЗАО "Тюменский машиностроительный завод" |
Ведомые диски сцепления для грузовых и легковых транспортных средств марок ГАЗ, УАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ, КрАЗ, Икарус, тракторов |
АО "ГМС Нефтемаш" |
Нефтегазовое оборудование в блочно-модульном исполнении |
||
2. |
Агропромышленный комплекс |
АО "Аминосиб" |
Глютен, этиловый спирт |
ООО "Заводоуковский маслозавод" |
Рапсовое масло |
||
ПАО "Птицефабрика "Боровская" имени А.А. Созонова" |
Яичный порошок - меланж |
||
3. |
Деревообрабатывающая промышленность |
ООО "Свеза Биопродукт" |
Производство фанеры |
ООО "Агролес" |
Пиломатериалы, древесный уголь |
||
ООО "Уват Лес" |
Пиломатериалы |
2. Формирование региональной системы государственной поддержки экспорта с участием группы Российского экспортного центра.
3. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов.
4. Развитие электронной торговли посредством создания специализированных электронных площадок и выхода на международные товарные электронные площадки.
5. Более активное вовлечение экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в систему поддержки экспорта.
6. Продвижение регионального бренда на внешних рынках.
Учитывая широкое представительство региона на зарубежных рынках, одной из основных задач становится удержание существующих позиций Тюменской области на внешних рынках посредством сохранения (и/или увеличения) объемов экспорта традиционных для региона видов продукции (нефтепродукты, продукция химической промышленности, пиломатериалы, оборудование), последовательного наращивания объемов несырьевого, высокотехнологического экспорта, а также расширение географии поставок.
Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
3. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры. Мероприятия по устранению выявленных барьеров
В целях определения основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, ежегодно проводится выборочный опрос предприятий-экспортеров, а также открытое обсуждение в рамках рабочих встреч с предпринимателями. Выявлены следующие барьеры, оказывающие негативное влияние на осуществление экспортной деятельности:
низкий уровень деловой активности предпринимателей, отсутствие необходимых компетенций для реализации экспортной деятельности;
недостаточно развитая транспортная инфраструктура;
недостаточное информирование мирового сообщества об экспортных возможностях Тюменской области в части несырьевой продукции;
низкая конкурентоспособность отечественной продукции, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
избыточная административная нагрузка при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
несовершенство валютного и таможенного законодательства Российской Федерации;
нестабильная обстановка в мировой политике, введение экономических санкций;
высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстраций, проведение маркетинговых исследований);
высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя.
Стратегия предусматривает мероприятия по устранению барьеров либо минимизации их последствий.
Большое значение придается повышению уровня знаний и компетенций предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности, в последние несколько лет на регулярной основе проводились мероприятия образовательного и информационного характера.
Тюменской областью 29.12.2016 подписано соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ).
Совместно с РЭЦ (на основе Соглашения о реализации образовательного проекта АО "Российский экспортный центр" в Тюменской области от 31.01.2017) в регионе реализуется образовательная программа для предпринимателей Тюменской области по ведению экспортной деятельности. Образовательный курс доступен безвозмездно для всех экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства Тюменской области, включая муниципальные образования.
В Тюменской области проводится работа по развитию транспортно-логистической инфраструктуры региона. В начале 2017 года завершена масштабная реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта "Рощино", которая позволила существенно улучшить качество обслуживания пассажиров, открыть новые маршруты, повысить инвестиционную привлекательность региона.
Одним из направлений комплексной работы с экспортно-ориентированными предприятиями является продвижение информации об экспортных возможностях Тюменской области, создание условий и площадок для установления новых контактов, проведения деловых переговоров с потенциальными партнерами и презентации своей продукции.
Для этого в Тюменской области регулярно проводятся деловые форумы, конференции и биржи контактов. Так, в 2017 - 2020 годах для тюменских предпринимателей организованы биржи контактов с участием белорусских, казахстанских, узбекистанских, французских, венгерских, бельгийских, немецких, итальянских, китайских и японских компаний. В дальнейшем планируется проведение не менее трех крупных международных мероприятий в Тюменской области ежегодно и организация не менее шести площадок для переговоров b2b ("бизнес для бизнеса"), организованных в субъекте и за его пределами ежегодно.
