Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации Томской области
от 19.10.2021 N 640-ра
Методические рекомендации
по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области и планов мероприятий по их реализации
1. Общие положения
Основание для разработки Методических рекомендаций
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области и планов мероприятий по их реализации (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью организации деятельности по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области, формирования на территории Томской области взаимосвязанной системы стратегического планирования и установления сбалансированных подходов к формированию и реализации в муниципальных образованиях Томской области (далее - муниципальное образование) основных направлений социально-экономического развития Томской области.
Документами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящих Методических рекомендаций, являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Томской области от 12 марта 2015 года N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580 (далее - Стратегия Томской области).
2. Настоящие Методические рекомендации определяют цель, задачи, принципы разработки и корректировки, структуру, требования к основным разделам, а также порядок разработки, согласования, утверждения, мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации.
Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
3. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
план мероприятий по реализации Стратегии - документ стратегического планирования муниципального образования, содержащий увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий и муниципальных программ муниципального образования, направленных на достижение целей и задач, приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, обозначенных в стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития муниципального образования и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
внешние факторы развития - не зависящие от действий органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области (далее - органы местного самоуправления) условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования;
внутренние факторы развития - ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества, на базе которых основывается Стратегия, которыми определяется способность муниципального образования реагировать на различные изменения внешних факторов;
корректировка Стратегии - изменение Стратегии без изменения периода, на который разрабатывалась Стратегия;
актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода действия и/или пересмотра параметров Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития муниципального образования;
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
сценарии - различные варианты развития муниципального образования, которые зависят от сочетания внешних факторов, воздействующих на муниципальное образование, и реакции внутренних факторов на указанные воздействия;
стратегическая цель - миссия муниципального образования, которая определяется на основе комплексного анализа потенциала муниципального образования, его конкурентных преимуществ с учетом внешних вызовов и ограничений;
цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется муниципальными образованиями в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
конкурентные преимущества поселения, населенного пункта в границах муниципального образования - объективные факторы, определяющие привлекательность территории для жизни и экономической деятельности, в том числе: выгодное географическое положение, наличие востребованных рынком ресурсов, доступность транспортной инфраструктуры, высокий уровень человеческого капитала, комфортные условия жизнедеятельности, агломерационный эффект и др.;
территории роста - поселения, населенные пункты в границах муниципального образования, обладающие конкурентными преимуществами и в силу этого способные привлекать население и бизнес для своего развития;
территории сжатия - поселения, населенные пункты в границах муниципального образования, не обладающие конкурентными преимуществами, характеризующиеся оттоком населения, снижением качества человеческого капитала, низким уровнем предпринимательской активности, трудностями с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
территории стабильности (неопределенности) перспектив - поселения, населенные пункты в границах муниципального образования, у которых отсутствуют конкурентные преимущества, способные обеспечить устойчивый рост, в период действия Стратегии будут функционировать достаточно стабильно;
актуальные ресурсы - природные, инфраструктурные, трудовые и иные ресурсы, которые в условиях существующих технологий, состояния рынка, наличия конкурентов могут быть привлекательны для развития экономической деятельности;
потенциальные ресурсы - ресурсы (в первую очередь природные и инфраструктурные), которые с учетом существующих технологий, состояния рынка, наличия конкурентов не являются привлекательными для инвесторов на период действия Стратегии;
кадровое обеспечение экономики муниципального образования - комплекс мероприятий по обеспечению необходимыми трудовыми ресурсами прогнозируемых объемов производства продукции;
отдельные указы Президента Российской Федерации - указы Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
4. Иные понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Томской области.
Принципы разработки и корректировки Стратегии
5. Стратегия разрабатывается (корректируется) для муниципальных районов и городских округов Томской области.
6. Стратегия разрабатывается (корректируется) с учетом приоритетов, целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Томской области, определенных в Стратегии Томской области и иных документах стратегического планирования региона.
При разработке (корректировке) Стратегии не допускается дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования региона.
7. При разработке (корректировке) Стратегии необходимо учитывать результаты реализации стратегических документов муниципального образования, действующих в предшествующем разработке (корректировке) Стратегии периоде, а также данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных.
8. Определение целей и задач социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основании результатов проведенного SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны муниципального образования, а также угрозы и возможности для развития муниципального образования.
В Стратегии определяются конкурентные преимущества и специализация муниципального образования с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории муниципального образования.
В Стратегии определяются перспективы социально-экономического развития муниципального образования, ориентированные на позитивные изменения в качестве жизни каждого жителя с учетом приоритетов и направлений, обозначенных в Стратегии Томской области.
В Стратегии определяются приоритеты инвестиционного развития, привлекательные для инвестиций отрасли, а также наиболее перспективные и значимые инвестиционные проекты, реализация которых окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования на основе оценки объективных конкурентных преимуществ поселения, населенного пункта в границах муниципального образования, на территории которого планируется инвестиционный проект.
9. Механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по реализации Стратегии, который включает этапы реализации Стратегии, комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии.
Стратегия является основой для разработки (корректировки) муниципальных программ, плана мероприятий по реализации Стратегии.
10. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период, продолжительностью более 6 лет, но не превышающий период долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, с учетом срока реализации Стратегии Томской области.
11. Корректировка и актуализация Стратегии осуществляются при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
12. Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в 6 лет.
2. Основные методические положения разработки (корректировки) Стратегии. Требования к структуре Стратегии
13. Общий объем Стратегии не должен превышать 100 страниц (включая приложения). Рекомендуется следующая структура Стратегии:
1) оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности муниципального образования;
2) стратегическая цель, цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования;
3) определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования;
4) территориальное развитие муниципального образования;
5) ожидаемые результаты реализации Стратегии;
6) сценарии социально-экономического развития муниципального образования;
7) сроки и этапы реализации Стратегии;
8) оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
9) информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
10) система управления и мониторинга реализации Стратегии;
11) иные положения.
14. Содержание разделов Стратегии.
Раздел 1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности муниципального образования.
В данном разделе приводится оценка результатов достижения показателей социально-экономического развития муниципального образования, установленных в документах стратегического планирования муниципального образования (стратегия, план мероприятий по реализации стратегии, муниципальные программы и др.) за период их реализации, предшествующий разработке (корректировке) Стратегии. Делаются выводы о причинах, ограничениях и факторах как внутренних, так и внешних, повлиявших на сложившиеся значения показателей социально-экономического развития муниципального образования.
Кроме того, в данном разделе приводится анализ социально-экономического развития муниципального образования, его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, а также осуществляется SWOT-анализ посредством отражения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития муниципального образования.
При анализе конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования имеющиеся у него ресурсы (природные, сельскохозяйственные, инфраструктурные, трудовые и т.п.) разделяются на потенциальные и актуальные. Конкурентоспособность муниципального образования определяется наличием у него актуальных ресурсов и конкурентных позиций муниципального образования по основным видам продукции и услуг на межрайонном, региональном, российском и международном рынках.
Раздел 2. Стратегическая цель, цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования.
В данном разделе на основании анализа ситуации социально-экономического развития муниципального образования формулируются стратегическая цель, цели и задачи долгосрочного развития муниципального образования.
Раздел 3. Определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования.
В данный раздел рекомендуется включать подразделы по отраслевым комплексам, занимающим ведущие позиции в экономике муниципального образования, определяющие их:
конкурентные преимущества;
перспективы развития;
внешние и внутренние рынки;
основные инвестиционные проекты и инвесторов;
отрасли, привлекательные для инвестиций;
ожидаемый результат развития отрасли.
В данном разделе рекомендуется отражать сведения о кадровом обеспечении экономики муниципального образования:
1) текущее состояние и основные проблемы кадрового обеспечения экономики муниципального образования в отраслевом разрезе, в том числе с учетом создания условий для привлечения молодых специалистов;
2) перспективную потребность в кадровом обеспечении экономики муниципального образования, рассчитанную на основе анализа данных по показателям экономического развития (объем промышленного производства, объем продукции сельского хозяйства, объем розничного товарооборота, объем платных услуг, количество создаваемых рабочих мест, объем и направления инвестиций и пр.), демографии (уровень рождаемости, смертности, миграционные потоки и пр.) и рынка труда (уровень безработицы, уровень занятости, структура занятости населения, динамика численности работников по видам экономической деятельности, численность населения трудоспособного возраста и пр.);
3) оценку дефицита/избытка собственных трудовых ресурсов муниципального образования и основные источники восполнения дефицита трудовых ресурсов, в том числе: подготовка и переподготовка кадров в системе профессионального образования, привлечение иностранных трудовых мигрантов;
4) перечень ключевых (приоритетных) профессий и компетенций, востребованных в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определенных в соответствии с направлениями экономического развития муниципального образования и предусматривающих разные уровни подготовки.
Также в данный раздел могут быть включены подразделы по основным видам инфраструктуры, отражающие развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования.
В случае выявления существенных расхождений основных положений Стратегии и схемы территориального планирования муниципального образования последнюю рекомендуется приводить в соответствие с основными положениями Стратегии.
Раздел 4. Территориальное развитие муниципального образования.
В данном разделе на основе оценки объективных конкурентных преимуществ поселений, населенных пунктов в границах муниципального образования определяются приоритеты территориального развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, выделяются территории роста, территории стабильности (неопределенности перспектив) и территории сжатия, определяется комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития территорий роста и смягчения неблагоприятных социальных факторов на территориях сжатия, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Объектами анализа в данном разделе являются объективные пространственные характеристики территории, связанные с человеческим капиталом, ресурсами экономического развития, издержками обеспечения жизнедеятельности территории, уязвимости территории в отношении природных и социальных рисков.
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В данном разделе описываются результаты, которые будут достигнуты муниципальным образованием за период реализации Стратегии в разрезе отраслей/сфер, а также устанавливаются ожидаемые показатели в разрезе каждого элемента целеполагания с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 6. Сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
В разделе приводится описание наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования с учетом сценариев, определенных в Стратегии. При выборе показателей необходимо руководствоваться рекомендуемым перечнем показателей, используемым при формировании долгосрочного прогноза развития муниципального образования.
Обосновывается выбор сценария социально-экономического развития и приводятся основные результаты долгосрочного прогноза.
