Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
Раздел "Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации" прогноза социально-экономического развития Российской Федерации подготовлен на основе прогнозных данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках формирования прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. в соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", методическими рекомендациями по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. N 423, методическими рекомендациями по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, утвержденными приказами Минэкономразвития России от 13 марта 2019 г. N 124 и от 13 апреля 2020 г. N 216.
Валовый региональный продукт
По оценкам субъектов Российской Федерации, в 2020 г. в большинстве регионов (63 региона) наблюдался спад темпов роста объема валового регионального продукта (ВРП). При этом наибольший спад (на -5% и более) наблюдался в республиках Саха (Якутия), Коми, Крым, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ненецком автономном округе, Красноярском и Краснодарском краях, Томской, Новосибирской, Калужской областях.
Ожидается, что в 2021 г. более половины (56,3%) суммарного объема ВРП сформируют 12 субъектов Российской Федерации, а именно: города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский и Краснодарский края, республики Татарстан и Башкортостан. К 2024 году их доля увеличится до 68,6%.
По оценке, среди субъектов Российской Федерации наиболее высокие темпы роста ВРП по итогам 2021 г. ожидаются в Ямало-Ненецком автономном округе - 10,2%, Республике Саха (Якутия) - 8,3%, Челябинской области - 6,7%, Амурской области - 5,1%, Чукотском автономном округе - 4,7%, Краснодарском крае и Нижегородской области - по 4,5% в каждом регионе. На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост ВРП в 71 регионе.
Таблица 24. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2022 - 2024 годах
Субъекты Российской Федерации с наилучшей динамикой |
Субъекты Российской Федерации с наихудшей динамикой |
||||
субъект |
место |
темп |
субъект |
место |
темп |
Чукотский автономный округ |
1 |
113,9 |
Республика Северная Осетия - Алания |
76 |
101,5 |
Иркутская область |
2 |
107,6 |
Владимирская область |
77 |
101,4 |
Республика Саха (Якутия) |
3 |
105,7 |
Курганская область |
78 |
101,3 |
Московская область |
4 |
104,6 |
Мурманская область Республика Тыва Республика Карелия Кировская область |
79-82 |
101,2 |
Приморский край |
5 |
104,4 |
|||
Амурская область |
6 |
104,2 |
|||
Республика Адыгея |
7 |
104,1 |
Удмуртская Республика |
83 |
101,1 |
Свердловская область |
8 |
104,0 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
84 |
100,7 |
Республика Башкортостан Республика Дагестан |
9-10 |
103,9 |
Республика Коми |
85 |
99,7 |
Источник: прогнозы субъектов Российской Федерации.
Промышленное производство
По итогам 2020 г. рост промышленного производства наблюдался в 34 субъектах Российской Федерации, из них прирост на 15% и более к 2019 году зафиксирован в Республике Алтай и Республике Северная Осетия - Алания, Тюменской и Владимирской областях.
Среди 51 субъекта Российской Федерации, в которых промышленное производство по итогам 2020 г. сократилось, наибольшее падение наблюдалось в Республике Тыва (-36,9%), Приморском крае (-20,6%), Карачаево-Черкесской Республике (-11,6%), Ненецком автономном округе (-11,2%), Костромской области (-11,1%).
По оценке субъектов Российской Федерации, в 2021 году рост промышленного производства ожидается в 76 регионах, при этом максимальный прирост будут демонстрировать Республика Алтай (35,0%), Амурская область (22,0%), Калужская область (19,0%), Костромская область (14,1%), Республика Саха (Якутия) (12,6%).
Снижение более чем на 5% по итогам 2021 г., по оценке субъектов Российской Федерации, ожидается в Чукотском автономном округе (-5,5%), Республике Калмыкия (-7,3%), Красноярском крае и Республике Северная Осетия - Алания (-8,8% в каждом регионе), Сахалинской области (-11,1%).
В 2022 - 2024 гг., по оценке субъектов Российской Федерации, прогнозируется рост промышленного производства в 80 регионах.
