Rehabilitation of invalids. Services on social rehabilitation of invalids
ОКС 03.080.30
Дата введения - 1 декабря 2021 г.
Взамен ГОСТ Р 54738-2011
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2021 г. N 520-ст
4 Взамен ГОСТ Р 54738-2011
5 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов:
- от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 22 декабря 2020 г.);
- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 8 декабря 2020 г.).
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - инвалиды), предоставляемые реабилитационными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает виды и содержание реабилитационных услуг по всем направлениям социальной реабилитации.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- организациями, предприятиями и учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам;
- общественными организациями инвалидов, участвующими в реабилитации инвалидов;
- семьями, имеющими инвалидов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг
ГОСТ Р 57760 Социальное обслуживание. Коммуникативные реабилитационные услуги гражданам с ограничениями жизнедеятельности
ГОСТ Р 58258 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 9999 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р ИСО 9999, ГОСТ Р 58258, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 социальная реабилитация [абилитация] инвалида: Система и процесс восстановления, (компенсации) или формирования утраченных или отсутствовавших ранее способностей инвалида с целью вовлечения его в жизнь сообществ, гражданскую и общественную жизнь.
Примечание - К основным направлениям социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов относят социально-средовую реабилитацию, социально-педагогическую реабилитацию, социально-психологическую реабилитацию, социокультурную реабилитацию и социально-бытовую адаптацию.
3.2 услуги по социальной реабилитации [абилитации] инвалида: Действие (действия) реабилитационной организации, направленное(ые) на устранение или наиболее полную компенсацию имеющихся у инвалида (ребенка-инвалида) ограничений жизнедеятельности или формирование у него отсутствовавших ранее способностей.
3.3 сопровождаемое проживание инвалидов: Технология предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и мероприятий по социальному сопровождению в целях устранения или профилактики обстоятельств, которые способствуют ухудшению условий жизнедеятельности гражданина.
Примечание - Направлена на сохранение пребывания инвалидов в привычной благоприятной среде (проживание дома), выработку навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей.
3.4 поставщик услуг по социальной реабилитации [абилитации]: Юридическое лицо любого вида организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности деятельность по социальной реабилитации и абилитации инвалидов.
3.5 получатель услуги: Инвалид или ребенок-инвалид, которому предоставляются услуги по основным направлениям социальной реабилитации, абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Примечание - Законные представители и члены семьи инвалидов и детей-инвалидов также могут являться получателями услуг в тех случаях, когда предоставление им тех или иных услуг направлено на достижение определенного результата в реабилитации, абилитации инвалидов или детей-инвалидов (консультирование, обучение необходимым реабилитационным навыкам для применения в домашних условиях, семейная психокоррекция и т.д.).
3.6 целевые реабилитационные группы инвалидов и детей-инвалидов: Группы инвалидов (детей-инвалидов), объединенные по общему принципу нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности для наиболее эффективного устранения или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при предоставлении услуг по социальной реабилитации, абилитации.
3.7 реабилитационный курс: Законченный цикл предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалида, включающий в себя установленный по результатам диагностики инвалида перечень и объем услуг, направленный на достижение запланированного результата, соответствующего потребностям, актуальному состоянию, потенциальной возможности инвалида и имеющимся у него ограничениям жизнедеятельности.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указанных в пункте 4 предисловия, и положениями ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 57760, ГОСТ Р 58258, ГОСТ Р ИСО 9999.
4.2 Услуги по социальной реабилитации, абилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью комплекса реабилитационных услуг и предоставляются совместно с другими реабилитационными услугами специалистами разных профилей на внутриведомственном или межведомственном уровне.
4.3 Услуги по социальной реабилитации, абилитации инвалидов осуществляют в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) [1]. Перечень услуг, их объем и содержание определяется договором с получателем услуг на основании индивидуального плана предоставления услуг, разработанного специалистами по результатам диагностики актуального состояния и потенциальных возможностей инвалида, с учетом его потребностей.
4.4 Разработка индивидуального плана предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалида включает в себя следующие этапы:
- реабилитационно-абилитационная экспертная диагностика;
- оценка актуального состояния (реализации) и потенциальных возможностей инвалида;
- уточнение реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
- определение на реабилитационный курс общих целей и задач реабилитации (абилитации);
- определение перечня и объема услуг по социальной реабилитации, абилитации;
- разработка рекомендации по предоставлению в прокат необходимых инвалиду технических средств реабилитации.
4.5 Реализация основных направлений социальной реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов [1].
4.6 Реализация услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в организациях соответствующего профиля в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме обслуживания на дому, в том числе в условиях сопровождаемого проживания.
4.7 Объем, периодичность, продолжительность и условия предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов определяются региональным стандартом.