Раздел 7. Сроки и этапы реализации Стратегии.
В данном разделе обозначаются сроки и этапы реализации Стратегии. Срок реализации Стратегии должен соответствовать периоду реализации Стратегии Томской области и не должен превышать срок реализации долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 8. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Содержание данного раздела включает в себя описание источников и способов финансирования Стратегии, расходы на реализацию муниципальных программ.
Раздел 9. Система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Данный раздел содержит способы и инструменты управления Стратегией. В данном разделе указываются лица, ответственные за реализацию Стратегии и контроль, в том числе по принятию управленческих решений по результатам мониторинга достижения целей и задач Стратегии. Обозначается порядок мониторинга и сроки его проведения.
Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации Стратегии на уровне муниципального образования, являются ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.
Раздел 10. Информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
В данном разделе содержится информация о действующих или планируемых к реализации муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
Организационно-подготовительный этап разработки (корректировки) Стратегии
15. Решение о разработке (корректировке) Стратегии принимается уполномоченным органом местного самоуправления.
16. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии. Разработка Стратегии может осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций путем проведения конкурса на право разработки проекта Стратегии в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
17. В случае привлечения представителей сторонних организаций и проведения конкурса на право разработки Стратегии необходимо разработать техническое задание заказчика на разработку Стратегии, которое содержит основные этапы разработки (корректировки) Стратегии, требования к содержанию работ и выходным документам.
18. В случае принятия решения о разработке (корректировке) Стратегии органами местного самоуправления самостоятельно рекомендуется сформировать межведомственную рабочую группу по разработке (корректировке) Стратегии. К разработке (корректировке) Стратегии могут привлекаться внешние организации: представители вузов, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и бизнес-сообщества, имеющие опыт разработки стратегических документов социально-экономического развития и требуемый уровень квалификации, а также независимые эксперты, население.
19. На всех этапах разработки (корректировки) Стратегии с целью обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях Стратегии проект Стратегии рекомендуется размещать на официальном портале муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сроки, позволяющие обеспечить учет мнения граждан и организаций до его внесения на утверждение.
Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта Стратегии, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления и учтены при доработке данного документа.
20. Рекомендуется разработать и утвердить план-график работы над проектом Стратегии с указанием этапов, календарных сроков и ответственных исполнителей.
При разработке (корректировке) Стратегии муниципальным образованиям рекомендуется руководствоваться планом-графиком, который приведен в таблице.
Таблица
План-график
разработки (корректировки) Стратегии
Этапы разработки (корректировки) Стратегии |
Виды работ |
Срок, ответственный исполнитель |
I этап. Организационный блок |
1. Инициация разработки (корректировки) Стратегии. 2. Определение способа разработки (корректировки) Стратегии. 3. Разработка технического задания и проведение конкурса на разработку (корректировку) Стратегии либо формирование рабочей группы по разработке (корректировке) Стратегии |
|
II этап. Аналитический блок |
1. Стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития муниципального образования. 2. SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования. 3. Анализ проблем развития муниципального образования, выбор наиболее актуальных. 4. Обсуждение результатов стратегического анализа |
|
III этап. Блок целеполагания |
1. Выбор целей и задач социально-экономического развития муниципального образования. 2. Обозначение индикаторов целей, задач, определение этапов долгосрочного развития муниципального образования |
|
IV этап. Территориальный блок |
Определение приоритетов территориального развития муниципального образования на долгосрочную перспективу на основе оценки объективных конкурентных преимуществ поселений, населенных пунктов в границах муниципального образования |
|
V этап. Отраслевой блок |
Выделение ключевых отраслей, оказывающих наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования, определение их перспектив развития |
|
VI этап. Сценарный блок |
Разработка наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования |
|
VII этап. Прогнозный блок |
1. Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования по сценариям. 2. Выбор сценария социально-экономического развития муниципального образования. 3. Определение финансовых ресурсов на реализацию Стратегии |
|
VIII этап. Заключительный блок |
1. Согласование проекта Стратегии с заинтересованными органами исполнительной власти. 2. Обсуждение проекта Стратегии. 3. Утверждение Стратегии |
|
21. В целях проработки блоков Стратегии, определения стратегической цели, целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, а также контроля выполнения работ по разработке Стратегии рекомендуется проводить стратегические сессии, круглые столы и пр. с участием заинтересованных сторон.
В целях выполнения принципа единства и целостности системы стратегического планирования, порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования рекомендуется направление проекта Стратегии заинтересованным исполнительным органам государственной власти Томской области для проведения экспертизы.
Требования к выбору методических приемов разработки отдельных блоков Стратегии. Аналитический блок
22. Анализ современного социально-экономического положения муниципального образования является исходным пунктом разработки Стратегии и выполняется в целях:
определения достигнутого уровня социально-экономического развития и оценки основных показателей социально-экономического развития муниципального образования, в том числе путем проведения мониторинга и анализа результатов реализации предыдущих документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования (стратегии социально-экономического развития, планы и т.д.);
выявления и оценки важнейших внешних и внутренних факторов, ключевых проблем, потенциала и предпосылок развития экономики и социальной сферы муниципального образования в долгосрочной перспективе;
определения места муниципального образования в экономике Томской области (с учетом специализации муниципального образования, рейтингов по основным социально-экономическим показателям развития муниципальных образований и пр.).