Таблица 25. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2022 - 2024 годах
Субъекты Российской Федерации с наилучшей динамикой |
Субъекты Российской Федерации с наихудшей динамикой |
||||
субъект |
место |
темп |
субъект |
место |
темп |
Пензенская область |
1 |
111,1 |
Вологодская область Волгоградская область |
75-76 |
102,0 |
Иркутская область |
2 |
110,8 |
Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика |
77-78 |
101,8 |
Республика Дагестан |
3 |
108,9 |
Оренбургская область Ставропольский край |
79-80 |
101,7 |
Республика Саха (Якутия) Московская область |
4-5 |
108,0 |
Курская область |
81 |
101,5 |
Республика Ингушетия Республика Калмыкия |
6-7 |
107,6 |
Пермский край |
82 |
101,2 |
Республика Бурятия |
8 |
107,3 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
83 |
100,6 |
Республика Алтай |
9 |
106,2 |
Удмуртская Республика |
84 |
100,3 |
Кемеровская область Республика Башкортостан |
10-11 |
105,5 |
Чукотский автономный округ |
85 |
99,7 |
Источник: прогнозы субъектов Российской Федерации.
Инвестиции в основной капитал
В 2020 году положительная динамика инвестиционной активности наблюдалась в 34 регионах. Максимальный прирост инвестиционной активности продемонстрировали Республика Калмыкия (120,5%), Хабаровский край (24,7%), Республика Марий Эл (23,5%), Камчатский край (21,2%), Нижегородская область (20,6%), Забайкальский край (20,5%).
Спад показали 50 субъектов Российской Федерации, при этом наибольший спад зафиксирован в Республике Саха (Якутия) (-49,1%), г. Севастополе (-40,9%), Республике Алтай (-39,0%), Тульской области (-32,2%), Чувашской Республике (-24,0%) и Карачаево-Черкесской Республике (-22,6%).
В Чеченской Республике объем инвестиций в основной капитал сохранился на уровне предыдущего года.
По оценке субъектов Российской Федерации, в 2021 году рост инвестиционной активности будет наблюдаться в 60 субъектах Российской Федерации, при этом максимальный прирост ожидается в г. Севастополе (59,8%) и Чукотском автономном округе (58,3%).
В Волгоградской, Калужской и Нижегородской областях, по оценке регионов, инвестиционная активность сохранится на уровне 2020 года.
Снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал, по оценке субъектов Российской Федерации, к концу 2021 г. по отношению к 2020 году будет наблюдаться в 22 субъектах Российской Федерации. Максимальное снижение будет наблюдаться в республиках Коми (-22,5%), Алтай (-25%) и Калмыкия (-46,7%).
В 2022 - 2024 гг. рост инвестиционной активности на всем прогнозном периоде прогнозируется в 55 субъектах Российской Федерации, максимальный прирост в 2024 году ожидается в Чукотском автономном округе (53,6%), Тульской области (14,5%), Республике Башкортостан (12%), Ленинградской области (11,4%).
Таблица 26. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал в 2022 - 2024 годах
Субъекты Российской Федерации с наилучшей динамикой |
Субъекты Российской Федерации с наихудшей динамикой |
|||||
субъект |
место |
темп |
субъект |
место |
темп |
|
Чукотский автономный округ |
1 |
143,0 |
Красноярский край |
76 |
100,4 |
|
Тульская область |
2 |
113,5 |
Томская область Курганская область |
77-78 |
99,2 |
|
Ленинградская область |
3 |
113,0 |
||||
Республика Башкортостан |
4 |
111,1 |
Астраханская область |
79 |
99,1 |
|
г. Севастополь |
5 |
111,0 |
Вологодская область Республика Коми |
80-81 |
95,9 |
|
Тверская область |
6 |
110,6 |
||||
Костромская область |
7 |
108,4 |
Республика Калмыкия |
82 |
86,9 |
|
Еврейская автономная область |
8 |
108,1 |
Чеченская Республика |
83 |
86,7 |
|
Белгородская область |
9 |
106,6 |
Амурская область |
84 |
82,9 |
|
Иркутская область |
10 |
106,4 |
Республика Ингушетия |
85 |
81,0 |
Источник: прогнозы субъектов Российской Федерации.
Оборот розничной торговли
Оборот розничной торговли в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизился в 72 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение зафиксировано в Республике Северная Осетия - Алания и Алтайском крае (-8,0% в каждом регионе), Свердловской (-9,6%) и Тамбовской (-10,0%) областях.
Вместе с тем индекс физического объема оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года увеличился в 12 субъектах Российской Федерации: наибольшее увеличение в Ленинградской (6,7%) и Челябинской (4,8%) областях.
Снижение оборота розничной торговли в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации обусловлено влиянием распространения новой коронавирусной инфекции на потребительский рынок товаров и услуг, а именно: снижением покупательной способности населения, а также временной приостановкой деятельности ряда предприятий, не производящих и не реализующих товары, относящиеся к продукции первой необходимости.
