город Калуга |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А54-3350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания" (ОГРН 1106226000715, ИНН 6226010604) - Туровская М.А. (доверенность от 01.09.2023, диплом);
от общества с ограниченной ответственностью "Касимовская коммунальная компания" (ОГРН 1186234015241, ИНН 6226013330) - Доронин С.В. (доверенность от 15.03.2023, диплом);
от управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Касимовской межрайонной прокуратуры - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (ОГРН 1026200862380, ИНН 6226001663) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (ОГРН 1166234073928, ИНН 6226013002) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Наумова Кирилла Юрьевича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Сучкова Александра Владимировича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Касимовская коммунальная компания" и общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А54-3350/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Касимовские тепловые сети" (далее - ООО "КТС" в настоящее время ООО "Сервисная компания"), общество с ограниченной ответственностью "Касимовская коммунальная компания" (далее - ООО "ККК") обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - управление) от 10.02.2021 N 522 по делу N 062/01/11-694/2020.
Определениями от 11.05.2021, 09.08.2021, 10.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Касимовскую межрайонную прокуратуру, администрацию муниципального образования - городской округ город Касимов, муниципальное казенное предприятие "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов, Наумова Кирилла Юрьевича, Сучкова Александра Владимировича.
Определением от 01.07.2021 по делу N А54-3351/2020 Арбитражный суд Рязанской области объединил дела N А 54-3350/2021 и N А54-3351/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу N А54-3350/2021.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "ККК" и ООО "Сервисная компания" обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 15.09.2020 в управление из Касимовской межрайонной прокуратуры поступили материалы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в действиях муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования городской округ город Касимов (далее - предприятие) и ООО "КТС" в части заключения антиконкурентного соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы теплоснабжения в г. Касимов Рязанской области; признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ в действиях предприятия и ООО "ККК" в части заключения антиконкурентного соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения в г. Касимов Рязанской области.
Приказом управления от 07.10.2020 N 80 возбуждено дело N 062/01/11-694/2020 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Управление 10.02.2021 по результатам рассмотрения дела приняло решение о признании предприятия и ООО "КТС" нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения о создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы теплоснабжения в г. Касимов Рязанской области; предприятия и ООО "ККК" нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения в г. Касимов Рязанской области.
ООО "КТС" и ООО "ККК", не согласившись с решением управления, обратились с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Рассматривая заявления и отказывая в удовлетворении требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 1 Закона N 135-ФЗ установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления или организациями; его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статьей 11 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 3 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Частью 6 данной статьи определено, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" статьями 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции запрещается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в форме ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий.
При рассмотрении споров, вытекающих из применения данных антимонопольных запретов, судам необходимо исходить из того, что само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде, в том числе предполагающее объединение их усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (например, заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности; привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору; участие хозяйствующих субъектов в решении общих проблем функционирования рынка в рамках деятельности профессиональных ассоциаций), антимонопольным законодательством не запрещается.
Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Проявлением монополистической деятельности, запрещенной антимонопольным законодательством, в числе прочего является заключение хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений, под которыми понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для квалификации иного соглашения в качестве запрещенного в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимым условием является то, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Соглашение с учетом конкретных обстоятельств признается недопустимым, если в результате заключения такого соглашения имело место быть как фактическое ограничение конкуренции, так и потенциальная возможность ограничения конкуренции на соответствующем рынке.
Как следует из материалов дела, МКП "Касимовсервис" создано на основании постановления администрации г. Касимов от 10.10.2016 N 1475.
Собственником имущества предприятия является Касимовская городская Дума и администрация г. Касимов. Деятельность Предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой администрацией г. Касимов.
Согласно пункту 5.1 Устава целями создания МКП "Касимовсервис" являются: оказание населению г. Касимов коммунальных услуг, поддержание в надлежащем порядке муниципального имущества, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Пунктом 5.3 Устава предусмотрено, что видами деятельности предприятия являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); ремонт и эксплуатация котельных, тепловых пунктов и магистральных тепловых сетей; распределение тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей; горячее водоснабжение; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; холодное водоснабжение, в том числе сбор, очистка и распределение воды; водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод и др.
Постановлениями администрации г. Касимов от 21.12.2016 N 1830, от 09.04.2019 N 460, от 15.07.2019 N 864; от 17.06.2020 N 469 с баланса казны администрации г. Касимов на баланс МКП "Касимовсервис" в оперативное управление для осуществления деятельности переданы тепловые сети, котельные, газовое оборудование и другое имущество согласно приложениям к данным постановлениям.