Разработка аналитического блока Стратегии предполагает объективную оценку показателей социально-экономического развития муниципального образования в сравнении с показателями других муниципальных образований и показателей по Томской области в целом, выполнение сравнительной оценки его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Оценка конкурентоспособности муниципального образования основывается на анализе системы индикаторов, характеризующих:
экономическую активность населения;
доходы населения;
инвестиционную активность;
активность малых и средних предприятий;
бюджетную обеспеченность за счет собственных доходов;
позиции муниципального образования на межмуниципальном, региональном и общероссийском рынках по основным видам продукции и услуг.
23. Анализ текущего состояния социального развития и выявление ключевых проблем муниципального образования проводится по следующим направлениям:
демография;
рынок труда и занятость;
уровень и качество жизни населения;
здравоохранение;
образование;
культура;
физическая культура и спорт;
жилищная сфера;
молодежная политика.
Анализируются также закономерности и проблемы расселения, формирования и развития населенных пунктов на территории муниципального образования.
24. В ходе анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования исследуются следующие характеристики:
- природно-ресурсный потенциал и географическое положение;
- производственный потенциал (уровень и темпы развития промышленного производства, уровень развития малого и среднего предпринимательства и др.);
- обеспеченность транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой;
- наличие инвестиционной инфраструктуры (особые экономические зоны, промышленные (индустриальные) парки, территории опережающего социально-экономического развития, площадки/земельные участки, пригодные для размещения производственных и иных объектов инвесторов);
- характеристики социального и трудового потенциала муниципального образования;
- возможные "точки роста".
При проведении анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования требуется выявить ключевые проблемы в использовании его инвестиционного потенциала, оценить наиболее сильные конкурентные преимущества в привлечении инвестиций в основной капитал, необходимые условия для инвестиционного развития.
25. Комплексный анализ социально-экономического положения муниципального образования включает оценку его производственно-экономического потенциала, что предполагает выявление ключевых проблем развития основных отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике муниципального образования.
В рамках развернутого анализа производственной сферы для каждого отраслевого комплекса выполняются исследования конкурентоспособности продукции, потенциала развития, оценка внешних и внутренних рынков.
Состав отраслевых комплексов, подлежащих рассмотрению в рамках Стратегии, для каждого муниципального образования определяется в индивидуальном порядке на основании сравнительной оценки современной роли того или иного комплекса (отрасли, сферы деятельности) в социально-экономическом развитии и перспектив конкурентоспособного развития, включающей оценку ресурсов, потенциала, возможностей и рисков его развития в муниципальном образовании.
В перечень отраслевых комплексов, подлежащих рассмотрению в рамках Стратегии, для каждого муниципального образования могут входить, например: добывающие производства, обрабатывающие производства, машиностроение, химический комплекс, нефтехимический комплекс, лесопромышленный комплекс, АПК, рыбохозяйственный комплекс, фармацевтическая промышленность, высокотехнологичные производства, легкая промышленность, строительный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, торговля и сфера услуг, финансово-банковский сектор и т.д.
Использование SWOT-анализа позволяет выявить сильные и слабые стороны отрасли, а также угрозы и возможности для развития, возникновение которых вероятно в прогнозируемом периоде.
В результате анализа должна быть дана оценка степени реализации потенциала отраслевого комплекса с учетом особенностей его территориального размещения и выявлены конкурентные преимущества комплекса, которые в настоящее время используются не в полном объеме.
26. Комплексный анализ экономического развития муниципального образования предполагает также выполнение анализа современного состояния различных видов инфраструктуры: транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, в результате которого выявляются ключевые проблемы развития каждого вида инфраструктуры, оценивается потенциал развития.
На основе выполненного анализа современного состояния транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры производится оценка транспортно-инфраструктурного потенциала муниципального образования.
27. В случае размещения на территории муниципального образования научной и инновационной инфраструктуры необходимо в ходе анализа провести оценку потенциала научно-инновационной сферы.
Оценка научно-инновационного потенциала муниципального образования включает анализ состояния сферы высшего образования, отраслевых научно-исследовательских организаций и академической науки, приоритетные направления их развития, эффективность взаимодействия с бизнес-структурами, с исполнительными органами государственной власти, а также с производственными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Комплексный анализ эффективности функционирования существующей инновационной инфраструктуры, в том числе с учетом ее основных преимуществ и слабых сторон, включает оценку таких ее элементов, как бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические платформы, инновационно-технологические центры и др.
28. Оценка институционально-управленческого потенциала муниципального образования включает анализ нормативной правовой базы муниципального образования, институциональных преобразований, эффективности использования различных механизмов государственно-частного партнерства, институтов развития, программного и проектного управления.
Оценка эффективности институциональных преобразований, качества созданной в муниципальном образовании институциональной среды включает комплексный анализ современного уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, позволяющий выявить проблемы, препятствующие повышению предпринимательской активности в муниципальном образовании.