По оценке субъектов Российской Федерации, индекс физического объема оборота розничной торговли в 2021 году увеличится в 78 субъектах Российской Федерации. Наибольший прирост оборота розничной торговли ожидается в Московской области (13,5%), Кабардино-Балкарской Республике (12,0%), г. Санкт-Петербурге и Республике Марий Эл (9,0% в каждом регионе). В Ненецком автономном округе и Республике Бурятия обороты розничной торговли сохранятся на уровне предыдущего года. В 5 регионах обороты розничной торговли сократятся.
В 2022 - 2024 гг., по оценке субъектов Российской Федерации, рост оборота розничной торговли прогнозируется в 75 регионах. В 2024 году наибольший рост (5,0% и более) ожидается в Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае, Московской и Омской областях.
Таблица 27. Среднегодовые темпы роста розничной торговли в 2022 - 2024 годах
Субъекты Российской Федерации с наилучшей динамикой |
Субъекты Российской Федерации с наихудшей динамикой |
||||
субъект |
место |
темп |
субъект |
место |
темп |
Кабардино-Балкарская Республика |
1 |
112,3 |
Республика Хакасия |
75 |
101,4 |
Московская область |
2 |
105,9 |
Сахалинская область |
76 |
101,3 |
Омская область |
3 |
104,7 |
Ненецкий автономный округ Рязанская область Республика Бурятия |
77-79 |
101,2 |
Тверская область |
4 |
104,4 |
|||
г. Севастополь Республика Саха (Якутия) |
5-6 |
104,3 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ульяновская область |
80-81 |
101,1 |
Белгородская область |
7 |
103,7 |
Астраханская область Удмуртская Республика |
82-83 |
101,0 |
Республика Дагестан |
8 |
103,6 |
|||
Свердловская область |
9 |
103,5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
84 |
100,4 |
Приморский край г. Санкт-Петербург Чувашская Республика Новосибирская область Воронежская область |
10-14 |
103,2 |
Республика Коми |
85 |
100,3 |
Источник: прогнозы субъектов Российской Федерации.
Социальная сфера
В 2020 году номинальная заработная плата росла во всех субъектах Российской Федерации.
По оценке субъектов Российской Федерации, в 2021 году данная тенденция сохранится во всех субъектах Российской Федерации, при этом наиболее высокие темпы роста номинальной заработной платы ожидаются в г. Москве и Тамбовской области (9,8%), г. Санкт-Петербурге (9,5%), Республике Калмыкия и Забайкальском крае (9,1%), Республике Дагестан (9,0%). Наименьший рост ожидается в Республике Коми (4,0%).
В абсолютных величинах наиболее высокие показатели номинальной заработной платы (свыше 90,0 тыс. рублей в месяц), по оценке регионов, ожидаются в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Москве, Магаданской и Сахалинской областях, Камчатском крае. Наименьшие (менее 32,0 тыс. рублей в месяц) - в республиках Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике и Ивановской области.
В среднесрочной перспективе рост номинальной заработной платы ожидается во всех субъектах Российской Федерации, к 2024 году наиболее высокие темпы прогнозируются в Алтайском крае (8,0%), Воронежской области (8,0%), Ярославской области (8,5%), Республике Башкортостан (9,0%), Новосибирской области (9,0%), Республике Дагестан (9,6%) и Республике Калмыкия (9,8%).
По итогам 2020 г. во всех субъектах Российской Федерации отмечался рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности, при этом наибольшие темпы (рост на 10,0% и более) фиксировались в республиках Дагестан, Тыва, г. Севастополе, Амурской области и Чукотском автономном округе. При этом максимальный среднемесячный доход в абсолютном выражении (более 75,0 тыс. рублей в месяц) отмечался в Чукотском, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Магаданской области и г. Москве. Чукотский автономный округ - единственный регион, в котором при высоких темпах роста показателя (5-е место) наблюдался максимальный уровень показателя (107,0 тыс. рублей).
В 2021 году рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности, по оценке субъектов Российской Федерации, ожидается в 84 субъектах Российской Федерации, в 1 субъекте Российской Федерации (Республика Марий Эл) показатель останется на уровне 2020 года.
Наиболее высокие темпы ожидаются в г. Севастополе (12,0%), Республике Дагестан (10%), Тамбовской области (9,8%), Кабардино-Балкарской Республике (9,6%), г. Санкт-Петербурге (9,0%) и Алтайском крае (8,9%).