С целью популяризации экспортной деятельности и поощрения активных субъектов предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность с 2017 года проводится конкурс "Лучший экспортер Тюменской области" среди предприятий-экспортеров по различным номинациям. Мероприятия такого характера планируется проводить ежегодно.
Центр поддержки экспорта Тюменской области и Торгово-промышленная палата Тюменской области организуют бизнес-миссии тюменских предпринимателей в иностранные государства, в том числе для участия в международных экономических выставках.
При содействии Центра поддержки экспорта Тюменской области предприятиями малого и среднего бизнеса было заключено в 2017 году - 31 контракт, в 2018 году - 66 экспортных контрактов, в 2019 году - 72 экспортных контрактов, в 2020 году - 82 экспортных контрактов.
С целью продвижения региональных компаний создан экспортный каталог товаров, произведенных на территории Тюменской области, на русском и английском языках. Каталог распространяется во время визитов делегаций, участия в международных выставках и через систему торговых представительств Российской Федерации.
В целях снижения влияния внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, планируется реализация следующих мероприятий:
обучение начинающих и действующих предприятий-экспортеров. Подготовка специалистов по продажам для работы на предприятиях, ориентированных на экспорт;
в целях совершенствования транспортной инфраструктуры - анализ и разработка наиболее оптимальных логистических систем доставки продукции тюменских товаропроизводителей в иностранные государства, внедрение высоких перевозочных технологий, увеличение складских мощностей для консолидации экспортных партий до уровня, позволяющего обеспечить достижение необходимого объема продукции;
регулярное участие тюменских товаропроизводителей в бизнес-миссиях и выставках за рубежом будет способствовать продвижению товаров на иностранных рынках;
в части снижения избыточной административной нагрузки на предприятия - взаимодействие с федеральными органами власти Российской Федерации в целях усовершенствования таможенных процедур, в том числе формирование и направление на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти предложений по упрощению налоговых, таможенных и иных административных процедур;
в целях упрощения административных процедур на региональном уровне - продолжить практику проведения рабочих встреч экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства с исполнительными органами государственной власти, представителями таможенных и налоговых служб Тюменской области. Снижение в Тюменской области избыточных административных барьеров, возникающих в международной и внешнеэкономической деятельности, оптимизация налоговых и таможенных процедур будут способствовать сокращению временных и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке;
для снижения затрат на продвижение продукции на внешних рынках будет проведен анализ существующих мер государственной поддержки и разработаны механизмы поддержки для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
4. Цель и задачи в части развития экспорта
Цель - развитие экономики Тюменской области через увеличение объема сбыта товаров, работ и услуг тюменских производителей на международных рынках.
Для достижения данной цели потребуется выполнение следующих задач:
выстраивание системы долгосрочных механизмов и инструментов развития экспорта в Тюменской области;
дальнейшее развитие и совершенствование административных процедур в сфере экспортной и предпринимательской деятельности;
совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки предпринимательства;
создание условий для повышения экспортной активности хозяйствующих субъектов;
развитие кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов с ориентацией на экспортную деятельность.
В результате реализации указанных задач, мероприятий и механизмов объем несырьевого неэнергетического экспорта относительно уровня 2018 года увеличится к 2030 году. Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
5. Формат и принцип взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами региона, отраслевыми ассоциациями экспортеров
В Тюменской области создана комплексная инфраструктура поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, субъектами которой являются Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Торгово-промышленная палата Тюменской области, Региональный центр поддержки экспорта.
В регионе формируются следующие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами:
повышение самодостаточности и устойчивости функционирования каждого предприятия, ориентированного на экспорт, в том числе за счет повышения квалификации сотрудников, модернизации производства, улучшения качества продукции/услуги;
осуществление планомерного продвижения интересов Тюменской области для достижения устойчивой конкурентоспособности тюменской продукции на внутреннем и внешних рынках;
создание перспективных технологических решений для развития экспортного потенциала региона.