Объектом анализа являются малые и средние предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Масштабы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях определяются на основе оценки количества малых и средних предприятий, численности занятых, оборота, инвестиций в основной капитал и других показателей.
29. На основе анализа в аналитическом блоке дается также оценка имеющегося природно-ресурсного потенциала и степени его использования.
Природно-ресурсный потенциал муниципального образования определяется разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов, обеспеченностью лесными, водными, рекреационными и иными природными ресурсами.
30. В результате проведенного комплексного анализа формируется характеристика муниципального образования, которая включает информацию о его географическом положении, численности населения, площади территории, запасах полезных ископаемых, а также об основных видах экономической деятельности, отраслях специализации и объемах производства отдельных видов продукции, что позволяет оценить роль и вклад муниципального образования в экономику Томской области.
Кроме того, в аналитическом блоке определяются ключевые проблемы социально-экономического развития муниципального образования, а также направления развития совокупного рыночного потенциала, пути улучшения использования ресурсов региона.
Обобщенные материалы данного этапа являются базой для разработки или корректировки Стратегии.
Блок целеполагания
31. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования являются основными элементами системы целеполагания Стратегии.
Дополнительными элементами целеполагания по усмотрению муниципального образования могут быть определены приоритеты и приоритетные направления развития.
С учетом стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования формируются цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования.
При определении стратегической цели, целей, задач и основных целевых показателей долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования основополагающей является Стратегия Томской области.
Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, сформулированные в Стратегии, должны учитывать направления деятельности организаций, расположенных на его территории и оказывающих наибольшее влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
Формулировка стратегической цели, целей, задач должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с ее реализацией.
32. В качестве стратегической цели рекомендуется выбирать одну цель, которая обеспечивается ресурсным потенциалом местного сообщества и может дать наибольший экономический и социальный эффект развития муниципального образования.
Стратегическая цель, в свою очередь, детализируется 3 - 5 целями, реализация которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования. Рекомендуется выделить следующие цели:
цель, касающаяся повышения благосостояния или качества жизни населения;
цель, направленная на рост экономического потенциала муниципального образования как определяющего условия обеспечения его конкурентоспособности на рынках товаров и услуг;
цель, направленная на развитие человеческого капитала;
цель, направленная на улучшение среды обитания.
33. При определении целей муниципальных образований необходимо руководствоваться следующими критериями:
цели должны быть сформулированы в рамках полномочий муниципального образования и с учетом специализации муниципального образования;
достижение цели можно проверить, в том числе с помощью количественных индикаторов;
реализация цели должна быть обеспечена объективными ресурсами;
цели социально-экономического развития муниципального образования согласованы и синхронизированы с системой целей развития Томской области.
34. К числу задач социально-экономического развития муниципального образования могут быть отнесены следующие задачи:
развитие инфраструктуры социальной сферы для создания условий развития человеческого капитала;
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
проведение институциональных преобразований;
развитие науки и инновационной инфраструктуры муниципального образования;
обеспечение безопасности населения;
повышение качества окружающей среды, экологии;
диверсификация экономики;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие доступа к современным информационным технологиям;
внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
развитие приоритетных отраслей;
кадровое обеспечение экономики муниципального образования и др.
35. С учетом установленных стратегической цели, целей и задач формируются ожидаемые результаты. Для каждого элемента целеполагания устанавливаются количественно измеримые или качественно обоснованные показатели, которые отражают степень достижения стратегической цели, целей и решения задач.
Показатели стратегической цели, целей и задач Стратегии формируются на основе:
показателей, установленных в отдельных указах Президента Российской Федерации;
показателей, установленных в Стратегии Томской области, в том числе планируемых в ней целевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
показателей государственных программ Томской области и муниципальных программ.
Формулировки целевых показателей приводятся в Стратегии в точном соответствии с формулировками, установленными соответственно отдельными указами Президента Российской Федерации, Стратегией Томской области, государственными программами Томской области и муниципальными программами.
Сценарный блок
36. Сценарий долгосрочного развития муниципального образования представляет собой описание картины будущего, отражающей все факторы и взаимосвязи предполагаемых событий. Сценарий развития муниципального образования формируется в рамках сценариев развития экономики Томской области. Разработка сценариев социально-экономического развития муниципального образования заключается в:
выявлении наиболее существенных факторов, влияющих на состояние каждого из направлений социально-экономического развития муниципального образования, их структурировании, определении тенденций их изменений посредством использования различных методов прогнозирования;
обосновании альтернативных сценариев будущего социально-экономической системы муниципального образования, анализе выбранных сценариев социально-экономического развития муниципального образования с позиции учета возможных противодействующих событий, оценке рисков их реализации.
Факторы, определяющие социально-экономическое развитие муниципального образования, разделяются на:
внутренние, которые формируются на основе результатов анализа развития демографических и социально-экономических процессов в муниципальном образовании, природно-ресурсного, производственного, научно-инновационного потенциалов, а также разработанных в Томской области документов прогнозного характера;
внешние, обусловленные взаимодействием социально-экономической системы муниципального образования с внешней средой.