4.8 Порядок предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов определяет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
4.9 Перечень услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, предоставляемых поставщиками услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
4.10 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по социальной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за их исполнение.
4.11 Процесс социальной реабилитации, абилитации считается завершенным, когда личность (инвалид) достигла уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, предшествующему получению ограничения жизнедеятельности.
4.12 Основным результатом предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов и детей-инвалидов является максимально полное устранение (компенсация) нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности инвалида, ребенка-инвалида, расширение возможностей для самостоятельного, независимого обеспечения основных жизненных потребностей, самостоятельного или сопровождаемого проживания.
4.13 Основными показателями качества предоставления услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов являются:
а) соответствие оказания услуги требованиям стандартов и других нормативных документов;
б) удовлетворенность получателей услуг и их законных представителей (при наличии) качеством предоставления социальных услуг.
5 Основные виды и содержание услуг по социальной реабилитации инвалидов
В зависимости от направления социальной реабилитации выделяют услуги: по социально-средовой реабилитации, социально-педагогической реабилитации, социально-психологической реабилитации, социокультурной реабилитации и социально-бытовой адаптации.
5.1 Социально-средовая реабилитация, абилитация инвалидов
5.1.1 Услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации инвалидов направлены на восстановление (формирование) способностей инвалида к самостоятельному передвижению, ориентации и осуществлению межличностного взаимодействия на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктур.
5.1.2 По направлению социально-средовая реабилитация и абилитация инвалидов предоставляют следующие услуги:
- информирование по вопросам социально-средовой реабилитации, абилитации;
- консультирование по вопросам социально-средовой реабилитации, абилитации, в том числе по обустройству и обеспечению доступности жилого помещения инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности);
- обучение инвалидов навыкам пользования объектами окружающей среды, в том числе средствами транспорта, умению самостоятельно приобретать промышленные и продовольственные товары, посещать общественные места и др.;
- обучение практическим навыкам сопровождения инвалида (ребенка-инвалида);
- обучение навыкам общения;
- обучение передвижению и ориентации в пространстве, в т. ч. с помощью технических средств реабилитации;
- содействие в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации с учетом ограничения жизнедеятельности;
- обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами;
- содействие в создании инвалидам условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным, спортивным и другим учреждениям);
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов.
5.2 Социально-психологическая реабилитация, абилитация инвалидов
5.2.1 Услуги по социально-психологической реабилитации, абилитации направлены на восстановление (формирование) функционирования инвалида в основных сферах жизнедеятельности, способствующие повышению активности и участию инвалида в жизни общества.
5.2.2 Услуги по социально-психологической реабилитации, абилитации включают:
- социально-психологическую диагностику;
- консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации, абилитации;
- индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
- семейное психологическое консультирование;
- психологическую коррекцию;
- психологическую профилактику;
- социально-психологический тренинг;
- социально-психологический патронаж.
5.2.3 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации. Психологическая диагностика инвалидов, в зависимости от целей реабилитации, может включать оценку:
- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;
- состояния эмоциональной и волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействие социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;
- особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;
- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;
- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.
5.2.4 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
Психологическое консультирование включает:
- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;
- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
- оказание психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае;
- семейное консультирование.
5.2.5 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:
- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и др.
5.2.6 Психологическая профилактика - вид деятельности психолога, направленный на поддержку, сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья инвалида.
Психологическая профилактика должна быть нацелена на раннее выявление состояний психологической дезадаптации и систематический контроль за проявлением реакций дезадаптации, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов адаптации и компенсации.
Психологическая профилактика предполагает содействие инвалиду в создании условий для полноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения новых возможных психических нарушений.
Психологическая профилактика предполагает следующие уровни:
уровень I - первичная профилактика. Психологическая работа с инвалидами (детьми-инвалидами), имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществление заботы об их психическом здоровье и психических ресурсах;
уровень II - вторичная. Направлена на "группу риска" - на тех инвалидов/детей-инвалидов, у которых имеются психологические проблемы. Подразумевает раннее выявление трудностей в поведении и учении. Основная ее задача - преодоление этих трудностей до их серьезного усугубления. Включает в себя консультацию с микроокружением (в рабочих, учебных коллективах, семье), близкими, родителями и учителями ребенка-инвалида, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
5.2.7 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.
5.2.8 Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за инвалидом для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию, обусловленных проблемами адаптации инвалида в микро- и макросоциуме.
Социально-психологический патронаж предполагает:
- посещение инвалида/ребенка-инвалида в соответствии с планом-графиком посещений;
- определение необходимости предоставления инвалиду/ребенку-инвалиду (его семье) психологических услуг;
- осуществление посреднических действий между инвалидом/ребенком-инвалидом (его родителями, членами семьи, законными представителями) и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи клиенту.