В перспективе планируется развитие существующей инфраструктуры поддержки экспорта, в том числе по следующим направлениям:
усиление роли организационной структуры управления экспортом в регионе - Регионального центра поддержки экспорта. Региональный центр поддержки экспорта призван выполнять функцию "единого окна" для предпринимателей, оказывая комплекс услуг от первичного консультирования до сопровождения экспортного контракта;
комплексное сопровождение экспортных проектов: оказание услуг/ содействие предприятиям-экспортерам в процессе реализации продукции, поиске партнеров, оформлении экспортных сделок в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 05.06.2018 N 200-п "Об утверждении Регламента комплексного сопровождения экспортных проектов в Тюменской области";
продолжение работы по исследованию рынков, перспективных для сбыта продукции тюменских предприятий. Формирование экспертных сообществ по итогам исследований и комплексная работа с предприятиями-производителями продукции по выходу на экспорт. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов за рубежом;
организация бизнес-миссий в иностранные государства и в пределах Российской Федерации. Формирование плана выездных мероприятий в соответствии с аналитическим исследованием приоритетных страновых и отраслевых рынков. По итогам выездных мероприятий будет проводиться мониторинг ключевых показателей эффективности (количество экспортных контрактов, рост выручки) в разрезе каждого предприятия;
содействие деятельности ассоциации экспортеров (экспортного клуба). Ассоциация (клуб) действует как инструмент повышения узнаваемости тюменской продукции за рубежом, формирования наиболее эффективных методов экспортной деятельности, продвижения и закрепления позиций на внешних рынках, обмен опытом действующих экспортеров и, как следствие, увеличения в целом объема экспорта.
6. Механизм реализации политики в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности Деятельность Экспортного совета при Губернаторе Тюменской области
В целях создания благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности в Тюменской области в декабре 2017 года утвержден состав Экспортного совета при Губернаторе Тюменской области. Экспортный совет при Губернаторе Тюменской области сформирован в целях содействия созданию благоприятного климата для развития экспортной деятельности, формирования эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, развития сотрудничества Тюменской области с регионами иностранных государств, решения проблем, возникающих в деятельности предприятий-экспортеров. В состав совета включены представители исполнительных органов власти Тюменской области, институтов развития, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, руководитель Регионального центра поддержки экспорта, представители общественных организаций и объединений предпринимателей, представители Российского экспортного центра.
Информация о деятельности Совета размещена на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru.
Деятельность Регионального центра поддержки экспорта
Региональный центр поддержки экспорта осуществляет свою деятельность с 2011 года. К сфере деятельности Регионального центра поддержки экспорта относятся: постоянный мониторинг целевых рынков, сбор статистических данных, анализ рынка и формирование соответствующих рекомендаций в отношении отобранных групп товаров по объему рынка, стоимости продукции на целевом рынке в оптовом и розничном сегментах, конкурентной активности, по существующим на рынке таможенным барьерам, соответствию продукции стандартам контролирующих органов и ожиданиям конечного потребителя, реализации продукции экспортно-ориентированных предприятий Тюменской области.
Центр ежегодно проводит конкурс "Лучший экспортер Тюменской области", стимулируя предприятия региона к развитию экспортной деятельности.
В начале 2018 года подписано Соглашение о предоставлении статуса партнерской "точки присутствия" Группы РЭЦ в Тюменской области. В Группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО "ЭКСАР") и Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (АО "РОСЭКСИМБАНК").
В целях достижения наилучших результатов необходимо усилить роль Регионального центра поддержки экспорта в регионе и увеличить штатную численность сотрудников.
Организация официальных и деловых визитов
На регулярной основе организуются официальные и деловые визиты делегаций Тюменской области в иностранные государства, визиты иностранных делегаций в Тюменскую область с участием предпринимательских ассоциаций, союзов, торгово-промышленных палат, руководителей предприятий, а также официальных и дипломатических лиц: послов, генконсулов, уполномоченных сотрудников диппредставительств, представителей правительств регионов и муниципальных образований.