В данном случае под внешними факторами, определяющими социально-экономическое развитие муниципального образования, понимаются общие тренды развития экономики Томской области и Российской Федерации в целом:
денежно-кредитная и бюджетная сферы (инфляционные ожидания и риски, профицит/дефицит муниципального бюджета, структура расходов бюджета муниципального образования, включающая дотации, субвенции, субсидии из бюджетов других уровней);
финансовые рынки (изменения валютных и биржевых курсов, уровень кредитования, норма сбережения домашних хозяйств);
реальный сектор (инвестиционная и экономическая активность, уровень частного потребления, ожидания и риски промышленных предприятий, тенденции на ключевых рынках производственной специализации муниципального образования);
уровень инвестиционной активности (инфляционные ожидания, уровень процентных ставок, доступность кредитования, обеспечение благоприятных условий для инвестиций, динамика потребительского и инвестиционного спросов, ограничения на средства производства);
наука и образование (активность частного сектора в НИОКР, стимулирование эффективных направлений развития науки, расходы бюджета муниципального образования);
институциональная среда (издержки бизнеса, связанные с открытием новых предприятий, инфраструктурные ограничения (логистические цепочки, транспортная инфраструктура, тарифы на перевозки и т.д.).
В зависимости от степени реализации этих факторов разрабатываются 3 качественно отличных сценария социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе:
консервативный;
базовый;
целевой.
37. Обосновывается выбор базового сценария с учетом наиболее вероятных направлений реализации внешних факторов развития, оценки динамики отдельных направлений социально-экономического развития муниципального образования, формирования стратегических направлений реализации базового сценария.
Прогнозный блок
38. В составе прогнозного блока Стратегии должны быть разработаны сценарные прогнозы показателей социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу на период реализации Стратегии.
Долгосрочный прогноз развития муниципального образования разрабатывается с целью обоснования эффективных направлений развития хозяйственного комплекса муниципального образования, обеспечивающих наилучшие результаты в социальной сфере, на основе наиболее полного использования имеющегося экономического потенциала.
Прогноз разрабатывается по вариантам, в основе которых лежат сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
Прогнозы, разрабатываемые в рамках Стратегии, должны содержать качественный анализ возможных альтернатив развития той или иной сферы, таких как реализация крупных инвестиционных проектов, которые приводят к изменению специализации экономики муниципального образования, появлению новых производств, изменению демографических тенденций, социальной политики, изменению системы расселения и т.д. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования должны содержать количественные характеристики проекта по годам прогнозного периода на среднесрочный период и по конечным годам периода реализации Стратегии на долгосрочную перспективу.
39. В качестве основных показателей, используемых при формировании долгосрочного прогноза развития муниципального образования для каждого из разработанных сценариев, могут быть рекомендованы:
среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий, рублей;
среднегодовая численность населения, человек;
темп прироста численности населения, %;
уровень младенческой смертности, на 1000 рождений;
коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек;
индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", млн. рублей;
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - по полному кругу организаций, млн. рублей;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, относящихся к промышленному производству в основных действующих ценах (итого по разделам B, C, D, E), млн. рублей;
индекс промышленного производства, в % к предыдущему году;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", млн. рублей;
индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", в % к предыдущему году;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", млн. рублей;
индекс производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации" (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
объем продукции сельского хозяйства, млн. рублей;
доля численности населения трудоспособного возраста в общей численности населения муниципального образования, %;
оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млн. рублей и в % к пред. году;
число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц и в % к пред. году;
среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), тыс. чел. и в % к пред. году;
объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территорий муниципальных образований, млн. рублей;
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя муниципального образования, кв. м;
уровень зарегистрированной безработицы, %;
обеспеченность врачами, на 10 тысяч человек;
число мест, приходящихся на 100 воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, в том числе централизованным, %;
численность населения, обеспеченного питьевым водоснабжением, чел.;
удельный вес общей площади, оборудованной газом (сетевым или сжиженным), %;
протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием, км;
удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %;
доля населения муниципального образования, обеспеченного доступом к современным услугам связи (сотовая связь, широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение), %;
объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей;
объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, тыс. рублей;
темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году;
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей;
индекс физического объема выполненных работ по виду деятельности "строительство", в % к предыдущему году;
оборот розничной торговли, млн. рублей;
индекс физического объема розничной торговли, %;
объем платных услуг населению, млн. рублей;
индекс физического объема платных услуг населению, %;
доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения муниципального образования от 3 - 79 лет, %;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %;
количество благоустроенных общественных территорий, ед.;
количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тысяч транспортных средств, человек;
количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, получивших государственную поддержку, человек;
доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %;
количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах муниципального образования, штук;
численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах муниципального образования, тыс. человек.
Возможным методом оценки эффективности реализации Стратегии на стадии ее реализации является метод сопоставления достигнутых целевых показателей перспективного развития муниципального образования с намечаемыми, а также с соответствующими показателями развития Томской области.
40. В рамках данного блока необходимо осуществить расчет потребности в финансовых ресурсах на реализацию Стратегии.
В расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Стратегии, следует включать бюджетные (за счет средств местного, областного и федерального бюджетов) и внебюджетные источники.
Оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета с учетом параметров, закрепленных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Томской области.
