г. Калуга |
|
03 ноября 2023 г. |
Дело N А83-3740/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственности "Азовчане" (Республика Крым, Джанкойский район, пгт. Азовское, ул. Проездная, д. 10, ОГРН 1149102135181, ИНН 9105006172): Емлютин А.В. - генеральный директор (приказ от 13.12.2014 N 1-лс), Левиков А.В. (доверенность от 27.12.2022);
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Калужная З.С. (доверенность от 10.10.2023), Ушаков Д.Г. (доверенность от 09.11.2022);
от заместителя руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Епанова Юрия Викторовича: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Новиковой Варвары Владимировны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азовчане" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2023 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2023 года по делу N А83-3740/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азовчане" (далее - ООО "Азовчане", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2021 N 1313ВП, о признании незаконными действий должностных лиц управления при проведении внеплановой выездной проверки.
Дело рассмотрено с участием в качестве заинтересованных лиц заместителя руководителя управления Епанова Юрия Викторовича, главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации управления Новиковой Варвары Владимировны.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании представители ООО "Азовчане" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 24.11.2021 N 1313ВП проведена внеплановая выездная проверка соответствия осуществляемой ООО "Азовчане" деятельности требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации и технических регламентов.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 15.12.2021 N 1313ВП, выданы предписания от 15.12.2021 N N 02-11/130, 02-11/131 об устранении выявленных нарушений.
Постановлением управления от 28.12.2021 по делу об административном правонарушении N 02-11/123 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А83-1420/2022 обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене указанного постановления управления.
Полагая, что решение о проведении проверки от 24.11.2021 N 1313ВП и действия должностных лиц управления при проведении проверки являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "Азовчане", последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые действия совершены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
Судами установлено, что поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 09.07.2021 N ВА-П11-9302 Россельхознадзору поручено провести в 2021 году в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству и реализации свинины и продуктов ее переработки, а также по содержанию, разведению и убою птицы, хранению, производству и реализации мяса птицы и продуктов его переработки согласно перечню контролируемых лиц в соответствии с приложением N 1.
Согласно приложению N 1 к поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 09.07.2021 N ВА-П11-9302 ООО "Азовчане" включено в перечень контролируемых лиц, в отношении которых поручено провести внеплановые выездные проверки.
Таким образом, решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества принято управлением в связи с исполнением приказа руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13.08.2021 N 911 "О проведении проверок", изданного во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 09.07.2021 N ВА-П11-9302, при наличии законных оснований.
Доводы об отсутствии у управления полномочий на проведение контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов в рамках федерального ветеринарного надзора и необоснованном в этой связи применении судом к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", отклонены апелляционным судом.
Статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется, в том числе, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора.
04.07.2019 Правительством Российской Федерации утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, а также видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти (далее - Перечень).
Пунктом 13 раздела 2 данного Перечня к компетенции Россельхознадзора отнесены, в том числе: федеральный государственный ветеринарный надзор; федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения; государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов; государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор); государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1097 утверждено Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре) (далее - Положение), которым установлено, что указанный контроль (надзор) осуществляет Россельхознадзор и его территориальные органы (пункт 1); объектами государственного надзора являются: товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - подконтрольные товары); деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, предметом которой является разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон), оборот, убой животных, производство, перемещение, переработка, хранение, реализация и (или) оборот подконтрольных товаров (далее - контролируемые лица); объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров (пункт 2).
Пункт 3 данного Положения к предмету государственного надзора в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" относит соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных в том числе Техническим регламентом о безопасности пищевой продукции и Техническим регламентом о безопасности мяса и мясной продукции (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров).
В соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), отнесены, в частности, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе (код ТН ВЭД ЕАЭС 1601 00).
Пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, на данную службу возложен государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности продуктов.
Управление является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В соответствии с пунктом 6.1 данного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Из изложенного следует, что к полномочиям управления отнесен контроль за соблюдением ветеринарных требований безопасности, установленных техническим регламентом Таможенного союза к пищевой продукции и связанным с требованием к пищевой продукции процессам производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Вопрос о полномочиях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) являлся предметом рассмотрения по делу N АКПИ22-886 по административному иску ООО "Азовчане" о признании недействующими позиций 4, 6, 8 (в части), 9, 10 раздела 1 Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 22.12.2020 N 1378.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2023, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 N АПЛ23-115, в удовлетворении административного искового заявления ООО "Азовчане" отказано.
Более того, доводы ООО "Азовчане" о том, что спорная проверка проведена неуполномоченным лицом, ранее являлись предметом оценки по делу N А83-1420/2022 и признаны необоснованными. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2023, обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления от 28.12.2021 по делу об административном правонарушении N 02-11/123. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 310-ЭС23-16158 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, как установлено судами, в рассматриваемом случае при назначении контрольного мероприятия решением от 24.11.2021 N 1313ВП управление не вышло за предмет порученной ему проверки, решение о проведении проверки принято в пределах компетенции, предоставленной надзорному органу действующим законодательством, содержит все необходимые сведения о целях ее проведения, предмете, объектах, в решении также определен перечень контрольных действий с привлечением к проведению проверки соответствующих экспертных организаций и указан перечень документов, которые обществу необходимо предоставить к проверке, что в полной мере соответствует требованиям статьей 9, 15, 57, 64 Закона N 248-ФЗ. Указанных в части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубых нарушений при организации и проведении спорной проверки судами не установлено.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Вопреки доводам общества о непривлечении к участию в деле Россельхознадзора из содержания обжалуемых судебных актов по настоящему делу усматривается, что данные судебные акты делу не принимались непосредственно о правах и об обязанностях указанного лица.
Ссылка на то, что судами не дана оценка всем доводам общества, подлежит отклонению как несостоятельная, поскольку неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о наличии процессуальных нарушений отклоняются судом округа, поскольку не свидетельствуют о наличии безусловных оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2023 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2023 года по делу N А83-3740/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2023, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 N АПЛ23-115, в удовлетворении административного искового заявления ООО "Азовчане" отказано.
Более того, доводы ООО "Азовчане" о том, что спорная проверка проведена неуполномоченным лицом, ранее являлись предметом оценки по делу N А83-1420/2022 и признаны необоснованными. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2023, обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления от 28.12.2021 по делу об административном правонарушении N 02-11/123. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 310-ЭС23-16158 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, как установлено судами, в рассматриваемом случае при назначении контрольного мероприятия решением от 24.11.2021 N 1313ВП управление не вышло за предмет порученной ему проверки, решение о проведении проверки принято в пределах компетенции, предоставленной надзорному органу действующим законодательством, содержит все необходимые сведения о целях ее проведения, предмете, объектах, в решении также определен перечень контрольных действий с привлечением к проведению проверки соответствующих экспертных организаций и указан перечень документов, которые обществу необходимо предоставить к проверке, что в полной мере соответствует требованиям статьей 9, 15, 57, 64 Закона N 248-ФЗ. Указанных в части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубых нарушений при организации и проведении спорной проверки судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2023 г. N Ф10-5207/23 по делу N А83-3740/2022
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 310-ЭС24-4
03.11.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5207/2023
07.07.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1284/2023
16.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3740/2022