При подготовке визита следует проводить работу по определению наиболее перспективных отраслей экспорта на рынок страны посещения с учетом принятой Стратегии. Проработка барьеров, с которыми сталкиваются региональные экспортеры на рынке страны визита, позволит увеличить результативность визита.
По итогам визита необходимо внедрить систему проведения анализа достижения результатов (количество заключенных экспортных контрактов, увеличение товарооборота и другое).
В перспективе развития экспортной деятельности на регулярной основе планируется организация бизнес-миссий, в том числе в онлайн-формате, реверсных бизнес-миссий, экспозиций; участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях в ближнем и дальнем зарубежье.
Создание и продвижение регионального бренда на внешних рынках
В целях сбыта готовой продукции в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку компаний и поиск партнеров. В регионе реализуется проект "Продаем тюменское", который нацелен на продвижение продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, а также на увеличение уровня продаж.
Продвижение данного бренда будет способствовать реализации продукции как на территории России, так и за рубежом.
Ведение реестра экспортеров Тюменской области
В Тюменской области разработан и ежеквартально обновляется электронный реестр экспортеров, который включает наименование, контактные данные компаний, ранжирование по отраслям, деятельности компаний, по кодам ТН ВЭД, странам экспорта, а также стадии развития экспортной деятельности и проблемные вопросы.
В целях продвижения продукции тюменских товаропроизводителей формируется каталог экспортных товаров Тюменской области, который содержит информацию о наименовании, контактных данных компаний, ранжирование по отраслям и описание предлагаемой на экспорт продукции. Каталог имеет публичный доступ, выполнен на русском и английском языках, размещен на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru. Во время организации визитов делегаций Тюменской области каталог представляется на бумажном носителе.
Каталог должен обновляться не реже одного раза в год.
Создание информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности
В настоящее время на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru создан раздел "Внешнеэкономическая деятельность".
На интернет-портале размещена следующая информация:
экспортная стратегия региона;
планы и итоги по развитию экспортной деятельности;
контактные данные и функции региональных и федеральных подразделений, деятельность которых направлена на развитие экспорта;
существующие меры поддержки экспорта и условия их получения;
аналитические данные по развитию экспорта.
Следует также разработать специализированный интернет-портал, посвященный экспортной деятельности.
Обучение начинающих экспортеров
Планируется продолжать программу по обучению начинающих экспортеров, а также выстроить систему трехуровнего обучения в регионе:
высшее образование - создание кафедры коммерции и экспорта, кафедры внутренних и внешних рынков на базе Тюменского государственного университета;
среднее профессиональное образование - включение в программы обучения по экономическим направлениям темы "экспортный менеджмент";
краткосрочные курсы, в том числе за счет внебюджетных источников:
проведение тренингов по продажам для действующих и потенциальных экспортеров;
участие в образовательном проекте АО "РЭЦ";
привлечение внешних экспертов-практиков к процессу обучения;
создание единой базы данных для индивидуального обучения.
Германия занимает одно из ведущих мест в мировой экономике и входит в тройку крупнейших стран-экспортеров товаров на мировые рынки. Планируется организовать обмен опытом с немецкими учебными заведениями, которые занимаются подготовкой экспортных менеджеров.
Развитие экспорта услуг
Развитие экспорта услуг возможно по направлениям: деловой туризм, медицинский туризм и образование.
Медицинский туризм развивается в Тюменской области динамично. Предлагаются туры с индивидуальным сопровождением пациента, трансфером от вокзалов и аэропорта до лечебных учреждений. Предложения медицинских услуг представлены на рынках государств ближнего зарубежья, имеется успешный опыт взаимодействия с приграничными регионами Казахстана. В регионе развивается проект "Медицинский город", который представляет кластер медицинских учреждений.