Привлечение средств областного и федерального бюджета для реализации Стратегии осуществляется в рамках реализации муниципальных программ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и действующими порядками финансирования государственных программ Российской Федерации и Томской области.
Перспективы и темпы социально-экономического развития муниципального образования Томской области во многом будут определяться объемами инвестиций и реализацией инвестиционных проектов, национальных (региональных) проектов.
Оценка внебюджетных средств осуществляется исходя из предполагаемых к реализации инвестиционных проектов и объема инвестиций в основной капитал частных организаций.
При оценке финансовых ресурсов следует использовать среднегодовой индекс потребительских цен по Томской области, рассчитанный Департаментом экономики Администрации Томской области.
Параметры финансового обеспечения реализации Стратегии рекомендуется увязывать с показателями бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при его наличии). Оценка финансовых ресурсов реализации Стратегии должна подразумевать изучение состава, структуры и динамики источников финансирования, определение размера каждого из ресурсов, установление факторов изменения их объема.
Отраслевой блок
41. В данном блоке рассматриваются основные отраслевые комплексы промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и пр., занимающие ведущие позиции в экономике муниципального образования, с учетом приоритетных отраслей, обозначенных в Стратегии Томской области.
По каждому отраслевому комплексу определяются:
приоритетные направления развития;
основные инвестиционные проекты.
В данном блоке обосновываются параметры развития отраслевого комплекса исходя из спроса на его продукцию (товары и услуги) на внутреннем и внешнем рынках. На этой основе определяется перспективная потребность отраслевого комплекса в производственных и инфраструктурных ресурсах.
Обзор основных инвестиционных проектов, заявленных и реализуемых в отраслевом комплексе на территории муниципального образования, включает в себя анализ каждого проекта с указанием основных его характеристик, целей, достигаемых в результате его реализации, а также эффектов для отрасли и муниципального образования, получаемых в среднесрочном и долгосрочном периодах.
На основании обобщения информации об инвестиционных проектах рассчитывается потребность отраслевого комплекса в инвестиционных ресурсах.
Перспективы развития отрасли или отраслевого комплекса должны формироваться с учетом тенденций развития производства, положения предприятий на внутреннем и внешнем рынках, конкурентных преимуществ сфер деятельности и видов инфраструктуры, их роли в хозяйственном комплексе муниципального образования.
Возможность развития отраслей и отраслевых комплексов муниципального образования основывается на:
оценке международного (в случае, если предполагается поставка продукции на международный рынок), межрегионального и внутрирегионального рынков соответствующей продукции на прогнозируемый период;
оценке конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом (в случае необходимости), межрегиональном и внутрирегиональном рынках;
определении резервов роста производства на имеющихся мощностях;
оценке возможностей ввода новых мощностей за счет собственных и привлекаемых финансовых ресурсов.
Территориальный блок
42. При разработке данного раздела Стратегии следует исходить из того, что перспективы развития муниципальных образований определяются характерными им конкурентными преимуществами и наиболее вероятен успех инвестиционных коммерческих и социальных проектов, которые реализуются на территориях с максимальными конкурентными преимуществами. На других территориях также возможно ограниченное экономическое развитие. При этом на всех территориях должны быть обеспечены условия для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных и муниципальных услуг.
Анализ территориального развития включает:
общую характеристику пространственной структуры муниципального образования, включая его административно-территориальное деление и распределение населения по поселениям, населенным пунктам;
анализ существующих проблем в сфере муниципального развития, в том числе территориальных диспропорций в распределении современного экономического потенциала муниципального образования, объектов социальной инфраструктуры, в развитии основных отраслей, а также в уровне доходов и занятости населения;
определение основных факторов (условий и предпосылок) перспективного развития населенных пунктов муниципального образования;
анализ непосредственного влияния на перспективы социально-экономического развития муниципального образования соседних муниципальных образований;
соотношение с приоритетами территориального развития, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года.
В целях учета объективной неравномерности развития муниципального образования и реалистичного определения перспектив различных территорий в его составе все административно-территориальные единицы, входящие в его состав, рекомендуется разделять на:
поселения и населенные пункты в границах муниципального образования, имеющие пространственные конкурентные преимущества и обладающие потенциалом развития (территории роста);
поселения и населенные пункты в границах муниципального образования, которые в среднесрочной перспективе будут функционировать достаточно устойчиво, однако у них отсутствуют конкурентные преимущества, способные обеспечить значимый экономический рост (территории стабильности/ неопределенности перспектив);
поселения и населенные пункты в границах муниципального образования, неблагоприятные для проживания и экономической деятельности, которые в перспективе будут сжиматься (территории сжатия).
Отнесение поселения к одной из вышеуказанных групп не означает, что все населенные пункты на его территории относятся к той же категории. На территории обладающего потенциалом развития поселения могут существовать наряду с растущими и подвергающиеся сжатию населенные пункты. В то же время, если поселение в целом относится к территориям сжатия, на его территории маловероятно наличие центров активного роста.
Анализ инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных инвестиций, в рамках Стратегии рекомендуется проводить с учетом того, к какому типу территории относится поселение и населенный пункт в границах муниципального образования, на территории которого планируется реализация проекта.