Постановлением администрации г. Касимов от 22.04.2020 N 362 актуализирована схема теплоснабжения г. Касимов на период до 2030 года, МКП "Касимовсервис" присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
В связи с банкротством МУП "Водоканал" из хозяйственного ведения данного предприятия изъяты социально значимые объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения в г. Касимов общей балансовой стоимостью 40 156 447, 30 руб. (постановление администрации г. Касимов от 18.05.2020 N 390). 19.05.2020 данные объекты переданы в оперативное управление МКП "Касимовсервис" (постановление администрации г. Касимов N 391).
Постановлением администрации г. Касимов от 22.05.2020 N 400 МКП "Касимовсервис" наделено с 01.07.2020 статусом гарантирующей организации с зоной деятельности город Касимов за исключением сетей водоснабжения, расположенных в мкр. Приокский; водозабор мкр. Приокский и п. Новостройка; сетей водоотведения, расположенных в мкр. Приокский и п. Новостройка; канализационно-насосная станция, расположенная мкр. Приокский; канализационно-насосная станция, расположенная в п. Новостройка (ул. Широкая).
Постановлением администрации г. Касимов от 01.06.2020 N 418 МКП "Касимовсервис" наделено с 15.06.2020 статусом гарантирующей организации с зоной деятельности мкр. Приокский города Касимов.
В силу наличия у МКП "Касимовсервис" статуса субъекта естественной монополии по передаче тепловой энергии и водоснабжению оно обязано осуществлять закупочную деятельность в порядке Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Статьей 3.6 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Приказом МКП "Касимовсервис" от 12.02.2019 N 25 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - Положение).
Так часть 1 статьи 27 Положения содержит исчерпывающий перечень случаев, когда МКП "Касимовсервис" имеет право выбрать неконкурентный способ закупки - закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом под закупкой у единственного поставщика (прямая закупка) понимается способ осуществления закупок, при котором договор с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заключается без проведения конкурентных способов закупки с учетом требований настоящего положения.
В частности, закупка у единственного поставщика может быть произведена, в том числе: осуществление закупки товаров, работ или услуг на сумму до 500 000 руб. с НДС (пункт 4 части 1 статьи 27 Положения); признание несостоявшимся конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано (не допущено к участию) ни одной заявки, либо подана только одна заявка, соответствующая требованиям документации о закупке, или комиссией принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям документации о закупке (пункт 13 части 1 статьи 27 Положения); вследствие аварии, ситуаций природного или техногенного характера, других чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) когда создается опасность жизни и здоровья человека, окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов Заказчика, для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок в требуемые сроки невозможно. При этом, указанные обстоятельства должны иметь документальное подтверждение (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Положения); заключение договора в связи с устранением на объектах сетей инженерно-технического обеспечения и (или) технологическом оборудовании, предназначенном для осуществления теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, возникновение которых привело или может привести к нарушению прав и законных интересов потребителей тепловой энергии и (или) горячей воды, либо иных лиц (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Положения).
Вместе с тем, МКП "Касимовсервис" с ООО "Касимовские тепловые сети" без проведения торгов (с единственным поставщиком) заключило ряд договоров на оказание аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы теплоснабжения: договор от 03.02.2020 N 1 на сумму 8 200 000 руб.; контракт от 03.03.2020 N 3-2020 на сумму 7 800 000 руб.; контракт от 02.04.2020 N 4 сумму 4 160 000 руб.
Из технического задания (приложение N 1 к каждому из договоров) следует, что предметом договора являются работы по эксплуатации и техническому обслуживанию внешних и внутренних сетей и оборудования централизованной системы теплоснабжения, т.е. ежедневное обеспечение функционирования объектов теплоснабжения, также включены услуги технического отдела, услуги абонентского отдела, услуги по охране труда и технике безопасности, услуги материально-технического снабжения, услуги для бесперебойной жизнедеятельности предприятия (в т.ч. услуги юридического отдела, услуги производственно-экономического отдела, услуги по ведению бухгалтерии).
Таким образом, МКП "Касимовсервис" на основании данных договоров передало ООО "Касимовские тепловые сети" полномочия по введению полностью своей производственной предпринимательской деятельности, в том числе ведение бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, МКП "Касимовсервис" с ООО "Касимовская коммунальная компания" без проведения конкурентных процедур (с единственным поставщиком) заключены договоры на оказание аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы водоснабжения на территории муниципального образования - городской округ г. Касимов: договор от 01.07.2020 N 01/07 на сумму 4 042 000 руб.; договор от 01.07.2020 N 02/07 на сумму 600 000 руб.; договор от 01.07.2020 N 03/07 на сумму 4 558 000 руб.