В целях дальнейшего развития экспорта туристских услуг необходимо:
развитие премиального сегмента туристских услуг, основными элементами которого могут стать деловой, культурный и экстремальный виды туризма на территории региона;
строительство гостиничных комплексов с конференц-залами дифференцированной ценовой категории на территории Тюменской области;
развитие системы сервисного обслуживания в регионе;
развитие санаторно-курортных комплексов, которые осуществляют лечебно-восстановительную деятельность на основе минеральной воды;
возведение торгово-развлекательных комплексов на территории региона;
развитие кооперации с международными ассоциациями делового туризма для выхода на мировой рынок туристских услуг.
В целях развития экспорта образовательных услуг необходимо:
повысить уровень интегрированности региональной системы образования и науки в международное образовательное пространство;
повысить качество образовательных услуг, а также изучить передовой опыт и внедрить наилучшие разработки;
расширить возможности изучения русского языка.
Интенсификация межрегионального сотрудничества
Интенсификация межрегионального сотрудничества с регионами Российской Федерации в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития региона, в том числе посредством:
содействия развитию промышленной кооперации между предприятиями региона и других регионов России;
кооперации с предприятиями российских регионов по внедрению передовых технологий и техники, созданию и развитию технопарков, центров инноваций для реализации стратегического курса на новую индустриализацию;
создания благоприятных условий, введения льгот и преференций в целях привлечения инвестиций из других субъектов России для реализации проектов на территории региона;
кооперации с предприятиями российских регионов в целях обеспечения необходимых объемов поставки экспортной продукции и снижения транспортно-логистических издержек.
Развитие и совершенствование системы поддержки экспорта на региональном уровне
В целях развития системы поддержки экспорта на региональном уровне планируется реализация следующих мер:
отработка структуры и механизмов управления экспортной сферой при сосредоточении ключевых функций, компетенций и ответственности в области поддержки экспорта в уполномоченном органе власти, осуществляющем координацию институтов, механизмов и инструментов поддержки экспорта;
определение ответственности региональных органов управления за результаты деятельности в сфере поддержки экспорта путем разработки и закрепления соответствующих показателей (среднегодовые темпы прироста несырьевого экспорта и увеличение числа региональных предприятий-экспортеров);
дальнейшее развитие и расширение охвата региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности (усиление роли регионального центра поддержки экспорта);
развитие индустриальных парков Тюменской области с целью создания современных производств и формированием оптимальных логистических схем;
развитие экспортной культуры в предпринимательской среде путем формирования позитивного имиджа внешнеторговой деятельности, проведения региональных конференций и семинаров, издания специализированных публикаций и региональных бюллетеней внешнеэкономической направленности;
совершенствование статистического учета регионального экспорта для обеспечения полного охвата произведенной на территории Тюменской области и впоследствии вывезенной за рубеж продукции, в том числе через другие регионы;
в целях реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в декабре 2018 года в Тюменской области разработаны и утверждены региональные проекты "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Экспорт продукции агропромышленного комплекса Тюменской области" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", направленные на создание благоприятной регуляторной среды и стимулирования экспортной деятельности. При реализации региональных проектов планируется применение проектного подхода.
7. Ресурсы, необходимые для реализации Экспортной стратегии
Ресурсы, необходимые для реализации Экспортной стратегии, будут предусматриваться в рамках реализации государственных и региональных программ Тюменской области, в том числе:
государственная программа Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики";
государственная программа Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы";
государственная программа "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности";
региональная программа "Развитие экспорта Тюменской области" на 2021 - 2025 годы.
Сохранение и постепенное укрепление позиций региональной продукции в мировом экспорте, повышение степени диверсификации экспорта, увеличение в нем доли разнообразных обработанных изделий, рост числа предприятий-экспортеров прежде всего за счет малых и средних компаний, усиление динамики обновления фирменной структуры экспорта благодаря появлению новых экспортеров существенно увеличат потребность в применении мер и инструментов нефинансовой и финансовой поддержки экспорта, главным образом промоутерских на внешних рынках, и, соответственно, вызовут необходимость в дополнительном финансировании на реализацию данных мероприятий.
8. Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году
Таблица 4 - Основные показатели эффективности в Тюменской области по годам реализации до 2030 года
Наименование показателя |
Год реализации |
|||||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
Объем экспорта, всего, млн. долл. США |
1091,0 |
1173,7 |
1241,4 |
1324,9 |
1360,0 |
1390,0 |
1420 |
1450,0 |
1490,0 |
1520,0 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
556,0 |
604,0 |
646,0 |
700,0 |
734,0 |
767,0 |
799 |
832,0 |
872,0 |
906,0 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП |
150 |
150 |
151 |
154 |
156 |
158 |
160 |
162 |
164 |
166 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн. долл. США |
30,5 |
31,2 |
31,9 |
32,7 |
33,3 |
33,8 |
34,7 |
35,2 |
35,7 |
36,0 |
Доля несырьевого экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта, % |
8,62 |
8,64 |
8,67 |
8,70 |
8,79 |
8,83 |
8,90 |
8,91 |
8,97 |
9,0 |
Классификация сырьевых и несырьевых товаров в соответствии с методикой АО "Российский экспортный центр"
Классификация сырьевых и несырьевых товаров разработана РЭЦ совместно с Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом зарубежного опыта подобных классификаций.
В основе классификации 4-значные товарные позиции ТН ВЭД, идентичные аналогичным позициям международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В отдельных случаях 4-значные позиции разбивались на 6-значные субпозиции, при этом применялся принцип размерной целесообразности: если субпозиция, которую логичнее отнести к другой группе, составляет небольшую часть от позиции и/или имеет небольшую величину мировой торговли, она не обосабливается, и позиция включается в группу целиком.
В самом общем виде в товарной структуре экспорта выделяются две группы товаров: сырьевые и несырьевые. Главным критерием для отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик. К сырьевым отнесены товары следующих двух основных категорий:
материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее. Главным образом это полезные ископаемые, а также древесина и некоторые другие природные материалы. Первичная продукция растениеводства (зерно, масличные и текстильные культуры) является результатом длительного приложения труда человека, в природе изначально она отсутствует, поэтому не рассматривается как сырье;
отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье: металлолом, макулатура, отходы пластмасс, стекла, древесины и другие. Сюда также включены простые отходы производства агропромышленного комплекса, не проходящие особой доработки: высевки, жом, барда и так далее. Лом малых металлов обычно представляет собой отходы обрабатывающих производств, а не извлекается из отслуживших изделий, поэтому классифицируется как несырьевой товар, к тому же исходные материалы технологически сложные, а величина торговли небольшая;
Как обособленная группа выделяются несырьевые энергетические товары - переработанное топливо (нефтепродукты, угольный кокс и другие) и электроэнергия.
Несырьевые неэнергетические товары делятся на 3 группы по степени передела.
Таблица 5 - Классификация товаров
Сырье |
Несырье энергетическое |
Несырье неэнергетическое |
0501, 0502, 0505-0511 1211, 1213 1301 14 1522 1802 2302, 2303, 2307, 2308 2501-2522, 2524-2530 26 2701-2703, 2709, 271111, 271121, 2714 3804, 3825 3915 4001, 4003, 4004 4101-4103, 411520 4301 4401, 4403 4501 4707 5001-5003 5101-5104 5202 5505 6310 7001 710110, 710121, 710210, 710221, 710231, 710310, 7112 7204 7404 7503 7602 7802 7902 8002 |