В прогнозный период рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности ожидается во всех субъектах Российской Федерации. Наиболее высокие показатели среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2024 году (свыше 90,0 тыс. рублей) ожидаются в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Москве, Магаданской и Сахалинской областях.
О мерах региональной политики по достижению национальных целей
В целях стимулирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе повышения уровня инвестиционной привлекательности, а также достижения национальных целей, определенных Указом N 474, путем распространения действия преференциальных режимов реализуются механизмы поддержки субъектов Российской Федерации.
Одним из таких механизмов является создание особых экономических зон (ОЭЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны" на территории Российской Федерации создаются ОЭЗ по решению Правительства Российской Федерации.
Сегодня на территории Российской Федерации действуют 39 ОЭЗ четырех типов:
- 20 ОЭЗ промышленно-производственного типа;
- 7 ОЭЗ технико-внедренческого типа;
- 10 ОЭЗ туристско-рекреационного типа;
- 2 портовые ОЭЗ.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 864 резидента, из них в 2020 году - 128, в том числе, по состоянию на 31 декабря 2020 г. зарегистрировано 146 резидентов с участием иностранных инвесторов в составе акционеров (участников) и резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ с привлечением иностранных инвестиций, за период с начала функционирования ОЭЗ, из них в 2020 году - 14 резидентов. На территориях ОЭЗ резидентами создано 46 205 рабочих мест, в том числе за 2020 год 5 585 рабочих мест. На территориях ОЭЗ в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности в ОЭЗ осуществлено инвестиций, в том числе капитальных вложений, на общую сумму 538 624 млн рублей нарастающим итогом.
При этом необходимо отметить, что, несмотря на тяжелую эпидемиологическую ситуацию в связи с новой коронавирусной инфекцией, за 2020 год объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, за исключением ОЭЗ туристического кластера, вырос на 15% в отношении среднего значения аналогичного показателя за год в период с 2017 по 2021 год и составил 86 669 млн рублей.
Также в 2020 году количество рабочих мест, созданных на территории ОЭЗ резидентами ОЭЗ, являющимися субъектами МСП и (или) индивидуальными предпринимателями, увеличилось более чем на 1 200 ед. (по сравнению с 2019 г.) и составило 13 108 рабочих мест.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 643 "О порядке эффективности функционирования особых экономических зон" оценка эффективности осуществляется в отношении каждой ОЭЗ.
В 2021 году на территории Новгородской области создана ОЭЗ промышленно-производственного типа "Новгородская", 10 заявок находятся на рассмотрении в Минэкономразвития России (Ленинградская, Курская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Смоленская, Ивановская области, г. Москва, Чувашская Республика, Кемеровская область - Кузбасс). Всего до конца 2021 г. планируется создание не менее 5 новых ОЭЗ.
Механизм по созданию особых экономических зон, а также преференции, которые предоставляет указанный механизм, являются востребованными и способствуют достижению национальных целей.
Другим преференциальным режимом является создание территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (далее - ТОСЭР).
По состоянию на 1 июля 2021 г. в рамках компетенции Минэкономразвития России функционирует 92 ТОСЭР, из них: 84 ТОСЭР в моногородах, 5 - в моногородах, являющихся одновременно ЗАТО, и 3 - в ЗАТО.
По состоянию на 1 июля 2021 г. нарастающим итогом на ТОСЭР привлечено 1007 резидентов, в рамках деятельности которых создано 52 315 рабочих мест и привлечено инвестиций в объеме 138 421,32 млн рублей, в том числе 115 244,34 млн рублей капитальных вложений, объем полученной резидентами выручки - 331 641,13 млн рублей.
Таким образом, режим ТОСЭР и его преференции в достаточной мере востребованы среди территорий, на которых расположены монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода).
Минэкономразвития России разработаны механизмы поддержки субъектов Российской Федерации, направленные на создание условий для инфраструктурного прорыва субъектов Российской Федерации.
Одним из таких механизмов является механизм предоставления бюджетных кредитов для финансирования инфраструктурных проектов в регионах, который поддержан Правительством Российской Федерации.
Средства бюджета региона, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, подлежат использованию на проектирование, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, ОЭЗ, созданных в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, ТОСЭР, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда.
Отбор инфраструктурных проектов в целях предоставления бюджетных кредитов осуществляется в рамках установленных субъектам Российской Федерации лимитов бюджетных кредитов и на конкурсной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.