Аналогичные договоры заключены МКП "Касимовсервис" с ООО "Касимовская коммунальная компания" и в августе 2020 года (от 05.08.2020 N 06/07, N 05/07 и N 04/07).
Из приложения N 1 "Техническое задание" к договорам, заключенным между МКП "Касимовсервис" и ООО "ККК", следует, что предметом являются услуги аварийно-восстановительных работ, услуги по эксплуатации водозаборных и очистных сооружений, услуги по эксплуатации гаража, услуги лаборатории (производственного контроля качества и свойств питьевой воды и сточных вод), услуги технического отдела, услуги ремонтно-механической службы, услуги по эксплуатации и ремонту электрического оборудования объектов заказчика, услуги инженера-программиста, услуги по охране труда и технике безопасности, услуги материально-технического снабжения, услуги технического контроля и надзора за объектами организации водопроводно-канализационного хозяйства, услуги абонентской службы, услуги юридического отдела.
В рамках названных договоров МКП "Касимовсервис" передало ООО "Касимовская коммунальная компания" исполнение всех, в том числе ключевых функций гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из предметов договоров и технических заданий к ним следует, что данные договоры не носят характера непредвиденности (непредотвратимости), они заключены не только с целью выполнения "текущей" деятельности по обслуживанию тепловых систем, а также объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, но и выполнения подрядными организациями иных работ (оказание услуг), связанных с иной деятельностью МКП "Касимовсервис" (юридические и бухгалтерские услуги, услуги технического отдела и т.д.).
Судом установлено, что на территории муниципального образования - городской округ г. Касимов Рязанской области чрезвычайного положения в спорный период не вводилось (доказательств обратного не представлено). Документов, подтверждающих угрозу возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда создается опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды или возникновения угрозы срыва производственных процессов, МКП "Касимовсервис" не представлено.
Таким образом, заключение данных договоров не было связано с необходимостью устранения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, наличию непреодолимой силы либо предупреждению такой ситуации, следовательно, у МКП "Касимовсервис" не имелось оснований для осуществления закупки у единственного подрядчика.
Кроме того, судом установлено, что 15.01.2020 ООО "КТС" утвердило новое штатное расписание и 21.01.2020 приняло на работу сотрудников (более 90 человек), уволившихся из МКП "Касимовсервис" 20.01.2020. Данная ситуация стала результатом совместных действий МКП "Касимовсервис" и ООО "Касимовские тепловые сети".
Проанализировав штатное расписание МКП "Касимовсервис", утвержденное 01.01.2020, и штатное расписание ООО "Касимовские тепловые сети", утвержденное 15.01.2020, управление пришло к выводу об их схожести по должностям, структурным подразделениям (включая наименования отделов), тарифным ставкам. В такой ситуации обоснованным является вывод о том, что штатное расписание ООО "Касимовские тепловые сети" разработано на основе штатного расписания МКП "Касимовсервис".
При этом в период с 21.01.2020 по 03.02.2020 все работники, уволенные из МКП "Касимовсервис" и принятые на работу в ООО "Касимовские тепловые сети", продолжали выходить на прежнее место работы и выполнять те же самые должностные обязанности. Договор на оказание аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы теплоснабжения был заключен между данными организациями только 03.02.2020.
17.04.2020 МКП "Касимовсервис" заключило договор N 04-2020 на оказание аварийно-эксплуатационных услуг для нужд предприятия с ООО "Касимовские тепловые сети" по результатам открытого конкурса.
Рассматривая заключение данного договора, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что данный договор так же заключен с нарушением антиконкурентных процедур.
Описание объема выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом договора, сроки выполнения работ указаны в разделе III "Техническое задание" конкурсной организации.
При этом анализ Технического задания позволяет сделать вывод о том, что в рамках исследуемого конкурса МКП "Касимовсервис" приобретало не только услуги эксплуатации и обслуживания оборудования систем теплоснабжения, но и иные услуги, относящиеся к обеспечению функционирования предприятия в целом.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что требованиям к кадровому составу на момент проведения закупки соответствовал только один хозяйствующий субъект - ООО "Касимовские тепловые сети", которое 15.01.2020 изменило штатное расписание, взяв за основу штатное расписание МКП "Касимовсервис", и приняло на работу на те же должности специалистов, расторгших трудовые договоры с заказчиком.