Анализ воздействия других территорий на развитие муниципального образования включает в себя:
определение территорий, влияющих на муниципальное образование, и происходящих в них процессов роста или сжатия, которые влияют на данное муниципальное образование или его отдельные территории (в этом случае территории необходимо указать);
определение направления и степени влияния;
определение организационных механизмов, обеспечивающих координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.
Заключительный блок
43. Проект Стратегии рекомендуется выносить на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта Стратегии определяются органами местного самоуправления. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях Стратегии ее проект подлежит размещению на официальном сайте органа муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок проведения общественных слушаний рекомендуется закрепить в уставе или ином правовом акте муниципального образования.
Организация рассмотрения Стратегии осуществляется администрацией муниципального образования. В рассмотрении Стратегии участвуют руководители организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, представители общественных, научных организаций, депутаты муниципального образования, главы и депутаты поселений, входящих в состав муниципального образования.
44. Рекомендуется проводить согласование Стратегии со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Томской области и структурными подразделениями Администрации Томской области, в том числе с Департаментом муниципального развития Администрации Томской области, Департаментом финансов Томской области и Департаментом экономики Администрации Томской области.
45. Рекомендуется направить проект Стратегии для рассмотрения в Ассоциацию "Совет муниципальных образований Томской области" с участием заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Томской области.
46. Утверждение Стратегии осуществляется в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами, принятыми соответствующим органом местного самоуправления.
47. Стратегия в течение 30 дней после утверждения представляется в Департамент экономики Администрации Томской области для размещения на официальном портале Администрации Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Стратегическое планирование на муниципальном уровне".
3. Основные методические положения разработки плана мероприятий по реализации Стратегии
48. План мероприятий по реализации Стратегии разрабатывается на основе положений Стратегии на период ее реализации в целях достижения целей, задач и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, обозначенных в Стратегии.
49. В План мероприятий рекомендуется включать:
- этапы реализации Стратегии, выделенные с учетом установленной периодичности бюджетного планирования: три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и три - шесть лет (для последующих этапов и периодов);
- цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, приоритетные для каждого этапа реализации Стратегии;
- показатели реализации Стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации Стратегии;
- комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии;
- иные положения, определенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
50. В указанный План рекомендуется включать мероприятия:
законодательные (нормативно-правовые);
организационные (институциональные);
экономические (экономические механизмы и инструменты регулирования развития);
научно-исследовательские;
иные мероприятия.
В качестве мероприятий могут выступать предложения: о планировании совершенствования нормативной правовой базы социально-экономического развития муниципального образования; по разработке или корректировке муниципальных программ муниципального образования, обеспечивающих реализацию Стратегии; по формированию институциональной среды в муниципальном образовании; по разработке эффективных инструментов государственно-частного и социального партнерства; по формированию финансово-организационных механизмов реализации Стратегии; по обеспечению реализации наиболее значимых проектов межмуниципального и регионального уровней, осуществляемых в муниципальном образовании; по созданию системы мониторинга и контроля реализации Стратегии.
План мероприятий рекомендуется представлять по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям и группировать мероприятия в соответствии с этапами реализации Стратегии, приоритетными для каждого этапа целями и задачами Стратегии, направлением социально-экономического развития муниципального образования (например, направленные на повышение эффективности экономики, на социальное развитие, на решение инфраструктурных проблем, на решение проблем в сфере экологии и т.д.).
51. Возможно включение в структуру Плана мероприятий дополнительных положений, определенных исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, не противоречащих Федеральному закону N 172-ФЗ.
52. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования рекомендуется утверждать постановлением исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
53. Корректировку Плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования рекомендуется осуществлять при корректировке (актуализации) Стратегии, на основании которой он был разработан, а также при существенном изменении условий реализации планируемых мероприятий (внешних и внутренних факторов), снижающих результативность и эффективность планируемых мероприятий.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке и корректировке
стратегий социально-экономического
развития муниципальных образований
Томской области и планов мероприятий
по их реализации
План
мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития
__________________________________________________
(Муниципальное образование Томской области)
N |
Наименование цели, задачи, мероприятия, ключевого события |
Содержание мероприятий (содержание мероприятия, взаимосвязь с иными мероприятиями Стратегии) |
Наименование показателя, цели, задачи/ ожидаемого результата реализации мероприятия |
Целевое значение показателя/ результата по годам реализации Стратегии |
Источник финансового/ресурсного обеспечения (муниципальная программа, субсидии, субвенции за счет государственных программ, внебюджетные источники (программы субъектов естественных монополий, иные инвесторы); иные источники финансирования) |
Срок реализации (мероприятия) (год, квартал) |
Ответственный исполнитель (органы местного самоуправления, субъекты естественных монополий и др.) |
||||
Этап реализации Стратегии | |||||||||||
I этап (20__ г. - 20__ г.) |
II этап (20__ г. - 20__ г.) |
||||||||||
1 год |
2 год |
.... |
..... |
N год |
|||||||
|
Цель 1 Стратегии |
- |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
1. |
Задача 1 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
1.1. |
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Мероприятие 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Задача 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
....... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель 2 Стратегии |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
2. |
Задача 1 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
2.1. |
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Мероприятие 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
..... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Томской области от 19 октября 2021 г. N 640-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.