5.3 Социально-педагогическая реабилитация, абилитация инвалидов
Услуги по социально-педагогической реабилитации, абилитации направлены на восстановление (формирование) способности инвалида, ребенка-инвалида к обучению на основе восстановления (формирования) у него необходимых компетенций, в том числе с использованием технических средств реабилитации (TCP) и вспомогательных устройств.
5.3.1 Социально-педагогическая реабилитация инвалида, ребенка-инвалида включает в себя следующие услуги:
а) социально-педагогическую диагностику с целью определения образовательного статуса инвалида, ребенка-инвалида;
б) информирование по вопросам социально-педагогической реабилитации/абилитации; о различных вариантах получения инвалидом общего и профессионального образования; о TCP и ассистивных технологиях для обучения инвалида;
в) социально-педагогическое консультирование с целью формирования осознанного выбора уровня, места, формы и условий обучения/образования, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, с учетом степени ограничения способности инвалида к обучению, его актуального состояния и потенциальных возможностей;
г) социально-педагогическую коррекцию, включая коррекционное обучение, коррекционное воспитание и коррекционное развитие, с целью ослабления или преодоления недостатков психофизического развития и отклонений в поведении, исправления (частичного или полного) процесса и результата социального развития и воспитания, формирования/коррекции основных учебных навыков, обучения пользованию TCP (устройства визуального дублирования информации и коммуникаторы) и ассистивными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации, абилитации;
д) повышение компетентности законных представителей инвалида (при наличии), ребенка-инвалида в области социально-педагогической реабилитации, абилитации, включая осуществление их информирования и консультирования по вопросам социально-педагогической реабилитации, абилитации; обучение методам социально-педагогической реабилитации в домашних условиях через активное включение в процесс социально-педагогической реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида.
5.3.2 Социально-педагогический патронаж и сопровождение, которые осуществляются в отношении инвалидов/детей-инвалидов и их семей, включают в себя:
- курирование социально-педагогической реабилитации в семье, консультирование по уровню, месту и формам обучения;
- содействие в устройстве инвалида в соответствующее образовательное учреждение;
- содействие в освоении образовательных программ на оптимальном уровне;
- содействие в обеспечении необходимыми учебными пособиями и техническими средствами обучения, учебным оборудованием;
- посредничество между обучающимися, образовательными и реабилитационными учреждениями в реализации личных и образовательных планов.
5.4 Социокультурная реабилитация, абилитация инвалидов
5.4.1 Услуги по социокультурной реабилитации и абилитации направлены на восстановление (формирование) социокультурной компетенции инвалида (ребенка-инвалида), восстановление или как можно более полную компенсацию имевшихся у него ограничений жизнедеятельности средствами культурно-досуговой и/или творческой деятельности.
5.4.2 Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации;
- информирование по вопросам социокультурной реабилитации/абилитации;
- консультирование по вопросам социокультурной реабилитации/абилитации;
- проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия);
- культурно-досуговые услуги, в том числе направленные на вовлечение инвалида в подготовку и проведение досуговых мероприятий с целью восстановления (формирования) навыков общения, межличностного взаимодействия, участия в жизни сообществ, общественной и гражданской жизни;
- услуги по формированию (развитию) мотивации инвалида на успешную социальную реабилитацию средствами культурно-досуговой и/или творческой деятельности;
- услуги по восстановлению утраченных (формированию отсутствовавших ранее) способностей инвалида средствами культурно-досуговой и творческой деятельности;
- культурно-просветительские услуги, направленные на восстановление (формирование) социокультурной компетенции инвалида через приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям;
- культурно-просветительские услуги, направленные на восстановление (формирование) социокультурной компетенции инвалида через приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям.
5.5 Социально-бытовая адаптация инвалидов
5.5.1 Социально-бытовая адаптация инвалида - это одно из направлений социальной реабилитации, услуги которой направлены на восстановление (формирование) способности инвалида к самостоятельному или сопровождаемому проживанию посредством обучения навыкам самообслуживания, бытовой деятельности и персональной сохранности в быту.
5.5.2 Услуги по социально-бытовой адаптации инвалида включают в себя:
- информирование по вопросам социально-бытовой адаптации;
- обучение навыкам самообслуживания;
- обучение организации жизни в быту;
- обучение пользованию техническими средствами реабилитации;
- обучение мобильности, в т.ч. с помощью технических средств;
- обучение персональной сохранности;
- адаптационное обучение семьи инвалида по вопросам самообслуживания, бытовой деятельности и пользования техническими средствами реабилитации;
- информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам социально-бытовой адаптации;
- информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам адаптации жилья к нуждам инвалида;
- информирование инвалида и членов его семьи о возможности сопровождаемого проживания.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54738-2021 "Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2021 г. N 520-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 декабря 2021 г.