Таким образом, при подготовке конкурсной документации МКП "Касимовсервис" намеренно создало для ООО "Касимовские тепловые сети" преимущественные условия участия в закупке.
ООО "Касимовская коммунальная компания" создано 23.10.2018. Основным видом деятельности является забор, очистка и распределение сточных вод.
Ранее ООО "Касимовская коммунальная компания" предоставляло аналогичные услуги МУП "Водоканал".
Постановлением администрации г. Рязани 18.05.2020 N 390 из хозяйственного ведения МУП "Водоканал" изъяты социально значимые объекты, составляющие системы централизованного водоснабжения и водоотведения (акт приема-передачи объектов основных средств от 18.05.2020 N 1).
Постановлением администрации г. Касимов от 19.05.2020 N 391 названное имущество передано на баланс МКП "Касимовсерсив" в оперативное управление (акты приема-передачи объектов нефинансовых активов от 19.05.2020 N 00000012).
Между тем, в период с 18.05.2020 по 01.07.2020 ООО "Касимовская коммунальная компания" осуществляло работы на социально-значимых объектах централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г. Касимов в отсутствие на то правовых оснований.
При этом МКП "Касимовсервис", приняв на баланс муниципальное имущество, не предпринимало мер по оспариванию договоров на обслуживание централизованных систем водоснабжения и водоотведения, заключенных 01.06.2020 МУП "Водоканал" и ООО "Касимовская коммунальная компания".
Таким образом, в период с 19.05.2020 по 01.07.2020 ООО "Касимовская коммунальная компания" обслуживало сети водоснабжения и водоотведения в отсутствие договоров с владельцем данных объектов.
Заключение договоров в июле 2020 года N 01/07, N 02/07, N 03/07 и августе 2020 года N 06/07, N 05/07, N 04/07 не было связано с необходимостью устранения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, наличию непреодолимой силы либо предупреждению такой ситуации.
Доказательствами антиконкурентного соглашения между предприятием, ООО "КТС" и ООО "ККК" послужили следующие обстоятельства:
- закупка заказчиком услуги у единственного поставщика в отсутствие подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимых закупок, а также в отсутствие обоснования срочной необходимости в услуге;
- определенная модель поведения участников соглашения, выразившаяся в отказе гарантирующей организацией от исполнения своих обязанностей собственными силами, отдав предпочтение способу - привлечение сторонней организации, ссылаясь на предотвращение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
- идентичность штатного расписания МКП "Касимовсервис" и ООО "Касимовские тепловые сети";
- аффилированность руководителей МКП "Касимовсервис", ООО "Касимовские тепловые сети", ООО "Касимовская коммунальная компания";
- финансовые отношения МКП "Касимовсервис", ООО "Касимовские тепловые сети", ООО "Касимовская коммунальная компания";
- фактическое нахождение МКП "Касимовсервис", ООО "Касимовские тепловые сети", ООО "Касимовская коммунальная компания" в одном административном здании.
Принимая во внимание, что предприятием ООО "КТС", ООО "ККК" не представлены доказательства наличия чрезвычайных обстоятельств, которые должны быть подтверждены документально, что прямо указано в пункте 19 части 1 статьи 27 Положения, у предприятия не имелось оснований для заключения спорных договоров без проведения конкурентных процедур.
С учетом вышеизложенного, вывод суда о том, что между МКП "Касимовсервис" и ООО "КТС" и МКП "Касимовсервис" и ООО "ККК" были заключены антиконкурентные соглашения о создании препятствий другим хозяйствующим субъектам доступа на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы теплоснабжения и на товарный рынок оказания аварийно-эксплуатационных услуг на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения в городском округе г. Касимов Рязанской области, является обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Довод о том, что иных организаций на данном рынке не существовало, обоснованно не принят судом во внимание, так как данное обстоятельство не является основанием для заключения соответствующего договора вне конкурентных процедур, как это предусмотрено статьей 27 Положения о закупках.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А54-3350/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для квалификации иного соглашения в качестве запрещенного в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимым условием является то, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Соглашение с учетом конкретных обстоятельств признается недопустимым, если в результате заключения такого соглашения имело место быть как фактическое ограничение конкуренции, так и потенциальная возможность ограничения конкуренции на соответствующем рынке.
...
В силу наличия у МКП "Касимовсервис" статуса субъекта естественной монополии по передаче тепловой энергии и водоснабжению оно обязано осуществлять закупочную деятельность в порядке Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Статьей 3.6 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 октября 2023 г. N Ф10-5110/23 по делу N А54-3350/2021