2704-2708, 2710, 271112-271119, 271129, 2712, 2713, 2715, 2716 |
01-04 0504 06-11 1201-1210, 1212, 1214 1302 1501-1521 16-17 1801, 1803-1806 19-22 2301, 2304-2306, 2309 24 2523 28-37 3801-3803, 3805-3824, 3826 3901-3914, 3916-3926 4002, 4005-4017 4104-4114, 411510 42 4302-4304 4402, 4404-4421 4502-4504 46 4701-4706 48-49 5004-5007 5105-5113 5201, 5203-5212 53-54 5501-5504, 5506-5516 56-62 6301-6309 64-69 7002-7020 710122, 710229, 710239, 710391, 710399, 7104-7111, 7113-7118 7201-7203, 7205-7229 73 7401-7403, 7405-7419 7501, 7502, 7504-7508 7601, 7603-7616 7801, 7804, 7806 7901, 7903-7907 8001, 8003, 8007 81-97 |
Таблица 6 - Неэнергетические несырьевые товары по переделам
Нижние переделы |
Средние переделы |
Верхние переделы |
01 0301-0303, 0306-0308 0409, 0410 06 0701-0709, 0711, 0713, 0714 0801-0810, 0812-0814 090111, 090190, 090220, 090240, 0903-0910 10 1201-1207, 1209, 1210, 1212, 1214 1520, 1521 1703 1801 2207 2301, 2304-2306 2401 2523 2803, 2807, 2809, 2814, 2815, 281820, 281830, 282720, 283311, 2836 2901-2903, 2905, 2907, 2909, 2910, 2915-2917 31 3803, 3807, 382450 4104-4114, 411510 4302 4402, 4404-4408 4502 4701, 4706 5105 5201, 5203 5301-5305 6309 6801-6803, 6814 6904 7003, 7005 710229, 7105-7111 7201-7203, 7205-7207 7401-7403 7501, 7502 7601 7801 7901 8001 810520 8908 |
02 0304, 0305 0401-0404, 0407, 0408 0504 0710, 0712 0811 090112, 090121, 090122, 090210, 090230 11 1208 1302 1501-1516, 1518 1701, 1702 1803-1805 1903 2102 2201, 2209 2403 2801, 2802, 280410-280440, 280469-280480, 280511-280519, 280540, 2806, 2808, 2810-2813, 2816, 2817, 281810, 2819-2826, 282710, 282731-282760, 2828-2832, 283319-283340, 2834, 2835, 2837-2843, 2847-2853 2904, 2906, 2908, 2911-2914, 2918-2927, 2929-2931, 2940, 2942 3201-3203, 3206 3301 3401, 3406 3501-3505 3601, 3602, 3605, 3606 3801, 3802, 3805, 3806, 3816, 3817, 3820, 3823, 382410, 382440, 382460-382490, 3826 3901-3914, 3916, 3917, 3919-3921 4002, 4005-4009, 4012, 4017 4409-4418 4503, 4504 4702-4705 4801-4811 5004-5007 5106-5113 5204-5212 5306-5311 54 5501-5504, 5506-5516 5601-5607 5801-5804, 5806, 5808, 5809, 5811 60 6701, 6703 6804-6812 6901, 6902, 6905-6908 7002, 7004, 7006-7008, 7016, 7019 710399 7208-7229 7301-7307, 7312-7314, 7317 7405-7411, 7413 7504-7507 7603-7608, 7614 7804 7903-7905 8003 810110-810197, 810210-810297, 810411-810430, 810530, 8106, 8107, 810820, 810830, 8110, 8111 |
0405, 0406 1517 16 1704 1806 1901, 1902, 1904, 1905 20 2101, 2103-2106 2202-2206, 2208 2309 2402 280450, 280461, 280490, 280530, 2844-2846 2928, 2932-2939, 2941 30 3204, 3205, 3207-3215 3302-3307 3402-3405, 3407 3506, 3507 3603, 3604 37 3808-3815, 3818, 3819, 3821, 3822, 382430 3918, 3922-3926 4010, 4011, 4013-4016 42 4303, 4304 4419-4421 46 4812-4823 49 5608, 5609 57 5805, 5807, 5810 59 61 62 6301-6308 64-66 6702, 6704 6813, 6815 6903, 6909-6914 7009-7015, 7017, 7018, 7020 710122, 710239, 710391, 7104, 7113-7118 7308-7311, 7315, 7316, 7318-7326 7412, 7415-7419 7508 7609-7613, 7615, 7616 7806 7907 8007 810199, 810299, 8103, 810490, 810590, 810890, 8109, 8112, 8113 82-88 8901-8907 90-97 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 22 октября 2021 г. N 671-п "О внесении изменений в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.